Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Советская мебель 20-30-х годов ХХ века для общественных и жилых интерьеровОбщественно-социальные преобразования послереволюционной России вызвали к жизни новые принципы организации и формирования внутренней среды общественных и жилых зданий. В средине 20-х годов советское правительство создает и начинает реализовывать новую социально-экономическую политику, в которую входит строительство новых городов, проектирование общественных зданий нового назначения и разработка жилья. Наиболее оптимально решить эти задачи могли архитекторы –конструктивисты. Конструктивизм (фр. constructivisme от лат. constructio – построение) – направление в архитектуре и дизайне, которое получило свое развитие в 20-30-х годах XX века. Именно конструкция, а не композиция выступает основой художественного образа. Конструирование – один из видов формообразования, который базируется на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта. В области архитектуры и дизайна конструирование является составляющей частью процесса проектирования. Главная цель конструирования – формирование оптимальной функциональной связи деталей композиции. Конструктивизм в интерьере довольно лаконичный, понятный и четкий, но все-таки не лишенный спонтанных и интересных художественных решений. Перед советскими конструктивистами и «производственниками» была поставлена задача создания образа новой предметной среды, для труда, быта, культуры и отдыха трудящихся, началась разработка оборудования для общественных интерьеров, клубов, дворцов культуры рабочих и крестьян, городской среды, транспорта и т.д. Оборудование проектировалось универсальным и проекты тиражировались через журналы и специальные издания, рекомендовались для широкого внедрения. Во многом это связано с появлением новых объектов проектирования (агитационная установка, радиотрибуна, шкаф-витрина для клуба, места сидения в интерьерах метрополитена, транспортная мебель и т.д). Отечественный дизайн, включающий в себя производственное и агитационно-массовое искусство, взаимодействуя с такими стилеобразующими направлениями как суприматизм и конструктивизм, формировал новый стиль – функционализм. Функциональная мебель отличалась простотой форм и оригинальностью своих решений. Эти два качества сохранялись как в мебели для общественных зданий, так и для жилых помещений. В становление дизайна мебели этого времени большой вклад внесли преподаватели и студенты ВХУТЕМАСА и ВХУТЕИНА (бывшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова). Высшие художественно-технические мастерские были созданы в 1920 году. Целью ВХУТЕМАСа была «подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а так же инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования». Древообрабатывающий и металлообрабатывающий факультеты Мастерских стали своеобразной лабораторией, где формировался новый вид проектно-художественной деятельности, получивший позже название «дизайн». Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров («инженеров-художников)шел сложный процесс поиска и уточнения сферы и профиля новой деятельности, уяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования. Большой вклад в практику нарождающегося дизайна и методику подготовки будущих дизайнеров внес А.Родченко Э.Лисицкий. Пропедевтическая дисциплина А.Родченко «графическая конструкция на плоскости» подготавливала студентов к новому формообразованию предметов. Учебные задания по конструированию строились с нарастанием сложности от проекта к проекту: от вещей, выполняющих только одну функцию , - к многофункциональным предметам, от простых конструкций – к более сложным; от изделий из металла – к сочетанию метала с деревом, керамикой, кожей и другими материалами. Большой интерес и сегодня вызхывают многофункциональные учебные столы, разработанные студентами под руководством А.Родченко. На деревообделочном факультете (Дерфак) преподавал Э.Лисицкий, еще один практик и теоретик конструктивизма. Он ориентировал студентов на разработку оборудования и мебели для реальных типов квартир как массового, так и экспериментального строительства. Мебель рассматривалась исключительно с функциональной точки зрения, в ее форме доминировали прямоугольные плоскости и четкие конструкции. В интерьере исчезло понятие «деление на зоны», предпочитаются передвижные перегородки, просторные комнаты. Большие окна, которые начинались от пола и до потолка, создавали иллюзию движения вперед к новым, неизведанным просторам. Подходы к обучению на обоих факультетах были настолько близки, что в 1926 году они были объединены в один факультет по обработке дерева и металла (Дерметфак) Сегодня в их проектах мы видим много общепринятых теперь дизайнерских формообразующих приемов таких, как трансформация многофункциональных элементов оборудования, встраивание, складирование, компактное штабелирование, свертывание-развертывание и т.д. Интересны эксперименты этого коллектива в области изучения и использования новых для того времени материалов - металла, стекла, пластика. Проектировщики начинают активно использовать трубчатый металлический каркас, что делает мебель значительно легче, мобильней и долговечней. Такую мебель начинаю рекомендовать для разных видов транспорта, начиная от трамвая, кончая самолетом. Создание наборов мебели, состоящей из отдельных унифицированных элементов, было особым направлением деятельности дизайнеров 30-х годов. Разработка секционной и комбинированной мебели из таких элементов несколько оживило промышленность в начале этого десятилетия, к сожалению, в последующие годы преобладали иные эстетические идеалы. Мебель приобрела излишнюю массивность и фундаментальность.
Дата добавления: 2014-05-20; просмотров: 1152; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |