Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Политическая философия Н. Макиавелли
· Самым ярким представителем политической философии являлся Николо Макиавелли (1469-1527) - итальянский политический деятель, философ и писатель. · Политическая философия Макиавелли была вызвана изменениями в политике Флоренции и Италии в целом, где назрел кризис нравственных ценностей. Макиавелли чутко уловил тенденцию разрыва в нравственности между двумя модальностями морали: то, что есть, и то, что должно быть. Макиавелли возвел нравственный кризис в новый политический принцип - политический реализм. · Основной работой Макиавелли стало сочинение «Государь» (1531), в котором главным тезисом, пронизывающим всю работу, стал тезис о праве правителя отступать от принципов добра, если к этому его вынуждают обстоятельства. · Макиавелли считал, что человек обладает изначально злой природой, а движущими мотивами его поступков являются эгоизм и стремление к личной выгоде. Но совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы, поэтому для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство. По Макиавелли, правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных: ему следует выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату: правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана. В то же время любой правитель ни в коем случае не должен посягать на имущество и личную жизнь людей. · В борьбе за освобождение родины от иностранного владычества, за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Философия Макиавелли оказала большое влияние и стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
Философия социалистов-утопистов
ê Томас Мор (1478-1535) — английский гуманист, основатель утопического социализма. Он хорошо знал проблемы реального государства, так как профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523-1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма, за отказдать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви. Идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия» (1516). Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору, в Утопии: 1) не существует частной собственности, все граждане участвуют в производительном труде, который осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности. Все результаты труда поступают в общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии; 2) трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов, причем от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам, а самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники; 3) первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (трудовой коллектив), где все должностные лица избираются прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. ê Томмазо Кампанелла (1568-1639) — итальянский философ и политический деятель, выдвинувший в произведении «Город Солнца» другой проект идеального общества. Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: 1) отсутствует частная собственность и все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением; 2) жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей — от подъема до отхода ко сну; солярии всё делают вместе: ходят на работу и с работы, трудятся, едят, отдыхают, поют песни; большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца; 3) во главе стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Несмотря на наивность «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы, достоянием последующих поколений стали идеи мыслителя о роли науки в жизни общества, о прекращении войн и о просвещении. В целом идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем. Философия эпохи Возрождения стала новым этапом развития философии, осуществившим множество инноваций, опираясь как на античность, так и на всё лучшее из того, что дало Средневековье. Культура и философия эпохи Возрождения подготовили почву для интенсивного развития философской мысли в Новое время.
Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 1004; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |