Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Риторика в эпоху Возрождения и Нового времени
Возрождение и Новое время характеризуются повышением интереса к риторике. Однако преобладает письменное слово: сатира, фельетоны, памфлеты, рассуждения и пр. Изучением живого слова на уровне новых доктрин и концепций в то время мало кто занимался. С падением в большей части Европы оков церковной и сословной власти под воздействием революционных процессов в обществе публичные выступления становятся неотъемлемым атрибутом политической деятельности. А сама она прочно входит в повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX века митинги и собрания – и соответственно красноречие – составляют уже часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторики и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших университетов. Кроме того, Новое время знаменуется капитализацией общества и борьбой масс за его демократизацию. Эти факторы способствовали возрождению политического и судебного красноречия. Становление политической речи проходило в первую очередь в процессе парламентских дебатов. Развитие же судебного красноречия было обусловлено процессами демократизации буржуазного общества, которые объективно невозможны без формирования правовой базы, что связано с активизацией деятельности юристов. XIX век.Аттицизм в чистом виде сохраняется лишь в британской школе ораторского искусства, ярким представителем которого являлся лидер консервативной партии Дизраэли. В континентальной Европе со времен Французской революции преобладает азианизм. Виднейшим оратором этого стиля был вождь французских социалистов Жан Жорес. Единственной национальной школой претерпевающей серьезные по сравнению с Античностью изменения становится североамериканская. Система выборов в органы всех ветвей власти – от сельского шерифа до президента страны – и острота предвыборных кампаний сформировала у населения США высокую требовательность к ораторским данным каждого из кандидатов, участвующих в выборах. Американским ораторам приходилось учитывать разницу в восприятии их выступлений в различных группах населения – этнических (англо-саксы, ирландцы, евреи, итальянцы и пр.) и социальных (с одной стороны, необходимо привлечь на свою сторону основную часть электората – людей небогатых, а с другой стороны – денег на предвыборную кампанию можно достать, лишь заинтересовав в своей программе бизнесменов). Потребность угодить всем категориям избирателей, независимо от их интеллекта, уровня жизни, национальной и религиозной принадлежности, вырабатывает у американских ораторов новый – синтетический – стиль выступления. В нем объединяются динамизм и эмоциональность азианизма с логикой и информативной насыщенностью аттицизма. Плюс к этому – приемы, используемые протестантскими проповедниками. XX век. С помощью звукоусилительной техники ораторам стали доступны самые тонкие эмоциональные и интонационные вариации, а также воздействие на доселе небывалое количество слушателей, что привело к высочайшему взлету ораторского искусства. Лучшими ораторами XX века являются В. Ленин, Л. Троцкий, Б. Муссолини, А. Гитлер, Геббельс, Т. Рузвельт, Дж. Кеннеди, Мартин Кинг, Ф. Кастро и многие другие. Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30‑х годах становятся Германия и СССР. Диктаторские режимы этих стран ввели выступления в ранг общеобязательных мероприятий, больше похожих на культовый обряд, нежели на высказывание собственного мнения. Собрания и митинги в данных государствах стали практически ежедневными мероприятиями – в школах и университетах, заводских цехах и солдатских казармах, учреждениях и даже домах престарелых... После Второй мировой войны в ораторском искусстве мира медленно, но верно торжествует аттицизм. С начала 70-х годов он становится ведущим стилем планеты. Скорее всего, это связано общим понижением уровня пассионарностинаселения ведущих стран мира (в том числе СССР и КНР), а также со страхом перед любым радикализмом, в том числе и в сфере публичных выступлений. Даже в США в последние 30 лет произошло резкое наступление аттицизма на синтетический стиль, которым сейчас в основном пользуются лишь проповедники религиозных сект.
Для построения современной риторической модели речевой коммуникации необходимо учитывать такие категории, как понимание, сотрудничество, двусторонний характер коммуникации. Таким образом, история риторики подтверждает, что «ничто так не выражает силу демократии и грозящей ей опасности, как публичная речь. Сама свобода убеждать словом – главная гарантия и форма демократии». В этих словах современного американского ученого Поля Л. Сопера подчеркнуто общественное значение ораторского искусства и общественная потребность в нем. Американскую риторику называют «самым совершенным инструментом манипулирования общественным мнением» (О. Брынская), и поэтому риторика является предметом государственной идеологии, который занимает особое положение среди гуманитарных наук в США. Риторике принадлежит центральное место и в системе теоретического гуманитарного знания в системе университетского образования. Современная риторика понимается как наука (science) и как искусство (art) – знание, превращающееся в умение (skill). Как наука она исследует, какие формы принимает речевое общение между людьми, каким правилам подчиняется речевое поведение человека. И надо отметить, что улучшение речевого общения – важнейшее средство совершенствования и развития общества. Социологи определили, что современный человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. По данным американских ученых, на беседы у среднего жителя Земли уходит 2,5 года. Это значит, homosapiens, человек разумный, был и остается homoeloquens – человеком говорящим. Во многих ситуациях человек говорит не только с целью информировать собеседника, а с целью воздействовать на него: убедить, склонить на свою сторону, разуверить, опровергнуть, доставить радость. Часто ли нам это удается? Нужны ли нам риторические знания, чтобы речь оратора не оставила бы равнодушным слушателя, а побудила бы к согласию или к активным действиям, изменить образ жизни, мировосприятие и т.д.? Со всей очевидностью можно утверждать, что овладение риторической теорией и мастерством красноречия должно быть целью каждого обучающегося в университете.
Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 2144; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |