Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Идеализм и его субъективная и объективная разновидности

Читайте также:
  1. Акцент на экономической взаимозависимости .Уходят от идеализма Канта. Тут ближе к реалистам.
  2. Вопрос 3. Абсолютный идеализм, диалектика и социально-политические взгляды Георга Гегеля
  3. Гемоглобин. Его разновидности и функции.
  4. ГЛАВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОЙ (ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЙ) СЛОВЕСНОСТИ
  5. Их разновидности и соподчиненность
  6. Культурология и журналистика: перспективы взаимодействия. Журналистика и СМИ как разновидности духовной культуры.
  7. Международная пивная терминология и разновидности пива.
  8. Модели организации гостиничного бизнеса и разновидности гостиниц
  9. Назначение и разновидности вентиляторных установок главного проветривания с осевыми вентиляторами

Идеализм – философское направление, признающее, что в основе мира лежит сознательное, духовное начало. Материя при этом рассматривается, как правило, в качестве косного начала, не способного к саморазвитию. Это не случайно: изменения в сфере духа и заметнее, и плодотворнее. Идеализм рассматривает мир по аналогии с миром культуры, где ничто не создается и не появляется без плана, идеи, воплощающихся в человеческой деятельности. В зависимости от того, какого уровня духовное начало творит мир, различают объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм или признание того, что в основе мира лежит объективное, не зависящее от сознания человека, духовное начало, и именно оно является творческой основой мира, берет свое начало с античности. Первая объективно-идеалистическая система разработана Платоном. Он обратил внимание на факт существования общих идей, на их необходимость для постижения идей конкретных вещей, и на этом построил свою систему.

Попытаемся воспроизвести логику Платона. Давайте подумаем. Когда мы сталкиваемся с конкретным явлением и хотим что-то узнать о нем, нам недостаточно просто взглянуть на него. Мы обязательно должны назвать его. Дать имя – значит, отнести предмет к какому-нибудь классу. Свойства класса нам известны, поэтому мы смело переносим эти свойства и на сам предмет, тем самым, узнавая о нем нечто такое, что не видно глазу, что невозможно потрогать, понюхать, лизнуть, но что в действительности составляет его сущность. Мы узнаем идею вещи.

Идея – эйдос важнее вещи. В ней смысл, назначение вещи, в ней ее целостность, закон устройства и функционирования, который объясняет ее конкретные особенности, в ней вечность, наконец. В самом деле, без идеи механизма любой двигатель – груда деталей. До тех пор, пока сохранилась идея, живет и потенциальная возможность вещи. Вы никогда не видели динозавра, но есть идея динозавра. Вам вряд ли приходилось видеть баллисту, катапульту, но есть их идея. Если же будет утрачена идея, то в нашем мире вместе с ней исчезнет навсегда и то, что за ней скрывается.

Что же такое идея? Мы видим конкретных лошадей, они вещественны, материальны. Идея нематериальна, невещественна: мы никогда не видели лошади вообще. Значит, идеи должны пребывать в каком-то другом, не нашем мире. Таким образом, Платон приходит к признанию необходимости существования некоего мира идей. Он существует вечно, до и независимо от нашего преходящего мира. Земной мир – лишь бледная копия мира идей. Природа к развитию неспособна. Только идея способна вдохнуть в нее жизнь и движение, совершенствование. В мире идей пребывают наши души до рождения человека и после его смерти. Приходя в земной мир, они забывают то, что видели в другом идеальном мире и только когда нам встречается совершенная вещь, наша душа начинает смутно припоминать то, что видела в мире идей.

К признанию того мир идей должен существовать приводит и другая логическая линия. Все мы стремимся к реализации идеалов. Но ведь каждый из нас знает, что идеал недостижим в нашем далеко не идеальном мире. Откуда же у нас представление об идеале, если здесь, на Земле, таких состояний нет и быть не может? Именно из мира идей.

Картина объективного идеализма Платона, вероятно, напомнила вам мотивы христианского учения. Это не случайно. Ученики Платона – неоплатоники, продолжили развитие его идей. В конечном итоге в преобразованном виде они легли в основу теоретической части нарождающегося христианства. Некоторые мотивы Платона могут напомнить и идеи индийской философии.

Следующая крупнейшая система объективного идеализма принадлежит немецкому философу Гегелю. Она достаточно сложна, отличается логической стройностью и завершенностью. В общих чертах объективный идеализм Гегеля выглядит следующим образом. Из логики Вы помните, что любое понятие схватывает сущность вещи. Понятия с большим объемом, естественно, схватывают сущность большего количества вещей, более общей области действительности. При этом все понятия, и единичные, и общие, и пустые, являются понятием как логической формой. Понятие как таковое, как логическая форма понятия, включает в себя и все многообразие мира, и в то же время схватывает сущность не только отдельных вещей или классов, но и мира в целом. Все можно помыслить с помощью понятия. В теории Гегеля появляется, таким образом, представление об абсолютной идее. Она лежит в основе мира, представляя собой, с одной стороны, ничто, небытие, поскольку не является ничем конкретным, а, с другой стороны, все, поскольку содержит в себе потенцию многообразия, его идею, представляя тем самым бытие.

Гегель рассматривает противоположность между бытием и небытием с позиций диалектики, что дает возможность представить их соотношение достигающим стадии противоречия, которое, разрешаясь, становится основой саморазвития абсолютной идеи. В ходе этого процесса происходит самопознание понятием своего содержания, и в результате материализация, овеществление абсолютной идеи, появление мира неживой, затем более сложной живой природы, человека и общества. На стадии человеческого мышления идея как бы возвращается к самой себе, в частности, в идеальных способах устройства общественной жизни. Материя в гегелевской системе косна, развитие присуще лишь идее.

Линия идеализма была бы представлена неполно, если бы мы не остановились на идеалистических идеях, связанных с творчеством собственно человеческого сознания, а не объективного духа. Это позиция субъективного идеализма. Идеи этого направления существовали в философии всегда, но развернутая концепция этого идеализма принадлежит английскому философу 17 века Беркли. Он непримиримо критиковал понятие материи и рассуждал следующим образом. Что такое тот или иной предмет? Это наше представление о форме, цвете, вкусе, запахе и т.д., ведь единственный канал нашей связи с миром именно ощущение. Значит, любой предмет существует в нашем сознании как комплекс ощущений. Причем, ощущения эти будут различаться у разных людей. Больному, пишет Беркли, и сладкое может представиться горьким. Отсюда напрашивается логичный вывод: раз каждый предмет есть комплекс ощущений, значит, и мир в целом тоже совокупность комплексов ощущений. А поскольку эти ощущения субъективны, то и представление о мире у каждого субъективно. Но мир, в котором мы живем, данный нам в ощущении только, и есть мир наших представлений. Чего нет в представлении, ощущении – нет и в мире. Отсюда еще один вывод субъективного идеалиста Беркли: существовать, значит быть воспринимаемым. Действительно, можем ли мы с достоверностью сказать, что нечто существует, если этого нет в нашем ощущении? Пахнет ли роза, когда ее никто не нюхает?

Позиция субъективного идеализма довольно логично приводит к совсем даже нежелательному с точки зрения всего нашего опыта выводу: существую только я один, ибо это единственно достоверное ощущение, с которым я никогда не расстаюсь. Эта крайняя точка субъективного идеализма получила название солипсизма. Именно ее критиковал Ленин, когда рассматривал нелепость субъективного идеализма. Ленин не был единственным критиком субъективного идеализма. Достаточно вспомнить такую эпиграмму:

мир, считал он, мое представленье,

но когда ему сын в стул булавку воткнул,

он вскричал «караул,

«как ужасно мое представленье!»

Однако, это направление вовсе не нелепо. Его представители справедливо обращают внимание на то, что было упущено другими: каждый действительно живет в своем мире, достоверное знание о котором дано нам лишь в форме собственных ощущений. И, кроме того, наше сознание действительно обладает творческим потенциалом, который в буквальном смысле творит мир каждого из нас.

Как же удается субъективному идеализму не попасть в ловушку солипсизма? Выход прост, он подсказан философским допущением о существовании у нас врожденных идей. В случае с Беркли, мысль состояла в том, что идеи, позволяющие нам найти общий язык и не замкнуться в мире своих ощущений, а, наоборот, найти между ними нечто общее, даны всем нам Богом. Это одно из интересных использований представления о наличии у нас врожденных идей.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Материализм и его исторические формы | Агностицизм и гносеологический оптимизм

Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 948; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.