Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Творческое воображение, фантазия в теории творчества

Читайте также:
  1. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  2. Аксиомы теории вероятностей
  3. Аксиомы теории вероятностей
  4. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.
  5. В элитарной теории демократии нельзя говорить о группах интересов как о субъекте ППР.
  6. Вопрос 1.3. Ранние теории управления
  7. Вопрос 2. Кардиналистская и ординалистская теории полезности
  8. Вопрос 2. Предмет экономической теории и его эволюция. Основная экономическая проблема
  9. ВОПРОС 3. Биологическое окисление. Основные положения теорий теории А.М. Баха и В.И. Палладина. Современные представления о биологическом окислении.
  10. Вопрос 4. Методология экономической теории

Любое развернутое обсуждение проблематики творчества упоминает, останавливается на феномене творческого воображения, творческой фантазии, фантазии Приступая к рассмотрению специфики данных понятий, их роли и места в теории творчества, прежде всего, укажем на то, что содержание понятий «творческое воображение» и «фантазия» или «творческая фантазия» очень близки. В связи с этим возникает первый вопрос, что более теоретично и прагматично для теории творчества, считать их синонимами или стремиться описать наличные тонкие в данном случае тонкие отличия? Нам кажется, что существующие здесь нюансы отличий между понятиями (творческое воображение звучит более положительно, чем фантазия и т.п.) не настолько существенны, чтобы дать что-то важное для теории и, особенно, практики творчества. Поэтому мы считаем, что целесообразно в теории творчества считать слова «творческое воображение», «творческая фантазия», «фантазия» синонимами.

Если мы рассматриваем феномен «воображения» как что-то самоценное вне упоминания теории творчества, то логично выходим на органичность и важность появления понятия «творческое воображение». Любое гносеологическое определение воображения указывает на то, что деятельность воображения состоит в создании представлений и мысленных ситуаций, характеризующихся тем или иным отходом от реальности, точнее, поскольку любое простейшее восприятие не является зеркальным отражением реальности, в феномене воображения фиксируется более сильный отход от привычного, обычного восприятия реальности. Подобный отход, объективно, предполагает какой-то новый еще не известный здесь результат, отсюда, вполне естественно, более точно характеризовать воображение как творческое, т.е. производящее новое. Этот ход мысли вполне законен, но все изменяется, как только мы берем его в контексте теории творчества. В этом случае мы должны доказать, что слова «творческое воображение» фиксируют что-то важное, новое, необычное в понимании творчества. Задавшись последним вопросом, мы не нашли здесь ничего такого. Точнее, мы не нашли ничего важного применительно к двум возможным здесь аспектам связи «творческого воображения» и теории творчества. Во-первых, в понятии «творческое воображение» может фиксироваться сам непосредственный акт творчества. Но он уже отражен и теоретически рассматривается в теории творчества при анализе понятий «творчества», в феномене «эврика», «вдохновения» и др. Во-вторых, в понятии «творческое воображение» можно акцентировать наличие некой способности или условий способствующих творчеству. И снова мы сталкиваемся с тем, что вся эта проблематика уже рассматривается в теории творчества в контексте более весомо связанных с тематикой творчества понятий и представлений. В частности, при обсуждении проблематики внерационального творчества в данном разделе.

Подводя итог анализа вынесенной в название параграфа проблеме, укажем на следующее. Собственное развитие теории творчество делает понятие «творческого воображения» ненужным, вносящим излишние повторы и сложности при отражении феномена творчества. Возможно, слова о творческом воображении можно упомянуть – вне какой-либо претензии на его дальнейшую понятийную важность – при начальной постановке проблемы творчества, при показе того, что уже любое восприятие в строгом смысле всегда есть творчество (например, в силу уникальности каждого мгновения жизни). В заключение согласимся с тем, что наше решение может кому-то показаться неверным, и есть старые тексты, в которых высказываются любопытные соображения о творчестве в рамках обсуждения феноменов «творческого воображения», «творческой фантазии» или «фантазии». Следовательно, нужно не только пытаться избавить теорию творчества от ненужных понятийных усложнений, но и благоразумно постараться не упустить чего-то важного для нее, которое до сих пор может находиться и сейчас продолжает появляться при упоминании феномена «творческого воображения».

 

Вопросы для самопроверки и развития творческого мышления

1. Насколько полными и точными являются выделяемые субъективные характеристики протекания творческого процесса?

2. Дайте свою оценку точности и перспективности для мысли позиции И. Канта по отношению к феномену внесубъектного понимания творческого процесса?

3. Какие народные средства активизации творчества как внерационального процесса вы знаете?

4. Насколько продуктивна методика активизации творческой активности В.Л. Райкова применительно к научно-технической деятельности, творчеству?

5. Насколько продуктивен сюрреалистический метод «изысканный труп» для активизации научно-технической деятельности, творчества?

6. Что такое и насколько способна активизировать научно-технической деятельности, творчества «Mind machine»?

7. Дайте современное определение интуиции.

8. Создайте интеллект-карту учебного параграфа о «взаимосвязи чувственного и рационального и проблеме активизации внерационального творческого процесса».

9. Дайте определение творческого воображения.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Взаимосвязь чувственного и рационального и проблема активизации внерационального творческого процесса | Брадилалия, тахилалия, спотыкание// Расстройства речи у детей и подростков

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 459; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.