Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ НА РУСИ

Читайте также:
  1. Гигиена, профилактические обследования и обучение персонала
  2. Коммуникативное обучение иностранным языкам
  3. Корпоративное обучение персонала
  4. Лекция 6 Обучение доказательству математических предложений
  5. Лекция 7 Обучение решению математических задач
  6. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда
  7. Обучение в педагогическом процессе.
  8. Обучение восприятию и пониманию иноязычной речи на слух
  9. Обучение двигательным действиям.
  10. Обучение доказательству как педагогическая проблема

Рисование на Руси было связано в основном с обучением грамоте. В Древней Руси грамоте начали обучаться с Х века. Почти во всех рукописных книгах содержатся рисунки и рисованные заглавные буквы. Многие инициалы изображались с головами зверей, птиц и людей (рис.6).

В основу обучения был положен копировальный метод, перерисовывание образцов. Обучали этому вначале греческие и византийские учителя, потом русское духовенство. Учились рисовать на буковых дощечках, покрытых воском (как и художники Возрождения). Сложность приготовления буковых дощечек для учебных работ заставила заменить их берестой. В Х – ХII веках на берестяных листах ученики рисовали острой палочкой, а с ХIV века стали применять гусиное перо и чернила, а также кисть и краски.

Обучали в основном в монастырских школах (мужских и женских). Но специальных занятий рисунком там не было. Рисовальные навыки ученики получали во время переписывания книг, копирования прóрисей и заставок. Дети должны были старательно списывать буквы с прорисей, которые лежали перед ними, тщательно копировать красные буквы, инициалы, украшенные узорами. Специальные задания и упражнения по рисованию не давались.

Более серьёзно обучение рисунку проходило у русских иконописцев. Они считали рисунок важной частью своего искусства. С рисунка начиналась всякая работа. И работа на стене по сырой штукатурке для фрески, и прорись для иконы – везде нужен был точный рисунок. Существовала своя методика обучения. Сначала ученик должен был научиться копировать изображение через кальку, потом научиться работать с образцами – прорисями. Прориси – это рисунки, где все линии проколоты иголкой. Ученик должен был вначале угольным порошком перевести через проколы рисунок на чистый лист бумаги (припорохом), а затем прорисовать его согласно образцу. Только после этого ученик мог приступить уже к непосредственному копированию с подлинников. Освоив эти этапы, переходили к самостоятельному рисованию. Наиболее сложной и ответственной была графья′. Словом «графья» обозначались контурные линии, продавленные в грунте для обозначения мастеру фрески (или иконы) заполнения определённых мест цветом. Правильность и чёткость рисунка была обязательной. Сначала рисунок наносили кистью или углём, а затем уточняли и закрепляли твёрдым инструментом, то есть процарапывали контур.

В конце ХVII века формируются зачатки реалистического подхода к рисунку, в основе которого лежало изучение натуры. Иосиф Владимиров и Симон Ушаков считали, что художник должен внимательно наблюдать и изучать природу, учиться у других. И вся эта работа должна проходить под руководством опытного педагога.

Симон Ушаков был весьма просвещённым человеком, он старался вывести русскую живопись из застоя и рутины, приблизить искусство к реальной действительности. Он увлекался и портретной живописью, и декоративно-прикладным искусством, был гравёром и одним из первых иллюстраторов книг. В своём сочинении «Слово к люботщательному иконного писания» он высказал мысль о необходимости изучения человеческого тела. Он мечтал написать «азбуку искусства», где собирался дать анатомические рисунки. Но мечта не сбылась. Большое значение Ушаков придавал реальности изображения. Как на иконах, так и в портретах не должно быть никакой условности. Однако в методах обучения рисунку Ушаков ещё по-прежнему придерживался приёма копирования.

До ХVIII века основным методом обучения был копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование начинает вводиться в учебные заведения только вначале ХVIII века.

Укрепление могущества России, реформы ПетраI вызвали общий подъём культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам по военному и инженерному делу. ПётрI тоже пытался обучаться рисунку и гравированию.

В 1711 году при Петербургской типографии ПётрI организовал светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры.

Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Для правильной организации методики преподавания рисования была издана книга Иоанна Даниловича Прейслера «Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству» (рис.7). Это было первоеметодическое пособие по рисунку в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком в 1795 году.

В основу обучения рисунку Прейслер кладёт геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении её на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии. Методика построения должна подчиняться строгой последовательности. Вначале наносят основные ориентиры – взаимно пересекающиеся вертикальные и горизонтальные прямые линии (рис.8). Измерение и проверка пропорциональных отношений должны проходить не с помощью циркуля и линейки, а на глаз. «Рисовальщик должен иметь циркуль в глазу, а резчик – в руках». Нужно основательно изучить пластическую анатомию. В дополнение к своему пособию Прейслер издал книгу «Ясное показание и основательное представление об анатомии живописцев».

Руководство Прейслера очень высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось и за границей, и в России. Более обстоятельной и чёткой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому эти книги долгое время использовали и для общеобразовательных учебных заведений, и для специальных художественных школ, и для Академии художеств.

Для своего времени это было лучшее руководство. Самое главное, Прейслер нигде не пишет, что книга его предназначена для срисовывания. Наоборот, иллюстрации он даёт не для срисовывания, а для того, чтобы наглядно увидеть принципы и методы изображения. А рисовать нужно с натуры. Хотя не все учителя так делали.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ВОЗРОЖДЕНИЕ | АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ХVIII ВЕКА

Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 501; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.