Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Интерьер украинского жилищаКаждая зона в доме имела свое назначение и соответствующую обстановку: при входе слева располагалась печь - основной элемент планировки, которая кормила, обогревала, лечила и служила спальным местом. Ее обычно белили и разрисовывали, особенно если в доме была девушка на выданье. Печь была языческим центром христианского дома и с ней было связано множество обычаев и поверий. В образе семейного очага печь фигурировала в обряде сватовства, когда засватанная девушка «колупала» пальцем побелку печи, как бы прося защиты у родимой. Уходя из родного дома, невеста уносила с собой несколько угольков из материнской печи. Кусочек обмазки клали в рубашку, которой обворачивали новорожденного, защищая его от нечистой силы. По представлениям крестьян печь была местом перехода из обычного мира в тайный. Для защиты роженицы от нечистой силы ухват ставили непременно рогами к печи. По диагонали от печи находился Красный угол - христианский центр дома. Здесь обязательно висели иконы, украшенные рушниками, зажигалась лампада, хранились священные книги, освященная вода и свечи. На Рождество и Пасху сюда ставили ритуальную пищу, сажали самого дорогого гостя, молодых на свадьбе, ставили обрядовый сноп – «дидух», украшенный лентами, символ благополучия и достатка. Здесь же под иконами стоял стол - символ единства, семейной крепости и благополучия. Принимая новорожденного в семью, трижды обносили его вокруг стола. Сюда же ставили гроб с покойником, совершая последний обряд прощания. Спальным местом служили полати. Угол напротив печи считался женским - здесь располагался «мисник» (шкаф для посуды) и вся необходимая утварь. Двор обязательно был огорожен. Национальный костюм: Украинская национальная одежда развивалась и совершенствовалась на протяжении столетий. Костюм является источником изучения этнической истории населения, его социально-классовой структуры, эстетических взглядов. Характерной чертой традиционной украинской одежды была ее декоративность, которая достигалась богатыми вышивками, аппликациями, разнообразными дорогими украшениями. По вышивке на сорочке, по тому, как она была скроена, по головному убору, можно было точно сказать, из какого региона приехал человек. По костюму можно было судить и об имущественном и социальном положении. Представители различных социальных групп отличались особенностями одежды. Женский костюм состоял: - из вышитой рубахи-сорочки, - несшитой поясной одежды (дерги, запаски, плахты), - с 19 в. стали носить сшитые юбки-«спідниці», - верхней одеждой была свитка из белого сукна, - голову украшали лентами, цветами, - замужние женщины обязательно носили чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки), позже платки, - на шее носили много украшений (намисто), количество ниток бус и размер бусинок были показателем достатка в семье, а также показателем хорошего отношении мужа к жене, наиболее престижным считалось иметь 24-25 ниток бус, особенно из красных кораллов. Особое место среди шейных украшений принадлежит дукачам - разнообразным ювелирным украшениям на основе монет или подделок. Для них использовались австрийские дукаты или российские серебряные рубли. Дукач с металлическим бантом, украшенный камнями или эмалью занимал центральное место во всем комплексе нагрудных украшений. Крестный отец дарил этот дукач своей маленькой крестнице, когда ей исполнялся 1 год; - изделия из бисера, сережки и кольца, - сапоги носили черные или красные, в теплую погоду «черевички», на каждый день обувь из сыромятной кожи «постолы» и лапти «лички», - опанча (длинная дорожная одежда с капюшоном, украшенная цветными шнурами), - кобеняки (прообраз плаща из плотного грубого сукна, носившейся поверх всей одежды), - кожухи; Мужской костюм: - вышитая сорочка, - широкие или узкие штаны, - безрукавки и пояса, - волосы на голове стригли под «горшок», -молодые и средних лет мужчины брились, оставляя лишь усы, -в 15-17вв. брили и голову, оставляя чуб «оселедець», - бороду носили пожилые, - головной убор летом - соломенные шляпы «брыли», в другое время войлочные или каракулевые, шапки цилиндрической формы с плоским или сферичным дном. Казацкая одежда состояла: - жупана, - черкески, - ярких шаровар, - шалевого пояса, - шапки-кабардинки, - бурки-вильчура из овечьей шерсти, - сапоги, - опанчу, - кобеняки, - кожухи. Система питания: На систему питания украинцев влияют климатические и природно-географические условия и направления хозяйственной деятельности. Основу питания составляла растительная и мучная пища (борщ, каши, галушки, вареники, разнообразные юшки, лапша, рыба, свинина, сало, коржи, кныши, маковники, бублики). Характерно уважительное, бережное отношение к продуктам питания. Перед едой обязательно произносилась молитва, за столом не шутили и не ругались. Нужно отметить, что из всего комплекса материальной культуры именно питание является наиболее консервативным. Это касается и системы, режима и наиболее распространенных и любимых блюд. Соблюдались посты. Во время постов запрещалось употребление мяса, рыбы, яиц, молочных продуктов. Это связывалось с требованиями христианской религии. Существовали послабления детям, больным, беременным. Учитывая сегодня популярные методы лечебного питания (вегетарианство, голодание), приходится признать, что предки вполне разбирались в рациональном потреблении пищи. Еда была тесно связана с духовной жизнью людей. Практически каждому празднику соответствовал свой набор блюд (12 блюд на Рождество, блины или вареники на масленицу, яйца и куличи на Пасху, мед и яблоки на Спас). Существовало много поверий и обрядов, связанных с едой.
Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 605; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |