Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Политическое развитие страны

Читайте также:
  1. III. Влияние новых видов оружия на развитие инженерного обеспечения и тактики инженерных войск.
  2. III. Развитие риторики в период Ренессанса и Нового времени
  3. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  4. V. Развитие игровой деятельности
  5. XX век: развитие западного и российского ПР
  6. В-2. Развитие энергетики и электромашиностроения в СССР
  7. Вклад русских ученых в развитие учения об ОРЛ.
  8. Влияние Первой мировой войны на развитие России
  9. Влияние различных величин влажности почвы на рост и развитие растений
  10. Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие

В общественно-политической жизни страны обозначились процессы, сулящие угрозу личной власти И. Сталина и его ближайшего окружения, а именно:

 война вынудила партийное руководство пойти на некоторые уступки инициативе народа;

 15 миллионов советских граждан в составе армии и репатриантов побывали за границей, где впервые в жизни столкнулись с капиталистической действительностью. Разрыв между образом и уровнем жизни в Европе и СССР был столь разителен, что они испытали “нравственный и психологический удар”. Утвердившиеся в сознании людей социальные стереотипы подверглись испытанию;

 среди крестьян ходили слухи о роспуске колхозов;

 интеллигенция надеялась на смягчение политического режима;

 среди партийных работников высказывались предложения по демократизации партии и государства.

Ситуация усугублялась открытым вооруженным сопротивлением в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии. Власти стали действовать чрезвычайно жестко. 80 % бывших советских военнопленных были осуждены, отправлены в ссылку, на принудительные работы, в лагеря. В 1945 г. органы власти получили инструкцию пресекать “агитацию” побывавших за границей. Превентивное запугивание населения осуществлялось путем обязательного анкетирования при приеме на работу, где указывались новые данные в виде вопросов: “Проживал ли на временно оккупированной территории?”, “Жил ли за границей (где, сколько времени, цель пребывания)?”.

26 июня 1946 г. “Известия” опубликовали указ о высылке за коллективное предательство чеченцев, ингушей, крымских татар, ликвидации Чечено-Ингушской автономной и Крымской автономной республик. На самом деле депортация этих и других народов была произведена еще во время войны: немцев - 28 августа 1941 г., крымских татар, чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, балкарцев (октябрь 1943 г. - июнь 1944 г.).

Проводилась идеологическая кампания и судебные процессы над нацистскими военными преступниками и пособниками оккупантов. Большой резонанс в стране получили показательные военные процессы и публичные казни, проведенные в декабре 1945 - январе 1946 г. в Киеве, Минске, Риге, Смоленске и других городах.

Сладострастно растравливая чувства людей, связанные с несчастьями войны, режим подавлял любые оппозиционные движения. Выросло целое поколение социальных иждивенцев, паразитирующих на Великой Отечественной войне. Сотни тысяч малообразованных крестьян и рабочих в годы войны получили офицерские звания или заняли посты на производстве. Война подняла их социальный статус, обеспечила недоступное ранее материальное благополучие. Сформировался новый социальный слой, претендующий на большую долю в общественном пироге.

Под напором фронтовиков пришлось потесниться старым партийным кадрам. И. Сталин увидел угрозу власти со стороны военных. Уже в конце войны были ликвидированы институт заместителей Верховного Главнокомандующего и Ставка, как коллегиальный орган. И. Сталину было присвоено единственное в своем роде звание - генералиссимус, вручены два высших в стране полководческих ордена Победы и Золотая звезда Героя Советского Союза. Сталин был провозглашен “величайшим полководцем всех времен и народов”, а история войны превратилась в “десять сталинских ударов”. Наиболее авторитетные полководцы в мирное время впали в немилость. Возможно, они действительно были чрезмерно властолюбивы, но такова уж природа человека в условиях недемократического общества: сегодня ты холоп, завтра - господин. Не всем дано пройти медные трубы славы. Маршал К. Рокоссовский был направлен на весьма скользкий пост командующего Войском Польским, с которого ушел в отставку. Маршал Г.К. Жуков был снят со всех постов и направлен командовать заштатным Одесским, а затем еще дальше вглубь - Уральским военными округами. Главный маршал авиации А. Новиков был арестован по ложному обвинению и расстрелян.

После войны в СССР вернулась часть русских эмигрантов из Франции, Китая и других стран. Несмотря на добровольное возвращение, многие из них подверглись репрессиям и гонениям.

В ходе освобождения Красной Армией стран Восточной Европы и во время боевых действий в Азии было задержано немало бывших белогвардейских деятелей, в том числе переданных союзниками. Наиболее крупные судебные процессы были: дело атамана Забайкальского казачьего войска Г.М. Семенова в августе 1946 г.; командиров казачьих частей в составе вермахта П.Н. Краснова, Т.И. Даманова, Г. фон Панвица (январь 1947 г.); бывших советских генералов, создателей “Русской освободительной армии” (РОА) А.А. Власова, В.Ф. Малышкина, М.Н. Жиленкова. Все они были расстреляны.

Репрессиям были подвергнуты все попавшие в плен советские офицеры.

С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. нарком Л.П. Берия, затем - С.Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Меркулов, затем - В.С. Абакумов). В 1946 г. наркоматы были переименованы в Министерство внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности. Влияние этих структур на внутриполитическую жизнь страны было всеобъемлющим, существовала налаженная система осведомителей во всех коллективах. Методы работы репрессивного аппарата несколько изменились по сравнению с предыдущим периодом, превратив этот аппарат в отлаженный карательный механизм, выполняющий почетную функцию регулятора общественных отношений, “воспитателя” некоторых “заблудших детей”.

В сферу компетенции МВД и МГБ входили не только обеспечение государственной безопасности, охрана общественного порядка и социалистической собственности. Задачи этих ведомств состояли также в управлении автомобильным транспортом, дорогами, в руководстве делами геосъемки и картографии (создание фальшивых географических карт для открытой продажи), учета всей множительной техники (включая образцы шрифта всех пишущих машинок в стране). Под их руководством было переселенческое дело, пожарная охрана, органы ЗАГСа, архивное дело и т.д.

В ведении МВД и МГБ находились лагеря. Оценки численности заключенных ГУЛага колеблются от 4,5 млн. до 10 млн. человек. Число заключенных в лагерях и тюрьмах достигло максимального уровня в 1948-1952 гг., когда большинство приговоренных в 1937-1938 гг. к 10 годам лагерей не были освобождены. По сравнению с предыдущими годами организация концентрационной системы отличалась рационализацией использования заключенных, создания специальных лагерей для политических заключенных, ростом числа серьезных восстаний в лагерях. Имена заключенных были заменены на номера. Был введен новый вид наказания - “каторжные работы” сроком до 20 лет. Особое совещание при Министерстве внутренних дел выполняло функции военно-полевых судов (ОСО как чрезвычайный внесудебный орган действовало с 1934 по 1954 гг.). Сроки заключения по приговорам ОСО продлевались в административном порядке.

Все крупные антисоветские дела 40-50-х годов были спровоцированы МВД и МГБ. “Ленинградское дело”, “мингрельское дело”, “дело еврейского антифашистского комитета”, “дело врачей-отравителей” и другие были нужны и выгодны Сталину для поддержания атмосферы подозрительности, зависти, недоверия среди высших руководителей страны и партийных работников.

“Ленинградское дело” (1949-1950 гг.) было организовано Г.В. Маленковым, Л.П. Берия, М.Ф. Шкирятовым, В.С. Абакумовым для устранения части молодых партработников, выдвинувшихся на руководящие посты в годы войны и первые послевоенные годы. 1 октября 1950 г. военная коллегия Верховного суда СССР приговорила к расстрелу председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецова, первого секретаря Ленинградского обкома партии П.С. Попкова и других. Осужденным было предъявлено обвинение в создании антипартийной группы, в сепаратизме и подрывной деятельности. Дело приобретало все больший размах. Москва решила окончательно добить бывшую столицу. Аресты происходили по всей стране. Только в Ленинграде было привлечено к суду более двух тысяч партийных работников.

Некоторый период по окончании войны народ надеялся на послабление политического режима. Но вскоре эти надежды исчезли. Начался новый этап идеологических кампаний, превративших СССР в карикатуру на гражданское общество.

Парадокс заключался в том, что несмотря на то, что страна вышла из войны с огромными потерями, ее политический престиж и престиж лично И. Сталина непомерно возросли. Однако режим не собирался делиться властью с кем бы то ни было. Началось очередное завинчивание гаек. Некоторое оживление литературы и искусства, вызванное патриотическим подъемом, уже с 1946 г. стало пресекаться. Интеллигенция вновь подвергалась изоляции и преследованиям. Посыпались обвинения в низкопоклонстве перед Западом, отсутствии патриотизма. Под этим видом уничтожалась свободная мысль и навязывалась апологетика сталинизма.

Главным исполнителем новой партийно-идеологической кампании стал секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов, считавшийся в партийных кругах специалистом по работе с творческой интеллигенцией. В одном из своих первых выступлений А. Жданов подверг разгрому журналы “Звезда” и “Ленинград”. В августе 1946 г. ЦК ВКП(б) приняло специальное постановление, осуждающее эти журналы за публикацию произведений “злопыхателя” М. Зощенко и мистико-эротических произведений А. Ахматовой. Партия считала, что советская литература должна быть оптимистичной, служить рабочим и крестьянам, воспитывать советскую молодежь на положительных примерах. М. Зощенко и А. Ахматова не были подвергнуты судебной ответственности, но вокруг них сложилась обстановка изоляции. Их произведения прекратили публиковать, они лишились средств к существованию.

В 1946-1948 гг. были приняты постановления ЦК партии “О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению”, “О кинофильме “Большая жизнь”, “Об опере В. Мурадели “Большая дружба”.

Газета “Правда” 17 ноября 1952 г. рассказывала о постановке идеологически выдержанного балета В. Юровского “Под небом Италии”: “...Действие его развивается в одном из небольших итальянских портовых городов, в котором беззастенчиво хозяйничают американцы. Американская военщина терроризирует мирное население, стреляет в участников демонстрации сторонников мира. Но трудовой народ полон воли к борьбе. Докеры и рыбаки, рабочие и студенты единодушно выступают за мир, сбрасывают в море доставленные американским пароходом танки. Героиня балета - простая девушка Лючия. Смелая и решительная, она призывает к всеобщей забастовке, собирает подписи сторонников мира... Несомненного успеха достигли исполнитель ролей докера-коммуниста Валентино и юноши Джузеппе... Большое впечатление оставляет заключительная сцена. В порту появляется советский пароход “Тимирязев” с продовольствием для населения, пострадавшего от наводнения. Жители городка встречают посланцев Советской страны ликующей песней о Сталине...”.

В январе 1948 г. А. Жданов, выступая с докладом на конференции композиторов, дирижеров и музыкальных критиков, повторил свои нападки на гнилую буржуазную культуру и ее подражателей. Опера В. Мурадели подверглась критике с идеологических позиций, музыка Д. Шостаковича была названа какофонией. “Народ не понимает их творчества”. Раскритикованный за 9-ю симфонию, Д. Шостакович попытался искупить свою вину, написав оду в честь “сталинского плана лесопосадок”.

Главным принципом идеологического наступления партии внутри страны было создание вновь психологии “осажденного лагеря” и разделения мира на две системы на уровне рефлекса и опознавания по принципу “свой-чужой”, “наш - не наш”. С одной стороны - гниющий, разлагающийся империализм с гангстерами, проститутками, гнусными танцами, жевательной резинкой и прочими капиталистическими мерзостями, разлагающими людей. С другой стороны - лагерь мира и прогресса, где юноши мужественны и умны, а девушки застенчивы и невинны, а все вместе они мечтают умереть за счастье трудового народа.

В 1948-1953 гг. идеологической терапии подверглись теоретическая физика, космология, химия, генетика, медицина, психология, кибернетика. СССР стал вторым после Германии государством, где теория относительности уничтожалась за несоответствие официальной идеологии.

Трудно найти в истории человечества явление более реакционное, чем сталинизм. Спор ученых и идеологов шел не в равных условиях и не на уровне дискуссии.

На сессии Академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) в 1948 г. генетика была объявлена лженаукой и в последующем запрещена в СССР. Фамилии ученых - Менделя и Моргана превратились в народно-лагерные ругательства. Героем советской науки стал “народный” академик Т.Д. Лысенко, обещавший “молочные реки и кисельные берега”:

“...мичуринской дорогой

Твердой поступью идет,

Менделистам, морганистам

Нас дурачить не дает...”

Кибернетика превратилась в “оккультную науку”, “служанку империализма”. От окончательного разгрома ее спасли военные. Были запрещены квантовая физика, статистический анализ, как оперирующие неопределенными величинами. За робкие попытки объективности специалисты по западной философии Александров и экономике Варга подверглись публичной критике. Последнего Сталин обвинил в “научном невежестве”, поскольку товарное обращение несовместимо с переходом к коммунизму. Если рассматривать идеологическую агрессию сталинизма в науку, обнаруживается политическая логика. Идеологическое давление почти не затронуло математику, значительно сильнее затронуло физику и космологию, еще сильнее - биологию и достигло апогея в гуманитарных и общественных науках. Общественные науки были поставлены под контроль с самого начала, а физика и космология - на последней стадии сталинизма. В 1946 г. был закрыт “Исторический журнал”. Было дано партийное указание историкам раскрыть особую роль Киевской Руси в средневековой цивилизации, показать ее влияние на Запад. Опричнинный террор Ивана IV Грозного был объявлен дворянской прогрессивной революцией. Оправдывался якобинский террор во время Великой французской революции. Состоявшаяся 5-10 ноября 1949 г. в Ленинграде сессия Академии наук СССР “окончательно” доказала историческое первенство русской науки в открытии радио, лампы накаливания, трансформатора, самолета, парашюта, передачи энергии и др.

В 1950 г. И. Сталин прибавил к своим титулам величайшего философа, ученого, военного стратега и вождя всего прогрессивного человечества титул величайшего лингвиста мира. В своих статьях в газете “Правда” И. Сталин осудил концепцию Н.И. Мара по языкознанию, на что, как водится, мгновенно отреагировала вся страна. Проблемы языкознания обсуждались на заводах, фабриках, в школах и детских садах и даже в местах заключения.

  “Товарищ Сталин, Вы большой ученый, В языкознании познавший суть и толк, А я простой советский заключенный, И мне товарищ серый брянский волк”

Как образно описал подобную ситуацию В. Высоцкий:

  “Товарищи ученые, доценты с кандидатами, Запутались вы в игреках, Запутались в нулях, Сидите, разлагаете молекулы на атомы, Забыв, что разлагается картофель на полях...”

Последний труд Сталина “Экономические проблемы социализма в СССР” был опубликован в сентябре 1952 г. и послужил основой для XIX съезда ВКП(б). В нем Сталин набросал проект перехода СССР к коммунизму: преодоления противоположностей между городом и деревней, физическим и умственным трудом, поднятия колхозной собственности до уровня государственной, повышение уровня производительности и культуры.

Культура 50-х годов - это культура нового правящего класса. После чисток и истребления интеллигенции аппарат управления и власти состоял из вчерашних рабочих и крестьян. Эти люди были плохо образованы и воспитаны, лишены культурных традиций. Как и всякие выскочки, они отличались жаждой привилегий, наград, званий, завистью и ненавистью к интеллигенции. Часть новой советской интеллигенции не отличалась от них. Политическая и общая культура приобретала форму фасадности, а не содержания и качества. Обладающий властью чиновник не успокаивается до тех пор, пока существуют люди, представляющие недоступную для него и потому ненавистную культуру. Всякий выскочка навешивает на такую культуру политические ярлыки, называя ее “гнилой, буржуазной, аристократической”.

Дорвавшийся до власти парвеню - стихийный националист и патриот. Он постоянно убеждает себя и других, что нация и среда, к которой он принадлежит, выше и лучше всех остальных. Язык, которым он пользуется, кажется ему универсальным потому, что он не знает других. Свое культурное убожество он стремится представить как высшее совершенство. Поэтому все, что связано с духовным поиском и творчеством, новизной и экспериментом, непонятно и ненавистно чиновнику-выскочке. Он обычно исповедует несколько элементарных житейских истин, на уровне бытового сознания, в которых отражена связь стихийного традиционализма с сознательным консерватизмом типа: “Не боги горшки обжигают”, а тех, кто не соглашается с ним, заключает в разряд личных классовых, идейных врагов со всеми вытекающими последствиями. При этом гордится своей непримиримостью и качествами бойца за справедливость, тем более, что это не требует с его стороны особых усилий. Чертами, определяющими культуру сталинского времени, являются: социал-дарвинизм, национализм, бюрократизм, формализм, цитатнический социализм. “Советский человек - самый гуманный человек в мире!”, “СССР - родина слонов!”. Выходец из народа сохраняет культ власти. Назначенный на любой пост, он гнется перед начальством и помыкает подчиненными, поскольку это удовлетворяет его жажду власти. Он чванится, долго и нудно рассуждает по “умным” проблемам, цепляет на грудь значки об окончании учебных заведений.

К чертам сталинской культуры относится и обожествление Сталина, его привычек, образа жизни, внешнего вида, а также изоляция страны и народа от внешнего мира.

В обстановке непрекращающихся репрессий в октябре 1952 г. начал работу XIX съезд партии. И. Сталин выступил только на последнем заседании съезда с непривычно краткой десятиминутной речью, встреченный нескончаемыми аплодисментами. Основная работа происходила за кулисами съезда. И. Сталин удалил от себя прежних “соратников” и приблизил молодых выдвиженцев - Маленкова, Хрущева, Булганина. Он настолько боялся заговоров, что перестал доверять врачам. Но Сталин был уже не тот, что раньше, возраст брал свое. Не успев завершить новый виток репрессий и смену руководства страны, Сталин умер 5 марта 1953 г. на своей даче под Москвой.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Восстановление народного хозяйства СССР | Послевоенный передел мира. «Холодная война»

Дата добавления: 2014-04-17; просмотров: 402; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.