Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философские воззрения Платона

Читайте также:
  1. Аристотель (Ученик и критик Платона)
  2. Вопрос 1. Вопрос 1. Философские идеи в культуре Киевской Руси
  3. Вопрос 2. Основные философские идеи Августина Блаженного
  4. Вопрос 2. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  5. Вопрос 4. Философские школы Древнего Китая
  6. Вопрос 5. Философия Платона
  7. Вопрос 5. Философские взгляды марксистов
  8. Нравственно-философские и художественные искания онтологического реализма (деревенская проза, натурфилософская проза).
  9. Общефилософские принципы бытия
  10. Ортодоксальные философские школы индуизма

Платон: зарождение идеализма

           
 
 
   
 
   


Схема 41. Биографические сведения о Платоне

Таблица 14

 

Область воззрений Пояснение
Учение об идеях Платон является основателем идеализма. Он считал, что материальные вещи изменчивы, не­постоянны и со временем прекращают свое су­ществование. Более того, окружающий мир («мир вещей») временен, изменчив и в дей­ствительности не существует как самостоятель­ная субстанция. Реально существуют лишь чи­стые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые ис­тинны, вечны и постоянны. Идеи, существующие вне чувственного материального мира, явля­ются прообразами вещей (т.е. Платону присущ телеологизм — утверждение целесообразно­сти устройства мира, при котором всё происхо­дящее трактуется как соответствующее при­родным или божественным целям). Любая су­ществующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощени­ем идеи коня, которая вечна и неизменна). Весь мир является отображением царства идей, которое обладает своей иерархией. Между иде­ями существуют отношения подчинения и со­подчинения. Внизу находятся идеи конкрет­ных объектов, выше — более общие идеи. Вен­чает же «пирамиду» идея Блага (или Единого).
  Учение о душе че­ловека Платон считал, что душа — это нечто боже­ственное, отличающееся от тела, и душа у че­ловека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истече­ние мировой души. Душа — это начало незри­мое, возвышенное, божественное, вечное. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Платон полагал, что человек — суще­ство двойственное, обладающее душой и те­лом, причем душа — нечто самостоятельное, самодостаточное и главенствующее в челове­ческой деятельности — состоит, не только из разумного начала, ной вожделеющего: «...одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюб­ляется, испытывает голод или жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим...» (Пла­тон, 1971. С. 232-233).

 

Продолжение таблицы 14

  Но кроме этих двух начал, по мнению Платона, в душе человека можно выделить и третье — страстное (аф­фективное): «...на многих других примерах мы замечаем, как человек, одолеваемый вожде­лениями вопреки способности рассуждать, бра­нит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека ста­новится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторо­нами» (Платон, 1971. С. 232-233). Таким об­разом, Платон воплощает идею о человеке в образе возницы (разумное начало), запряжен­ной двумя конями (аффекты — благородные стремления: героизм, мужество, сила воли и т.д. и вожделеющая часть — физические по­требности человека, которые могут принимать форму злоупотреблений и не подчиняться че­ловеку). Платон утверждает, что после жизни человека душа приобретает другую жизнь в за­висимости оттого пути, который человек имел при жизни: «Если душа умеренна и разумна, она послушно следует за вожатым, и то, что окружает ее, ей знакомо. А душа, которая стра­стно привязана к телу... долго витает около него... И блуждает она одна во всяческой нужде и стеснении, пока не исполнятся времена, по прошествии коих она силою необходимости, водворится в обиталище, какого заслуживает» (Платон, 1971. С. 81-82). Данные идеи Плато­на, оказавшиеся очень жизнеспособными, тем не менее не могут устроить современную пси­хологию, и, как писал крупнейший философ и антрополог XX в. Макс Шелер (1874-1928), именно их жизнеспособность и чрезвычайная распространенность в Европе (в различных мо­дификациях) нанесла большой урон понима­нию истинной природы человека.
О познании и диа­лектике   Поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предме­том познания должны стать прежде всего «чистые идеи». Но их невозможно познать с помо­щью чувственного познания. Их можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной дея­тельности, которой могут заниматься только люди подготовленные, т.е. образованные ин­теллектуалы, философы. Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, считая, что ощущения и восприятия обманывают челове­ка. Он даже советовал для познания истины закрыть глаза и заткнуть уши, чтобы не мешать разуму.

 

 

Продолжение таблицы 14

    По Платону, когда душа вселяется в младенца, она забывает всё, что знала. Поэто­му процесс познания, по Платону, есть процесс припоминания того, что душа знала ранее. К познанию Платон подошел с позиций диа­лектики (в данном случае от слова «диалог»), т.е. искусства поисково думать, исследователь­ски мыслить, опираясь на логику, распутывая про­тиворечия в столкновении различных суждений
О категориях В отличие от ранних греческих философов, ко­торые в качестве категорий рассматривали та­кие стихии, как огонь, воду, воздух, землю и эфир, Платон стал пользоваться категориями в современном их понимании как наиболее обоб­щенных и отвлеченных понятий. Платон пред­ложил пять основных категорий: сущее, дви­жение, покой, тождество и различие
Учение о государ­стве В своей философии Платон уделил внимание и проблеме государства, что также было нети­пично для его предшественников. Среди шес­ти существовавших форм государства наибо­лее оптимальными Платон считал аристократию (справедливая власть меньшинства) и монархию (справедливая власть одного чело­века). Он считал, что демократия (власть боль­шинства) редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию (несправед­ливую власть одного человека), олигархию (не­справедливую власть меньшинства) или тимократию (несправедливую власть большинства). Но Платон пошел дальше, выдвинув собствен­ный план государственного устройства, со­гласно которому всё население государства дол­жно было делиться на три сословия (управля­ющие государством философы, защищающие его воины и обеспечивающие материальными благами работники), два из которых (филосо­фы и воины) не должны иметь частной собствен­ности. В идеальном, с точки зрения Платона, государстве все его жители должны вместе про­водить свободное время, вместе есть и отды­хать, не вступать в брак, иметь общих жен и детей, использовать труд рабов. Платоновское учение о государстве впоследствии часто под­вергалось критике. Один из его наиболее ярких примеров критического отношения к данному учению можно найти у английского философа Карла Поппера (1902-1994), который обвинял Платона в реакционности как основоположни­ка идей тоталитаризма.

 

Окончание таблицы 14

Этические взгляды Поскольку Платон считал, что высшее благо пре­бывает вне мира, то и высшая цель нравствен­ности должна находиться в сверхчувственном мире. Поскольку душа, по Платону, получает свое начало не в земном, а в высшем мире, то задача человека в том, чтобы возвыситься над чувственным миром и всеми силами души стре­миться к высшему благу, освободив душу от все­го телесного.

Платон оказал большое влияние на всю последующую идеа­листическую (западноевропейскую и русскую) философию.

 
 



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философские воззрения Сократа | Аристотель как вершина античной философии

Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 695; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.