Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Происхождение политики

Читайте также:
  1. Анализ последствий изменения кредитной политики
  2. Библия: происхождение, состав, структура
  3. Взаимосвязь логистики и ценовой политики предприятия
  4. Виды государственной внешнеторговой политики
  5. Виды государственной внешнеторговой политики
  6. Виды кадровой политики
  7. Виды финансовой политики организации и их характеристика
  8. Воздействие кредитно-денежной политики на национальную экономику
  9. Вопрос № 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.
  10. Выбор моделей макроэкономической политики.

 

Политика существовала не всегда. Общество предшествует государству, т. е. институтам публичной власти. Основой организации первобытного общества была община – род, племя и их объединения. Род – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Отметим, род – это личный, а не территориальный союз, это отличает его от государства. Власть носила сугубо общественный характер и была распределена между взрослыми членами рода. Специального аппарата, который бы занимался исключительно управлением общественными делами, в родовой общине не существовало. Ситуация меняется в эпоху неолитической революции (1015 тыс. лет назад). Она характеризовалась резким усовершенствованием орудий и интенсивным процессом разделения труда. Следствием стал быстрый рост производительности, что вело к увеличению общественного богатства. Начинается процесс социального расслоения, приведший к возникновению родоплеменной знати и появлению такого социального явления как «власть-собственность». Суть его состояла в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Управлять становится выгодным.

Различают два пути формирования государственности – восточный и западный. Первые государства возникают на Востоке около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек – Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, т. е. в зонах поливного земледелия. Основными причинами появления государств на Востоке были следующие факторы: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого централизованного управления этими массами. Государственный аппарат возникает здесь из аппарата управления родоплеменными объединениями. Власть отличается деспотизмом, а собственность на землю остается преимущественно общественной.

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было социальное расслоение общества. Базой для утверждения экономического господства имущих классов стала частная собственность. Постепенно экономическое могущество превращается в политическое. Новая элита вытесняет старую родовую знать и формирует новые органы управления обществом. Классическим примером такого пути возникновения государства являются Афины.

Усложнение социальной структуры разрушило некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовало иных средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие противоречия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, традиций и религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказались недостаточными для преодоления конфликта интересов.

Итак, возникновение политики как особой сферы общественной жизни обусловлено тем фактом, что на определенном этапе развития человечества утрачивается естественное согласие, характерное для первобытных обществ, но сохраняется потребность в согласованных действиях. Одним из самых емких и лаконичных определений политики можно считать следующую формулу: политика есть процесс властного упорядочения. В данной дефиниции четко обозначены как цель политики – социальный порядок, так и ее основной методвласть.

Отличие государства от органов координации жизни первобытного общества можно свести к следующим пунктам: 1) наличие отделенной от общества системы публичной власти, осуществляемой специальной группой людей (государственным аппаратом); 2) правовые нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением (в отличие от родовых обычаев, обеспечиваемых традицией); 3) взимание налогов и сборов; 4) разделение людей по принципу территории, а не кровного родства.

Проблема генезиса политики и ее основного института – государства, всегда вызывала пристальный интерес представителей различных областей теоретического знания – богословов, философов, юристов, социологов, психологов, историков. Созданные ими в разное время теории, несмотря на очевидные противоречия, взаимодополняют друг друга, акцентируя внимание на различных аспектах происхождения политики и создавая тем самым объемную теоретическую панораму этого сложного процесса.

Естественно-правовая (договорная) теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо), доминировавшая в Новое время, исходила из посылки, что государство появляется в результате «общественного договора». Так, Т. Гоббс считал, что государству предшествовало некое «естественное состояние», которое он характеризовал как состояние «войны всех против всех». Индивиды, обладающие от рождения абсолютной, ничем неограниченной свободой, в некоторый момент времени приходят к мысли о необходимости передачи своих естественных прав и свобод суверену – носителю высшей власти. Отказ от абсолютной свободы компенсируется выходом из состояния «войны всех против всех» и установлением через общественный договор политического порядка. Эта теория возникла под влиянием господствовавшей тогда ньютонианской механики и к сегодняшнему дню устарела. Однако, некоторые теоретические положения договорной теории используются в современных нормативно-философских построениях.

Психологическая теория (Г. Тард, Л. Петражицкий и другие) объясняла появление политики и государства свойствами человеческой психики: потребностью в подражании и подчинении, а также осознанием справедливости определенных моделей поведения. Слабым местом этих теорий был недоучет внешних факторов, которые во многом и формируют психику. Тем не менее, психологические теории оказали мощное воздействие на политическую науку и привели к появлению одной из самых успешных политологических субдисциплин – психологии политики.

