Доктор теологии, основоположник Реформации, который 31 октября 1517 г. на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии прибил 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. М. Лютер призывал к тому, чтобы общение между Богом и верующими происходило напрямую. Он считал, что между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь. Поэтому необходимо упрощение обрядов: Церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям. Он призывал к необходимости уменьшения влияния на политику государств со стороны Папы Римского и католического духовенства, к поднятию авторитета государственных институтов и светской власти. Дело служения Богу должно быть не столько профессией, которую монополизировало духовенство, сколько функцией всей жизни верующих христиан. Поэтому необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм и запретить индульгенции. Верующий достигает спасения души не потому, что выполняет церковные ритуалы, а лишь благодаря вере, которую он получает непосредственно от Бога. Следствием этого убеждения становилось снижение статуса церковных служителей и Церкви в целом. Лютеранство, окончательно сложившееся в Германии после смерти его основателя, отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком.
Продолжение таблицы 22
Жан Кальвин
(1509-1564)
Крупный лидер бюргерско-евангелической Реформации, продолживший дело Лютера и систематизировавший его идеи. По Кальвину, ключевой идеей протестантизма является идея предопределения: людям изначально предопределено Богом либо быть спасенными, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению, а успех в работе — признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике. Он возглавил ре-формационное движение в Женеве и добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»). Кроме того, ему удалось подчинить кальвинистской Церкви светскую власть, а также провести реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма и добросовестного отношения к работе. Таким образом, результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.
Томас Мюнцер
(1490-1525)
Один из лидеров Реформации, возглавивший народное направление. Будучи священником, он сначала примкнул к Лютеру, стал его сторонником, но в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. Во многом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в том, что необходимо реформировать не только Церковь, но и общество в целом. Цель изменения общества заключается в достижении всеобщей справедливости, «Божьего царства» на Земле. Мюнцер считал, что главной причиной всех зол является неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес. Поэтому частный интерес необходимо подавить, всё должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства). Жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу, а власть и собственность должны принадлежать простому народу — «ремесленникам и пахарям». В 1524-1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна. Сам Мюнцер погиб.
Окончание таблицы 22
Эразм Роттердамский
(1469-1536)
Выдающийся мыслитель-гуманист, филолог и поэт эпохи Возрождения, властитель дум гуманистически мыслящей интеллигенции. В полемике, происходящей по вопросу Реформации, отстаивал веротерпимость. Он был врагом религиозного фанатизма (поэтому философ Вильгельм Дильтей назвал его «Вольтером XVI века»), сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Он создал так называемую «философию Христа», которая была переработкой христианской этики в соответствии с принципами ренессансного гуманизма. В наиболее известной свой работе «Похвала глупости» Эразм Роттердамский высмеивал нравы и пороки современного ему общества (богословские споры, обрядовую религиозность, пышность культа, оправдание сожжения еретиков и грабительских войн)
Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви.