Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Исполнения работником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы

Читайте также:
  1. Depositum miserabile. Некоторые случаи поклажи имеют настолько своеобразные черты, что должны быть выделены в качестве специальных разновидностей этого контракта.
  2. I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  3. II ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ВЫГОРОДКАХ.
  4. II. РЕКОМАНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  5. III ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА СЦЕНЕ.
  6. III. Корпоративные постулаты и принципы работы сотрудников
  7. IV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ.
  8. Автоматизация работы с помощью макросов
  9. Алгебраический вывод мультипликатора государственных закупок с учетом внешней торговли
  10. Алгоритм работы.

 

Формирование «постпозитивистских» концепций)

Философская концепция К.Поппера (1902-1994) фактически обусловила переход от неопозитивистских теорий к наиболее сложному этапу развития «позитивной философии», который получил название «постпозитивизм».

В области методологии научного познания К.Поппер обосновал принцип фальсифицируемости научного знания, на основании которого критерий истинности познания заменяется критерием его научности. Научное знание представляет собой некую точку возможного на векторе познавательного процесса, которая в процессе познания будет пройдена и опровергнута. Задача научного исследования состоит в опровержении гипотезы, а не в ее подтверждении. Следовательно «научность» предполагает опровергаемость, а не «истинность».

Особое внимание в философской концепции К.Поппера было уделено информационной составляющей научного знания, что нашло свое отражение в концепции «третьего мира». Объективная реальность отражается в психике человека, создавая в ней мир ее непосредственного восприятия. Однако в процессе познания создается особый мир информации, которая существует без субъекта и вне объектов. Она может накапливаться и перерабатываться без проверки ее истинности опытным путем.

В области моральной философии К.Поппер разрабатывал концепцию «открытого общества», в котором цели и принципы социального развития согласуются с результатами научного познания. Фактически «открытое общество» есть практическая реализация информационной структуры «третьего мира». Его концепция послужила основой теории «информационного общества».

 

Прагматизм

 

Общие характеристики прагматизма

Прагматизм рассматривается в истории философии как «сугубо американская форма позитивизма». Он стал методологической базой «прорыва» науки «Нового света» и ее доминирования в современном обществе. Нормативную основу прагматизма составляет «максима логики» или «прагматическая максима». Основными концепциями прагматизма признаются теории фаллибилизма, инструментализма и операционализма.

 

Этапы развития прагматизма

Чарльз Пирс (1839-1914) рассматривает развитие научного знания с позиций фаллибилизма. Каждый вывод научной теории представляет собой лишь допущение, которое будет дополнено или опровергнуто последующим развитием науки. На этом основании им выдвигается «прагматическая максима», в которой «истинность» знания заменяется его «полезностью». Критерием научного познания является успешность действий на основе полученных знаний. «Прагматизм есть критическое здравомыслие, создающее убежденность в успешности будущих действий».

Уильям Джеймс (1842-1910) ввел в научный анализ «прагматический метод» как положение о перспективной практической значимости научной теории. Конструирование научной картины мира должно включать любые положения, которые «подходят» с точки зрения практического применения. Место в картине мира обусловлено эффективностью практики, построенной на основании этих положений.

С позиций «прагматического метода» в научную картину мира включаются религиозные установки. Они содержат такие положения, которые еще не получили признания в науке, но уже стали основанием успешных практических действий. Особое значение приобретают психологические установки практического плана, созданные в различных религиозных традициях. Смена религии трактуется как смена этих установок, дающая максимальный практический эффект.

Джон Дьюи (1859-1952) дополнил и развил «прагматический метод», придав ему характер инструментализма, основания которого формулируются следующими положениями:

· Не существует идеальных научных теорий, любая из них может быть дополнена или отброшена развитием научного знания.

· Для решения практических задач необходимо использовать различные научные концепции в качестве необходимых «инструментов» исследования.

· Успешность использования различных «инструментов» не требует единой методологии и зависит от уровня «профессионализма» исследователя.

Особое значение в развитии «прагматического метода» уделяется социальным последствиям практических действий, как для индивида, так и для общества в целом. С этих позиций осознается важность искусства и поэзии, создающих в воображении представление о возможных последствиях наличного успеха.

Перси Уильямс Бриджмен (1882-1961), лауреат Нобелевской премии (1946), считается основателем концепции операционализма. В этой теории научное познание фиксируется в возможности осуществления определенной последовательности действий, ведущих к желаемому результату. Поэтому категории науки должны содержать «операциональные определения» по принципу: «знать означает уметь». На этом основании постулируется необходимость очищения науки от абстрактных определений и переход к категориальному аппарату, сформированному на основании «позитивного» практического опыта исследования. «Операциональные определения» получили широкое распространение в современной науке.

Неопрагматизм является собирательным наименованием концепций, сочетающих «прагматический метод» с положениями лингвистической философии (постмодернизм). В качестве примера такого симбиоза приводится концепция У-О. Куайна (1908-1996). Эти концепции считают основной проблемой перевод категорий научной картины мира на естественные и искуственные языки, приспособленные для «операциональных» действий в рамках повседневной жизни обычных людей. Таким образом обоснование необходимости получения научных знаний связывается с потребностями обыденной жизни.

С начала 70-х гг. ХХ в. складывается постпозитивизм (четвертая форма позитивизма). Виднейшие его представители – Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд, Дж.Агацци. Если логический позитивизм обращал преимущественное внимание на изучение структуры научного знания, противопоставление эмпирического знания теоретическому, придерживался линейного подхода к развитию науки (постепенное накопление знаний), отграничивал науку от метафизики (ненауки), то главными проблемами постпозитивизма стали динамика, развитие научного знания, его социокультурная детерминация (обусловленность внешними факторами), взаимопроникновение эмпирического и теоретического уровней знания, история науки с признанием в ней революции, отказ от проведения жестких границ между научным знанием и философией, включение в н.к. программы философских обоснований.

Положительное влияние позитивизма состоит в том, что философия подключается к процессам развития точного знания, оказывается воздействие на развитие логики и методологии науки, укрепляется «дисциплина» мысли, конкретнее разрабатываются философские проблемы естествознания, математики, технических наук. К достижениям позитивизма относятся результаты изучения границ и возможных видов формализации знания, создание семиотики – науки о знаковых системах. Результаты исследований в области семиотики легли в основу современных искусственных кибернетических языков.

Негативное влияние позитивизма состоит в том, что происходит сужение поля философии, исключение из анализа деятельности человека, определяется разрыв между эмпирическим и теоретическим знанием.

Формы «кибернетического» сциентизма и техницизма легли в основания концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества 50-90 гг. ХХ в. (У.Ростоу, Д.Белл, Й.Масуда, О.Тоффлер и др.).

Классический технократизм, построенный на методологии технологического детерминизма, во второй половине ХХ в. под влиянием экологизации и глобализации общественного сознания, осмысления противоречивых последствий НТР, эволюционировал, впитал в себя гуманистические ценности. Реакцией на преувеличение роли науки и техники, особенно на их негативные последствия, стали антитехницистские, антисциентистские направления, в которых даются образы «машинизированного» будущего, отождествленного с тоталитарным государством, где подавлены свобода и индивидуальность.

Антропологическое направление

Проблема человека всегда волновала философию. Однако решительный поворот в сторону антропологической проблематики произошел в ХХ в. К числу первых вариантов, обращенных к «философии существования», относится учение С.Кьеркегора (1813-1855). Главным пунктом своей философии Кьеркегор сделал проблему человеческой субъективности, существование человека. Понять и познать человека, по Кьеркегору, можно путем погружения внутрь самого себя. Таким образом, человек и его существование становится предметом вненаучного, иррационального типа познания.

Нередко антропологизм преувеличивал значение нерациональных форм постижения человека. Истоки иррационализма(от лат., означающего неразумный) восходят к А.Шопенгауэру (1788-1900), прямому предшественнику «философии жизни». В работе «Мир как воля и представление» отстаивал примат (приоритет) воли по отношению к разуму. Воля – слепая, бессознательная жизненная сила, ненасытная, вечно неудовлетворенная достигнутым. Таким образом, природа человека есть источник страданий. Познание открывает человеку 2 выхода: 1) путем искусства (поэзии, музыки, живописи) человек получает временное частичное избавление; 2) путем отрицания самой воли к жизни человек получает окончательное избавление. Жизнь есть постоянное страдание, но воспроизведение ее в искусстве доставляет хотя бы временное удовлетворение и радость. Окончательное избавление связано с отречением от мирских забот, умерщвлением желаний. Образцом может служить христианский аскетизм и достижение нирваны как цели, выдвинутой восточной мудростью. Человек остается жить, но жизнь для него ничто. Существующий мир Шопенгауэр назвал «наихудшим из возможных», а свое учение – «пессимизмом».

Ф.Ницше (1844-1900) в основных сочинениях «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» показал, что мир не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к трагическим для человечества последствиям.

Согласно Ницше, мир можно обозначить словом «жизнь». Основные признаки мира: 1) образ мира как «огня», потока становления; 2) «воля к власти», активное взаимодействие сил. Познание истины должно быть соединено с волей действовать, властью верой, без которых не существует даже поиска истины.

Смысл человеческого бытия – приход «сверхчеловека» как следующего за человеком этапа биологической эволюции (сверхчеловек относится к человеку, как человек к обезьяне). Сверхчеловек есть альтернатива «последнему человеку», ему абсолютно чужды религиозные обязательства перед богом и социальные обязательства перед людьми. Сверхчеловек-творец, он не оглядывается на оставленное позади. Средством возникновения сверхчеловека, по Ницше, является воспитание человека (диета, физиология, физкультура, подбор брачных пар, предупреждение размножения больных и неполноценных путем стерилизации). Идеи теории «сверхчеловека» Ницше, стоящего «по ту сторону добра и зла», отрицающего мораль, утверждающего культ сильной личности, волю к власти были восприняты идеологией фашизма, объявившего Ницше своим идейным и духовным вождем.

Европейская культура движется к краху. Нужны новые люди, которые взяли бы на себя смелость «переоценки всех ценностей», у которых была бы воля к творчеству нового.

К антропологическому направлению принадлежит психоаналитическая школа. Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его изучение и философское толкование. З.Фрейд (1856-1939) утверждал, что многие функции нашего тела, связанные с деятельностью мозга, ощущаются бессознательно (в снах, гипнотических состояниях, оговорках, описках и т.д.). Это «низшее» бессознательное – процесс творчества, где интуиция, воображение скрыты от сознания. В человеческой психике Фрейд выделил 3 взаимодействующие стороны: Оно (Id), Я (ego), Сверх-Я (super-ego).

Оно (бессознательное) состоит из инстинктов: сексуальных (либидо), агрессивных, жизни и смерти. Инстинкты определяют характер деятельности человека, удовлетворение его потребностей.

Я – это сознание индивида. Сверх-Я – совокупность установок общества, перенесенных вовнутрь психики индивида (проявляется в виде совести).

Фрейд пытался найти баланс между Сверх-Я и Оно и тем самым дать возможность Я свободно и разумно конструировать себя. Исходя из того, что в любом обществе человека можно превратить в самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное.

Итак, бессознательное. Его основу составляют инстинкты, прежде всего сексуальные. С инстинктами связаны 2 понятия: комплекс и сублимация.

Комплекс – это устойчивый механизм, существующий у всех людей и объясняющий все виды нарушений психики. Таков «комплекс Эдипа» и «комплекс Элентуры» (влечение к родителю противоположного пола и агрессивные побуждения к родителю своего пола).

Сублимация ( от лат. – возвышаю) – переключение энергии с социально и культурно неприемлемых целей и объектов на социально и культурно приемлемые, нравственно одобряемые (религия искусство, спорт, политика, наука и т.д.). Фрейд сделал вывод о том, что всякая цивилизация и культура враждебна человеку, ибо подавляет его влечения и является результатом превращения психической энергии в различные виды культурной деятельности. Не поддавшиеся сублимации влечения проявляются в форме психических болезней и аморальных поступков людей. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье и усиливает чувство вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Поэтому психоанализ предназначен для того, чтобы перевести бессознательное в сознание. Его техническими средствами служат: гипноз, методика расшифровки «свободных ассоциаций», толкование сновидений, трансфер (эмоционально позитивная установка пациента по отношению к врачу); а также изучение некоторых обычных проявлений психической жизни – шуток, оговорок, обмолвок, описок, провалов в памяти и др. Познание бессознательного в психоанализе является припоминанием, восстановлением в памяти человека ранее существующего знания (анамнесис).

Наиболее влиятельным антропологическим направлением ХХ века является экзистенциализм. Его главные представители – М.Хайдеггер (1889-1976) и К.Ясперс (1883-1969) в Германии, Ж.-П.Сартр (1905-1980), Г.Марсель (1889-1973) и А.Камю (1913-1960) во Франции, Ортега-и-Гассет в Испании. Основная тема философии экзистенциализма – человеческое существование, духовный мир человека, судьба личности в современном мире.

Экзистенциализм возник и распространялся в периоды социального дискомфорта – после 1-й и 2-й мировых войн, когда возникла угроза существованию человечества, свободе и достоинству личности. Ныне идеи экзистенциализма оживляет обострение глобальных проблем. В целом социальным источником экзистенциальной философии выступают различные социальные процессы, воплотившиеся в различных формах отчуждения человека.

Экзистенциалисты акцентировали внимание на вопросе «Можно ли стать человеком в век абсурда, и если да, то как?» В категориальном аппарате экзистенциализма основными являются понятия: «существование», «экзистенция», «бытие», «ничто», «сущность», «пограничная ситуация».

Ж.-П.Сартр следующим образом поясняет специфику человеческого существования. Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Основной принцип экзистенциализма – человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. Он несет ответственность, если его превращение в человека не состоится.

Есть один способ постигнуть существование – пережить его. Различают два вида существования: неподлинное и подлинное бытие. Неподлинное бытие пребывание человека среди других людей, когда он выступает как один из многих. Подлинное бытие (экзистенция) характеризует более глубокий смысл человеческого существования, его сущность, неповторимость, уникальность. Первое представляет человека таким, каков он есть, а второе – указывает на заключающиеся в нем возможности. Экзистенция есть то, что трудно обрести, но легко потерять.

В повседневной жизни и общении людей происходит растворение индивидуальности и неповторимости конкретного человека, вырабатываются общие стереотипы поведения, общий стиль жизни. Возникает как бы власть других, что-то «безличное», стандартное, усредненное (мы восхищаемся тем, чем восхищаются другие, отдыхаем так, как отдыхают другие).

Человек в состоянии выйти за рамки неподлинного существования. Путь к подлинному человеку лежит через пробуждение в нем до известной поры дремлющих возможностей. Различные трагические ситуации (моральные конфликты, смерть кого-либо из близких) могут пробудить человека от сна, показать чуждость окружающего его мира, его собственную одинокость. Эти ситуации называются пограничными.

В пограничных ситуациях человек находится в состоянии тревоги, может осознавать свою историчность, конечность и свободу. Он «брошен» и обречен на «трагическое одиночество» среди других людей. Постоянным внутренним признаком подлинного существования является забота, волнение. Единственным, чем может руководствоваться индивид, является голос его собственной совести. Таким образом, программа экзистенциальной философии обращена к индивиду: необходимо опасаться, страшиться всего того, что есть мир вне человека (не-Я), противостоять ему, бунтовать против него.

Экзистенциалисты обратили внимание современной культуры к проблеме смерти. Жизнь всегда «погранична» со смертью, жизнь есть «бытие к смерти». Едва родившись, человек «устремляется» к смерти. И смерть в любой момент может оборвать нить жизни. Экзистенциальная философия оправданно исходила из того, что угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Путь к подлинному человеку может пройти не каждый, ибо для этого необходимы устремленность, энергия и настойчивость.

Экзистенциализм вошел в европейскую и мировую культуру как философия отдельного конкретного человека с его переживаниями и тревогами, размышляющего о смысле жизни, человеческой судьбе, выборе жизненного пути, личной ответственности.

Религиозная форма экзистенциализма представлена К.Ясперсом и Г.Марселем. Человек стремится обрести свободу через общение, коммуникацию с другими людьми и, в конечном счете, с Богом. Религиозные экзистенциалисты утверждают, что сущность человека покрыта тайной.

В целом, экзистенциализм примыкает к субъективному идеализму с присущими ему недостатками.

В русле гуманистического осовременивания томизма находится персонализм, возникший на рубеже XIX – XX вв. в США (Э.Брайтмэн, Р.Флюэллинг) и во Франции (Э.Мунье, Ж.Лакруа). Его мировоззренческая установка – примирить религию с некоторыми гуманистическими ценностями.

Исходный пункт философии персонализма – самосознающая человеческая индивидуальность, проявляющая себя в свободе, иррациональной творческой самодеятельности личности.

Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм (французская философия от середины до конца ХХ в.).

Структура в переводе с латинского означает строение, порядок, относительно устойчивый способ организации системы, ее внутренних отношений. Философский подход, в основе которого лежит идея структуры, и называется структурализмом. С точки зрения структуралиста следует начинать с рассуждений об обществе. Общество выступает как совокупность отношений между людьми; отдельный человек есть выражение этих отношений.

Важнейшее значение для структурализма имели разработки швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра. Он рассматривал язык в качестве знаковой системы. В любом естественном языке существуют многочисленные закономерные связи, т.е. структуры. Именно они должны привлекать внимание в первую очередь.

Идеи Соссюра оказались весьма плодотворными для философии: социальные феномены являются знаковыми структурами. Любые социальные отношения стали рассматриваться в качестве структур, при этом образцовым семиотическим образованием считался естественный язык. Знаковые структуры искали и находили в языке, политике, экономике, психически бессознательном, отношениях родства, массовой культуре. Крупнейшими французскими структуралистами были К.Леви-Строс (изучил отношения родства в примитивных обществах), Ж.Лакан (исследователь психически бессознательного). В 60-х годах на смену структурализму пришел так называемый постструктурализм. В этом отношении решающее значение имели работы Мишеля Фуко (1926-1984).

Его главный девиз: дайте осуществиться богатству дискурса и детальнейшим образом освойтесь в нем. Дело философа показать, как в дискурсах кристаллизуются и рассеиваются слова, вещи, структуры. Деятельность философа предполагает работу историка, кропотливую и всестороннюю. В своих книгах Фуко показал, как протяжении нескольких веков практика дискурсов вырабатывала воззрение относительно недуга безумия, понятия медицины, феномена сексуальности. Все, что мы узнаем, вырабатывается в дискурсах.

Итак, философия – это дискурсы. Дискурсы – это практики, не всегда подчиняющиеся строгим правилам науки. Они часто имеют игровой характер, перекрещиваются друг с другом, вступают в конфликты. Будучи вовлеченными в дискурсивные практики, люди формируют свою волю к желанию, знанию, власти, эстетическим и моральным ценностям. Человек рождается в практике дискурса в силу своей активности, переоценки правил и установлений.

Жан Лиотар (1924-1998) является основателем постмодернизма. Во второй половине ХХ века в силу ряда причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информационных технологий, возник новый тип культуры – постмодерн.

Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка, «никто не владеет целым». Возникло много новых языковых игр, кибернетических, логических, математических, так называемых теорий игр и катастроф. Изменился характер знания, старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое по преимуществу проблемой истины, вызывает недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени ее операциональности, это означает, что на первый план вышли критерии эффективности и прибыльности, прагматических связей. На смену логики универсальных принципов пришла паралогика (отклонение). Эти связи осуществляются в условиях противоборства, агонистики. Паралогика – это обращение к «маленьким рассказам», творчество и научное воображение, открытая система, стимуляция новых идей, установка на свободу и воображение, принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и безопасности, стремление к возвышенному.

Укажем следующие доминанты философского постмодернизма:

· дисконсенсус (а не консенсус);

· дискретность (а не непрерывность и прогресс);

· нестабильность (а не стабильность);

· случайность (а не необходимость);

· игра (а не цель);

· анархия (а не иерархия);

· рассеивание (а не центрирование);

· неопределенность (а не определенность);

· эстетика парадоксально-возвышенного (а не прекрасного);

· виртуальное (а не устойчивое вещно представимое);

· ирония по поводу утопий и признающихся устоявшимися ценностей.

Философский постмодернизм в наши дни культивируется в двух вариантах – умеренном и авангардистско-анархическом. Умеренный постмодернизм является вполне оправданной реакцией на реалии конца ХХ в., на возрастание многообразия. Авангардистско-анархический постмодернизм отрицает все и вся, в нем преобладает эпатаж. Такая философия приветствуется немногими профессиональными философами.

