Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Читайте также:
  1. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  2. Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности
  3. Блок 3.2. Лекция 9. Опасности техногенного характера
  4. Введение
  5. Введение
  6. Введение
  7. Введение
  8. Введение
  9. Введение
  10. Введение

1. Возникновение философии.

2. Рабочие определения и метафоры.

3. Основной вопрос философии.

4. Соотношение философии с другими формами культуры.

5. Структура философского знания.

6. Функции философии.

 

Возникновение философии.

Сам термин «философия» появился благодаря древнегреческому философу Пифагору (5 в. до н.э.) и означает любовь к мудрости. В самом термине подчеркивается отличие философии от самой мудрости: философия – это не готовое знание, нечто раз и навсегда данное, что можно выучить, затвердить и использовать, а стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, что-то находящееся посередине между мудростью и невежеством, знанием и незнанием.

Предпосылкой к появлению философии является развитие цивилизации, изменение общественной жизни и, как следствие, изменение сознания людей. По сути, философия возникает как реакция на кризис мифосознания, на неспособность мифа объяснить происходящие в жизни людей изменения. Приблизительно можно датировать это серединой первого тысячелетия до н.э. Появление философии связано с появлением рационального сознания, поэтому на протяжении длительного периода времени философия и наука были тесно связаны, до 17 в. философия включала в себя весь комплекс научного знания («Философия – царица наук», «Философия – мать науки»), их размежевание началось позже.

Рабочие определения.

1. Философия – наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления.

2. Философия – теория о предельных вопросах бытия.

3. Философия – трансформация наличной действительности в проблему и ее решение.

4. Философия – поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Метафоры:

1. Философия – эпоха, схваченная в мысли (Гегель).

2. Философия – тяжелая работа с понятием (Гегель).

3. Философия – такое вопрошание, при котором сам вопрошающий попадает под вопрос (М. Хайдеггер).

4. Философия – «ничейная земля» между религией и наукой (Б. Рассел).

Основной вопрос философии.

Благодаря Ф. Энгельсу в философии сложилась традиция считать основным вопросом философии вопрос о том, что первично – дух или материя (лежит ли в основании мира материальное или духовное начало). В зависимости от того, какое начало тот или иной философ считает первичным, философов можно поделить на материалистов и идеалистов. Разумеется, отнюдь не все философы считают подобное деление и саму постановку основного вопроса корректной. Так, например, после появления в 20 в. понятия информации и затем превращения этого понятия в одну из фундаментальных философских категорий современности (информационное общество и т.д.) строгая дизъюнкция (либо…, либо…) между материей и духом является некорректной (информация – это и не материя, и не дух), соответственно, сам вопрос в подобной формулировке может считаться устаревшим. Следует отметить также, что ОВФ далеко не для всех философов и направлений является основным. Например, философ-экзистенциалист А. Камю (20 в.) считал, что основным вопросом философии должен стать вопрос о самоубийстве: стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить? Для философа 17 в. Ф. Бэкона главный вопрос философии – о расширении могущества человека над природой, для философа 18 в. Гельвеция – вопрос о сущности счастья и т.д.

Соотношение философии с другими формами культуры.

Чтобы понять, что такое философия, необходимо рассмотреть ее в контексте культуры и мировоззрения. Под культурой будем понимать совокупность форм духовной жизни общества, исторически возникших на определенном уровне развития цивилизации. В качестве таковых форм можно выделить науку, религию, искусство, философию, образование, технологии и т.д. При этом, естественно, возникает необходимость в отграничении философии от этих форм, поскольку в культуре они все взаимосвязаны.

Кроме того, говоря о специфике философии, мы обязательно столкнемся с мировоззрением: мировоззрение формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры, философия же играет важную роль в решении мировоззренческих проблем. Итак, мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. Мировоззрение является интегральным образованием, содержащим различные компоненты: знания, ценности и нормы, убеждения и верования, а также обычаи, традиции, практический опыт. В зависимости от содержания можно выделить следующие типы мировоззрения:

1) мифологическое;

2) обыденное;

3) религиозное;

4) научное;

5) художественное;

6) философское – оно представимо на различных уровнях, представляя собой теоретическое ядро мировоззрения.

Итак, мифосознание было исторически первым типом мировоззрения. Миф (от греч. Mythos – слово, предание, сказание) – это специфическое образное синкретическое мировоззрение, исторически предшествующее появлению рационального мышления и характеризующееся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях и процессах. Миф характерен не только для ранних этапов эволюции человечества, но присутствует и в мышлении современного человека (социальные и политические мифы). Напомним, что философия как рациональное сознание появилась как реакция на кризис мифа. Основные черты мифологического мировоззрения:

1. Отсутствие рефлексии, т.е. работы сознания над собственным сознанием. Нет обоснования, все принимается на веру. Это основное отличие мифа от рационального сознания (философии, науки).

2. Авторитарность, т.е. наличие заданной авторитетом точки зрения на происходящее.

3. Антропоморфизм (перенос свойств человека на весь окружающий мир, представление о родственной связи сил и явлений природы и человеческих коллективов) и одушевление природы. Природа, человек и боги нераздельны, существуют в одном пространстве и обладают сходными физическими свойствами.

4. Эмоционально-образная форма, т.е. мышление образное, а не понятийное.

5. Утилитарная направленность, т.е. тесная связь мировоззренческих проблем с практическими задачами (урожай, удача в битве, защита от голода и болезней и т.д.).

Основная тематика мифов:

1. Космическая тема (космогонические мифы): происхождение и строение Вселенной, важнейшие явления природы (затмения, наводнения, падения метеоритов).

2. Тема человека: происхождение человека, стадии его жизни, проблема жизни и смерти.

3. Тема культуры: проблема культурных достижений (добывание огня, изобретение ремесел, обряды и т.д.).

В силу названных черт мифосознание является основным для традиционного общества (т.е. такого, в котором образ жизни людей складывается и передается из поколения в поколение, не изменяясь, миф выполняет функцию культурного предания, истории народа. Как только темпы жизни изменяются (развитие цивилизации), миф перестает работать и появляются другие формы сознания (религия, философия).

Обыденное мировоззрение – мировоззрение, основанное на повседневном житейском опыте и здравом смысле. Основные характеристики:

1. Беспроблемность (не существует ситуации незнания). Обыденное знание носит рецептурный характер, т.е. всегда известно, как и что надо делать в любом встречающемся в повседневном опыте случае. Поэтому в обыденном знании представлены только трудности, а не проблемы. Проблемой будем называть такую ситуацию, когда на возникший вопрос отсутствует не только очевидный ответ, но и сам путь решения. Именно эта черта отличает обыденное знание от философского и научного.

2. «Наивный реализм» - мир таков, как мы его себе представляем. Отсюда вытекает вера в естественность когда-то найденных способов жизни, убеждение, что все люди живут точно так же, и только так и можно жить. Отсюда консерватизм, опора на традицию, поскольку любая новизна вносит неожиданность и увеличивает неопределенность.

3. Ситуационность, отсутствие абстракций. В повседневном опыте даны только конкретные вещи, поворачивающиеся всегда конкретными сторонами, и конкретные ситуации. Поэтому для обыденного сознания нет необходимости использовать абстракции (в опыте они никак не представлены). Абстракции сводятся к конкретным вещам, понятия – к образам, и т.д.

4. Утилитарность: вещи оцениваются с точки зрения функции (полезно - вредно), а не структуры (истинно – ложно). Полезность и вредность зависят от цели человека, а не от свойств самой вещи, поэтому в обыденной жизни человек воспринимает все как то, что можно использовать.

5. Неспециализированность: слова используются одновременно для описания, оценивания и эмоционального отношения, все слова многозначны.

Можно заметить в обыденном мировоззрении много общего с мифом. По сути, миф и начинается тогда, когда принципы обыденного сознания распространяются на понимание мира в целом, утверждаются в качестве единственно возможных.

Религия (от лат religio – благочестие, святость) – это форма мировоззрения, фундаментом которой служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в жизни каждого из нас. Структурно религия представляет собой сложный комплекс, основными компонентами которого являются:

1) объект веры и поклонения, имеющий сверхъестественный, трансцендентный миру характер, в отличие от богов в мифе;

2) вера в существование такого сверхъестественного объекта и в возможность общения с ним, в авторитет священных текстов, пророков и т.д. В отличие от мифа, религиозная вера – это не просто доверие к сказанному, некритическое восприятие какой-либо информации, а личная убежденность в истинности религиозных догматов;

3) культ, т.е. вся совокупность действий, совершаемых верующими с целью поклонения Богу (богам);

4) учение, теоретическое ядро религии, создаваемое обычно специально подготовленными людьми, философами, богословами;

5) община, церковь.

Что касается заметных сходств философии и религии, то обе они предназначены для разрешения мировоззренческих вопросов в жизни людей, и в этом смысле обе воздействуют на сознание и поведение человека; на протяжении долгого времени (все Средневековье) существовали в неразрывном единстве, имеют общее ядро, точку пересечения (религиозная философия, философия религии). При этом наряду со сходствами еще раз выделим серьезные различия между философией и религией:

1. Религия основана на вере (эмоциональный компонент), философия же рациональна (основана на разуме, обосновании). Для верующего вопрос о существовании Бога, об истинности догматов не имеет смысла в силу самоочевидности ответа. Философия же насквозь пропитана сомнением, рефлексией.

2. Религия авторитарна и догматична (существует единый набор правил в данной религии, разделяемый всеми верующими, как не подлежит сомнению и авторитет пророков, священства и т.д.). Философия к любым авторитетам относится критически, «любой философ всегда начинает с критики предшественников и учителей», философия основана на свободомыслии.

3. У философии есть свой собственный язык, категориальный аппарат, религия в нем не нуждается, т.к. не является теоретической деятельностью.

4. Религия – массовое сознание, философия была и остается в настоящее время элитарным сознанием («Философия – это не для сапожников» (Вольтер)).

Наука (греч. Episteme, лат. Scientia) – сфера познавательной деятельности людей, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности с целью их последующего практического применения. Первоначально научная деятельность развивалась в рамках философии, и отделилась от нее относительно недавно, в 16 – 17 вв. С этого момента и возник вопрос о том, является ли философия наукой, вопрос, не имеющий пока однозначного разрешения. У философии и науки есть как сходные черты, так и моменты, позволяющие их разделять. Итак, посмотрим сначала сходства:

1. Рациональность: и философия, и наука целесообразны, т.е. имеют в своем основании определенные цели, набор средств (методов), специфический предмет (объект) деятельности, язык, правила и т.д.

2. Системность: и научное, и философское знание имеет целостный характер, т.е. является теорией.

3. Доказательность: в философии, как и в науке, всегда наличествует обоснование, аргументация.

Различия удобно рассмотреть с помощью критериев научности, т.е. признаков, по которым можно отличить научное знание от того, что им не является. В качестве основных выделим следующие:

1. Верифицируемость – это проверяемость теории на истинность с помощью опыта (наблюдений, данных эксперимента и т.д.). По данному критерию философия не проходит, т.к. философские утверждения («В основе развития природы лежит саморазвитие духа», «Самый главный философский вопрос – это вопрос о самоубийстве» и т.д.) эмпирически не проверяемы.

2. Фальсифицируемость - принципиальная опровержимость научного знания в опыте; религия и философия неопровержимы.

3. Парадигмальность – признание научным сообществом какой-либо парадигмы в качестве ведущей, эталонной для всех ученых. Парадигма (греч. «образец») – это фундаментальная теория, которой в настоящее время придерживается большинство в научном сообществе. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, каждый мыслитель создает собственную философскую систему.

4. Объективность –независимость полученного результата от личности получившего его ученого. Чтобы стать теорией, гипотеза должна пройти множество проверок и быть подтвержденной любыми другими учеными в других лабораториях. Философская же система, как любое другое гуманитарное знание, всегда несет на себе отпечаток личности ее создателя: его жизненного опыта, национальности, темперамента и т.д.

Кроме того, можно заметить и другие различия философии и науки. Выделим их:

1. По выбранному объекту: для науки характерна четкая фиксация объекта в рамках конкретной предметной области, любая наука рассматривает определенный фрагмент мира. Философия же стремится к целостному постижению Универсума, в ней практически отсутствуют локальные вопросы, философские проблемы носят сквозной характер.

2. По языку: в каждой области научного знания принята своя специальная терминология, закрепленная за этой областью, и эта терминология строго обязательна для всех ученых данной предметной области (однозначность). В языке философии нет однозначности, т.к. философия оперирует категориями – понятиями предельной степени общности, которые в силу своей всеобщности не имеют жестко фиксированных значений (бытие, материя, сознание и т.д.).

3. По развитию: если взглянуть на историю науки и сравнить ее с историей философии, историей культуры, то легко заметить, что в науке со временем происходит вытеснение одних знаний другими, более новыми, более точными, более совершенными. Сейчас никому и в голову не придет изучать физику по текстам древних греков. Иными словами, наука развивается линейно, каждый последующий этап вытесняет предыдущий. К истории философии, как и к культуре, понятие прогресса не применимо. Из того, что Пресняков живет позже Моцарта, не следует, что музыка Преснякова гораздо лучше музыки Моцарта. По этой же причине в философии нет раз и навсегда решенных проблем, философские вопросы часто называют вечными, они решаются каждой эпохой и каждым человеком по-своему.

4. По фундаменту: т.к. философия основана на рефлексии (оборачивании мысли на саму себя), она постоянно занята пересмотром своих собственных оснований. Наука же не задается вопросом, как она возникла и как возможна, в чем ее специфика и отличие от прочих. Наука при всей своей рациональности не может обойтись без элемента веры, для того чтобы получить практический результат, при всей доказательности наука не может обойтись без недоказуемого (аксиомы, постулаты), философия же стремится расшатать любые свои основания.

5. По национальной принадлежности: не существует немецкой, русской, японской и т.д. математики, химии, таблицы тригонометрических функций, зато существует немецкая, китайская, русская философия. Философские идеи и теории нельзя оторвать от конкретной национально-исторической почвы, из которой они появляются, от менталитета, традиций данного народа.

Таким образом, между философией и наукой имеются достаточно значимые различия, позволяющие сделать вывод о том, что на сегодняшний день философия наукой не является. Из этого, правда, нельзя вывести и то, что в дальнейшем философия и наука снова не сблизятся, т.к. все формы культуры исторически изменяются.

Искусство – форма духовной жизни, сущность которой состоит в вызывании эмоциональных состояний ради самих эмоциональных состояний через систему художественных образов. Элемент, объединяющий философию и искусство, достаточно заметен: уникальность результата, личное творчество. Однако можно ли на этом основании отождествлять философию и искусство? Искусство базируется на эмоциональной сфере, оно существует как самовыражение как автора, так и «потребителя» предмета искусства, придавая ощущение полноты жизни. Эмоции всегда субъективны, в силу этого каждый человек может видеть одно и то же художественное произведение по-своему, здесь не может быть стандарта. Мысль философа в этом смысле интерсубъективна, ориентирована на диалог с другим сознанием, на то, чтобы ее поняли, философия рациональна.

Таким образом, сделаем вывод о том, что философия в силу своей специфики не может быть сведена ни к какой из прочих форм культуры, с каждой их них она имеет и сходства, и различия.

Структура философского знания.

Будучи рациональной деятельностью, философия имеет свою собственную структуру, порожденную ее проблемным полем.

1. Онтология (греч. Ontos - сущее)– учение о бытии. Она рассматривает проблемы устройства мира, сюда входят такие понятия, как материя, движение, пространство, время, существование и т.д.

2. Гносеология (греч. Gnosis - знание)– теория познания, рассматривающая вопросы о возможностях и границах нашего познания, об истине и т.д.

3. Аксиология (греч. Axios - ценный) – теория ценностей, рассматривающая вопросы о благе, ценностях, смыслах и т.д.

4. Социальная философия, рассматривающая общество как макросистему, развитие общества, взаимоотношения общества и личности и т.д.

5. Антропология (греч. Antropos - человек)– учение о человеке (природа, сущность человека и т.д.).

6. История философии, где рассматривается изменение философии во времени.

7. Этика, эстетика, философия истории, философия религии, философия права, философия науки и техники и т.д.

Функции философии.

Иными словами, вопрос о функциях философии – это вопрос о том, зачем она нужна, какую роль играет в обществе, по отношению к культуре и т.д. Выделим следующие основные функции:

1. Мировоззренческая: философия способствует формированию целостной картины мира, дает представление об устройстве мира и месте человека в нем.

2. Методологическая: вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, претендует на роль всеобщего метода познания. По отношению к науке философия содействует приросту научного знания, координирует применение методов в процессе научного исследования и т.д.

3. Познавательная: вырабатывает понятийный аппарат, изучает формы мышления, законы и сам механизм познания.

4. Критическая: подвергает сомнению окружающий мир и существующие знания, разрушает догмы и стереотипы с целью модернизации знания и увеличения его достоверности.

5. Аксиологическая: оценивает явления окружающего мира и события с точки зрения различных ценностей, играя роль «сита», отфильтровывающего все ненужное, отжившее.

6. Социальная: объясняет функционирование общества, его возникновение и движущие силы, указывает пути совершенствования общества, устранения существующих недостатков.

7. Воспитательно-гуманитарная: культивирует гуманистические ценности и идеалы, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире.

8. Прогностическая: помогает на основании имеющихся знаний прогнозировать тенденции развития, будущее сознания, человека, познавательных процессов, природы и общества.

ЛЕКЦИЯ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

1. Периодизация.

2. Возникновение античной философии.

3. Древнегреческая натурфилософия.

4. Философия классического периода.

5. Эллинизм.

6. Характерные черты античной философии.

Периодизация античной философии.

Под античной философией принято понимать философию Древней Греции и Рима (от лат. Antiquitas – древний, классический). Условные хронологические границы: 6 в. до н.э. (первая философская школа в г. Милете) – 5 в. н.э. (падение западной Римской империи. Или 529 г. – закрытие последней неоплатонической школы).

6 – 5 вв. до н.э. – натурфилософский период (досократический). Сюда входят: Милетская школа, Элейская школа, Гераклит Эфесский, атомисты, Пифагор. В целом этот период еще называют архаическим.

5 – 4 вв. до н.э. – классический период, к которому относят учения Сократа, Платона и Аристотеля. Иногда его предваряют гуманистическим периодом в лице софистов и Сократа.

Конец 4 в. до н.э. – 3 в. н.э. – эллинистический период, представленный этическими школами стоиков, эпикурейцев, скептиков. Оставшееся время представлено в основном неоплатониками.

В основании данной периодизации лежит проблематика, т.е. круг вопросов, освещаемых представителями и направлениями периода.

Возникновение философии в Древней Греции.

Итак, греческая философия начинает складываться в 7 – 6 вв. до н.э., основанием для датировки выступает первая философская школа, существовавшая в г. Милете, что в Ионии. При этом возникает сразу несколько вопросов: 1) почему именно там? 2) почему именно в это время? 3) откуда нам это известно? Собственно, место действия лишь подчеркивает специфику географического положения Греции в целом и во многом объясняет складывание рационального мышления у греков. Как известно, Греция занимает приморское положение (омывается Средиземным и Эгейским морем), что, наряду с прекрасным климатом, дало мощный толчок к развитию торговых, политических и культурных связей. Интенсивное общение с Востоком расширяло представление греков о мире и увеличивало их «любопытство». Милет же в это время был наиболее развитым в экономическом отношении городом, находясь в непосредственной близости к морю. Шло складывание греческой цивилизации, что не могло не отразиться на мышлении людей. Как уже говорилось, до появления философии в сознании людей господствовал миф, само становление философии в традиции именуется переходом от мифа к Логосу (греч. Logos – слово, мысль, разум, закон, порядок), т.е. это переход от мифомышления к мышлению рациональному. Сам этот переход, разумеется, не мог быть внезапным. И вот здесь, при разговоре о предтечах философии, возникает проблема исторической достоверности. Дело в том, что первоисточников из данного времени не сохранилось, мы воспроизводим происходящее по текстам более поздних авторов, так называемым доксографам – «собирателям мнений». В частности, у доксографов встречаются упоминания о семи греческих мудрецах, живших в 7 в. до н.э. Одним из них ряд доксографов считает Фалеса, основателя Милетской школы. Мудрецы были авторами афоризмов: «Ничего сверх меры», «Познай себя», «Никому не рассказывай о задуманном деле, пока не свершишь его: не выйдет – засмеют», «Люби законы старые, а яства свежие» и т.д. Во-первых, по жанру это именно мудрость, житейский опыт, а не философия. Во-вторых, неясны списки самих мудрецов: все доксографы уверены, что мудрецов было 7, но при этом списки в каждом источнике разные. Налицо типичный миф. Есть соблазн вести отсчет начала философии от мистерий (таинств, представлений, имеющих сакральный, эзотерический смысл) и прочих тайных культов, мистических учителей и т.д. Но здесь опять та же проблема достоверности, т.к. это знание было тайным, все участники были связаны обетом молчания. Таким образом, за точку отсчета берется Милетская школа, представленная Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром, поскольку о них хоть что-то известно достоверно: примерное время жизни (точные годы рождения греческих философов установить трудно, т.к. греки фиксировали не год рождения, а так называемое акме – время наивысшего расцвета человека), род занятий (например, Фалес был зажиточным землевладельцем), достижения.

Натурфилософский период (философия досократиков).

Итак, ранняя греческая философия называется натурфилософией, или физикой (греч. «физис» - природа), поскольку она была посвящена исследованию природы. Основной философской проблемой этого периода был поиск первоначала (архе): откуда все возникло? Так, у Фалеса (7 – 6 вв. до н.э.) первоначалом была вода («Все из воды»), в силу того, что вода очень распространена в природе, в живой и неживой. И здесь возникает вопрос о том, почему поиски первоначала – философия? Ведь в любом мифе тоже содержится космогоническая версия, откуда все произошло. Однако нигде в мифе нет обоснования, почему именно так, как говорится в мифе; первые философы же начинали с аргументации. Причем сама аргументация («Посмотрите, сколько кругом воды») тоже показательна: эмпирическое обоснование характерно для науки, из чего можно сделать вывод о том, что натурфилософские поиски предопределили дальнейшее развитие науки, само обращение мышления вовне, к опыту обусловило появление науки именно в западной цивилизации, а не на Востоке. Например, помимо философии Фалес занимался геометрией (ряд теорем и их доказательств), астрономией (предсказал солнечной затмение), был первым человеком в истории, который исследовал электрические явления (ему принадлежат первые сведения о том, что янтарь (греч. «электрон») приобретает при трении свойство притягивать легкие тела, а также, что магнит может притягивать железо). Еще одной интересной идеей Фалеса был гилозоизм – признание одушевленности всей природы («Мир полон богов».

Последователи Фалеса Анаксимандр (611 – 546) и Анаксимен (588 – 525) также занимались поисками первоначала. У Анаксимандра первоначало – апейрон (по-греч. «беспредельное, неопределимое», которое не является ни одной из природных стихий, но из него возникают все прочие. Позднейшие интерпретаторы видят в апейроне материю. У Анаксимена – воздух, и все происходит от сгущения и разрежения воздуха. В 494 г. до н.э. в Милете произошло крупное восстание, в результате которого город был разрушен, что привело к прекращению деятельности Милетской школы.

Гераклит из Эфеса (к. 6 – н. 5 в. до н.э.) был прозван современниками Темным и за непонятность речей, и за затворнический образ жизни. Происходил из царского рода Кодридов, много путешествовал, поселился в Храме Артемиды. До нас дошли несколько его изречений, по которым и воспроизводится его учение. Первоначалом он считал огонь, называя его Логосом: «Не мне, но Логосу внимая, надо признать, что все едино…». Огонь является метафорой всеобщего непрекращающегося движения и изменения. Всем известен афоризм Гераклита «Все течет, все меняется, в одну реку нельзя войти дважды». Иными словами, мир не есть нечто статичное, он – процесс. Источником же появления нового выступает борьба: «Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и все происходит через борьбу и по необходимости. Одним вражда определила быть богами, другим – людьми, одним – рабами, другим – свободными. Борьба – отец всего и всему царь». Изменение, по Гераклиту, - результат борьбы противоположных начал. Жизнь и смерть – тоже непрерывно борющиеся противоположности. Борьба противоположностей составляет суть жизненного процесса, она оказывается той гармонией, на которой держится целое: «Противоположность сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и через распрю все создается». Впоследствии в этом был увиден диалектический закон единства и борьбы противоположностей.

Другая знаменитая философская школа – Элейская – находилась в западной части Греции и была представлена Парменидом, Зеноном, Мелиссом. Идейным предшественником элеатов считают Ксенофана из г. Колофона (570 - 470), который, в свою очередь, учился у Анаксимандра. Свои воззрения Ксенофан выразил преимущественно в сатирических стихах. Он критиковал греческие представления о богах как антропоморфных, противопоставляя им своего единого Бога – Сфайроса, который един со всей природой (пантеизм – отождествление Бога и природы).

Парменид (ок. 540 – 470, хронология не определена, но акме приходится на 504 – 501 гг.) впервые ввел в философию категорию бытия. В своей поэме «О природе» он высказался так: «Быть или вовсе не быть – вот где разрешенье вопроса». Все едино, и все есть бытие, не бытия нет, поскольку его нельзя помыслить. Поэтому невозможен переход от небытия к бытию, а следовательно, нет движения. Это центральная идея всей Элейской школы.

Мысль о невозможности движения продолжена учеником Парменида Зеноном Элейским (490 - 432), выразившим ее в своих апориях (греч. «затруднение». Самые известные: «Ахиллес и черепаха» (где доказывается, что самый быстрый из людей (Ахиллес) никогда не догонит самое медленное существо (черепаху), если оно вышло в путь раньше него), «Стрела» (где доказывается, что летящая стрела на самом деле не движется), «Дихотомия» («деление пополам»: Зенон доказывает, что тело не может сдвинуться с места, т.к. движение не может ни начаться, ни закончиться). Несмотря на явное противоречие здравому смыслу, эти апории повлияли на создание математической теории предела. Мелисс же никаких особенных открытий не сделал, но пропагандировал взгляды элейцев.

Пифагор с о. Самос (580 - 500) известен не только как автор термина «философия», но и как выдающийся математик, а также музыкант, религиозный мыслитель, мистик. Пользуется известностью его школа, над входом в которую было написано: «Да не войдет сюда никто, не сведущий в геометрии». Первоначалом он считал число. Священное число – единица – неделимая, двоица, триада объединяет первые два числа, делится только на себя, четверица – мистическое число, декада и четверица тождественны. Единица соответствует точке, двоица – линии, триада – поверхности, четверица выражает объем, пять (3+2) – символ брака, Афродиты, 7 – Артемиды, «нерождающая». Числу он приписывал ряд пар противоположностей (четное – нечетное, доброе – злое, правое – левое, мужское – женское, единое – многое, и т.д.). Это означает, что число соединяет в себе противоположности, следовательно, является символом гармонии. Гармония может быть выражена математически и проявляется и в музыке, и в движении небесных тел, поэтому для восприятия этой гармонии ученики должны были придерживаться строгих этических правил (хранить молчание, не употреблять в пищу некоторые продукты и т.д.).

Школа атомистов представлена Левкиппом (ок. 500 - 440) и Демокритом (460 – 370). Их учения трудно развести. Демокрит из Абдер был весьма колоритной личностью: происходил из царского рода Дамасиппа, пользовался большим уважением сограждан после того, как Гиппократ обследовал его на «нормальность». Сознательно ослепил себя, т.к. считал, что чувства мешают нам познавать истину, ее может дать только разум. Любил писать по ночам в склепе, чтобы никто не мешал. Отрицал брак и деторождение, т.к. они отвлекают от более важных занятий. Ребенка лучше не рожать, а брать у знакомых.

Основная идея атомистов, как несложно догадаться, состоит в признании атома первоначалом («атомос» по-греч. – неделимое). «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты». Атомы невидимы, неделимы, непроницаемы, имеют тяжесть, форму, и соединяясь во множестве, дают разные вещи. Движение атомов является механическим, и движутся атомы по необходимости, что означает строгую причинно-следственную обусловленность всех явлений в мире (детерминизм). Следует отметить, что идея атома для греков имела мировоззренческий, а не физический смысл, т.е. атом был ими не открыт, а придуман. Так, раз все состоит из атомов, то человеческая душа также состоит из атомов, поэтому она материальна, как тело, и точно так же смертна. Идея смертности души была призвана избавить людей от страха смерти, т.к. в представлениях греков о загробной жизни ничего приятного не было.

Гуманистический и классический периоды.

Изменение философской проблематики было связано с деятельностью Сократа и софистов. Именно с этого момента в философии появился новый объект, которого до этого в ней не было, - человек. Само это время (5 – 4 вв. до н.э.) для Греции – время расцвета, политического и культурного. Битва при Марафоне (490 г.) закончилась победой афинян над персами, стремившимися сокрушить греческую демократию, все близлежащие полисы стали стремиться к союзу с Афинами. 490 – 430 гг. – век Перикла, золотой век афинской аристократии, культурная жизнь била ключом: интеллектуальный кружок Аспазии, драматургия Эсхила, Софокла, Эврипида посвящена философским проблемам. Софисты выступили как первые греческие ученые-гуманисты, софисты начали век греческого просвещения. Софисты – платные учителя мудрости, преподаватели красноречия. Наиболее известны старшие софисты Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и т.д. Что касается философский идей, то их отличает субъективизм и релятивизм: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» (Протагор), «Ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, если познаваемо, то невыразимо для ближнего» (Горгий). Однако роль софистов в истории неоднозначна. В современном языке слова «софизм», «софистика» являются ругательными, означая умозаключение, внешне выглядящее правильным, но построенное на сознательном нарушении правил логики – с целью ввести собеседника в заблуждение и победить в споре любой ценой; а также использование таких умозаключений при доказательстве. Именно этому софисты и обучали за соответствующую плату. С другой стороны, именно благодаря софистам начали развиваться риторика, грамматика, филология, логика.

Сократ (469 – 399), афинянин, никаких письменных трудов не оставил, его идеи изложены в «Диалогах» его ученика Платона (правда, неизвестно, подлинный ли это Сократ или «платонизированный») и сочинениях Ксенофонта. Современники часто отождествляли Сократа с софистами, например, Аристофан в комедии «Облака» вывел Сократа в виде «махрово»-отрицательного персонажа. С софистами Сократа роднит переориентация от натурфилософии к антропологической тематике, но разделяют сами цели: для софистов была важна победа в споре, для Сократа – поиск истины. В отличие от софистов, он вовсе не считал истину относительной, напротив, полагал, что она едина для всех, объективна и общеобязательна. Был сыном камнетеса и повитухи. Служил гоплитом в армии, был патриотом Афин настолько, что не любил путешествовать. Был женат на Ксантиппе, сварливый характер которой вошел в историю. Казнен по обвинению в святотатстве и в развращении юношества, и хотя оба обвинения были ложными, отказался и от защиты, и от бегства, считая, что смерть лучше послужит его делу, выпил яд в тюрьме.

Философской системы Сократ не оставил, не стремясь к этому, зато ввел первый в истории философский метод, называемый им маевтикой – искусством повивальной бабки (считал, что он помогает родиться истине). Поиск истины он начинал с того, что прикидывался человеком несведущим в данном вопросе (знаменитый афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю») и просил собеседника ему объяснить. Он задавал вопросы собеседнику так, чтобы собеседник обнаружил противоречие в своей собственной позиции. Разрушая стереотипы собеседника, он создавал проблемную ситуацию и тем самым стимулировал работу мысли. Этот метод еще получил название диалектики. Сократ имел множество самых разных учеников, от Платона до Антисфена, основателя школы киников.

Киники (по названию портика Киносарг, где они собирались, греч. «кинос» - собака), наиболее ярко представлены Диогеном из Синопа (ок. 400 – ок. 325), о котором осталось множество анекдотов. Был сыном менялы-фальшивомонетчика (иногда этот грех приписывают самому Диогену), целью своей жизни считал свободу от всех условностей, гордясь званием «собаки».

Платон (427 – 347) – ученик Сократа, увековечивший образ и метод Сократа в своих «Диалогах». Настоящее имя – Аристокл (Платон по-греч. – полный, широкоплечий). Происходил из знатного рода, обладал необычайным поэтическим даром, но его поэзия дошла до нас только частично, т.к. он сжег свои свитки. Зато во многом его художественный дар отразился в «Диалогах».

Платон является ключевой фигурой для западноевропейской философии, он создал первую в Западной цивилизации философскую систему, т.е. не просто разрозненное учение, а целостную философскую теорию, где все части связаны друг с другом. Свою философию он делил на три основные части:

1) учение о бытии;

2) учение о природе (физика);

3) учение о нравственности (этика).

Онтология Платона представлена учением об идеях, физику (точнее, космологию) мы рассматривать не будем, что касается этических воззрений, то сюда поместим его учение об обществе (модель идеального государства, которая построена по аналогии с моделью души).

Теория идей

Все сущее Платон разделил на два мира:

1. Мир идей – истинная реальность, действительный, правильный мир, он порождает видимую нами реальность.

2. Мир вещей – мнимая реальность, ложный, неправильный мир, вещи – лишь проекции идей.

Идея – сущность вещи, то, что делает вещь тем, что она есть, как бы вневременная (постоянная) модель вещи. Иначе говоря, в идее выражается то общее, что есть в вещах одной природы, понятие. Мир идей – сверхчувственная реальность, постижимая только разумом. Таким образом, от учения об идеях можно перейти к модели души.

Учение о душе

Душа – посредница между миром идей и миром вещей. Она бессмертна, и пребывает попеременно в двух мирах. Находясь вне тела, она пребывает в мире идей, где созерцает истинную реальность, тем самым обладая абсолютным знанием. Однако почему им не обладаем мы? Дело в том, что тело – гробница души, тело загрязняет душу, и попадая в тело, душа сразу все забывает. Таким образом, наше знание – это лишь воспоминание души о виденном ею в мире идей (анамнесис). Душа состоит из трех частей:

1) разумная – высшая, бессмертная часть души;

2) волевая;

3) чувствующая – низшая. 2 и 3 – смертны.

Учение о государстве

Платон пытался описать, каким должно быть справедливое государство. Чтобы в нем был порядок, по Платону, в нем должно быть три сословия, соответствующие трем частям души. Во главе государства – философы-правители, принцип воли воплощают стражи, воины, чувственное начало – работники. Принадлежность к сословию определяется рождением, вернее, тем, какая часть души в человеке доминирует. «Жеребьевка» определяется правителями. У Платона показана и деградация такого аристократического государства из-за порчи нравов: если власть переходит к воинам, то это устройство – тимократия. Но люди, обладающие воинской доблестью, но не обладающие государственной мудростью, не смогут удержать власть, тогда мы получим олигархию – власть стяжателей, которая легко может превратиться в демократию (подобие анархии), с которой, в свою очередь, может справиться только тирания. Эти платоновские схемы использовали нацисты.

Поскольку, говоря о справедливом государстве, Платон достаточно ясно высказывается об общей собственности в нем (особенно это касается стражей) и общности жен и детей, то можно с уверенностью назвать Платона автором первой в Западной цивилизации коммунистической утопии. Видно также, что это государство тоталитарное, почему К. Поппер назвал Платона «врагом открытого общества». Кстати, Платон пытался предложить сиракузскому тирану Дионисию реализовать эту модель, но у того не получилось.

