Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 8. Европейская культура XVII -XVIII вв

Читайте также:
  1. Вопрос 33. Что такое субкультура и конркультура?
  2. Вопрос № 1. Основные занятия и материальная культура.
  3. Греческая культура классического периода.
  4. Дописьменная культура
  5. Европейская интеграция как пример наиболее глубоких интеграционных процессов в современном мире
  6. Европейская кухня
  7. Западноевропейская и американская реклама Нового времени
  8. Западноевропейская религиозная философия ХХ века (персонализм, неотомизм, религиозный эволюционизм).
  9. Здоровье (физическая и психическая культура).
  10. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - НИЖЕ

Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689— 1789 гг. Первая — дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, «славная революция» в Англии. Вторая дата — начало Французской революции, воспринимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.

Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть «естественное равенство», а отсюда — политическая свобода и гражданское равенство. При всем многообразии мнений большинство мыслителей сходились в оценке Просвещения как передового новаторского явления. Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций. Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости. Просветители происходили из разных классов и сословий.

В Англии в XVII—XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступила церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком. Основное его сочинение — «0пыт о человеческой разумевши» — содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени, в частности Дэвида Юма и Адама Смита. Выдающийся теоретик товарно-денежных отношений Адам Смит стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям.

Выдающиеся представители французского Просвещения: Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Шарль Монтескье, Поль Анри Гольбах и др.

Во Франции уделом просветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого.

Французские просветители вошли в историю как энциклопедисты, создатели французской Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел, открывшей новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Организатор и редактор Энциклопедии — Дени Дидро, убежденный противник абсолютизма, церкви, клерикального мировоззрения.

Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант. Славу модного писателя принесла Канту работа «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей — природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Особенно значителен вклад Канта в разработку теории правового государства. Не случайно в Германии XVIII в. называют «веком Канта».

Европейское искусство XVIII в. соединяло в себе стили классицизм и романтизм. Романтизм, возникший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Используя старые стилистические нормы классицизма, искусство эпохи Просвещения отражало при их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление нового течения сентиментализма (от фр. sentiment — чувство), отразившего в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. В дневниках, романах, письмах, стихах писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений.

В европейском искусстве XVIII в. было еще одно направление — рококо. Для него характерны легкость, грациозность, изысканность и прихотливый орнаментальный ритм. Все искусство рококо Построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Рококо стал ведущим направлением искусства во Франции в XVIII в., а затем получило широкое распространение в Европе, особенно в церквах и дворцах Южной Германии и Австрии.

Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве, и особенно, в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма.

Основной литературный жанр эпохи Просвещения — роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики (Даниэля Дефо, Джонотан Свифт ).

В конце XVII—XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойденный мастер полифонии. Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения — оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия». Гендель написал более 40 опер, а также органные концерты, сонаты, сюиты.

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера — Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

Итальянское искусство XVIII в. достигло своего расцвета только в Венеции.

Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо, крупнейший итальянский живописец XVIII в., последний представитель барокко в европейском искусстве. Тьеполо принадлежат гигантские по масштабу росписи как церковные, так и светские. Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты — городского архитектурного пейзажа. Это Антонио Каналетто, прославленный торжественными картинами жизни Венеции

Венецианский дворик»).

Расцвет национальной школы живописи в Англии связан с Уильямом Хогартом, живописцем, графиком, теоретиком искусства, авторомобличительных жанровых зарисовок «Карьера Мота». Хогарт был единственным художником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе.

В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением в искусстве Франции XVIII в. стало рококо. Сюжеты полотен художников — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».

Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше. «Первый художник короля», директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Типичные сюжеты его полотен — «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы» и т.п.

В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена, художника, создавшего в сущности новую живописную систему («Молитва перед обедом», «Прачка»).

Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и классические черты — во второй. Легкость, свобода, динамика видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля («Меркурий, подвязывающий сандалию»).

XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Крупнейшим драматургом Англии XVIII в. был Ричард Бринсли Шеридан. Его сатирические комедии нравов («Соперники» и «Школа злословия») направлены против безнравственности высшего света, пуританского лицемерия буржуа.

В Венеции творил Карло Гольдони, создавший 267 драматических произведений. Современником Гольдони был Карло Гоцци. Его сказки — фьябы основаны на фольклорных мотивах и традициях комедии дель арте («Любовь к трем апельсинам», «Турандот» и др. о жизни театральной Венеции).

Во Франции самым высоким, достигшим абсолютной зрелости воплощением комедии нравов, была «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Бомарше.

Эстетические сочинения Лессинга («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», «Гамбургская драматургия») имели резонанс во всех европейских странах. Основной вопрос, который Лессинг поднимает в «Лаокооне», — о специфической природе поэзии и живописи, а следовательно, различии и границе между ними. Задача писателя, считает Лессинг, изображение жизни в движении, в борьбе.

Иоганн Вольфганг Гёте, «универсальный гений» ученый, теоретик и знаток искусства, романист, великий поэт и замечательный драматург, он словно бы воплощал в себе всю культуру Германии. Пьеса «Эгмонт» — одна из лучших театральных созданий Гёте.

Для Германии воспитание свободолюбивой человеческой личности становилось революционной задачей. Этой задаче и посвятил себя Фридрих Шиллер — ученый, историк и эстетик, великий поэт и драматург. На творчество Шиллера огромное влияние оказала литература Просвещения, мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства выражены уже в раннем его произведении — драме «Разбойники». Драмой «Коварство и любовь» Шиллер словно бы подводит итог одной из главных линий драматургии XVIII в. и открывает дорогу новой драме.

Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII—XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков истории.

Культурное наследие XVIII столетия поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 7. Культура европейского Возрождения | Тема 9. Европейская культура XIX – нач. XX вв

Дата добавления: 2014-03-24; просмотров: 437; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.