Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






ТЕМА 2. ДРЕВНЕЙШИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ У СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩИННЫХ ПРИНЦИПОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читайте также:
  1. Melior condicio nostra per servos fieri potest, deterior fieri поп potest (D. 50.17.133). - Наше положение может становиться лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже.
  2. Адыгская трапеза. Отражение восприятия благонравия и безнравственности в тостах.
  3. Башкирские племена в XI – XVI вв.
  4. Безопасность жизнедеятельности
  5. Безопасность жизнедеятельности
  6. Безопасность жизнедеятельности
  7. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  8. Введение в дисциплину. Основные понятия безопасности жизнедеятельности
  9. Взаимодействие человека с природой как условие его жизнедеятельности: экологические закономерности
  10. Взаимосвязь между издержками производства и объемом выпуска: отражение зависимости затрат от эффективности факторов и масштаба производства

 

Цель и задачи

Изучение гуманистических традиций восточных славян, составивших этническую основу русской нации. Знакомство с основными формами помощи и взаимопомощи в древних славянских общинах.

Умение распознавать архаические виды помощи по данным литературы.

 

План

1. Особенности быта и нравов у восточных славян по данным литературы отечественной и зарубежной.

2. Общинные и хозяйственные формы помощи и взаимопомощи в дохристианской Руси.

3. Отношение предков к различным группам населения нуждающимся в поддержке и помощи.

 

Тестовые задания

Дополните:

1. Исторические этапы Древней Греции (Эгейский мир и Греция времен Гомера, период архаики VIII – VI века до н.э., классическая Греция и эпоха эллинизма) зависели от____________
_________________________________________________________

2. Из произведений Гомера мы узнаем о микенской эпохе и об Асклепии, сыне Апполона, который был искусным _____________

3. Какой вид помощи осуществлял примерно в это же время Гиппократ ________________________________________________

4. На основании эпоса Гомера узнаем о системе защиты и поддержки греческого рода - это определение рода по отцу, запрещение браков внутри рода, право усыновления родом, право взаимного наследия, оказание помощи друг другу и взаимной поддержки, участие в общественных праздниках и обладание общеродовым кладбищем. Определите, какие законы обеспечивают социальную защиту граждан _______________________________
__________________________________________________________

5. В период архаики (период колонизации)VIII-VI века центрами греческого мира становятся Спарта и Афины. Перечислите законы и укажите, на кого они были направлены. Что значит выражение «милосердие по-спартански»?________________
__________________________________________________________

6. Какие особенности поддержки и помощи существовали в Древнем Риме (VIII-VI до н.э.) – в царский период римской истории (т.н. греко-итальянский)?____________________________________

_________________________________________________________

7. Что в законе 12 таблиц имело отношение к социальной защите и помощи граждан?__________________________________
__________________________________________________________

8. Какие государственные меры помощи существовали в эпоху римской империи 63 год до н.э.- 476 год н.э.? Даровая раздача хлеба существовала со времен правления Августа до династии Северов,__________________________________________________

__________________________________________________________

9. Какие особенности периода зарождения христианства (5 век), в чем суть системы христианской помощи и поддержки?__________________________________________________________________________________________________________

10. Что обозначает агапе и чем она отличается от филантропии? ____________________________________________________________________________________________________________________

11. Кто явился проводниками милосердия в общество?

___________________________________________________________________________________________________________________

12. Какие преобразования в организации поддержки и помощи граждан относятся к эпохе правления Константина Великого (324-337 гг.)?__________________________________________________
_________________________________________________________



13. Какие основные качества, присущие древним славянам отмечали путешественники? _________________________________
_________________________________________________________

14. По словам историка В.О. Ключевского лес и река оказывали русским людям следующие услуги: хозяйственные, политические и даже нравственные. Назовите, какие качества формировались у русского человека в связи с поселением его вдоль рек _______________________________________________________

_________________________________________________________

15. В связи, с чем Византийская православная религия оказалась близкой и созвучной славянам? _____________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

16. Назовите, что явилось объективными предпосылками закрепления христианства на Руси и сыграло положительную роль в развитии благотворительности на Руси. ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________

17. Что означает термин «монотеизм»?____________________

__________________________________________________________

18. Что возникает раньше - социальное неравенство или государство?_______________________________________________

 

Основные понятия

Взаимопомощь - взаимовыручка, в более узком экономическом смысле форма обмена, зарождавшаяся в первобытной общине с появлением в ней распределения по труду и личной собственности.

Изгой - субъект, в силу каких-либо обстоятельств не связанный с половой, семейной общностью.

Помочи - совместная крестьянская работа в помощь кому-либо, за участие в которой работникам предлагалось угощение. Основные виды помочей: уборка чего-либо (хлеба, проса и др. культур) «толоки», «зажоны», покос, молотьба, супряга (взаимное использование быков или коней для обработки земли).

Приймачество - древнейший гражданский обычай у восточных славян, просуществовавший до XIX в., выражающийся в приеме в семейный круг лиц, не имеющих возможность самостоятельно решать вопросы своего жизнеобеспечения. Приймаками, примаками могли быть дети, оставшиеся в силу различных причин без попечения родителей («годованцы», «выхованцы»), старики, не имеющие родственников, работные люди, у которых не было земли.

Складчина - (братчина)- древнейший обрядовый обычай славян. «Братья» - люди, объединенные общими занятиями, условиями жизни; праздник, праздничный ритуал. Братчиной назывались совместные праздники в складчину: ссыпщица, ссыпка, мирщина, они несли не только обрядовый, но и благотворительный характер, братчины выражались в призрении больных и бедных, погребении усопших.

Скудельницы - первоначально могилы массового захоронения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что повлияло на гуманистический характер традиций жизни и быта у древних славян?

2. Какие слова в современном русском языке имеют в своем составе (часто в корне) упоминание о древнеславянском образе жизни, а именно роде?

3. Что говорил известный историк С.М.Соловьев о понятии «род» у древних славян?

4. Какие черты личности славян отмечал в своих летописях Нестор и с чем он это связывал?

5.Каково мнение В.О.Ключевского о природно-бытовых факторах, повлиявших на формирование гуманистических начал в характере и обычаях древних Руничей?

 

Темы рефератов

1.Формирование славянской духовности и развитие культуры под влиянием деятельности славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

2. Влияние языка на формирование славянской цивилизации и духовности россиян.

3. Принятие Киевской Русью христианства и распространение религии на Руси.

4. Влияние христианства на развитие благотворительности на Руси.

5.Основные формы защиты и поддержки в древнеславянских обществах: (культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами; общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения; хозяйственные формы помощи и взаимопомощи).

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ КАК РАЗДЕЛ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ | ТЕМА 3. КНЯЖЕСКАЯ И ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКАЯ ПОДДЕРЖКА X-XIII ВВ

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 287; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.