Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос № 3. Календарные праздники и обряды

Читайте также:
  1. III. Борьба за разрешение восточного вопроса.
  2. А). Вопрос об «асимметрии правил допустимости доказательств» (или возможности использования доказательств, полученных с нарушением закона, стороной защиты).
  3. Б). Решение вопроса об исключении доказательств, в зависимости от характера допущенного нарушения.
  4. Виды вопросов
  5. Виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения вопроса о допустимости доказательств.
  6. Вопрос - 2. Самозащита гражданских прав.
  7. Вопрос 1 Понятие и значение состава преступления.
  8. Вопрос 1 Понятие объективной стороны и её УП значение.
  9. Вопрос 1.
  10. Вопрос 1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия

Вопрос № 2. Мировоззренческие представления.

Духовная культура украинцев сложилась под влиянием двух факторов:

- земледелия;

- религиозных верований.

На бытовом уровне религия народных масс представляла собой соединение христианских идей с языческими верованиями и представ­лениями. В сознании украинского крестьянина вера в единого Бога уживалась с разнообразными поверьями о чертях, упырях, домовых, русалках и т.д. В народный быт вошли церковные молитвенные формулы, близ­кие к магическим заклинаниям, а в роли магических предметов исполь­зовались некоторые предметы церковного культа. Фольклор напол­нился именами Христа, Богородицы, святых. В украинской демонологии исключительно интересной темой является тема русалок и ведьм. Русалки представительницы водного мира, а ведьмы представительницы земного мира.

 

Праздники и обряды – это важнейшие составляющие духовной жизни народа. Они отражают не только этническое своеобразие, но и эсте­тику, моральные ценности, менталитет, историю. К числу институтов, порожденных религиозными представлениями и аграрным укладом быта, принадлежали календарные праздники и обряды. Это - древнейшая обрядность, корнями своими она восходит к первобыт­ным, языческим верованиям. Гораздо позже церковь приняла уже сложившуюся систему земледельческих праздников и придала ей христианскую окраску. Праздники и обряды календарного цикла регламентировали все сферы жизни украинского крестьянина - произ­водственную, общественную, семейную, а главная их цель - отвратить стихийные бедствия, повлиять на урожайность.

Зимние праздники начинались 21 ноября с«Введения» лета в зиму. Именно по этому дню судили каким будет следующий год: урожайным или нет. Среди зимних праздников особенно выделяются: Новый год, Рождество, Крещение.

Рождество - праздник, уходящий корнями в далекое язычес­кое прошлое, праздник солнцеворота, самый короткий день в году. С принятием христианства он слился с рождением Иисуса Христа, но в народной памяти сохранился его глубинный смысл. Начинался этот праздник Святым вечером 6 января. В народном восприятии святочные дни были своеобразным«проломом времени», «концом света», за которым следовало обновление.

7 января начинались колядки, 8 января - Великие Вечорницы - моло­дежные гуляния, 13-14 января новогодние праздники украинцы отмечали как праздники Маланки и Василия. Они не совпадали с церковными, поэтому в их обрядности сохранились именно народные мотивы. Очень выразительный аграрно-магический смысл имел обряд «посыпания», когда мальчики 7-14 лет, обходя дома, символически сеяли зерно, при этом произносили традиционный текст. Этот обряд был явно дохристианским. Завершался рождественско-новогодний цикл праздником Крещения 19 января.

В честь весеннего пробуждения христиане праздновали Масленицу. Этот праздник не подвергался христианскому влиянию и остался просто веселым народным праздником с некоторыми языческими ритуалами: катание с горок, сжигание соломенного чучела, приготовление блинов и вареников. Среди весенних праздников самым значимым был праздник Пасхи. Обряды и ритуалы пасхального цикла несли религиозную христианскую и календарную языческую нагрузки: воскрешение Иисуса Христа и пробуждение природы. Пасхе предшествовала Вербная неделя, в течении которой выпекали хлеба – пасхи. Пасхальные торжества завершались поминальными днями – Радуницей. Начало летнего периода связано у восточных славян с Троицей. Праздник летнего солнцестояния - Ивана Купала (24 июня). Этот праздник не воспринял христианские черты, так и остался в архаической языческой форме. Он объединял в себе элементы культа Солнца, аграрной магии, очистительных и эротических обрядов.

Апогеем аграрно- хозяйственного года украинского крестьянина был праздник завершения сбора урожая - «Обжинок», богатый песнями и архаичными ритуалами. Праздники Катерины (24 ноября) и Андрея (30 ноября) имели молодежный характер. Девушки и юноши гадали в эти дни, устраивали веселые гулянья с танцами, играми, розыгрышами, юмором.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Интерьер украинского жилища | Вопрос № 4. Семейная обрядность

Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 778; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.