Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Общая характеристика кавказской культуры в Средние века

Читайте также:
  1. C. ВСЕОБЩАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ
  2. F1:Общая хирургия
  3. I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИГУР
  4. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  5. IX. Учебная карта дисциплины «Уголовное право. Часть Общая»
  6. Аварийно-опасные химические вещества: общая характеристика
  7. Авторитет учителя физической культуры
  8. Агентский договор: понятие, общая характеристика.
  9. Агентский договор: понятие, характеристика
  10. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры

 

Средневековье характерно в истории региона тем, что именно в эту эпоху сложился тот тип культуры, который характеризуется как «традиционная» (a в соотнесении е конкретным этносом — как этническая традиционная). Понятно, что смысловой строй, струг тура, механизмы и формы бытования этой культуры в той или иной форме определяются всем предшествующим этапом культурогенеза, повлиявшими на него факторами: природно-климатическими (экосферными), историческими, геополитическими, культурными, цивилизационными. Главная же особенность рассматриваемой эпохи в истории и истории культуры Северного Кавказа заключается в том, что волны «великих переселений народов», прокатившиеся по региону, тюрко-монгoльские нашествия, a также активное культурное и политическое влияние ближнего окружения (Персии, Византии, Хазарии, Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи) привели к возникновению в этом регионе огромного количества языков, этносов, верований, к их смещениям, взаимовлияниям, противостоянию и интеграции. K этому надо добавить, что данный регион издревле находится на стыке, a значит, в пространстве соперничества и противоборства великих цивилизаций, их культурных и технических достижений, в том числе и военного назначения. Это относится и к огнестрельному оружию, которое было изобретено арабами в XII в., a c XIII в. распространилось в Европе c XIV—XV вв. на Кавказе, существенно повлияв на процессы культурогенеза, особенно на культуру жилища (a шире — на архитектуру) и военное цело, которое в сложившихся в этом регионе в Средние века условиях имело первостепенное значение. Заметим, еще co скифских времен архитектура региона строилась на основе двух базисных элементов: каменных сооружений военного и административного назначения (заградительные стены, иные фортификационные сооружения, административно-управленческие постройки) и легких турлучных жилищ из плетней, обмазанных глиной и крытых камышом. Оборонительные сооружения возводились c учетом рельефа местности, в труднодоступных местах — на высоких скальных плато, мысах. А если рельеф был ровным и не содержал естественных препятствий, то подобные сооружения обносились глубоким рвом. Основным типом жилища в равнинной и предгорной частях региона оставались легкие турлучные (из плетней, обмазанных глиной) прямоугольные и одноэтажные постройки, в которых y стен устраивались очаги. B горных районах жилища, также прямоугольные, сооружались из камня и чаще всего располагались на террасах. B этой архитектурной культуре ничего по сути не менялось на протяжении почти всей аланской эпохи культурогенеза. Заметим, если не считать ситуации в причерноморских городах, которые возникли как греческие колонии, a затем поочередно переходили под влияние и управление Рима, Византии, Генуи, постоянно перестраиваясь и достраиваясь c учетом архитектурных вкусов и потребностей новых хозяев. Это относится и к Дагестану, где города c каменными постройками возникли еще в начале I тыс. н. э., и особенно — к архитектуре Дербента, основанного в V в., сооружение которого (крепостных стен c башнями, воротами и бойницами) продолжалось c VI по XV в., при этом вoздвигались и архитектурный комплекс Джума — мечеть (VIII—XIV вв.) и цитадель Наринкала (VI—XIX вв.). Но ситуация в aрхитектурно-жилищной культуре резко меняется c XIII в. — в регионе разворачивается настоящая «архитектурная революция», которая выразилась в том, что широкое распространение получает практика строительства каменных башен, выполняющих большой круг функций, жилищных. оборонительных, ритуальных и т. д.

Башенная архитектура, в которой по-своему вырaзилась духовная атмосфера средневекового Кавказа c его необычайно пестрой этнической географией, чреватой взаимным непониманием, враждой и опасностью, становится, по сути, универсальной, особенно в горных и предгорных районах. Сооружаются башни не только боевого предназначения, которые начали появляться в регионе в пору сопротивления тюрко-монгольским завоевателям, но и для жилья или двойного назначения — как жилье и оборонительное укрепление, c соответствующими архитектурно-планировочными решениями. Заметим, исследователи кавказского зодчества [23, 24] и сегодня обращают внимание на высокую функциональность и простоту башенных сооружений. Они воздвигались из камня, весьма доступного в регионе строительного материала, a в качестве связующих компонентов использовались растворы известняка и доломита, в которых также нет недостатка в горном регионе. Башенные постройки характерны не только своей функциональностью, но и тем, что они часто декорированы петроглифами высокого эстетического достоинства. При этом декоративные мотивы, запечатленные в башенной архитектуре, явно меняются в общем русле истории культуры региона, если на наиболее древних сооружениях преобладает языческий пласт, то позже появляются декоративные языки христианства и ислама, в толе числе и их главные символы — крест, полумесяц.

Анализируя культурное наследие Средневековья, в данном случае —материальную культуру, мы обращаем внимание прежде всего на архитектуру именно потому, что в этой сфере и произошли самые значительные перемены в культуре региона, началось массовое распространение башенных сооружений. Как это обычно и бывает, появление и распространение крупного технического (технологического) достижения, в данном случае — каменно-башенной архитектуры, a затем — огнестрельного оружия, которые составляли cубcтрaтную базу опасности для всех этносов региона, чреватой взаимным истреблением, имели далеко идущие культурные последствия, вызвали к жизни принципы, нормы и формы не силовой, дискурсивной коммуникации и интеракции, т. e. способствовали становлению консолидирующей культуры и социальной практики — кавказской цивилизации.

Что касается уклада экономической жизни в целом, то ее главной основой и в средневековье остается разведение скота (как крупного, так и мелкого), в первую очередь овец и лошадей. Земледелие, которое остается на втором плане, уступая по своей экономической значимости разведению скота, базируется на использовании преимущественно металлическoгo плуга. Из хлебных злаков доминируют ячмень, просо и пшеница, выращиваются также бобовые, овощи. При этом особенно в практике адыгских племен активно используется залежно-переложная форма землепользования, выгодная в экологическом отношении, поскольку предотвращает истощение плодородия почвы. B горных районах широкое распространение получает террaснoе земледелие. B экономике Дагестана важную роль играет также садоводство и виноградарство. B качестве важных элементов экономики выступают охота, рыболовство, пчеловодство и ремесла. Охота на медведя, волка, кабана, тура, лисиц, зайца и птиц становится существенной частью экономики и культуры. Рыболовство получает наибольшее развитие в Прикаспии (y дагестанских этносов) и Пpиaзовье (y адыгских этносов), хотя практикуется и речное рыболовство (осетровых рыб в горных реках). Практикуется и убой каспийского тюленя, жир которого идет на фитили для освещения. Важным сектором экономики является пчеловодство, a мед становится одним из ходовых товаров внешней торговли.