Аристотель (384 – 322, прозвище Стагирит – по месту рождения) – ученик Платона. Был воспитателем знаменитого полководца Александра Македонского. Создал в Афинах свою школу – Ликей (по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название перипатетической).

Онтология

Как подобает настоящему философу, Аристотель начал с критики теории идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Он критиковал Платона за «раздвоенность» мира, считая мир единым, духовно-материальным, в отличие от абстрактных идей и лишенных сущности вещей Платона. По Аристотелю, общее содержится в самих вещах ( в отличие от запредельного мира идей Платона). Сущность вещи, то, по образцу чего, Аристотель называет формой (постигается умом), а то, из чего вещь, - материей (постигается чувствами). Материя – возможность, форма – действительность, материя существует как возможность реального мира, которая превращается в действительность в результате соединения с формой. И форма, и материя содержатся в самой вещи. При этом форма – активное начало, материя - пассивное (не имеющее возможности самодвижения и саморазвития). Отсюда один из важнейших физических выводов Аристотеля: самодвижение невозможно, следовательно, чтобы ряд движущихся тел не уходил в бесконечность, необходим Перводвигатель. Он также является Формой всех форм (тем, по образцу чего все), и Целью, к которой стремится все сущее. Поэтому мир представляет собой иерархическую организацию:

Бог

Духи

Человек

Животные

Растения

Мертвая материя

Так в учении Аристотеля появляется Бог, что во многом обеспечило впоследствии незыблемый авторитет Аристотеля в средневековой схоластике.

Учение о категориях (теория познания)

Понятием «категории» (греч. «высказываться, утверждать, судить) Аристотель обозначает наиболее общие характеристики бытия (законы логики и законы бытия тождественны). Таких категорий у него 10: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

Социальное учение.

Аристотель не различает понятия «общество» и «государство». Он определяет человека как zoon politikon – политическое животное. Государство – естественный и необходимый способ существования людей, ведущий сограждан к благой жизни, «Вне общества может существовать либо бог, либо идиот». Поскольку положение человека в государстве определяется собственностью (тоже критика Платона), то бедность и богатство – две крайности, порожденные издержками, отсюда наиболее приемлем средний класс – теория среднего класса как основы общественной стабильности. Также Аристотель различает правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы государства (делит по цели: общественная польза и собственная польза).

Таким образом, влияние Аристотеля на последующее развитие философии сложно переоценить. Не случайно античная (в узком смысле) философия на Аристотеле заканчивается, далее – эллинистическая. Почему? Во-первых, Аристотель выступил как систематизатор всей предшествующей философии, обобщив все существующие отрасли знания. Если говорить о трудах Аристотеля, то их можно поделить на 8 групп:

1. Логические труды: «Категории», «Аналитики» I и II, «Топика» и др.

2. Философия природы: «Физика», «Метеорологика» и др.

3. Психология: «О душе», «Малые труды по естествознанию» и др.

4. Биологические труды: «О животных» и др.

5. Первая философия (метафизика) в 14 книгах.

6. Этика: «Никомахова этика», «Эвдемова этика».

7. Политика и экономика: «Политика» в 8 кн., «Экономика» в 3 кн. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих полисов.

8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в 3 кн., «Поэтика».

Кроме того, после Аристотеля фактически началась совершенно другая эпоха, отличная от классической полисной Греции, - эпоха эллинизма.

Этические школы эллинистического периода.

Эпоха эллинизма берет свое начало от завоеваний Александра Македонского. Греция перестала быть демократической, а фактически превратилась в персидско-македонскую колонию, управляемую извне, наместником. Кроме того, эллинизм означал конец замкнутого греческого мира с четкой демаркацией «эллины – варвары», становление единой культурной Вселенной – эйкумены (например, основатель стоицизма Зенон был финикиец), космополитических тенденций. В этих условиях философия как создание теоретических систем была неадекватна требованиям времени, она превратилась в этику как умение жить. Общее для всех школ этого периода – идеал мудреца, который выше страданий.

Эпикур (342 – 271) учил в Саду, на воротах которого было написано: «Путник, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие – высшее благо», причем предлагались кувшин с водой и корочка хлеба. Его идеалом было не безудержное стремление к наслаждению, а безмятежное состояние души. Чтобы получить это самое безмятежное состояние, необходимо избавиться от всех страхов: перед богами, перед смертью и перед судьбой. С богами все просто: они не вмешиваются в дела людей, поэтому бояться их бессмысленно. А вот чтобы обосновать отказ от боязни смерти и судьбы, Эпикур обращается к идее атома, причем по сравнению с Демокритом добавляет новое свойство движения атомов: способность случайно отклоняться от траектории. Таким образом, основой мироздания является не необходимость, а случайность, свобода. Судьбы не нужно бояться, потому что ее нет, миром правит случай (ср. принцип неопределенности Гейзенберга). Смерти же не нужно бояться, т.к. она не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть – смерти еще нет, когда она есть – нас уже нет.

Стоицизм был основан Зеноном из Китиона (336 – 264), учившегося у киника Кратета, но наиболее ярко представлен в учениях Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. Основная идея стоиков – мужественное принятие судьбы такой, как она есть, тем самым противостояние ей. Судьба – это разворачивание Логоса, мирового разума, поэтому все, что происходит, разумно, хотя и кажется нам неразумным. У Сенеки очень важна тема самоубийства, т.к. оно позволяет победить смерть (привязанность к жизни делает человека рабом). Он сам покончил с собой по приказу своего бывшего воспитанника Нерона.

Скептицизм основан Пирроном (360 – 270). Суть учения состоит в том, что мы ничего не знаем, на любое суждение мы можем доказать противоположное ему истинное суждение. Поэтому мы должны воздерживаться от суждений (эпохэ – воздержание от суждений), и это приведет нас к невозмутимости.

Неоплатоники – последователи Платона, завершающие собой античность в широком смысле слова. Начало неоплатонизму положено Плотином (203 – 270). В целом неоплатоники были комментаторами (Платон, Аристотель, Пифагор), в их учениях присутствует элемент мистики, магии (Прокл, Ямвлих). Самый существенный момент в философии Плотина – учение о Едином. Единое – высшая ступень бытия, оно все охватывает и при этом невыразимо, тождественно Благу. В целом онтология Плотина представляет собой эманацию (порождение) Единого:

Единое = Благо

Ум

Душа

…….

Многое (материя) = Зло (Абсолютная лишенность)

Неоплатонизм сильно повлиял на последующую философию: христианство, натурфилософию Возрождения.

Характерные черты античной философии.

1. Космоцентризм – это основная характеристика античного мышления, в котором стержневой является идея космоса, гармонии и меры, представление о соразмерности и органической связи всех элементов мира. Космос в понимании греков – это мировой порядок, противоположный хаосу, это и природа, и социальный мир. Боги – тоже часть природы, человек – микрокосм, т.е. также не выделен из природного целого.

2. Сильное влияние мифологии: не разработана собственно философская терминология, в аргументации много чувственной наглядности.

3. Диалектический подход: борьба противоположностей, единое и многое, идея и вещь, форма и материя и т.д. Он также связан с принципом гармонии как согласованности внутреннего и внешнего, как примирения противоположностей.

ЛЕКЦИЯ 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Древнеиндийская философия:

1.1. Возникновение.

1.2. Специфические черты.

1.3. Философские школы.

2. Древнекитайская философия:

2.1. Основные черты.

2.2. Философские учения Конфуция и Лао-цзы.

Возникновение философии в Древней Индии.

В Древней Индии философия появилась значительно раньше Греции, и связывают появление философии с Ведами (санскр. «знание»). Веды были принесены в Индию ариями – скотоводческими племенами, пришедшими в Северную Индию из Средней Азии и Ирана около середины 2 тысячелетия до н.э. Веды представляют собой обширный свод текстов религиозного характера, наблюдений за природными циклами, космогонических представлений, складывающийся условно со второй половины 2 тысячелетия по первую половину 1 тысячелетия до н.э. Ведическая литература в целом состоит из 4 частей:

1. Самхиты (собственно Веды, которых 4: Ригведа (самая ранняя) – Веда гимнов, Самаведа – Веда напевов, Яджурведа – Веда жертвоприношений и Атхарваведа – Веда заклинаний).

2. Брахманы – комментарии к самхитам, написанные брахманами и для брахманов (сборники наставлений, обрядовых предписаний и т.д.)

3. Араньяки («лесные книги») – книги для отшельников.

4. Упанишады («сидеть около», т.е. у ног учителя, слушая наставления) – тоже комментарии, содержащие собственно философскую часть Вед. Их всего больше 100, точное число определить трудно. Они не являются философскими трактатами, это собрания текстов, сочиненных разными авторами в разное время (от 6-3 вв. до н.э. до 14-15 вв. н.э.) и на разные темы.

На становление философии в ее специфическом виде сильно повлияла социальная структура. Как раз во время ведического периода кочевые и пастушеские племена ариев превращаются в дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной иерархией, содержащей 4 главные варны (сословия):

1. Брахманы (жрецы, священнослужители, хранители знания) – по преданию, произошли из уст первочеловека Пуруши, поэтому являются высшей варной.

2. Кшатрии (цари, князья, воины) – произошли из рук Пуруши.

3. Вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники) – из бедер Пуруши.

4. Шудры (чернорабочие) – произошли из ступней Пуруши.

Принадлежность к той или иной варне определяется рождением и в течение жизни изменена быть не может. Соответственно, каждая варна имеет свою строго определенную и закрепленную за ней Ведами социальную роль. Так, вся ведическая философия адресована только брахманам.

Специфические черты.

Из сказанного можно вывести ряд особенностей, отличающий индийскую философию от западной:

1. Интровертивная направленность, выражающаяся в том, что мышление древнего индуса направлено не на изучение природы ради нее самой (как в Греции), а вовнутрь человека, на его духовное самосовершенствование.

2. Религиозный характер: во-первых, основным источником философии выступает священный текст (Веды), чего в греческой философии не было, во-вторых, в качестве цели предлагается освобождение (мокша) от перерождений, т.е. сама цель ориентирует не на эту жизнь, а на освобождение от нее. Соответственно, у каждой школы философская теория сочетается с религиозной практикой, зато отсутствует связь с наукой.

3. Специфическое утилитарное отношение к знанию: знание ценно не всякое, а только то, которое ведет к цели – освобождению (в качестве примера – благородное молчание Будды).

4. Слабая выраженность личностного творческого начала, растворенность «я» в коллективе, социальной роли. Антиисторизм (крайняя хронологическая неопределенность текстов).

5. Замкнутость, эзотерический характер знания, обусловленный варновым делением и в свою очередь обусловивший то, что, за исключением буддизма, ни одно древнеиндийское философское учение за пределы Индии не вышло.

6. Эгоистическая направленность, связанная с тем, что философско-религиозные учения Индии направлены прежде всего на самосовершенствование личности, на освобождение от перерождений. Достичь его может и должен сам человек, никто другой за него этого не сделает, следовательно, и сам он никому помогать в этом не обязан. Дело в специфическом характере кармы (от санскр. глагола «кри» - делать) - причины перерождений. Карма – закон причинно-следственной связи между нашими желаниями, нашими действиями и обликом будущего перерождения. В отличие от греческого понимания судьбы как Ананке, необходимости, карма создается самим человеком и его действиями. Чтобы улучшить свою карму, необходимо соблюдать дхарму – «долг, благой закон», регламентирующий жизнь человека в соответствии с его варной. Показателен также принцип ахимса (непричинение вреда живому существу). Культ бодхисаттв, достигших нирваны, но не ушедших в нее и оставшихся помогать людям, появился лишь в позднем буддизме и в принципе для индийской традиции не характерен. Кстати, раннему буддизму присущ идеал архата (достигший никому не помогает).

7. Пессимистическое мироощущение (часто встречающаяся идея жизни как страдания). Оно связано не с признанием наличия какого-то злого начала в мире, а с идеей реинкарнации – переселения душ (колесо перерождений еще называют сансарой). Кроме того, пессимизм связан со специфическим ощущением времени. Время понимается как ряд длительных эпох - юг, циклически сменяющих друга: от «хорошего-хорошего» к «плохому-плохому» веку. Длительность циклов исчисляется триллионами лет. Так, сейчас мы живем в самой страшной эпохе – Кали-юге, которая началась за 3 тысячи лет до н.э. и будет длиться еще более 425 тыс. лет.

8. Аскетизм: во всех учениях, кроме локаяты, проповедуется отказ от желаний в качестве пути к освобождению. Поскольку колесо сансары приводится в движение законом кармы, то для достижения освобождения (т.е. прекращения перерождений) необходимо разрушить причинно-следственную связь между нашими желаниями и нашими действиями. Для этого и используется аскеза – подавление желаний.

Философские школы в Древней Индии.

Все философские школы в Древней Индии делятся на две группы:

1. Ортодоксальные – придерживающиеся авторитета Вед. К ним относятся: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта, миманса.

2. Неортодоксальные – отрицающие авторитет Вед. Таковыми являются буддизм, джайнизм, чарвака (локаята).

Ортодоксальные школы в основном воспроизводят идеи, заложенные в Упанишадах. Ключевой идеей Упанишад является тождество Атмана и Брахмана («Тат твам аси» - «Ты есть то»). Брахман – безличное мировое начало, из которого все возникает, существует, прекращает свое существование, безличный абсолют, атман – индивидуальная духовная сущность, душа. Поскольку Брахман – безличный абсолют (в отличие от религиозного Бога), то для связи с ним (отождествления) используется не молитва, а медитация. Также ряд учений настаивает на том, что для созерцания Брахмана необходимо осознание того, что весь мир является майей – иллюзией, вся множественность мира – майя, реален только Брахман.

Чарвака (локаята от «локо» - этот мир) – единственная материалистическая школа. Она отрицает причинно-следственную связь между настоящей жизнью и будущей, т.е. отрицает идею кармы. Отсюда делается вывод о том, что будущей жизни нет, как нет и жизни после смерти. Т.е. мы живем один раз, поэтому следует стремиться лишь к удовольствию (гедонизм).

Джайнизм и буддизм, по сути, основные неортодоксальные учения, конкурирующие между собой. Оба появились примерно в одно время (6 в. до н.э.), оба были основаны кшатриями (не брахманами). Есть и еще ряд сходств, также, как и весьма существенных различий.

Джайнизм называется по имени основателя – Джины Махавиры (Джина – «победитель», Махавира – «большой герой»), настоящее имя – Вардхамана (599 – 527). В отличие от Упанишад, джайнисты признают не единственное начало, лежащее в основе мира (монизм), а множественность начал (плюрализм). У них достаточно интересная гносеология: душа изначально является совершенной и обладает всевидением, но карма мешает этому проявляться, делая наше знание относительным. Они выделяют 5 уровней познания:

1) мати – чувственное познание;

2) шрути – познание, опосредованное символами;

3) авадхи – ясновидение как видение с внешней стороны. Так же, как и предыдущие виды, является ошибочным (можно принять змею в темноте за веревку).

4) манах-парья – ясновидение как видение предмета изнутри него самого. Оно не подвержено ошибке.

5) кевала – всевидение, т.е. видение предмета сразу со всех сторон и точек зрения. Чтобы его открыть, надо освободиться от кармы.

Но самое большое внимание джайны уделяют этике. Она является очень строгой. Поскольку карма понимается ими как материальная сила, то, чтобы ее рассеять, требуется вести строгий аскетический образ жизни с обязательным соблюдением ахимса (доходило до абсурда). Обязательно безбрачие. Сам Джина считал хождение в одежде ересью. Впоследствии джайнизм раскололся на два направления: дигамбары («одетые воздухом») и шветамбары (одетые в белое»). Первые считали, что женщина не может достичь освобождения, вторые – что может. Крайний аскетизм джайнизма выражается в том, что путем в нирвану считается голодная смерть. Сама нирвана понимается как состояние вечного блаженства (в отличие от буддистов). Джайнизм есть и сейчас, но не очень распространен.

Буддизм – единственное из древнеиндийских учений, ставшее мировой религией. Был основан в 6 в. до н.э. Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни (ок. 583 – 483), сыном одного из североиндийских князей. По легенде, мать умерла вскоре после его рождения, и отец пытался уберечь его от всех несчастий за высоким забором дворца. Так Сиддхартха рос в благополучии, не подозревая о наличии страданий в мире, пока однажды не вышел за пределы дворца и не увидел в один день нищего, больного в язвах, дряхлого старика и похоронную процессию. Так он узнал, что существуют страдания. Его это так потрясло, что он ушел из дворца и подался в ученики к аскету. Далее он семь лет занимался самоистязанием, но едва не умер от истощения и осознал, что в нирвану этот путь не ведет, так же, как и путь гедонизма. Так родилась основа будущей этики буддизма – идея срединного пути. Под священным деревом Бодхи Сиддхартха стал Буддой – «просветленным». В своей знаменитой Бенаресской проповеди в Оленьем парке, которую слушали пять учеников и два оленя, Будда изложил 4 благородные истины:

1) жизнь есть страдание;

2) причиной страданий являются наши желания;

3) освобождение от желаний ведет к прекращению страданий;

4) существует путь к прекращению страданий, и этот путь указан Буддой.

В качестве пути в нирвану буддизм предлагает 8 благородных заповедей (восьмеричный путь):

1) правильное суждение;

2) правильная решимость;

3) правильная речь (отрицание лжи);

4) правильное поведение (ахимса);

5) правильный образ жизни;

6) правильное усилие;

7) правильное внимание;

8) правильное сосредоточение.

Новым по сравнению с другими учениями в буддизме является:

1. Отрицание ценности подвига, т.е. в качестве пути в нирвану приветствуется естественный, нормальный образ жизни без крайностей – аскезы и гедонизма (срединный путь), обусловивший широкую популярность буддизма.

2. Молчание в ответ на вопросы о происхождении и устройстве мира, жизни после смерти и т.д., т.к. человеку важно не познание мира, а только путь к просветлению.

3. Специфическое понимание закона причинности: отрицание наличия первоначальной единой сущности и отрицание души (анатмавада). Душа – не сущность, а комбинация различных состояний, поэтому в буддизме нет человека как субъекта перерождений, есть жизненный процесс (сантана), который в некоторые моменты прерывается, что нами воспринимается как смерть, хотя это иллюзорно (как смена кадров в мультфильме). Это основная особенность онтологии буддизма.

4. Понимание нирваны как ничто (нечему перерождаться), отличное от джайнского понимания нирваны.

5. Внутри буддистской общины (сангхи) варновое деление отрицалось.

Будда проповедовал 40 лет и за это время произнес более 80 тысяч высказываний, запечатленных в сутрах (от санскр. «нить») – афоризмах или собраниях афоризмов, отражающих суть философского мировоззрения. Тем не менее единого корпуса текстов в буддизме не сложилось, т.к. для самого Будды слово было только знаком, не выражающим истину (он ничего не записывал). Соответственно, буддизм изначально не представлял собой единой школы или религии и вскоре раскололся на два основных направления:

1. Тхеравада (учение старейшин) = хинаяна («малая колесница»). Для нее характерны: постепенность самосовершенствования, обязательное прохождение всех этапов, монашество, отчуждение от любых форм организации, культа, подчеркнутый индивидуализм. Идеалом является архат.

2. Махаяна («большая колесница»): пышный культ, упор на коллективное просветление (распространена практика чтения сутр с целью мгновенного просветления), монастырь не обязателен. Характерна идея тождества сансары и нирваны (чтобы оказаться в нирване, надо осознать, что ты там уже находишься). Идеалом является бодхисаттва – святой, достигший нирваны, но не ушедший туда, а оставшийся помогать другим туда перейти.

В дальнейшем развивались и другие направления в буддизме: ваджраяна («алмазная колесница») = тантра – в Тибете, Монголии, Калмыкии; чань-буддизм (в Китае), в Японии – дзен-буддизм. Несмотря на то, что во времена династии Маурья буддизм был в Индии государственной религией, в самой Индии он не прижился как не вписавшийся в ее культурные традиции.

Основные черты философии Древнего Китая.

1. Обращение внимания на этот мир, на порядок в нем, благоустройство земной жизни («Не умея служить людям, как же можно служить духам?» (Конфуций)). Задача человека – не преодоление мира, а поддержание в нем порядка в его настоящем функционировании.

2. Отсутствие абстрактных, умозрительных рассуждений, мистических упражнений, индивидуальное спасение не рассматривается. Отрыв также от логики и естествознания.

3. Тесная связь с мифологией И-цзин (Книгой перемен). Философия начинается как комментарии к И-цзин.

4. Этическая направленность: все оценивается с точки зрения морали.

5. Ретроспективность: трансляция традиций, сыновнее почтение («Я не создаю, а передаю» (Конфуций).

6. Рассмотрение мира как единого организма (Великое Небо). Мир – равновесие двух начал: инь (женское пассивное темное начало, управляющее землей) и ян (мужское активное светлое начало, управляющее небом).

7. Употребление символического знака, иероглифа, гексаграммы.

Основные школы.

Конфуцианство было основано Конфуцием (Кун-цзы – «учитель Кун») (551 – 479). После его смерти из отдельных поучений его учениками был составлен Лунь-юй («Беседы и поучения»). Конфуций был обожествлен, вплоть до начала


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Как подготовиться к защите курсовой работы | ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 443; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.027 сек.