Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ НА БАЙКАЛЕ И В ЗАБАЙКАЛЬЕ

Читайте также:
  1. I. Организация дезинфекционного дела.
  2. I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
  3. II. Организация охраны опасных грузов
  4. III. Организация охраны денежных средств и ценных грузов
  5. IV. 1. Организация (структура) экосистем
  6. VII. Организация рекламной кампании
  7. VII. Организация служебной деятельности и порядок действий наряда вневедомственной охраны полиции, назначенного для выполнения задач по охране имущества при его транспортировке
  8. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
  9. Анализ исследований влияния поверхностно-активных веществ, вяжущих и смазывающих добавок на процесс прессования порошков
  10. Анализ исследований статического пригружения металлических порошков при их уплотнении в пресс-формах

Если Байкалом начали интересоваться издавна, то Забайкальские озера обследовались лишь эпизодически, по мере заинтересованности

 


 

них различных организаций и ведомств. Так, оз. Фролиха исследовалось в 1924 г. профессором В. Ч. Дорогостайским, оз. Котокель – в 1925 г. Буррыбой, Еравнинские озера - в 1927 г. Госпланом БМР и Бурнаркомземом, Гусиное - в 1929 г. Бурнаркомземом. Остальные озера не обследовались никем. Если учесть, что проведенные работы носили описательный характер, станет ясно, что возникла нужда в специальных рыбохозяйственных исследованиях. Необходимо было планировать их на ряд лет и проводить в различное время года - так возник вопрос об организации постоянного научного филиала на месте.

Первичной ячейкой такого филиала стал уже упомянутый рыбоводный отдел при Востсибрыбтресте в г. Верхнеудинске (Улан-Удэ), в составе двух научных сотрудников, лаборанта и технички. Помимо них, на пунктах инкубации икры работали техники-рыбоводы: В. А. Ключников, В. Н. Мальцев и Д. М. Ильков.

Требовалось дополнить имеющийся штат сотрудников ихтиологом и научно-техническим работником, чтобы сделать эту группу работоспособной и готовой к выполнению самостоятельных заданий. Для этого нужна была не только зарплата, но и помещение для работы, чтобы сделать филиал независимым от Рыбтреста.

Когда Рыбстанция приступила к организации своих исследований на Байкале, верхнеудинская рыбоводная группа охотно присоединилась к работам Рыбстанции, участвовала в сборе материалов в поле и успешно справлялась с камеральной обработкой.

Приступая к организации исследований, Рыбстанция ставила перед собой задачи в таком порядке, чтобы в первый же год нащупать наиболее сложные вопросы и охватить наиболее трудно доступные районы. Задачи сводились к следующему:

- выяснить рыбохозяйственную ценность основных групп водоемов, их биологическую и рыбную продуктивность;

- установить первоочередные мероприятия по повышению рыбохозяйственной ценности водоемов;

- выяснить источники получения посадочного материала на востоке для интродукции рыб в Байкал и другие водоемы.

С этой целью в 1931 г. было организовано 3 экспедиции.

В первую вошли сотрудники: Н. Тимченко, П. В. Тюрин, П. И. Сосинович, Г. П. Петров, Г. А. Муромова, В. А. Голиаков, Е. А. Емельянова, Н. В. Суханов, Д. П. Томаревский, А. Г. Громилова, П. А. Мурашкинцева. Последние две - студентки-практикантки из Томского университета. С подсобными рабочими было 14 человек. Третьего июня экспедиция выехала на Северный Байкал - отдаленный и слабо изученный район.

 


 

Вторая экспедиция под руководством Е. С. Соллертинского отправилась 14 июня на Еравнинские и Харгинские озера, называвшиеся иногда Еравно-Харгинскими. В помощь сотрудникам Байкальского филиала Е. С. и М. П. Соллертинским и А. П. Сидорычеву из Красноярска в экспедицию направили химика Нину Дмитриевну Мамину и ихтиолога Александру Константиновну Свидерскую, а также двух студенток 1 курса Томского университета, Е. А. Немиро и А. В. Тепелину, для прохождения производственной практики.

Третья экспедиция в составе ихтиолога Т. 3. Винокурова и гидрохимика Н. Д. Маминой при участии студентки Л. К. Постниковой выехала на Ивано-Арахлейские озера Читинской области. Отсюда название этой экспедиции - Читинская.

Особенно широко были поставлены научные исследования на Северном Байкале, втором, после Селенгинского, рыбохозяйственном районе Байкала (июнь-ноябрь 1931 г.).

Северо-Байкальский район занимает горно-таежную страну, дугообразно огибающую Байкал. Отроги Муйских хребтов пересекаются здесь крупными реками - Кичерой и В. Ангарой, в которых нерестует северобайкальская раса омуля. Имея общее протяжение около 640 км, В. Ангара принимает в себя ряд притоков: Катера, Янгуй, Светлая, Чуро и др. В местах впадения притоков ее долина расширяется до 20-25 км, образуя широкие плодородные равнины, издавна заселенные эвенками и русскими. Совокупность их поселков называют Верхне-Ангарск. Такая же широкая равнина, сложенная из аллювиальных отложений, составляет северный берег Байкала. Изрезанная рукавами В. Ангары и Кичеры, эта равнина представляет собой болотистые луга, разделяемые рукавами рек с множеством озер различного происхождения. Есть озера и в среднем гористом течении Кичеры, называемые Кичерскими. Слияние рек образует Северо-Байкальский сор, отделенный от Байкала длинным островом «Ярки», покрытым песчаными дюнами и «танцующими» березками. На южной стороне острова, обращенной к Байкалу, расположен ряд закидных неводных тоней. Песчаная отмель, простирающаяся в Байкал на 2-3 км, является местом подходов («привалов») омуля и его ловли закидными и ставными неводами.

Коренное население Северного Байкала - эвенки. Почти до самой революции они пользовались рыболовными угодьями целыми родами, сдавая их в аренду. Промысловая добыча рыбы производилась только осенью в нерестовых реках, в частности, в В. Ангаре. Что касается р. Кичеры, которая тоже нерестовая, то об этом, как рассказывают старики, местные жители даже не догадывались, хотя в ее устье издавна находится поселок Козлово, переименованный впоследствии в Нижне-

 


Ангарск. Лов омуля производился приезжающими из городов промысловиками. Промысел оканчивался в октябре, после прекращения нерестовой миграции омуля и замерзания реки.

Вдоль байкальского побережья тянутся озера различного происхождения. Одни из них образовались вследствие" подпруживания рек обломками горных пород и находятся много выше Байкала: таковы Средне-Кичерские озера, оз. Фролиха, в котором водится форель даватчан, оз. Духовое у Баргузинского залива и др. Но чаще встречаются озера лагунного типа в устьях небольших речек, отделяемые от Байкала песчаным валом. В этих озерах обычно водится много плотвы и окуня.

Северо-Байкальский район исследовали по полной схеме. Изучение его многочисленных озер в долинах pp. В. Ангары и Кичеры проводилось, начиная с топографии и кончая полным лимнологическим описанием, как это делалось на Енисее и в Западной Сибири.

Прибыв на Северный Байкал 3 апреля 1931 г., экспедиция распределила свои силы следующим образом: П. В. Тюрин и П. И. Сосинович занялись изучением омулевого промысла; В. А. Голиаков и Е. А. Емельянова - вопросами рыбообработки, Д. П. Томаревский – организацией труда и хронометражем рабочих процессов при их различной постановке; Г. П. Петров и Г. А. Муромова - исследованием озер и вопросами водоустройства, а также паспортизацией тоневых участков. Экономические исследования по широкой программе были организованы Н. В. Сухановым. Во всех видах работ принимали живое участие студентки А. Г. Громова и П. А. Мурашкинцева.

Кроме сбора материалов по программам, участники экспедиции проводили общественную работу, читая населению лекции и проводя беседы по вопросам коллективизации, техники рыболовства, организации хозяйства и обработки рыбы.

Был проведен ряд химических анализов соли, рыбы-сырца, органолептических и химических свойств получаемой продукции и отходов рыбной промышленности с целью их дальнейшего использования для получения жира, кормовой муки и туков.

П. В. Тюрин пришел к выводу, что закидной невод, применяемый на Байкале, имеет ряд существенных недостатков. Чрезмерная густота посадки создавала излишнюю тяжеловесность, высота невода и размер ячеи по всей длине (600-800 м) были одинаковыми, что приводило к неоправданной трате материалов на его постройку и лишало невод необходимой маневренности. П. В. Тюрин переконструировал невод, уменьшая постепенно высоту его крыльев от мотни к краям. Высокими остались лишь примотенные столбы, выметываемые над большими глубинами. Размер ячеи уменьшался от клячей до мотни, наиболее частая дель, допускаемая правилами рыболовства, ставилась в мотне. В

 


 

результате невод стал легче, уход за ним проще, сократился расход материалов на его изготовление. Хронометраж показал, что тоня идет значительно быстрее: вместо 5-6 часов продолжается 3-4 часа. Кроме того, в результате увеличения маневренности повысилась уловистость невода. Невод получил название Тюринского и распространился по всему Байкалу, претерпев лишь некоторые изменения применительно к местным условиям. На Малом Море, например, его строят на некоторых тонях высотой до 18 м. На Селенгинском мелководье усовершенствование пошло по линии удлинения урезов до 2,5 тыс. м и самого невода - до 1—1,2 тыс. м. В таком виде тюринский невод дошел до наших дней. Затем были предложены удлиненная до 2-2,5 тыс. м связка дрифтерных сетей и колонный способ расстановки сетелодок на лову.

В октябре 1931 г. Тюрин и Сосинович, работая на нерестовой р. Кичере, впервые обнаружили на дне реки, на дресве, кладки омулевой икры. До этого нерест омуля отождествляли с нерестом дальневосточных лососей, хотя никто не видел, чтобы омуль зарывал икру в грунт дна. Так была выяснена особенность кладки икры байкальским омулем. Результаты этих исследований изложены в статье «Материалы к познанию нереста омуля в р. Кичере» (Известия БГИ при Иркутском университете. Т. VII. Вып. 3. Иркутск, 1937).

Тогда же, в сентябре 1931 г., в Нижне-Ангарске был организован постоянный наблюдательный пункт. Наблюдателем туда был назначен Михаил Дмитриевич Журба, прибывший из Ленинграда после окончания трехмесячных рыбоводно-гидротехнических курсов при Ленинградском рыбопромышленном техникуме. В результате круглогодичных наблюдений на Северном Байкале он собрал разнообразные материалы по следующему перечню:

- данные гидрометеорологических наблюдений;

- данные гидрохимических наблюдений;

- сборы материалов по ихтиофауне;

- промыслово-экономические данные;

- пробы рыбы-сырца и готовой продукции;

- данные наблюдений за развитием икры омуля.

Все эти материалы давали представление о ходе и развитии промысла на протяжении круглого года и были использованы в заключительных отчетах Станции.

В соответствии с договором Рыбстанции с Востсибрыбтрестом экономист Н. В. Суханов проводил работы по изучению экономики Северо-Байкальского туземного района Б.-М. АССР, рыбного промысла и колхозного строительства. Собраны материалы по общим вопросам экономики и организации хозяйства Северо-Байкальского туземного



района; проведено обследование и собран материал в отдельных административно-хозяйственных звеньях района в туземных сельсоветах; по вопросам экономики рыбного промысла собраны основные материалы по интегральной кооперации района.

Это были исчерпывающие статистические материалы по динамике отдельных отраслей хозяйства района за ряд лет и по состоянию в отдельных туземных сельсоветах, о ходе выполнения рыбозаготовок, о рабочей силе и ее распределении, о количестве действующих орудий лова, об экономической эффективности отдельных орудий лова. Кроме того, по вопросам колхозного строительства собраны сведения, характеризующие динамику колхозного движения: строительство и современное организационно-хозяйственное и материально-техническое состояние колхозов.

По просьбе Северо-Байкальского райисполкома, сверх плана, составлен и передан райисполкому и в администрацию Б.-М. АССР общий экономический обзор Северо-Байкальского района с обоснованием и проектом проведения первоначального землеводолесоустройства.

Работы экспедиции на Северном Байкале были закончены 11 ноября 1931 г. Собранные ею материалы дали возможность составить солидное научное обоснование к развитию рыбного хозяйства Северного Байкала и общий сводный отчет «Рыбное хозяйство на Северном Байкале».

Вторая экспедиция исследовала Еравнинские озера и небольшую группу Харгинских озер (Еравнинская и Харгинская озерные системы занимают площадь 95 тыс. га).

Задачи экспедиции, как и на Северо-Байкальских озерах, сводились к их лимнологическому описанию, выяснению биологической продуктивности и оценке рыбных запасов. Конечным результатом исследований планировалось составление рыбопромысловых карт изучаемых озер. Сроки полевых работ по плану - с июня по октябрь 1931 г.

Еравнинские озера расположены на южной окраине Витимского плоскогорья, высота которого колеблется в пределах 960-1100 м. Отсюда берут свое начало истоки рек трех гигантских бассейнов: Байкало-Енисейского, Амурского и Ленского. Среди высокогорной, плоской болотистой равнины разместились 17 озер. Крупнейшее из них - оз. Б. Еравна площадью 14,5 тыс. га. Из остальных озер более значительны по площади М. Еравна - 8,5, Исинга - 5,6, Б. Харгинское - 5,4 и Сосновское - 2,7 тыс. га. Уловы рыбы в них достигали 6-10 тыс. ц. По заключению экспедиции, добыча может быть увеличена до 25 тыс. ц.

М. П. Соллертинская собрала большой материал по гидробиологии, М. Д. Мамин - по гидрохимии, А. К. Свидерская - по ихтиологии. Ею же совместно с Е. С. Соллертинским были получены данные по технике добычи рыбы и ее распределению, собрана статистика рыбодобычи

 


 

за ряд лет. Результаты работ изложены в форме рукописных отчетов и хранятся в ВСО ЦНИРХ.

Читинская научно-промысловая рыбохозяйственная экспедиция исследовала озера, расположенные в пределах Агинского аймака Читинской области, называемые Арахлейскими или Ивано-Арахлейскими. К ним относятся: Шакша, Арахлей, Иван, Иргень и Тасей. Экспедиция работала в период с 11 августа по 18 ноября 1931 г. под руководством ихтиолога Т. 3. Винокурова при участии химика Н. Д. Маминой и студентки-практикантки.

Арахлейские озера относятся к бассейну Амура. Они интересовали Рыбстанцию как «посреднические» между бассейнами Амура и Енисея. Использование их могло быть удобным при интродукции амурских рыб в бассейн Байкала и далее на запад. Эту роль в дальнейшем Читинские озера сыграли блестяще. Используя их, удалось пересадить в бассейн Байкала амурского сазана, который стал теперь в р. Селенге и сорах Байкала промысловой рыбой. В эти же годы случайно была перенесена икра амурского сома из бассейна р. Онон в истоки р. Уды, который великолепно прижился в бассейне Байкала. Первый случай его поимки в соре Провал оз. Байкала отмечен осенью 1948 г. Летом 1971 г. рыбаки поймали амурского сома в Енисее на тоне в районе г. Дудинки (устное сообщение ихтиолога Ю. В. Михалева со слов компетентных рыбаков).

 

Глава V.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
РАСШИРЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ БАЙКАЛА И ЗАБАЙКАЛЬСКИХ ОЗЕР | ПРОДОЛЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ БАЙКАЛА И ЗАБАЙКАЛЬСКИХ ОЗЕР

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 472; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.