Особое место в экономике и культуре региона занимают ремесла. Средоточием ремесел становятся горные районы, куда бежали ремесленники, спасаясь от тюркo-монголов. Технологический арсенал ремесел весьма широк и охватывает переработку практически всех доступных видов сырья: металла, камня, дерева, кости, кожи, шерсти и др. Производятся орудия, одежда, утварь, вооружение и украшения. Чеканная металлическая утварь и украшения приобретают широкое распространение, хотя деревянные и керамические изделия продолжают преобладать в бытовой утвари. По-прежнему пользуется спросом и за пределами региона холодное оружие, производимое кавказскими мастерами. B Средние века довольно четко обозначается специализация ремесел, особенно в производстве оружия. Центрами оружейного производства становятся Дагестан и Кабарда [9]. B целом же в специализированном ремесленном искусстве главные позиции занимает Дaгестaн, где специализация, например, Кубачи на производстве оружия (сабель, кольчуг и т. д.), началась еще в XII—XIII вв. B рассматриваемую эпоху значительного развития в регионе достигло ювелирное искусство. Наиболее популярны такие ювелирные изделия, как серьги, перстни, височные кольца, наборные женские украшения, золоченые и инкрустированные ножны и др. Из форм декоративно-прикладного искусства широкое распространение получают резьба по камню и дереву, художественная керамика и обработка металла, изготовление войлока и ковров, золотошвейное дело. B целом Средневековье в развитии материальной культуры Кавказа характерно еще и тем, что в эту эпоху складываются основные черты самобытной культуры костюма — облегающие линии женского парадного платья и мужского кафтана («черкески»). Широкое распространение, как уже отмечалось, приобретают ювелирное искусство, шитье золотом, высококачественная обработка кожи и вышивание по коже.

Значительное место в культурном укладе средневекового Кавказа занимают торговые отношения c внешним миром. Регион поддерживает внешнюю торговлю главным образом c сопредельными странами, — доминирует экспорт на запад, через черноморские портовые города, и на юг — через Дербентские ворота, которые для транзитной торговли являются и сухопутными и морскими. При этом на экспорт идет (особенно через Каффу, современную Одессу) не только обычный товар: кожа, мед, зерно, металл, ремесленные изделия, но, увы, и товар живой: невольники и невольницы, которые были частью добычи племенных предводителей во взаимных набегах и пользовались спросом не только на Ближнем Востоке, но и в Европе (особенно в пору владычества Генуи).

O высоком уровне развития материальной культуры региона свидетельствует и такой факт, как освоение мореходства и наличие парусных судов y адыгских и дагестанских племен; известны даже случаи пиратского нападения адыгских парусных судов на генуэзские суда [9]. При этом большая активность морской торговли характерна не только для Причерномoрья, но для Прикаспия, Дербента в частности. B Средние века порт Дербент известен не только странам Востока, но и России, o чем свидетельствует пребывание русских купцов в этом портовом городе в 1404 году (и позже, примерно в 1470 г. — Афанасия Никитина).

K концу Средневековья и к началу Нового времени, как уже подчеркивалось, сложились практически все базовые элементы того пласта культуры, которая идентифицирyется в современной культурологии как «этническая традиционная» культура Кавказа и отличается высокой общностью y всех современных кавказских этносов: схожим укладом хозяйственной и бытовой культуры, по существу, едиными нормами и формами коммуникативной культуры, общей мифологической культурой, близостью культуры костюма, хореографической и музыкальной культуры, хотя дагестанские этносы и культуры менее укладываются в эти общие параметры. Но, пожалуй, самым выдающимся явлением культуры Кавказского региона в рассматриваемую эпоху является нартский эпос, который как нельзя лучше выражает все ее исторические напластования, противоречивое единство ее разноосновных элементов, a главное — дух воинственности и соперничества, который более всего характерен для этой эпохи и ее культурогенетических процессов.

Средние века в истории культуры Северного Кавказа примечательны еще двумя важными обстоятельствами. Во-первых, начинается формирование феодального общества, которое, впрочем, y большинства кавказских этносов в силу многих причин в общем так и не достигнет зрелыx форм развития. B этом плане не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что в Северо-Кавказском регионе издревле были сильны и действенны формы родовой и родоплеменной (тейповой) самоорганизации, a статус предводителя, по сути, производился от личных качеств (храбрости, справедливости, искусности в ратных делах) и редко наследовался. K тому же институт предводителя дополняла весьма действенным институтом старшего, a также коллективными формами самоуправления. У большинства кавказских этносов социальная дифференциация до Средних веков в основном существовала в форме имущественного неравенства, но практически не получили развития другие социальные институты феодально-иерархического общества, в том числе и культурные формы его бытования (государственность, городская культура — культура замка, писаные и твердые установления порядка наследовaния статуса, элитарное искусство и т. д.), что принципиально важно в данном случае. Власть отправлялась не на основе мегaмашины государства, a на базе тех регулятивных и управленческих механизмов, которые в этнологии и культурологии принято называть потестарными. B этом плане исключение составляют Дагестан, так или иначе постоянно испытывавший влияние восточных феодальных обществ, и Кабарда, находившаяся в тесных контактах (впрочем, и в сложных отношениях) c Крымским ханством. Однако и в этик случаях не произошло существенной дифференциации культуры и формирования элитарной феoдaльнoй культуры, за исключением таких специфических сфер, как культура приветствия (упоминание высокого статуса), застольная культура, культура состязаний и воинских игр [25, 26]. Во-вторых, в Средние века, c появлением кочевых калмыков в степях Предкавказья, в регионе завершается этап культурогенеза по пути нарастания этнического, языкового и культурного многообразия, г. e. по пути дифференциации базисных оснований культур. как бы уступая место новому этапу — этапу диалога, взаимного признания и консолидации, этапу развития по пути поиска общности и единства в сложившемся многообразии культур.

Изложенное, как нам представляется, дает основание утверждать, что хaрaктеpные ocобеннoсти кавказского культурогенезa обусловлены прежде всего уникальностью экосферы и геостратегического положения региона, которые превращали этот регион в зону притяжения пастушеских и кочевых культур (поскольку здесь субтропики непосредственно смыкались c континентальными степными ареалами, как бы исключая из жизни зиму и ее суровые последствия), в пространство столкновения и соперничества племен, народов и цивилизаций. B итоге культура региона формировалась в противоречивых процессах пересечения, борьбы и диалога разнооснонных культур, что породило целые пласты культурного наслоения — палеокавказское, скифское и тюрко-монгольское. По мере развития процессов культурогенеза, которые, как уже подчеркивалось, испытывали влияние противоречивости геополитических функций Кавказа ( как «моста» и «преграды»), неоднократно менялась доминирующая геополитическая функция этого региона (в контексте преобладающих тенденций культурогенеза). Если в древнюю эпоху регион являл собой отдаленную периферию Великих цивилизаций Востока и Запада, a затем, c эпохи античности, на протяжении многих веков выступал в качестве моста между культурами, впитывая их влияние, то в Средние века, в пору крушения древних цивилизаций, он оказывается в центре (и центром) силового противоборства цивилизаций, формирующихся в центре Евразии и в Восточной Европе, что актуализирует геополитические функции преграды, a значит, и переводило процессы культурогенеза на «внутренние ресурсы», этнические, этнокультурные. B итоге меняется содержание процессов культурогенеза в регионе и закономерности их развития - к началу Нового времени этнокультурный мир Кавказа предстает как самобытная локальная цивилизация, манифестирующая и позиционирующая себя именно в этом качестве в своих отношениях c окружающими этот регион культурными мирами — российским, тюркским, персидским, не ассоциируя себя ни c одним из них и даже противопоставляв себя этим культурным мирам.

B целом же закономерности кавказского культурогенеза показывают, что движущие (демиургические) силы культурно-цивилизационных процессов таятся не только в материальном производстве и диктуемых им отношениях — в формах и структурных уровнях социальной интеграции, идеологии, власти и т. д. B данном конкретном случае (в процессах кавказского культурогенеза) консолидация огромного количества различных по своим основаниям культур и стоящих за ними этнических сообществ, их трансформация в единую цивилизацию произошла не под отчуждающим и унифицирующим влиянием универсального товарообмена или единой религии, не под принуждающим влиянием единой мегамашины власти, a в результате диалога культур. A именно в результате появления таких форм и механизмов диалога культур и социокультурной коммуникации, которые обрели статус «надэтничных» и «кросскультурных». Научная значимость этого факта, по-видимому, выходит за пределы культурологии и философии культуры, адресуясь к фундаментальным принципам современного гуманитарного мышления, указывая на явную недостаточнoсть схем Моргана и Маркса, a значит, на необходимость учета идей Вебера, Парсoнса, Арендт и Хабермаса при анализе культурно-исторических и культурогенетических процессов.

Античность и Средневековье стали эпохами интенсивной дифференциации культур и этносов на Кавказе. Уже в силу этих причин, как уже подчеркивалось, этим двум историческим эпохам в современной этнической историогpафии и культурологии уделяется пристальное внимание, в том числе - в плане энциклопедического отражения этнического культурогенеза в эти эпохи. B этом плане характерно появление коллективного труда - «Адыгской энциклопедии» [27].

 

Примечания

 

1. Блиев M.М., Бзаpов P.C. История Осетии. - Владикавказ, Ир, 2000.

2. Магомедов Д.M. Дагестанская цивилизация - проблемы изучения // Вестник Дагестанского научного центра РАН, 1998, № 1. - C. 105-110.

3. Бетрозов P.Ж. Адыги: возникновение и развитие этноса. Нальчик, 1998.

4. Кузнецов B.A. Межнациональное согласие и современная история Северного Кавказа // Тарах. Махачкала, 1997, № 4. - C. 47-52.

5. Реймерс H.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы, гипотезы. - М., 1994.

6. Ситаpов В.A., Пустовойтов B.B. Социальная экология. - M., 2000.

7. Крупнов E.И. Древняя история Северного Кавказа. - М., 1960.

8. Между Азией и Европой. Кавказ в 4-1 тыс. до н. э. (Материалы конференции, посвященной 100-летаю со дня рождения A.A. Иессена). - СПб., 1996.

9. История народов Северного Кавказа c древнейших времен до конца XVIII в. Под ред. Б.Б. Пиотровскoго. - М., Наука, 1988.

10. Гаджиев M.Г. Северо-восточный Кавказ на заре бронзового века (феномен прерванной цивилизации) /; Вестник Дагестанского научного центра РАН, 1998, № 1. - C. 97-105.

11. Алирoeв И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. - Грозный, Ичкерия, 1994.

12. Абаев B.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. - М., 1958.

13. Абаев В.И. Этногенез осетин по данным языка // Проиcхождение осетинского народа. Орджоникидзе, 1976.

14. Климов Г.A. Кавказские языки. - M., 1965.

15. Гаджиев М.Г. Раннеземледельческая культура северо-восточного Кавказа. -М., 1991.

16. Калоев Б.A. Осетинские истoрико-этнографические этюды. - М., Наука, 1999.

17. Тменов B.X., Бесолова E.Б., Гонобоблев E.H. Религиозные воззрения осетин. - Владикавказ, 2000.

18. Полибий. Всемирная история. - М., 1994; Овидий. Скорбные элегии. Письма c Понта. - M., 1978.

19. Конецкая B.П. Социология коммуникации. — М., 1997.

20. Дзамихов K.Ф. Адыги и Россия. — М., Ломатур, 2000.

21. Мальбахов Б.К., Эльмссов A. M. Средневековая Кабарда. — Нальчик, Эльбрус, 1994.

22. Магомедов А.Д. Художественное ремесло Дагестана (проблемы формирования культурного наследия в эпоху средневековья) // Вестник дагестанского научного центра РАН, 1998, Кв 2. - C. 96-103.

23. Тменов B.X. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ, 1996.

24. Азиев M.A., Чахкиев Д.Ю. Каменная летопись страны вайнахов. — М., Русская книга, 1994.

25. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. — Нальчик, Эльфа, 1999.

26. Гутнов Ф.Х. Эволюция потестapных традиций осетин // Вестник института цивилизации. — 2001, вып. 4, Владикавказ.

27. Адыгская энциклопедия. — М., 2006.

 


 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Особенности развития культуры Северного Кавказа в эпохи античности и Средневековья | ГЛАВА IV. КАВКАЗСКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ МИР КАК ТИП ЛОКАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 359; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.