Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Культура России в начале XX века

Читайте также:
  1. Pr в России
  2. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  3. V. Особенности риторики в России Нового времени
  4. VI. Современная школьная риторика в России
  5. Азиатский север России
  6. Активизация военно-политического сотрудничества России с членами ШОС.
  7. Анализ динамики и структуры безработицы в России.
  8. Б) иммунитет светских феодалов в России
  9. Банковская система России.
  10. Бизнес-инкубаторы в России

Развитие промышленности определило увеличение учебных заведений и рост грамотности. В 1894 г. в стране было только 32 тыс. начальных школ. К 1914 г. их число увеличилось до 150 тыс. К 1917г. 30 % населения было грамотным. Перед первой мировой войной Дума рассматривала законопроект о введении всеобщего начального образования. В 1914 г. в стране было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студен тов. Несмотря на значительные успехи, Россия отставала от развитых стран по уровню образования.

После первой русской революции расширился выпуск периодических изданий. Количество ежедневных газет выросло почти в пять раз. Каждое политическое течение имело свои органы печати. Правыми, консервативными изданиями были «Новое время» и «Русское знамя». Взгляды либералов отражали печатные органы «Речь», «Освобождение» и «Русская мысль». Социал-демократы издавали «День» и «Правду». Дешёвую литературу для народа выпускало издательство «Знание», которое в 1902 г. возглавил А.М.Горький.

Успехи науки связаны с именем ботаника К.А.Тимирязева. Он стал основоположником русской школы физиологии растений. Основ-

ные его исследования посвящены изучению процесса фотосин теза. Тимирязев один из первых стал пропагандировать дарвинизм в России.

Физиолог И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Его исследования условных рефлексов позволили проникнуть в тайны человеческой психики. Павлову принадлежат труды об особенностях кровообращен ия и пищеварения.

Н.Е.Жуковский разработал теоретические основы воздухопла--вания и самолётостроения. В 1902 г. под его руководством в Московском университете была сооружена одна из первых в мире аэродинамических труб. Жуковский много сделал для создания отечественной авиации.

Мировое признание получил авиаконструктор И.И.Сикорский. В 1912-1914 гг. он построил самолёты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. В последующие годы в США Сикорский создал один из первых вертолётов.

Учёный и изобретатель К.Э.Циолковский был родоначальником теоретической космонавтики. Скромный учи тель из Калуги разработал теорию реак тивного движения и обосновал возможность полёта в космос.

Этот период русской культуры традиционно называют «серебряным веком». В литературе И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, А.Н.Толстой продолжали реалистические традиции. Возникли модернистские течения - символизм, акмеизм и др. Литераторы В.Я.Брюсов, А.А.Блок, А.Белый, К.Д.Бальмонт, Н.С.Гумилёв не затрагивали политические проблемы. Они писали о прекрасной даме, любви, дальних странах, необузданных страстях. Начало XX века было расцветом русской поэзии. В это время развивалось творчество С.А.Есенина, З.Н.Гиппиус, А.А.Ахматовой, М.А.Волошина, В.В.Маяковского. Одновременно в литературе выделялись люди, связавшие творчество с политикой - В.Короленко, М.Горький.

Реалистические традиции в живописи продолжили И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, К.А.Коровин. Модернизм в изобразительном искусстве представляли художники, примыкавшие к объединению «Мир искусства». Мирискуссники призывали стремиться к чистому искусству, свободному от полигики. Представители объединения обращались к историческим сюжетам и фантастическим пейзажам. В своих произведениях они использовали элементы игры, карнавала и театра, мотивы сна и видений. Для них было характерно тяготение к сказочному и эротическому сюжету. Заслугой нового объединения было разви тие театрально-декорационной живописи, внимание к русской старине, красоте Петербурга.

В «Мир искусства» входили М.В.Добужинский, к.а.с.омов, Л.С.Бакст, А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих. К объединению примыкали художники-реалисты - В.А.Серов и Б.М.Кустодиев. Е.Е.Лансере оставил превосходные изображения старинного и современного Петербурга. А.П.Остроумова-Лебедева стала автором тонких, лиричных гравюр на дереве и акварелей.

В 1903 г. часть мирискусников вышла из этой организации. Вместе с бывшими передвижниками был учреждён «Союз русских художников». В новое объединение вошли А.Е.Архипов, А.А.Рылов, К.Ф.Юон, И.Э.Грабарь. Для творчества этих живописцев типичен интерес к родной природе и бытовому жанру.

Композиторы А.Н.Скрябин, А.К.Глазунов, С.В.Рахманинов, И.В.Стравинский продолжили традиции русской классической музыки. Для их творчества также был характерен отход от старых традиций и поиск новых форм. Русская музыка становится всё более известной за рубежом. С 1907 г. в Париже и Лондоне проводились так называемые Русские сезоны (симфонические концерты, оперные и балетные спектакли), одним из организаторов которых был С.П.Дягилев.

Яркими представи телями русского балета являлись А.П.Павлова, В.Ф.Нижинский, Н.Г. и С.Г.Легат. Постановки балетов М.И.Петипа вошли в репертуар театров многих стран. В оперном искусстве появились певцы с мировым именем: А.М.Нежданова, Л.В.Собинов, Ф.И.Шаляпин.

Разви тие театра связано с именами К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко. В 1898 г. они основали Московский художественный театр (МХТ). Здесь шли пьесы Чехова, Горького, Толстого. На сцене МХТа блистали ак тёры В.И.Качалов, И.М.Москвин, М.Г.Савицкая, О.Л.Книппер-Чехова. В 1904 г. В.Ф.Комиссаржевская создала в Петербурге «Новый драматический театр», репертуар которого пополнялся за счёт современных пьес.

В 1909 г. появился сборник философских статей о русской интеллигенции «Вехи». Здесь были помещены работы Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.Б.Струве и др. «Веховцы» выступали против революционных насильственных методов преобразования общества. На-

род, по их мнению, не был достаточно про свещён, чтобы его действия были верными и разумными.

Взгляды «веховцев» разделяло правое крыло русских либералов. «Вехи» резко осудили представи тели левых партий. Даже лидеры кадетов отмежевались от подобных идей. Для правительства авторы «Вех» представлялись опасными бунтовщиками. Народ подобные книги не читал. Пророческие предсказания не повлияли на развитие ситуации, не предупредили гибельных событий.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Третьеиюиьская монархия | Россия в первой мировой войне

Дата добавления: 2014-03-03; просмотров: 356; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.