Русские западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, Н.А. Добролюбов, Т.Н. Грановский, К.Д. Каверин, Д.И. Писарев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников и др.) не являлись огульными критиками русской культуры. В глубине души и западники, и славянофилы были близки друг другу, но видели для России разные пути. Позиция западников отличалась от славянофилов и в религиозном, и в социально-политическом отношении.
Таблица 36
№
Представитель
Основные идеи
Виссарион
Григорьевич
Белинский
(1811-1848)
Великий русский критик, один из первых представителей западничества. Поначалу находился под большим влиянием гегелевской философии. Белинский считал, что общее всегда более истинно, чем частное. Более поздний этап философии Белинского связан с отказом от идей Гегеля и доказательство противоположного тезиса: «Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здоровья китайского императора». Постепенно он пришел к антропологическому принципу в философии, который был связан с поворотом к человеку, принятию человека как высшей ценности бытия и ценности человеческого познания. В этот период Белинский пишет: «Я начинаю любить человечество маратовски, чтобы сделать счастливой малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил остальную». Некоторые исследователи пишут, что у Белинского возникла попытка связать человека с историей социальной действительности. В трудах Белинского этого времени можно встретить достаточно противоречивые высказывания. В одних местах он пишет «к черту метафизику...», а в других местах утверждает, что «высшее в человеке есть его духовность, связанная с чувством, волей и разумом». Будучи человеком противоречивых взглядов, он все же не мог разделить взгляды славянофилов, самодержавие и монархию. Он пришел к идее радикального свержения монархической власти.
Александр
Иванович
Герцен
(1812-1870)
Другой крупнейший русский мыслитель, представитель западничества, автор многочисленных философских трудов. После ряда репрессивных действий по поводу его журналистской деятельности в 40-е гг. он эмигрировал в Англию. Знакомство с западноевропейской действительностью привело его к выводу о том, что на самом деле идеал личности и западноевропейский тип человека — совершенно не одно и то же. Между ними существует огромная разница. Он пишет: «Средневекового рыцаря заменил лавочник. Русский мужик — более личность, чем западный буржуа». Этот тип не способен на порывы, на бескорыстие, на что способен русский. Таким образом, Герцен, прожив в самой развитой капиталистической стране более двадцати лет, увидел черты западного человека ярче всего. Русскому трудно
Окончание таблицы 36
принять принцип: «Каждый за себя». А тип западного человека не способен концентрировать в себе личное и общинное: общение в любви, общение, основанное не на внешних условиях, а на внутреннем нравственном побуждении. Герцен приходит к идее общинного социализма. Он видит будущее России не на пути революции и формирования капитализма. В России есть потенциал для иного пути. Герцен считает, что социалистические отношения — это и есть то, что является более совершенным для России, чем западный меркантилизм.
В целом западники, усвоив философские традиции современной им западной философии, стремились познакомить с ними русских мыслителей. В отличие от славянофилов они полагали, что отдельного от остальной цивилизации, уникального и самобытного исторического пути России нет и не должно быть. Россия должна рано или поздно с неизбежностью освоить западные ценности и стать столь же цивилизованной страной. Кроме того, если славянофилы были мыслителями, которые рассматривали религию как фундамент общественно-исторических реалий, то в основе философских и исторических построений западников лежала безрелигиозность.