Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Основные теории девиантного поведенияТеории, которые пытались раскрыть сущность девиантного поведения, т.е. теории, объясняющие девиацию, появляются уже в ХIХ веке. 1. Одной из первых появилась теория Герберта Спенсера. Девиация понимается Спенсером как болезнь общества. Существуют естественные законы развития общества, когда общество от этих законов отклоняется, начинается болезнь. Патологически больными являются два общественных слоя: верхний и нижний, именно поведение этих слоев чаще всего не соответствуют нормам. Лекарством против болезни предлагается наведение порядка в экономическом и политическом развитии общества. 2. Теория девиации Чезаре Ломброзо (теория врожденности преступного поведения). В конце ХIХ – начале ХХ века бывший тюремный врач, итальянский профессор судебной медицины Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными биологическими особенностями человека. «Преступниками рождаются», – настаивал Ломброзо в первых своих работах, позднее он признавал, что прирожденный преступник – только один из типов, наряду с ним существуют другие, которые становятся преступниками под влиянием условий развития и жизни. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему физиологическому складу. Существуют некие физические черты, которые отличают человека как преступника. Он вывел так называемый «криминальный тип» человека. Криминальный тип – выступающая нижняя челюсть, низкий лоб, глубоко посаженные глаза, слабо развитый третичный волосяной покров на лице у мужчин, низкая чувствительность к боли. В 40-е годы ХХ века эту теорию поддержал американский врач и психолог Уильям Шелдон. По его определению характер человека зависит от строения его тела. Человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом (эндоморф) свойственна общительность, умение ладить с людьми. Человек, тело которого отличается силой и стройностью (мезоморф) проявляет склонность к беспокойству, он излишне активен и нечувствителен. Человек, который отличается тонкостью и хрупкостью тела (эктоморф), склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. 3. Теория аномии Э. Дюркгейма.Для объяснения девиации Э. Дюр-кгейм предложил теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов девиации. Основной причиной девиации, по Дюркгейму, является аномия, буквально – «отсутствие регуляции» или «безнормность». В обществе существуют социально одобряемые цели и социально одобряемые средства для достижения этих целей. Социальные правила играют очень важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют поведением людей и они знают чего следует ожидать от других и чего ждут от них. Жизненный опыт людей соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов и радикальных социальных перемен (экономический кризис, инфляция, революция, война, экологические катастрофы и т.д.) жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, выраженным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Это состояние Дюркгейм и назвал аномией (разрегулированностью, безнормностью). Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и это способствует девиантному поведению. В настоящее время применительно к теории аномии используют термин «Социальная дезорганизация» – состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Социальная дезорганизация может возникнуть, например, в результате смешения религиозных, этнических, расовых групп, которые имеют различные верования, нормы жизни, культуру и т.д. (Гарлем в Нью-Йорке считается центром преступности, с точки зрения всего остального общества, поскольку нормы и правила поведения этих людей не соответствуют общепринятым). 4. Теория Роберта Мертона. В 1938 году Роберт Мертон внес изменения в концепцию аномии Э. Дюркгейма. Он определил, что причинами девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (каждый желает быть богатым – богатство и высокий статус – цель в обществе, но средства достижения богатства могут быть одобряемыми (обучение, работа, следование установленным нормам и правилам) и неодобряемыми – рэкет, спекуляции, торговля наркотиками, игры и т.д.). Мертон выделил несколько типов поведения людей в обществе. Первый тип поведения – конформизм– согласие с целями общества и законными средствами их достижения (конформность – соответствие). Здесь цель достигается законными средствами. Это единственные недевиантный тип поведения. Второй тип поведения – инновация – предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Это самый опасный вид девиантного поведения. Инноватор будет использовать новые, но незаконные способы достижения основной цели общества – богатства и высокого статуса: рэкет, шантаж, вымогательство, торговля наркотиками и т.д. Инноваторами, по мнению Р. Мертона, людей делает общество, неспособное обеспечить достойный образ жизни. Здесь Мертон имел в виду в основном низшие слои населения и не обращал внимание на то, что инновации свойственны и богатым. Третий тип поведения – ритуализм – предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства (порой доведенное до абсурда). В основном это нарушения чиновников-бюрократов, которые абсолютизируют формальные процедуры. Четвертый – ретриатизм (бегство от действительности) – отвергаются и цели и социально одобряемые средства их достижения. Здесь опять Мертон имеет в виду низшие слои населения: он говорит о маргиналах – бродяги, наркоманы, душевнобольные, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство. Пятый тип поведения – бунт – отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология, появляются новые ценности и ориентации (например революция).
Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 1000; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |