Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Тема 7. Культура европейского ВозрожденияВконце XIV — начале XV вв. в Европе, а именно — в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Возрождение охватывает XIV—XVI вв. в Италии и XV—XVI вв. в странах, расположенных севернее Альп. Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению со Средневековьем. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, более самостоятельными и независимыми от церкви становятся искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином гуманистическое (от лат. humanus — человеческий). Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек — созидатель, энциклопедист. У истоков Возрождения в Италии стоял великий Данте Алигьери . Вершиной творчества Данте стала эпическая поэма «Божественная комедия»(это название дал ей Дж. Боккаччо). Родоначальником гуманизма считают поэта, философа Франческо Петрарку . Перу Петрарки принадлежат философские трактаты, биография-«Письмо к потомкам», но главное — любовная лирика (сонет «На жизнь и смерть мадонны Лауры»). Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», собрания реалистических новелл. Жизнь людей эпохи Возрождения тесно связана с искусством. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы, изменилась и церковная архитектура. Основоположник нового направления в европейском изобразительном искусстве — Джотто. Порвав со схематизмом венецианской школы, Джотто заменил условную плоскость картины трехмерным пространством и, пользуясь светотенью, стал писать фигуры объемными. Один из основоположников искусства Раннего итальянского Возрождения — Мазаччо. Его фрески в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции свидетельствуют о решительном разрыве с готической традицией. С именем архитектора Брунеллески связывают смелую ломку средневековых стереотипов и пропорций и обращение к традициям античного ордерного зодчества. Титанами Возрождения человечество называет Леонардо Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротга. Леонардо да Винчи, один из самых замечательных в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Одна из важнейших его художественных работ — «Тайная вечеря» фреска в миланском монастыре Санта-Мария делла Грацие. Всемирно известен один шедевр мастера — портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название — «Джоконда», по имени ее мужа. Великому живописцу Рафаэлю Санти принадлежит величайшее произведение мировой живописи — «Сикстинская мадонна. Великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти — скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Венер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одна из самых впечатляющих его фресок — сцена Страшного суда. Замечательным художником Возрождения был Джорджоне («Юдифь», «Спящая Венера», «Гроза»). Жизнеутверждающая красота человека и природы стали главной темой творений другого выдающегося художника эпохи — Тициана («Даная», «Венера перед зеркалом», «Венерам Адонис»).На мифологические темы также писал свои полотна Боттичелли («Весна», «Рождение Венеры»). На этот период приходится расцвет творчества Лудовико Ариосто, замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд». Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг». В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий астроном Джордано Бруно, автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах». Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма. Так возник в европейском искусстве художественный стиль, связанный с кризисом Ренессанса - маньеризм. Эгот стиль отличает субъективизм, вычурность образов. Наиболее крупными художниками-маньеристами были Понтормо, Бронзино, скульптор и золотых дел мастер Б. Челлини. Продолжали развивать реалистическую традицию в живописи Веронезе, Тинторетто, Караваджо. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. ВГерманииидеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин, стремившийся показать божественное в самом человеке. Яркая фигура немецкого Возрождения — Ульрих фон Гуттен, писатель, просветитель и политический деятель. Он один из авторов широко известной сатиры «Письма темных людей» и язвительных «Диалогов» и памфлетов. Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации — движением за реформу (от лат. reformatio — преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию Мартин Лютер, доктор богословия и монах августинского монастыря. Он положил начало протестантскому направлению в христианстве. Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации. Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Живописец и гравер Альбрехт Дюрер создал цикл гравюр «Апокалипсис». В портретах Дюрер утверждал новое ренессансное понимание личности. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были мейстерзингер Ганс Сакс, написавший множество назидательных басен, песен, шванков1, драматических произведений, и Иоганн Фишарт — автор остросатирических работ. Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский. Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Средоточием гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени — Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора, автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения Уильям Шекспир, создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло», исторических драм «Генрих VI», III», комедий «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего». Шекспир был драматургом в лондонском театре «Глобус», который пользовался большой популярностью у населения. Английские театры того времени посещали люди всех сословий. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе. Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространениеполучили рыцарские и плутовские романы. В этом жанревпервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина». Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес. Главное его произведение — бессмертный роман «Дон-Кихот». Основоположник испанской национальной драмы — великий Лone де Вега, автор более чем 1500 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев».Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко и Диего Веласкес. Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле, написавший сатирический роман-аллегорию «Гаргантюа и Пантагрюэль», повествующий о двух великанах — отце и сыне. В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар и Жоакен Дю Белле. Поэты «Плеяды» видели свою главную задачу в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классическими греческим и латынью. Важнейшей темой в поэзии было воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного «принцем поэтов». Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень. Славу Монтеню принесли «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе — эссеистике (от фр. essai — опыт). В изысканных и вольных по форме эссе Монтеня получили дальнейшее развитие в традиции французского свободомыслия эпохи Возрождения. Первым художником во Франции, последовательно воплотившем эстетические принципы Раннего Возрождения, был Жан Фуке. В реалистической манере им выполнены миниатюры и книжные иллюстрации, в том числе к «Декамерону» Боккаччо. Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории и двигалась к Новому времени.
Дата добавления: 2014-03-24; просмотров: 457; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |