Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Развитие риторикиСодержание Введение…………………………………………………………………….2 I. Возникновение риторики. Античность…………………………………...3 II. Становление риторики в период Средневековья……………………...…6 III. Развитие риторики в период Ренессанса и Нового времени…………….9 IV. Риторика в XIX и XX веках………………………………………………10 V. Особенности риторики в России Нового времени……………………...11 VI. Современная школьная риторика в России……………………………..12 Список литературы……………………………………...………………..13 Введение Риторика (реторика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации вообще. Своё начало европейская риторика получила во времена Древней Греции в школах софистов, главной задачей которых являлось чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала множество правил, которые относились собственно к стилистике и грамматике. Крупнейшими теоретиками принято считать Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана.
I. Возникновение риторики. Античность Аристотель приписывал изобретение риторики Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известен тот факт, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, политическому оратору и адвокату. Он сформулировал следующее определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он первый попытался установить чёткое деление ораторской речи на части, такие как: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главной целью оратора является не раскрытие истины, а чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.[1] Труд Коракса не дошел до наших дней, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю», в котором идет речь о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и дается наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи). Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы, такие как: Ликимний, Эвен, Пол Агригентский, Фрасимах, Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, который разработал учение о периоде. Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь при этом чисто эмпирическими приёмами. В Греции III—II веков до н. э. происходит систематизация риторики. Классическую риторику принято делить на 5 частей: 1. Нахождение (инвенция) — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств. 2. Расположение (диспозиция) — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение. 3. Словесное выражение (элокуция) — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, с помощью чего формируется стиль речи. 4. Запоминание (мемория). 5. Произнесение (акцио). [2] В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях, которы в зависимости от использования стилистических средств делились на: простой (низкий), средний и высокий стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Ренессанса. После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), который заботился в своем большинстве о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, который основывался на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами. В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана. В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма направления был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, который высказывался в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря. Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.
Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 388; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |