Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Роль универсального эволюционизма в современном научном мировоззрении
Универсальный эволюционизм включает в себя как минимум следующие компоненты: 1. разработку обобщенных моделей эволюции; 2. построение логико-методологического аппарата описания развития разнообразных объектов мира; 3. создание общих положений и принципов эволюции различных развивающихся систем; 4. разработку теории управления эволюцией объектов и систем определенных классов – социальных, экологических, технических и прочих. Если системообразующим понятием эволюционизма выступает понятие эволюции, то основой парадигмы эволюционизма, ее теоретическим ядром является концепция (теория) эволюции. Сегодня актуальнейшей задачей естествознания является выработка единой теории эволюции, которая бы отражала общий уровень знаний о развивающихся системах различной природы (живые и неживые, социальные, технические и интеллектуальные системы) и различных масштабов (микро-, макро-, мегамир). Универсальный эволюционизм по-новому рассматривает и человека в природных процессах преобразования, а именно, показывает его включенность в данные процессы. Это не означает необходимости обязательного исследования человека применительно к эволюционирующим объектам и системам различных уровней: микро-, макро- и мегамира, а означает лишь то, что человек, т.е. человеческая цивилизация или такая общепланетарная система, как антропосфера, есть развивающаяся структура, органически вплетенная в ход планетарной истории. Отсюда следует и конечность, этапность, преходящий характер данной системы в масштабно-исторических трансформациях, качественных изменениях земной материи. Универсальный эволюционизм кардинальным образом меняет представления самого человека о собственных возможностях. Если раньше наука воспринималась как средство (инструмент) преобразования и подчинения окружающей природы, то теперь – как метод познания допустимых рамок воздействия на эту природу, включая собственную природу человека. Сегодня широко распространяется идея коэволюции (совместного развития) человека и природы, формируется новая этика, регламентирующая научные исследования и эксперименты в определенных областях, например, в генной инженерии. Именно проблема поиска оснований этики науки во многом будет решаться с участием универсального эволюционизма. Парадигма эволюционизма способствует развитию разнообразия методологических подходов, способов познания законов и особенностей эволюционных процессов. Вместе с тем наблюдается заимствование и взаимопроникновение этих методов, как в процессе самого познания, так и в концептуальном синтезе полученных знаний. Фундаментальность теоретических знаний, имеющих эволюционное содержание, определяется и практическими нуждами человечества. Во-первых, необходимостью обеспечения дальнейшего роста научно-технического прогресса и разрешения тесно связанных с этим глобальных экологических проблем, стремлением к гармонизации отношений в системе «техника-человек-природа». Во-вторых, необходимостью реформирования и развития социально-политических систем и экономических моделей. Идея эволюционизма, соотносясь с представлениями о самоорганизации, нелинейности, системности, способствует формированию нового взгляда не только на природные процессы (в живой и неживой природе), но также на общественное развитие, на эволюцию систем искусственной (технической) природы, на мир в целом. Более того, эволюционизм со временем становится фактором общекультурным, оказывая воздействие как на общую духовную культуру, так и на различные формы ее проявления: эстетику, литературоведение, историю, сферу общественно-политической деятельности, науковедение, на общественное сознание; отражая при этом мир как подвижную, изменчивую сущность. Универсальный эволюционизм обуславливает и новое осмысление экономических процессов, так в 1982 г. выходит книга Р. Нельсона и С. Винтера «Эволюционная теория экономических сдвигов», а с 1989 г. начинает издаваться журнал «Evolutionary Economics». В настоящее время даже такая специфическая сфера, как музыка, включающая музыкальное творчество, рассматривается в исторической эволюции. Эволюционное мировидение выступает важнейшим компонентом современного научного мышления, которое ориентирует исследователей на отказ от существующих, традиционных постулатов, догм, стереотипов, в конечном итоге – от старых парадигм. Существенной функцией науки является предсказательная, т.е. научное предвидение, именно парадигма эволюционизма усиливает роль данной функции, способствуя построению гипотетических моделей, в которых будут представлены сценарии будущего. система методологических подходов, формируемых эволюционизмом, начинает играть значительную роль в поиске оптимальных, наиболее вероятных моделей развития различных масштабных систем: человечества (антропосферы), биосферы, техносферы, ноосферы, Вселенной.
Заключение Темпы изменений в современном мире стремительно нарастают. Человечество, столкнувшись с рядом кризисных явлений, приобретающих глобальный характер, поставило перед наукой серьезную задачу: найти те закономерности, которые отражают единство эволюционных процессов, происходящих на разных уровнях организации материи. Знание этих универсальных закономерностей позволит цивилизации ставить реальные цели по собственному развитию, корректировать ход научно-технического прогресса, гармонизировать отношения с биосферой, осваивать космическое пространство. именно этим и обусловлена важнейшая роль формирующейся концепции универсального эволюционизма.
Планетарный эволюционизм В современном естествознании формируется новый объект исследования – планетарная материя, рассматриваемая и в виде разнокачественной системы, и в исторической эволюции, где реализуется генетическая связь ее различных качеств. [208]. Данное обстоятельство предопределяет и синтез знаний, продуцируемых различными науками: естественными, общественными и техническими. Однако, на сегодняшний день достаточно мало системных исследований, рассматривающих эволюцию земной материи в целостности ее пространственно-временных характеристик, как единую систему, имеющую определенные истоки, проходящую ряд последовательных качественных трансформаций. Развитие земной материи включает разнокачественные формы организации – геологическую, биологическую, антропосоциальную, интеллектуальную, техническую, отсюда и подсистемы: геосфера, биосфера, антропосфера, техносфера, ноосфера, что в свою очередь привело к созданию геологической (геотектонической) концепции о структуре и изменении планеты; концепции о живом веществе, его эволюции и влиянии на геологические процессы и облик Земли в целом; концепции образования биосферы, а также выделении из нее человека (антропосоциогенез) и переход в новое качественное состояние – ноосферу; концепция формирования искусственных систем различного характера – органических и неорганических (технических); концепции о влиянии космоса на развитие земной материи и т.д. Одной из задач планетарного эволюционизма становится задача по определению соотношения естественного и искусственного в динамике исторических преобразований земной материи. С появлением разнообразных систем искусственной природы темп планетарной эволюции резко возрастает. Постепенно формируется качественно новая масштабная структура - техносфера. Следствием этого становится усиление роли искусственных систем в вещественно-энергетических и информационных круговоротах Земли. При этом следует подчеркнуть относительность разделения планетарных систем на естественные и искусственные, т.к. подобная градация значима лишь для человека, т.е. познающего субъекта (гносеологичекий аспект). Для самой планетарной материи системы и того, и другого типа вполне естественны, выступая закономерными продуктами целостного масштабного исторического развития (онтологичекий аспект). Проблема соотношения естественного и искусственного тесно связана с другой, не менее важной проблемой, - соотношением материального и идеального, без решения которой трудно понять специфику планетарного развития, его современное состояние и, особенно, будущие этапы. Идеальное здесь следует понимать широко – как определенное свойство, которое присуще не только человеку, но и другим системам материального мира. Чем дальше идет эволюция земной материи, тем большее значение в земных процессах приобретают информационные круговороты. Одновременно с этим в техногенезе выделяются качественно новая ветвь – возникают искусственные системы интеллектуальной направленности. Образуется принципиально новая форма идеального – виртуальная реальность. С созданием искусственного интеллекта область ее влияния станет существенно расширяться, оказывая воздействие на многие процессы земных преобразований. Всестороннее исследование направленности планетарной эволюции позволяет не только логически связать прошлое и настоящее, но и экстраполировать полученные знания в будущее. Цель подобной экстраполяции заключается в том, чтобы на основе выявленных тенденций не только определить последующие этапы развития земной материи, но и выявить их качественное своеобразие, определенную специфику, установить системообразующие элементы. Общую направленность планетарной эволюции в виде единства ее качественно различных этапов, охватывающих прошлое, настоящее и будущее можно представить следующим образом: 1. геогенез ® 2. биогенез ® 3. антропосоциогенез ® 4. техногенез ® 5. ноосферогенез. Пятый этап связан с будущим формированием такой общепланетарной системы, как ноосфера. На смену человечеству идет техносфера, которая выступит в недалеком будущем новой лидирующей общепланетарной структурой. Это вовсе не означает автоматического приговора человеку и всей человеческой цивилизации, которая уже на современном этапе характеризуется как техногенная. Подобные представления, пронизанные технофобией, в принципе не верны, т.к. планетарные процессы представляют собой коэволюцию, что означает сосуществование и взаимообусловленное развитие земных систем, находящиеся на различных уровнях (ступенях) эволюции. Так геосфера никуда не исчезает с появлением живой планетарной материи, организованной в биосферу. А сама биосфера, уступая историческое лидерство человеческой цивилизации, объединенной в антропосферу, также остается и развивается совместно с ней. Целостность эволюции на Земле рассматривалась еще В.И. Вернадским, представлявшим ее как системное единство, что нашло отражение в его учении о геосфере, биосфере и ноосфере как своеобразных уровнях иерархии целостности. Лишь исследуя и анализируя процесс планетарной эволюции в целом, а не отдельные его звенья (фазы, этапы) отмечают ученые, можно понять не только феномен жизни, но и феномен человека (человеческого сознания), и феномен техники (т.е. искусственной материи), а также феномен искусственного интеллекта.
Дата добавления: 2014-05-02; просмотров: 521; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |