1 Флёрина - разработала значение и особенности игры, строительный материал, дала указания по руководству и выделила методы конструирования (по образцу, по памяти, по рисункам).
2 Лиштван - разработала систему занятий по обучению конструирования, методы конструирования (по образцу с анализом частей постройки, показ от дельных приёмов конструирования, незаконченный образец, по рисунку, по теме - то есть усложнение конструирования).
3 Поддъяков - методы обследования и обучения детей строительству по условиям (форма, цвет, размер).
4 Давидчук выделила особенности детского конструктивного творчества и разработала методику воспитания у детей детского конструктивного творчества.
5 Воронова - методы формирования у детей дружелюбных отношений в ходе с.-к. и.
1 группа направлена на расширение тематики построек от группы к группе и увеличение количества используемого материала (представления о труде и строительной технике).
2 направлена на совершенствование конструктивных умений (обучение способам строительства):
• умение выполнять постройки сначала в вертикальном, затем горизонтальном плане,
• умение перенести знакомый способ с занятия в игровую деятельность,
• умение анализировать постройку и планировать этапы игровой деяятельности.
3 направлена на развитие взаимоотношений детей в игре:
• со средней группы - договариваться о теме, распределении работы и материала,
• со старшей группы - научить планировать коллективные постройки. Условия.
1 Достаточное количество материала (играть одновременно все дети или половина детей, включая Настольный, напольный материалы, + консктруктор в старшей группе).
2 Внешний вид (отделиные детали - окрашены в один цвет, желательно в светлый, чтобы подчеркнуть форму постройки).
3 Детали для оформления (мелкие детали, чтобы построить забор, трубу).
4 Размещение и хранение:
• отдельные ящики для всех деталей,
• место для мелких игрушек для обыгрывания,
• иллюстрационный материал (рисунки, фотографии),
• место для полудеталей и сырья (бумага, катушки, клей).
5 Знания у детей (о процессе строительства - наблюдения, экскурсии, чтение, рисунки); умение анализировать постройки (понимать связь между размером, формой, назначением: построить дом, чтобы влезла игрушка, что нужно в доме, чтобы дождь не замочил, ветер не продул).
возраст
особенности
условия
приемы
Роль взрослого
младший
1 постройка в
горизонтальном плане,
2 процессуальность постройки (ломает, строит снова),
3 часто
строительство опережает
замысел (не знает, что строит),
4 постройки
рядом.
1 не очень
мелкий
строительный материал,
2 напольный материал из
пластмассы, дерева,
3 игрушки
для обыгрывания.
1 по образцу,
2 рассматривание постройки воспитателя,
3 показ способов возведения постройки,
4 напоминания,
5 подсказ замысла,
6 привлекает внимание к
постройкам других детей,
7 показ способа распределения обязанностей.
1 принимает не-
посредственное
участие.
2 основная задача - перевести
индивидуальны
постройки в
групповые,
3 помогает объединять постройки сюжетом.
Сред
1 дети выполняют
симметрич-
ные постройки,
2 интерес к
украшению
построек.
+ материал
для укра-
шения по-
стройки
(бумага.
клей, кар-
тон).
нужно перевести
С.-К.И. в С.-Р.И
2 приёмы с занятия переносятся
в игру.
Педагог продолжает быть участником игры
старший
1 в вертикальном плане,
2 предвари-
тельное планирование
(цель общая,
функции разные),
3 менее громоздкие, похожи на реальные,
4 связь игры
и труда -для
других
+ конст-
руктор.
много до-
полнитель-
ного мате-
риала.
1 совет, напоминание,
2 беседы до начала, рассматривание иллюстраций.
3 частичный показ(1/3),
• 4 анализ детских построек:
• организация,
• самостоятельность,
• показать способ взаимоотношений и проявления творчества.
Практически не
участвует -
только при внесении нового
материала; в
конфликтных
ситуациях.
РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
младший
средний
старший
Сюжет
В основе лежит непосредственный опыт (цепочка знакомых действий).количество персонажей ограничено 1-3. отношения между ними определяются по ходу игры. Предметы заместители используются только для неодушевленных предметов
Опосредованный опыт (от других детей)
сюжеты более сложные и многообразные
3-5 игрушек
Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.
иногда планируется взаимодействие
В сюжеты вплетаются личные воспоминания, переживания
при неправильном руководстве появляются игровые шаблоны
появляется совместная режиссерская игра
Комбинируют знания из разных источников в процессе передачи образа
Сюжеты сложные иногда игра длится несколько дней
Количество игрушек не ограничено
Предметы заместители для одушевленных и неодушевленных Возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника большая игрушечная собака может стать медведем, а маленькая — зайчонком, кусок серой ткани — волком и т. д.
Действия роль
За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения (собачка только собачка).
Роль определяет сюжетные события. Если есть сюжетная игрушка, но нет опыта или знаний сюжет не развивается ( игрушка-космонавт) либо отказ от игры либо несюжетная манипуляция
Одно и тоже действие с несколькими игрушками
Ассоциативный характер роли ( тарелка только кушать)
С одной игрушкой несколько ролевых действий
Появляются главные и второстепенные роли
Увеличивается количество действий
. Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде. Например, ребенок везет зайчика на игрушечной машине, и эти действия у него ассоциируются со строчками из знакомого стихотворения: «Зайчики в трамвайчике, жаба на метле», и далее: «Наш мальчик, наш зайчик попал под трамвай чик». Результатом является проигрывание истории про доктора Айболита, который лечит зайчика.
Разнообразные игровые действия. Наряду с обычными игрушками много предметов заместителей
Вместо бегемота – диванная подушка
Кубики, фишки
Ролевая речь
описательно-повествовательная речь
Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дает им оценку: «Ж-ж-ж! Самолет летит над полянкой и видит — Даша ягодки собирает... Он приземляться начал — трр-р-р-бу-бу-бу. Сел около Даши, и она его ягодками покормила».
Характерно проговаривание происходящих в игре событий, и большое количество звукоподражаний. Ролевая речь встречается в этом возрасте значительно реже.
Появляются диалоги и отдельные оценочные суждения фу ты какая
Игра постоянно сопровождается речью. Каждую роль ребенок ведет голосом, характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голоском, за волка — грубым и сердитым. Оценочные высказывания входят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их. «Волк злой, плохой!
Эмоциональные диалоги.
Яркие оценочные суждения
У мальчиков речь становится более свернутой