Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Культура Беларуси во второй половине XVII - XVIII

Читайте также:
  1. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  2. Азеотропные смеси. Второй закон Коновалова
  3. Анемии (Лекция № XVIII) Часть 2.
  4. АРХИТЕКТУРА XVIII В.
  5. АРХИТЕКТУРА БЕЛАРУСИ ПЕРИОДА ГОСПОДСТВА ФЕОДАЛЬНО БАРЩИННОЙ СИСТЕМЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII—XVIII в.)
  6. Архитектура второй половины XVIII в.
  7. Биоразнообразие водных экосистем Беларуси
  8. В водных экосистемах Беларуси
  9. В первой половине беременности
  10. Важнейшие водные объекты Беларуси, их характеристика

Белорусский культура во второй половине XVII - XVIII в. развивалась в очень неблагоприятных условиях. Как отмечалось выше, после войн второй половины XVII в. изменилась конфессиональная ситуация на землях Беларуси - от толерантности к религиозной нетерпимости, что не могло не повлиять на общее состояние культуры. Более того, после перевода в 1696 всего делопроизводства на польский язык началась открытая полонизация и окатоличивание, в первую очередь знати. Монополию на образование захватил костел, что вылилось в клерыкализацыю культуры. Были забыты достижения «золотого века» (Ренессанса), повсеместно в Речи Посполитой царил религиозный фанатизм.

Главным художественным стилем в то время было барокко, которое особенно проявилось в архитектуре (динамичность композиции, контрастность масштабов, иллюзия безграничной пространстве и т.д..). В соответствии с этим стилем в городах и деревнях строились костелы, монастыри и магнатские усадьбы.

На рубеже XVII - XVIII в. развивалась театральная жизнь в ВКЛ. Наиболее были распространены театры при иезуитских учебных заведениях, существовал народный кукольный театр - вертеп. В качестве меценатов культуры выступали в первую очередь магнаты, которые имели в собственных имениях крепостные театры. Они даже посылали наиболее талантливых крепостных актеров учиться за границу. Одним из первых в XVIII в. Франциска Урсула Радзивилл был основан крепостной театр в Несвиже. Известен был также Слонимский театр Михаила Огинского.

Несмотря на трудности в развитии культуры, Беларусь имела в те времена знаменитых людей, которыми по праву гордится и сегодня. Среди них общественные и церковные деятели, авторы учебников Мелетий Смотрицкий (1572 - 1633) и Симеон Полоцкий (1629 - 1680); Казимир Лыщинский (1634 - 1689), который за свой ​​трактат «О несуществовании бога» был сожжен на костре инквизиции; Казимир Семенович (около 1600 - после 1651), который издал книгу «Великое искусство артиллерии», а также впервые в мире создал проект многоступенчатой ​​ракеты; Илья Копиевич (1651 - 1714), который выдал более 20 учебников по грамматике и риторике.

Вторая половина XVIII в. стало качественно новым этапом в экономическом и политическом развитии ВКЛ и всей Речи Посполитой. В это время в стране начали распространяться идеи Просвещения  антифеодальной, буржуазной идеологии периода становления капитализма, которая проповедовала приоритет просвещения, науки и разума в жизни личности, общества и государства. Сторонники Просвещения стремились устранить недостатки существующего общественного строя, реформировать его социальную и государственную структуры, политику, поведение людей путем распространения науки, знаний, пропаганды идей справедливости и гуманизма. Идеологом Просвещения стал французский философ Вольтер, который выступал за отмену сословных привилегий и придавал большую роль в изменении общества «образованным монархом».

Распространение идей Просвещения на территории Речи Посполитой совпало с периодом стабилизации хозяйственной жизни. В определенной степени необходимость изменений была осознана частью патриотической элиты Речи Посполитой. Произошла своеобразная «модернизация в умах», для которой важное значение имел просветительский способ понимания прогресса, в первую очередь, как отделения (или противопоставления) настоящего и прошлого. Вероятно, впервые традиция, которая была до сих пор бесспорным авторитетом («старины не последует»), со второй половины XVIII в. стала подвергаться критике, и со свойственным для тех времен оптимизмом начала доказывается перспективность введения политических и экономических новаций для улучшения положения общества и государства. В это время выходило много книг, в которых прапагандавався европейский опыт хозяйствования на селе и в городе. Авторы экономической литературе призвали шляхту не боятся нововведений, использовать зарубежные наработки, но не забывать свои традиции (достижения) и сочетать их с реалиями общественного и хозяйственного развития.

На землях Речи Посполитой расширилась светское образование. Под руководством С. Канарские была проведена школьная реформа. В 1773 г. для руководства народным просвещением в Речи Посполитой была создана специальное учреждение - Образовательная комиссия, которая сделала попытку освободить образование от прямого влияния католической церкви. За 20 лет ее деятельности на территории Беларуси было основано 20 школ средней ступени обучения в таких городах, как Гродно, Пинск, Мозырь, Бобруйск и др.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Реформация в Беларуси | Разделы Речи Посполитой и включение земель в состав России

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 392; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.