Рассматривает вечные сверхчувственные формы — нематериальные начала и причины всего сущего
Втораяфилософия —
физика
Исследует природу, т.е. материальные и изменчивые сущности (в том числе и биологические)
Практическая философия
Этика
Изучает человеческое поведение и его нормы
Политика
Направлена на изучение социально-политической деятельности
Экономика
Изучает экономическую деятельность
Творческая философия
Эстетика
Ее предметом является искусство
Риторика
Ее предметом является искусство красноречия
Таблица 16
№
Область воззрений
Пояснение
Проблема
бытия
По проблеме бытия Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Аристотель был убежден, что не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира. Существуют только единичные и конкретно определенные вещи, которые называются индивидуумы (в переводе — «неделимые»), т.е. существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является; конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула» и т.д. Поскольку бытие не есть «чистые идеи» и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, т.е. через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность {субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.
Продолжение таблицы 16
Проблема
материи
Исходя из признания объективности существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Она не может возникнуть из ничего, не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Материя — это потенция (пассивное начало, субстрат сущего, материал для предметов и вещей), ограниченная формой (активное начало, создающее конкретные предметы и вещи). Например, чтобы возник глиняный горшок, нужна глина (это есть в данном случае потенция), которой гончар придаст определенную форму (это и есть активный творческий фактор, с помощью которого возможность горшка превращается в действительность). Иными словам, Аристотель — дуалист, так как признает существование двух самостоятельных первоначал — материи и формы. Всё сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой. Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность представляет собой последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Следовательно, в мире были первоматерия и первоформа. Первоматерия — это бесформенное неопределенное вещество, явившееся основой материи для всех вещей. Первоформа — высшая сущность всего бытия, перводвигатель, некий Мировой ум, мыслящий сам себя.
Проблема
души
Аристотель впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Он доказывал, что душу нужно рассматривать не как субстанцию, не зависимую от тела, а как «форму» тела, способ его организации, принцип развития и жизни, имеющий ряд иерархически выстроенных функций: вегетативную (питание и рост организма), животную (способность к восприятию, воображению, запоминанию, движению) и разумную. Душа и тело существуют слитно. Душа является сущностью тела. Душа — это, с одной стороны, форма, организующее и управляющее начало живой материи, а с другой стороны, это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель. Четыре понятия — материю, форму, причину и цель — Аристотель объединил в понятие «энтелехия» (от греч. entelecheia — целенаправленность). По Аристотелю, субстанция души неоднородна: одна часть души связана с телом и смертна, другая часть имеет божественную сущность, и жизнь ее циклична (т.е., как видно, Аристотель не был полностью независим от учения Платона).
Продолжение таблицы 16
Проблема
человека
и общества
Движущей силой поведения человека Аристотель считал стремление, обнаруживающее внутреннюю активность организма и связанное с чувством удовольствия и неудовольствия. Очень важна идея Аристотеля о том, что те действия, которые влекут за собой удовольствие, человек стремится воспроизвести вновь, так как то, что человеку приятно, чаще всего соответствует его природе. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, отличающихся от них наличием разума и врожденной склонности жить вместе с себе подобными, т.е. жить в коллективе (Аристотель также называет человека «политическим животным»). Именно последнее качество приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.
Проблема
государства
Аристотель выделяет шесть типов государства (монархию, тиранию, аристократию, крайнюю олигархию, охлократию (т.е. крайнюю демократию) и политию. Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является попитая — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса». Худшими формами он считал тиранию и охлократию.
Проблема
познания
Аристотель считал, что любовь к знанию является прирожденным свойством как человека, так и животных. Сам мир познаваем, так как формы бытия и мышления аналогичны. Процесс познания начинается с чувственного восприятия отдельных вещей и их свойств. Следующей стадией познания является опыт, основанный на нескольких воспоминаниях об одном и том же предмете, причем предметом познания является множество конкретных вещей. Более высокой ступенью познания является искусство как знание сущности множества вещей (т.е. того общего, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы). И наконец, наивысшее познание — это философское (научное) познание, в котором особенно-важной является опора на метафизику, т.е. первую философию. Оно дает познание высших форм, высших целей всего сущего.
Окончание таблицы 16
Логика
Аристотель выделил три закона правильного мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении входе рассуждений), закон исключенного третьего («А или не А истинно, третьего не дано») и закон недопущения противоречия («не противоречь сам себе»). Он также дал определение истины и лжи, разработал учение о правильных и неправильных видах умозаключения, так называемого силлогизма.
Этика
Общим принципом этики Аристотеля является стремление найти среднюю линию поведения. Сущность добродетели заключается, по Аристотелю, в сочетании щедрости и умеренности. Добродетельно то, что служит интересам общества и укрепляет социальный порядок. Добродетели могут быть волевыми (добродетели характера) и интеллектуальными (мудрость, разумная деятельность, благоразумие). Добродетели приобретаются путем усвоения опыта и знаний предшествующих поколений и проявляются в деятельности. Высшее благо человеческой жизни — счастье, возможно только при добродетельной жизни. В достижении наивысшего счастья помогают занятия философией.
Аристотелем заканчивается античная классика. Во второй половине IV в. начинается становление этапа эллинистически-римской философии, которой были присущи совершенно иные ценности и идеалы. Дело в том, что греческие полисы начали терять свою независимость. И если раньше греки были гражданами, то теперь они стали подданными (империи Александра Македонского, потом — раздробленных монархий, а затем — огромной Римской империи). Новая социально-политическая ситуация изменила мировоззрение философов. Одной из наиболее характерных философских школ данного периода стала школа киников.