Экономический подход доминировал в марксистской теории (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). С марксистской точки зрения, государство возникает в результате хозяйственной эволюции первобытного общества и последовавшего социального расслоения на классы. Государство – это продукт классового общества и классовой борьбы. К. Маркс формулирует знаменитое определение государства: государство – это аппарат насилия в руках правящего класса. Несмотря на то, что марксизм был основательно скомпрометирован в ХХ в. официозной «марксистко-ленинской идеологией», монопольно господствовавшей в СССР на протяжении 70 лет, его научный вклад в политическую теорию несомненен.

В теории насилия (Л. Гумплович) в качестве основной причины появления государства определяется военное завоевание. Государство появляется как результат прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым являлось учреждение государства. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление на классы и частная собственность. Эта теория имеет под собой серьезную историческую базу и наряду с экономическими концепциями является одной из наиболее убедительных схем, объясняющих появление политики, государства и права.

 

2.3. Сущность политики: теоретические подходы

 

Известно часто цитируемое определение политики М. Вебера (18641920), классика западной социальной мысли: политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике управляющего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем". Далее он уточняет: "Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает".

Итак, Вебер в своих определениях фиксирует как минимум 2 аспекта политического: политика как управление (англ. policy) и политика как стремление к власти (politics).

То, что у М. Вебера выступает как семантические оттенки одного слова, у другого крупнейшего немецкого политического мыслителя, К. Шмитта (18881987), приобретает принципиальное значение для определения природы политического начала. Свою концепцию К. Шмитт изложил в знаменитой работе «Понятие политического» (1927). Он ставит своей целью обнаружить специфику политического отношения, которая отличает его от других форм межчеловеческих взаимодействий. По мнению К. Шмитта, специфика политического отношения определяется оппозицией «друг/враг». К. Шмитт выдвигает парадоксальный тезис: у политики вообще нет своей предметной области. "Политическое" означает лишь максимальную степень конфронтации, т. е. разъединения людей на группы друзей и врагов. Любое отношение между людьми (экономическое, религиозное, этническое и т. д.), которое достигает наивысшей остроты противостояния вражды, автоматически становится политическим. Политика, констатирует Шмитт, – это эффективное разделение людей на группы друзей и врагов.

Развивая это положение, Шмитт проводит различие между собственно политикой и тем, что он называет "партийно-политическим" (или, другими словами, "политическим отчасти"). Так, конкуренция между партиями во время выборов является квази-политикой, поскольку партии соревнуются между собой в рамках уже установленного порядка (конституции), т.е. играют по правилам. По тем же причинам не является собственно политикой и процесс управления. Политика в точном смысле этого слова представляет собой не игру по правилам или администрирование, а жестокую борьбу за само право устанавливать обязательные для всех нормы. Неслучайно, что одним из ключевых понятий в политической философии К. Шмитта является понятие "войны", традиционное для политической мысли, которая первоначально и возникает как рефлексия над проблемами войны и мира.

Война это не цель и не содержание политики. Война это то, что задает перспективу политическому стилю мышления. Известное римское выражение "хочешь мира готовься к войне" не означает, что все государства обязательно стремятся к войне, однако каждое из них выстраивает свое поведение на международной арене из перспективы ее возможного возникновения. Действовать политически значит действовать из перспективы возможного конфликта. Политика вырастает из конфликта и питается им. Без конфликта нет необходимости в политике.

К. Шмитт является классическим представителем европейско-континентальной школы политической науки, работавшим в рамках т. н. конфликтологической парадигмы. Для англо-американской политологии в силу ряда исторических особенностей развития англосаксонских стран характерно иное понимание сущности политики. Ведущий американский политолог Р. Даль (р. 1915) строит свое определение политики через понятие политической системы: политическая система – это любая постоянная модель человеческих отношений, в которой присутствуют власть, контроль, влияние, доминирование или авторитет. В лаконичной форме эта теоретическая позиция выражена формулой «в политике все есть власть и всякая власть есть политика» (Г. Лассуэлл).

Тезис о том, что ядро политики составляют отношения власти, является общим для всех школ политической мысли. Шмиттовская концепция «друзей и врагов» также укладывается в эту логику. Противоречия начинаются по вопросу о соотношении политического и социального: любое ли общественное властеотношение является политикой? Так, К. Шмитт сужает понятие «политического» до сферы борьбы за право быть сувереном, т. е. носителем высшей власти в обществе; политика для него – это взаимодействие организованных групп людей, борющихся за власть над определенной территорией. Он подчеркивает, что «политический друг/враг» это именно организованные группы, стремящиеся установить правила, обязательные для всех членов данного общества. Поэтому в частной жизни политических друзей и врагов не бывает; в ней могут присутствовать лишь личные враги и друзья. Со своей стороны, Р. Даль и другие американские политологи фактически «растворяют» политикув социальной сфере, поскольку для них любые властные взаимодействия – и конфликт в семье, и война между государствами – одинаково оказываются политическими событиями. Политика лишается своего территориального аспекта и децентрализуется. Кроме того, понятие «властеотношения» не несет у Р. Даля того милитаристского оттенка, который можно усмотреть у К. Шмитта. Тем не менее, эти и другие теоретические разногласия можно опосредовать следующим конвенциональным определением:

Политика – это сфера человеческой деятельности, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования власти в обществе.

Данное определение позволяет охватить все основные трактовки сущности политики: политика как любые отношения по поводу власти; политика как деятельность по управлению обществом; политика как сфера борьбы за высшую власть над определенной территорией.

 

 

2.4. Структура политики и ее функции

 

Политика в своей совокупности, как политическое целое (politics), представляет собой систему, включающую в себя следующие элементы: субъектов политики, политические отношения, политическое сознание, политическую организацию и политическую культуру.

Субъекты политики – это участники политического процесса. Ими могут быть индивиды, социальные группы, слои, организации, государства и их объединения. Субъекты политики вступают в политические отношения, т. е. отношения по поводу власти для реализации своих экономических, культурных, национальных, геополитических или иных интересов. Отношения между субъектами могут принимать различную форму – конфронтации или согласия, борьбы или сотрудничества. Одним их важнейших способов взаимодействия между субъектами политики является конфликт. Конфликт может развиваться по нескольким сценариям, основными из которых являются модель борьбы и модель игры. Современная политическая наука и смежная ей субдисциплина – конфликтология – исходят из того, что конфликты повсеместны, неизбежны и необходимы. Именно они являются основным источником политических изменений.

В процессе взаимодействий субъекты политики осознают содержание своих политических интересов. Так формируется система оценок, взглядов, смыслов и убеждений, которые составляют содержание политического сознания. Здесь выделяют политическую идеологию, более-менее стройную систему морально-политических ценностей и идей, которые придают рациональность политическим действиям, и политическую психологию, представляющую собой совокупность чувств и переживаний, которыми руководствуются участники политического процесса (недовольство, вражда, ксенофобия, солидарность, патриотизм и т. д.). Регулярные взаимодействия между участниками политического процесса приводят к созданию устойчивых организованных структур. К ним относятся государство и его органы, партийная система, группы давления (или лоббистские организации), общественно-политические движения. В своей совокупности они составляют многоуровневую политическую организацию общества, призванную выражать общезначимые, групповые и частные интересы. Политической культурой называют исторически сложившиеся модели политического поведения, определяющие характер отношений между субъектами политики: государством и личностью, элитой и массой, управляющими и управляемыми. Выделяют восточную и западную политические культуры, а в рамках последней – англосаксонскую и европейско-континентальную. Беря в качестве основания классификации степень активности участия населения в политическом процессе, различают патриархальную, подданническую и активистскую культуры. Кроме того, в политологии используют понятие политической субкультуры, характеризующей устойчивые образцы политического поведения различных социальных слоев и групп – молодежи, интеллигенции, городских и сельских жителей, военных и т. д.

Возникнув как способ регулирования межгрупповых противоречий и поддержания социальной стабильности, политика представляет собой важнейший механизм, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. Из этой роли вытекают следующие важнейшие функции политики:

1. Функция целеполагания – определение целей, задач и путей развития общества.

2. Функция интеграции обществаиобеспечения его внутренней и внешней безопасности.

3. Функция мобилизации общественных ресурсов для достижения общезначимых целей.

4. Функция управления общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов.

5. Функция рационализации конфликтов через выработку общих правил и механизмов их протекания и разрешения.

6. Функция политической социализации – обучение членов общества политическим ролям и воспроизводство тем самым политической структуры общества.

В целом, функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности. Они изменяются в зависимости от типа политического режима, а также в переходных процессах и в периоды острого кризиса государственной власти.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕМА 2. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ | ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 580; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.