Одним из основных философских направлений ХХ в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Его основателем считается немец Эдмунд Гуссерль. Гуссерль под феноменом понимает возникающие в сознании смыслы предметов. Такова исходная установка, на которой строится философская система.

Гуссерль стремится внести полную ясность в вопрос о постижении сущности вещей, реализуемом посредством научных понятий.

Недостаток феноменологии – узкое понимание проблемы практики, которая сводится к сопоставлению феноменов сознания; эклектичность – недостаточно четкое разделение чувственных и рациональных форм познания.

Герменевтика– способ философствования, центром которого является процесс понимания.

В ХХ в. в основном культивируются две формы философской герменевтики: герменевтика сознания (Шлейермахер Дильтей) и герменевтика бытия (Гадамер). Согласно герменевтике сознания, понимание есть вживание в психологический мир другого, форма сопереживания. Согласно герменевтике бытия, понимание есть смысл человеческого опыта, реализующегося в делах и языке индивидуумов.

Обе формы философской герменевтики считают важнейшей особенностью понимания так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Понимание начала текста предполагает понимание всего текста, понимание середины или конца текста в значительной степени определяется его началом.

Герменевтику часто определяют как философию понимания текстов. Такое определение является односторонним. Пониманию доступно все исконно человеческое, т.е. вовлеченное в жизнь человека (камень, статуя и т.д.).

Некоторые тенденции развития философии

Современная философия ориентирует человечество не на изменение мира, а на сохранение цивилизации становится экологически ориентированной, общечеловеческой. Кроме того, философия активно участвует (опосредованно) в социально-политической жизни своего времени, что свидетельствует о политизации философии.

Философия ХХ в. характеризуется плюрализмом, стремлением создать целостное учение на основе решения различных проблем. Происходит сближение восточного и западного мышления рационального и иррационального, научного и вненаучного подходов (например, сближение неотомизма и социал-демократ. концепций). В философии и науках утверждается «антропный принцип».

 

 

Для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств (землетрясения, пожары и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения).

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников, профессиональных спортсменов допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором.

В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть под расписку ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Д) отпуска.

2. Регулирование отпусков

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК и законами.

Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненные к ним местностям, в других случаях, предусмотренных законами.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и условия его предоставления устанавливается в порядке, определяемого Правительством РФ. А для работников с ненормированным рабочим днем определяется локальными нормативными актами, но не менее трех календарных дней. А для работников в организациях финансируемых из федерального бюджета, устанавливается Правительством РФ, финансируемых из местного бюджета, - органами самоуправления.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются локальными нормативными актами.

Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

При исчислении общей продолжительности ежегодного отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются время фактической работы, или не работал но за ним в соответствии с нормативными актами сохранялось место работы.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются: время отсутствия работника на работе без уважительных причин; время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста; время предоставления по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и опасными условиями труда, включаются только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться ежегодно.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечении шести месяцев.

Для определенных категорий граждан оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен и до истечения шести месяцев: женщинам – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; работникам в возрасте до 18 лет; работникам, усыновившим ребенка в возрасте до трех лет.

Отпуск за второй и последующие годы может предоставляться в любое время рабочего в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя, в соответствии с графиком отпусков, утверждаемый работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под расписку не позднее, чем за две недели до его начала.

Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных законами, ежегодный отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.

Ежегодный отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:

1) временной нетрудоспособности работника;

исполнения работником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы

Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с работником.

В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставлен.

Запрещается непредставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредставление ежегодного отпуска работникам в возрасте до 18 лет и работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

По соглашению между работником и работодателем ежегодный отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Отзыв из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Не допускается отзыв из работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.

Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией, за исключением работникам до 18 лет, беременным женщинам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

3) работающим пенсионерам по старости (возрасту) – до 14 календарных дней в году;

4) родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году;

5) работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году;

6) работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до 5 календарных дней;


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Проведение социального эксперимента, основанного на сравнительном наблюдении за процессами в двух или более группах | Омыляемые липиды

Дата добавления: 2014-04-05; просмотров: 475; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.01 сек.