Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Источник: Микроэкономика. Российская практика, 2011, с.286-287

Читайте также:
  1. Гг. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СТАНОВЛЕНИЕ СССР
  2. Западная и российская модели социального аудита
  3. Источник: Вансович Е., Татарченко О. Камешки за пазухой // Деньги. — 2000. — №12(265). -С. 41-43
  4. Источник: Гуленков К., Татарченко О. Витринных дел мастер // Деньги. — 2000. — №14 (267). -С. 61 -63
  5. Источник: Микроэкономика. Российская практика, 2011, с.293-295.
  6. Источник: Микроэкономика. Российская практика, 2011, с.301-302.
  7. Источник: Микроэкономика. Российская практика, 2011, с.332-333.
  8. Источник: Микроэкономика. Российская практика, 2011, с.378-379.
  9. Источник: Микроэкономика. Российская практика, 2011, с.392-393.

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Банкротство предприятий в России

В новой России вплоть до конца 1990-х годов банкротство предприятий представляло собой крайне редкое явление, а случаи несостоятельности крупных фирм было буквально пересчитать по пальцам. Не вызывает сомнений, что многие трудности в отечественной экономике связаны именно с вытекающей из этого безответсвенностью, а то и сознательными мошенничествами собственников и менеджеров предприятий. Известны примеры, когда никакими способами не удовалось отстранить от управления приватизированной фирмой ее директора или теневых собственников, буквально разорявших и разворовывавших ее имущество, а также наносивших огромный ущерб партнерам. Тем самым им фактически выдавалось разрешение на продолжение злоупотреблений.

Отчасти такое положение объяснялось несовершенством законодательства. Действовавший до 1998 г. закон признавал банкротом только то предприятие, стоимость имущества которого была меньше его суммарной задолженности. Это переводило судебные процессы по признанию фирмы банкротом в плоскость сложнейших бухгалтерских экспертиз (чего стоит, например, одна только процедура подсчета рыночной стоимости имущества!), затягивало и запутывало всю процедуру банкротства.

Вступивший в действие в марте 1998 г. Закон о несостоятельности (банкротстве) создал возможность судебного восстановления нарушенных прав кредиторов. Согласно ему, любое юридическое или физическое лицо, которому более 3 месяцев задерживают выплату долга в 500 и более минимальных окладов труда (на начало 1999 г. это равнялось скромной сумме в 42 тыс. рублей или менее 2 тыс. долл.) вправе через суд добиться объявления должника банкротом. Реально в условиях широкого распространения неплатежей в нашей экономике это означало, что дело о банкротстве в любой момент могло быть и возбуждено против большинства отечественных предприятий.

И волна банкротств действительно началась. За 1998 г. арбитражными судами было возбуждено более 4,5 тыс. дел о банкротстве — во много раз больше, чем за все предшествующие годы вместе взятые. Впечатляет список обанкротившихся уже в первые два года крупных предприятий: в металлургии это легендарный Запсиб, Волжский трубный завод, КМК и др., в энергетике — Кузбассэнерго, Печорская, Невинномыская, Ставропольская ГРЭС, Прокопьевск уголь, Красноярску голь, в машиностроении — гордость тяжелого тракторостроения Челябинский тракторный завод, крупнейший производитель аудиоаппаратуры советских времен «Вега»... Даже в «благополучной» нефтяной отрасли началось банкротство пятой по величине компании страны «Сиданко».

Как видно на рис. 1 в разгар кризиса почти две трети предприятий России были убыточными, да и в последние годы таких предприятий не менее 40%. Причем для многих фирм такое положение длится уже пять и более лет - они явныекандидаты в банкроты. Их массовое разорение неизбежно вызвало бы дезорганизацию экономики всей страны. В проигрыше от этого остались бы все, включая и кредиторов.

 

 

Рис.Удельный вес убыточных предприятий в общем числе предприятий России, в % (* — оценка)

 

Сознавая опасность подобной цепной реакции, предприятия долгое время достаточно сдержано реагировали на неплатежи партнеров, предпочитая вместо инициирования процедуры банкротства дожидаться погашения задолженности неплательщиком. Но и в этом отношении произошли крупные сдвиги. Если до 1998 г. лишь примерно половина всех дел о банкротстве инициировалась кредиторами (остальные - государством), то позже 94-97% всех дел стали возбуждаться по требованию частных фирм. Другими словами, процесс массового банкротства приобрел стихийный характер.

Вспомним и о еще одной особенности банкротств. При плохо проработанной правовой базе (а именно так, к сожалению, обстоит дело в России) они являются отличным прикрытием для финансовых махинаций. С легкой руки журнала «Эксперт» Закон о банкротстве часто называют «худшим законом России». Дело в том, что с его помощью банкротство стало использоваться не по своему прямому назначению - как последнее средство заставить должника выполнять свои обязательства, а для передела собственности.

Очень распространены, в частности, создание фиктивных долгов, подкуп и иные формы давления на назначаемого судом внешнего управляющего. Примеры сомнительных банкротств многочисленны. Ту же ворочающую сотнями миллионов долларов «Сиданко» объявили банкротом по требованию никому не известной маленькой фирмы, которой гигант задолжал всего 20 тыс. долл.

Поиски путей разрешения противоречия между необходимостью внедрения института банкротства в экономику и опасностью его широкого практического использования ведутся в нашей стране в основном в направлении установления такой процедуры банкротства, которая не вызывала бы закрытия предприятия и прекращения его деятельности. Сменить неэффективного собственника, устранить негодных управляющих, но не закрывать завод и не увольнять рабочих!таким мог бы быть лозунг реализации банкротства в российских условиях.

В конце 2002 г. вступила в силу новая версией Закона о банкротстве. Она призвана защитить добросовестных собственников и вообще всех добросовестных участников дела о банкротстве. В целях прекращения использования процедуры банкротства для передела собственности закон предусматривает возможность исполнения обязательств должника перед кредиторами на любой стадии процедуры банкротства. И если долги оплачиваются, то суд отказывает кредиторам в иске о признании фирмы банкротом. То есть за грошовый долг предприятие больше не отберешь! Запрещена и такая популярная уловка нечестных кредиторов как отказ принять долг. С другой стороны, должнику запрещены сделки, которые могли бы разбазарить имущество фирмы и, таким образом, нарушить права честного кредитора.

Тим не менее проблема массовых банкротств принадлежит к числу острейших и наверняка доставит еще огромные трудности российской экономике. Даже новый закон не во всем устраивает экспертов. Они полагают, что в нем еще слишком много лазеек для нечестных бизнесменов и коррумпированных чиновников.

 

СИТАУЦИЯ 3


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР | Источник: Микроэкономика. Российская практика, 2011, с.293-295

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 309; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.