Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Реформация в Беларуси
Реформация в Беларуси была связана с гуманистической идеологией и деятелями эпохи Возрождения. Идеи и этика Ф.Скараны, С.Будного, В.Цяпянскага, М.Литвина ничем не отличались от идей и этики Ф.Петрарки. Они были близкими по содержанию к идеям немецких гуманистов. Призыв Лютера: "Праведник верою жив будет!" Ничем не отличался от учения С.Будного о соответствии права и законов жизни учению Христа. Эта идея Будного была воспринята Л.Сапега, который в "Предисловии" к Статута 1588 г. писал: «Право является подлинным рассуждением и мудрым зрением человеческого разуму". Отечественные мыслители - реформаторы осуждали тиранию и аристократию. В своем произведении М.Литвин критиковал магнатов. Состояние государственной власти, "когда один урадавец занимает 10 должностей, а другие отдаленные от государственных дел", он назвал абсурдным и ненужным. По мнению А.Воляна отношения между людьми должны строиться на принципах уважения и общественной аказнасци. Как образец он назвал Венецианскую республику, "где никогда не разрешалось обижать простого человека". А.Валян был сторонником теории общественного соглашения. "Сыновья и внуки заслуженных предков нередко бывают гнусные и ленивые, не способны ни к какой рыцарской дела", - утверждал А.Валян. Он приветствовал законодательство, которое позволяет простому человеку за свои рыцарские поступки обрести шляхетство, потому, что рыцарями не рождаются, ими становятся, считал Валентин. Этим самым закладывался пажмурак перехода нашей страны к индустриальному обществу. Однако некоторые взгляды А.Валяна были консервативными. Шляхтичу, считал Валентин, нельзя заниматься земледелием, ремеслом, так как это "наука рабов". Поэтому белорусские крестьяне, составлявшие до 70% мелкой шляхты, не имели возможности стать "новыми Нобель", основывать мануфактуры, торговать, богатеть за счет своей работы и собственного дела. Поэтому общество ВКЛ увогулле считала работу не почетным занятием, ведущий к процветания личности и общества, а «наукой рабов". В результате мировоззрение политической элиты Беларуси и ее деятельность не соответствовали принципам индустриального общества. Это обстоятельство накладывала существенный отпечаток на белорусский реформационное движение. В нем была заинтересована шляхетская магнаты, которая видела в Реформации политическое средство, помогавший бороться за власть и богатство. Этим целям магнатов наиболее соответствовал кальвинизм, который радикально менял всю христианскую обрядность, делал церковь дешевой, но при этом усиливал эксплуатацию населения в пользу протестантских общин и их местных "протекторов" Одно из таких протекторов был Николай Радзивилл Черный, который построил первую протестантскую общину в Бресте. Вскоре князья Радзивиллы основали такие же общины в Несвиже. С их помощью протестанты начали действовать в Клецке, Минске, Витебске, Полоцке и других городах. Особых проблем с созданием кальвинистский общин не было, потому что если шляхтич переходил в другую веру, он обычно менял и священников в тех селах, поселках и городах, которые ему принадлежали. Белорусские крестьяне, наученные жизнью, не бунтовали, потому что знали, "модное увлечение господина долго не продлится". Всего в Беларуси и Литве было создано около 200 кальвинистский и несколько десятков лютеранских общин / "сборов" /, а также одна лютеранская община. Протестанты строили в Беларуси типографии, выдавали многочисленную литературу, основывают образовательные учреждения. Начальные школы были открыты в Клецке, Слуцке, Ивье, других городах. В Вильнюсе протестанты пытались открыть свою академию, но там академию открыли иезуиты. Протестанты из числа магнатов избирались в состав руководящих органов ВКЛ, под их влиянием принимались законы, в том числе и Устав 1588 В 60-х гг. XVI в. в Беларуси началась Контрреформация и в результате все протестантские организации вновь были переданы храму. Кальвинистские сборы сохранились в Бобруйске и Слуцке, а общины лютеран в Слониме и Минске. Однако членами протестантских общин в этих городах были только иностранцы: швейцарцы и немцы, которые здесь жили. Таким образом, Реформация в целом сыграло положительную роль в развитии белорусского общества.
Контрреформация в Беларуси
Быстрое распространение Реформации и увеличение ее сторонников серьезно обеспокоило представителей католической церкви. По инициативе папы римского в Европе началась контрреформация - религиозно-политическое движение, имевший своей целью реставрацию позиций, утраченных католицизмом во время Реформации. Рим отверг возможность компромисса с протестантами, подтвердил безусловный авторитет папы в деле веры, закрепил богослужение исключительно на латинском языке, ввел жесткую церковную цензуру, а в 1542 г. в Риме была образована инквизиция. Сильный удар по протестантизма в ВКЛ нанесла деятельность ордена иезуитов, которая имела открыто пракаталицки характер. Толерантность ВКЛ создавало широкие возможности для его успешной деятельности. В своей борьбе с реформационных идеями иезуиты отводили большое внимание образованию, развитию культуры, воспитанию молодежи. Вместе с тем они использовали принудительные и насильственные меры: закрывали протестантские и православные школы и типографии, уничтожали книги оппонентов, совершали погромы. С течением времени Контрреформация победила, толерантность в ВКЛ была упразднена и заменена государственным католицизмом. На волне Контрреформации была заключена Брестская церковная уния (1596) и возникла униатская (греко-католическая) церковь. По сути, уния стала продолжением независимой политики, которую пыталась проводить элита ВКЛ при помощи протестантизма во времена Реформации. Идея объединения католической и православной христианских конфессий возникла сразу после официального церковного раскола 1054, но стала реальной для ВКЛ только в конце XVI в. Сторонники унии были не только в лоне православной, но и католической церкви. Руководство православной церкви через унию надеялась вернуть себе некогда ведущее положение в ВКЛ (одним из организаторов унии стал епископ Ипатий Потей). Католические руководители через объединение церкви Марии добиться победы над православием и расширить свое влияние в Восточной Европе. Подготовка унии продолжалась с 1590 по 1596 г., и акт объединения торжественно был объявлен на Брестском церковном соборе 1596 В соответствии с ним на территории ВКЛ образовалась новая церковь, возглавлявшаяся киевскими митрополитами и имела следующие отличительные черты: • признавала верховенство папы римского; • сохраняла православную обрядность, церковнославянский язык богослужения (литургии) и юлианский календарь; • признавала католическую догматику; • проводила проповеди на местной (старобелорусской) языке. В первую очередь униатская церковь была рассчитана на шляхту, которая после образования Речи Посполитой, надеясь быстро получить землю и государственные должности, переходила в католичество. Но удержать знать при своем обряде и языке униатская церковь не смогла. Поэтому уния стала верой непривилегированных православного населения - крестьян и мещан. Ставка при распространении новой религии была сделана на добровольное присоединение к ней, однако избежать принуждения не удалось, что вызвало сопротивление православных верующих. В конце XVIII в. около 75% населения Беларуси были униатами. С течением времени униатская церковь стала одним из факторов существования белорусского этноса - именно она сохраняла старобелорусский язык и народные традиции. Брестская церковная уния была ликвидирована Полоцким церковным собором в 1839
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 634; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |