Выдающийся немецкий философ, священнослужитель и богослов (кардинал при папе Пие II, затем папский легат по всей Германии). Он придерживался новаторских для своего времени философских взглядов и дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой между Богом и Его творением не существует разницы, т.е. мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же. «Единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум. Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя. Поэтому сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино. Едины идея и материя. Философ полагал, что реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность, что Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, а Земля не является центром Вселенной. Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный. Мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире. Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания. Поэтому невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др. Николай Кузанский также внес большой вклад в астрономию, географию и математику. Немецкий философ Георг Гегель (1770-1831) отметил, что с Николая Кузанского начинается постепенный переход от математической мистики к точной математике.
Джованни
Пико делла
Мирандола
(1463-1494)
Выдающийся итальянский философ-аристократ, знавший древние и восточнее языки, он попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и в 1486 г. Опубликовал произведение «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме». Он исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным и божественным. Его главные идеи заключались в том, чтобы возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским), признать за человеком полную свободу выбора. В работе «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола писал: «Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь». Согласно философу, человек имеет свободную волю, но она ограничена «мировым порядком», преступая который он теряет свое высокое достоинство.
Окончание таблицы 20
И именно философия позволяет человеку сохранять человеческое достоинство. Изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели и устранению пороков. Поэтому Пико пытался объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.
Парацельс
(настоящее имя
Теофраст фон
Гогенгейм)
(1493-1541)
Швейцарский философ, врач и химик. Внес большой вклад в развитие медицины, химии и научной методологии. Его учение пронизано магическими идеями. Считал, что Вселенная является единым живым организмом, одушевленным единой звездной душой, которая невидима, не связана с определенным местом в пространстве, но является источником всякого движения и изменения. Поскольку человек является микрокосмом, то постигая собственную душу, он может найти средства магического воздействия на природу. Учение Парацельса оказало влияние на мистицизм Якоба Бёме.