Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Ренессанс в Беларуси и его особенности
Ренессанс и Реформация как общецивилизационные явления оставили глубокий след в истории Беларуси. Однако эти явления для Беларуси были не столько социально-политическими, сколько духовно-культурными. Это объясняется несколькими причинами: 1 / эти явления не вытекали из социально-политического развития Беларуси и тех общественных процессов, которые происходили в то время; 2 / они не вытекали из закономерностей общего внутреннего жизни белорусов; 3 / белорусский культура не имела почти никакого отношения к культуре античной цивилизации. Светапогяд белорусов не основывался на античной модели восприятия мира и человека в этом мире; 4 / в Беларуси не было таких важных передумал, как наличие вузов, не было спроса на образованность, на интеллектуальные знания и художественные произведения. Социально-экономическое развитие Беларуси в XV-XVI вв. также не способствовала созданию социальной базы Ренессанса и Реформации. В аграрном секторе экономики шел процесс закрепощения крестьянства. Первым актом на этом пути был Привилегия 1447 Законодательные нормы, содержавшиеся в Судебнике 1466, Статутах 1529, 1566, 1588. предусматривали поиск и возвращение крестьян-беглецов. Это свидетельствует о том, что в государстве действовали институты традиционного общества, направлены против основной части населения. Поэтому крестьяне не были носителями идей, которые обусловливали формирование индустриальной цивилизации. Процесс урбанизации в Беларуси также был ограничен несколькими факторами. Основная часть белорусских городов была небольшой по размерам. Города насчитывали от 1,5 до 3 тысяч жителей. Они принадлежали князю, либо были частной собственностью магнатов. Среди "лучших" городов, отмеченных Великим князем Казимиром в 1444 г. были Брест, Витебск, Минск, Гродно, Полоцк, Слуцк. Эти города насчитывали от 5 до 10 тысяч человек. Через 100 лет число "лучших" городов возросло, но очень незначительно. Магдебургское право до конца XV в. в Беларуси имели только Брест, Слуцк, Гродно, Полоцк и Минск. По национальному составу в городах жило около 50% белорусов, около 40% горожан были евреями и 10% составляла знать, военные, иерархи церкви. Белорусский город в это время принадлежал традиционному обществу. Фактов возникновения мануфактурного производства в этот период не отмечено. Соответственно в Беларуси не сформировалось сословие бюргерства, которое было связано с мануфактурой и товарной производством. Основным направлением Ренессанса в Беларуси стало просветительство. Просветительская течение Ренессанса в Беларуси базировалась на местной традиции, заложенной еще Е.Палецкай и К.Туравским. Эта традиция была связана с развитием литературы, книжного дела, развитием идей просвещения в среде белорусского шляхетского и бюргерской интеллигенции. Центральное место в распространении идей Возрождения полагалось книгопечатания и литературной деятельности таких просветителей, как Ф. Скорина, М.Гусовски, С.Будного, В.Тяпинский, М.Литвин, А.Валян, Я.Казакевич, А.Рымша, Ф.Градовски . Появление Скарыны Библии на понятном для белорусов языке - это продолжение общецивилизационные тенденции, охватившей Европу в период Ренессанса и Реформации. В "Предисловии ко всей Библии" Ф. Скорина писал: "Здесь главное обучение семи наук освобожденных. Жадаешь знать Грамматику, или по-нашему говоря грамоту, которая учит правильно читать и говорить - обращайся к Библии, читай книгу Псалтырь. Решишься освоить логику, что учить через аргументы отличать правду от лжи, -чытай книгу святого Иова или писание святого апостола Павла. Задумаешь овладеть риторикой, которая есть само Красноречие, читай книги Соломоновы ". Продолжатель Скорины дела Василий Тяпинский также выступал за издании Слова Божьего на белорусском языке. Яркий след в белорусском Возрождения оставил С.Будного. На протяжении почти 30 лет С.Будного выдал такие уникальные книги как "Катехизис", "Оправдание грешного человека перед Богом», «О главных статьях христианской веры", "О светской власти". В творчестве отечественных литераторов-гуманистов затрагивались самые разные социально-политические темы, что волновали общество. Опираясь на произведения Аристотеля, Платона, Цицерона, Сенэки, белорусские гуманисты сделали ряд открытий в сфере обществоведения. Они пришли к осознанию того, что высшей ценностью для каждого человека является свобода. "Из всех вещей людских, -писал А.Валян, -найпершая есть вольность. Неволя же хуже даже за смерть ". Отечественные просветители высказали мнение о первоочередную необходимость создания правового государства, "где царят законы, а не личности". Законы должны регламентировать деятельность людей, гарантировать их права и свободы, сдерживать преступления. "И вчинены суть право или закон для людей злых, ... лишь бы добрии межи злыми в покои житии могли", - писал Скорина. Большую тревогу у гуманистов вызвало положение крепостных крестьян. К ликвидации в ВКЛ ужасных форм рабства призвал Михалон Литвин. Таким образом корни белорусского национальной идеи, связанные с борьбой за свободу и социальную справедливость, формировались на почве ренессансно-гуманистической традиции. Эта традиция является неотъемлемой частью национальной духовности, она способствовала формированию белорусского народности.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 420; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |