Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Курс лекций по дисциплине «Методология политической науки»
Тематика курса
Тема 1 Наука и научное познание Тема 2 Методология науки Тема 3 Философско-методологические аспекты социально-гуманитарных наук Тема 4 Теоретико-методологические основы политической науки Тема 5 Специфика познания мира политического Тема 6 Становление и развитие методологии политической науки Тема 7 Политическое знание и теория Тема 8 Типы и уровни методов изучения политики Тема 9 Количественные методы познания мира политики Тема 10 Основные направления развития методологии современной политической науки
По темам 3, 7, 9 лекции не планируются.
Тема 1 Наука и научное познание
1.Способы постижения реальности. Соотношение обыденного и научного знания. 2.Структура научного познания. 3.Классическая, неклассическая и постнеклассическая стадии в развитии науки.
1.Проблема познавательной активности человека всегда привлекала внимание философов. Познание органично связано с сознанием. В философском смысле познание есть акт человеческой деятельности по наполнению сознания знаниями, информацией, на основе которых возникают цели и мотивы действий. Знание – это идеальное отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий. Это также понимание, свидетельствующее об осознании глубинных смыслов человеческого бытия. Это и оценки, позволяющие выразить ценностные характеристики явлений действительности. Выделяют естественнонаучное и социально-гуманитарное виды знания Есть и специфическое философское знание или рефлексивное понимание. Оно объединяет эти два вида знания. Идеальная форма познавательной деятельности - мышление как стремление человека использовать свои знания для постижения сути вещей, явлений природы и общества, и осознанного применения их в своей жизнедеятельности. Наряду с обыденным, религиозным, художественным, игровым и др. видами познания, выделяют научное познание как целенаправленный вид познания мира, направленный на постижение истины или точное знание. Обыденное знание существует с древнейших времен и опирается на элементарные сведения о природе, обществе, процессе познания, логично вытекая из опыта повседневной жизни. Оно складывается из простого набора сведений об объектах, практических правил, личностных предпочтений. На определенном этапе исторического развития возникает научное познание как специфический тип духовного производства и социальный институт. Под наукой понимают сферу познавательной деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука возникает в Европе, в ХVI- XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации единого ранее знания на философию и науку. Целью науки является постижение истины, открытие законов развития исследуемых объектов с целью преобразования объективной действительности. По своему предмету науки подразделяются на естественно-технические и общественные (социально-гуманитарные). Последние изучают различные общественные явления, закономерности их развития, а также самого человека как социальное существо. Научное знание отличается от других типов знания и, прежде всего, обыденного следующими характерными чертами. Во-первых, обыденное познание непосредственно вплетено в практическую деятельность, а научное – отделено от нее. Оно осуществляется специально подготовленными группами людей, которые достигли определенного уровня знаний, навыков, понимания, выработали соответствующие мировоззренческие и методологические установки по поводу своей профессиональной деятельности. Это, однако, не означает, что наука имеет дело только и абстрактными, идеальными объектами. Наука строит свои выводы на опытном изучении фактов, т.е. включает эмпирическую составляющую Во-вторых, обыденное и теоретическое типы познания отличаются и по степени проникновения в суть природных и общественных явлений. Если обыденное познание – это совокупность фрагментарных знаний, которые являются результатом практического опыта поколений и фиксируют внешние связи между явлениями, то наука – это система обобщенного, достоверного знания. Достоверность понимается как соответствие полученного знания реальным отношениям, существующим в природе и обществе и выступающим объектом исследования. Научное знание проходит через особые процедуры доказательств, обобщения, проверки путем экспериментов и только затем внедряется в практику. В-третьих, научное знание – это объективное знание, независящее от личностных особенностей познающего субъекта. Применительно к социальному миру, наука вычленяет особый ракурс его рассмотрения как объекта познания, «вписанного» в систему объективных законов. В-четвертых, обыденное и научное познание отличаются объемом, методами и средствами исследования, степенью обобщенности знаний. В отличие от обыденного познания наука имеет дело не только с реальными, но и с так называемыми абстрактными, идеальными объектами, что предполагает наличие в науке специфических методов познания объектов. Это приводит к возникновению внутри конкретной науки своеобразного «второго этажа» - методологии научного исследования. И, наконец, с первых моментов своего существования наука создавала свой особый язык, язык теоретических понятий – терминов, по большей части, отличающийся от естественного языка повседневного общения людей. Научная терминология стремится выйти за пределы наличного опыта и выразить ненаблюдаемые сущности. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие взаимодействующие компоненты научного познания: а) субъект познания; б) объект познания, т.е. фрагмент объективного мира, на который направлены мысли и действия субъекта; в) предмет познания, т.е. конкретные аспекты познания, которые детерминируются объектом и формулируются в определенных логических формах; г) специальные методы и средства познания; д) определенные формы познания и языковые средства; е) результаты познания, которые выражаются главным образом в законах, теориях, научных гипотезах; ж) цели познания, направленные на достижение истины и достоверного систематизированного знания, способного объяснить неизвестные науке факты. Специфика социально-гуманитарного познания проявляется в следующих моментах. 1) Предмет этого вида познания – мир человека, а не просто вещь как таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъективное измерение. В социально-гуманитарном познании тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п., где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели. Обычно это субъект-субъектное познание. 2) Социальное познание ориентировано, прежде всего, на процессы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный интерес здесь - динамика, ибо общество практически лишено стационарных, неизменных состояний. Поэтому главный принцип его исследования на всех уровнях – историзм. 3) В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индии- видуальному, но на основе конкретно-общего закономерного. 4) Социально-гуманитарное познание – это ценностно-смысловое освоение и вос- произведение человеческого бытия, которое всегда есть осмысленное бытие. 5) Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.) и субъективными составляющими ( установки, взгляды, нормы, цели и т.п.). Они указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т. д. Все указанные моменты входят в процесс научного исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний. 6) Важное значение в социальном познании имеет процедура понимания как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. 7) Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом познания стоят письменные и археологические источники. Иными словами тут происходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении. 8) Особенностью социального познания является его преимущественная ориентация на исследование явлений главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов в социальном познании намного меньше, чем в науках естетвенно-математического цикла. Однако и здесь все шире развертываются процессы математизации, компьютеризации, формализации знания. 9) В социально-гуманитарном познании исключительно велика роль мышления («сила абстракции»), его форм, принципов и методов. В гуманитарном познании формой постижения объекта является диалог ( личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 504; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |