Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 4 Немецкая классическая философия (НКФ)

Читайте также:
  1. II. Философия И. Канта
  2. II. Философия Чаадаева.
  3. VI. Философия общественной жизни
  4. VI. Философия русского космизма.
  5. VII. Натурфилософия.
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  10. Б.Спиноза философиясы

Вопрос 1 Общая характеристика немецкой классической философии.

НКФ – философиякон. XVIII – нач.XIXвв.,эпоха И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и Л. Фейербаха.

Предпосылки НКФ: 1) Базисом НКФ стала философия Просвещения;2) Французская буржуазная революция3) Идейные предшественники– Х. Вольф, Г. Лессинг, Й. Гете.

Признаки НКФ:

1) Это предпосылкареволюции в Германии («немецкая теория французской буржуазной революции») 1848 г.

2) Объект изучения НКФ - Абсолют (некие культурные ценности, поиск всеобщих идеалов, моделей госустройства, моделей разумного социального поведения, эффективных принципов научного познания);

3) всестороннюю разработку получила тема исторического прогресса разумности истории, его закономерностей, движущих сил, целей и критериев.

Метод НКФ –философский идеализм, в рамках которого разработана тема диалектики (внесён крупный вклад Гегеля) как науки о развитии и как метод познания.

4) Немецкие классики особое внимание выделяли исследованию сущностей человека, его ценностных установок (ориентаций), познавательных возможностей, норм поведения, отношения к богу, к труду, у другим людям;

5) Введена строгость научных доказательств, точность, системность, категоричность;

6) НКФ - пик рационализма Нового времени. Его главный принцип – разумность бытия. Принцип означает 1)Убеждение в рационалистичности устройства человека и природы; 2) гносеологический оптимизм; 3) оптимизм модернизации.

Вопрос 2 Философия Иманнуила Канта (1724-1804 гг.) Это основоположник немецкой классической философии. В его творчестве принято выделять 2 периода: 1) докритический период (до 1770 г., изучал проблемы естествознания и натурфилософии (изучение природы, её закономерностей). Выступал с материалистической позиции, в частности, он разработал материалистические теории (гипотезы), как теория происхождения и развития солнечной системы из газо-пылевого облака; теория приливов и отливов, теория происхождения человеческих рас. 2) Критический период (с 1770 г.), в котором он издаёт 3 своих философских произведения: критика чистого разума (научное познание), в которой он исследует теоретические проблемы познания (гносеология); 3) критика практического разума, которой он посвящает проблемам морали (что я должен делать?); критика способности суждения, отвечает на вопрос «на что я смею надеяться?»

В теории познания И. Кант исходил из разработанного им учения о «вещах в себе» и «вещь для нас». Под «вещами в себе он понимал объекты окружающего мира, которые существуют объективно и, воздействуя на органы чувств человека, вызывают ощущения, однако Кант делает вывод, что эти вещи в себе принципиально непознаваемы ни с помощью чувств, ни с помощью разума. Здесь он выступает сс позиции агностицизма. Мир непознаваемый, а мысленный, мир «скрытых сущностей». Здесь он выступает как диагностик. Вместе с тем, Кант утверждает, что человек как субъект познания способен познать явления окружающего мира, которые он называл «вещами для нас».

Процесс познания проходит в 3 этапа: 1) чувственный, который человек упорядочивает априорными (доопытными) формами познания

У любого существа есть 2 формы априорного познания: пространство и время.На втором этапе, по Канту, включается рассудок, который тоже имеет априорный формы, с помощью которых синтезируются все чувственные данные и вырабатываются понятия и суждения, которые Кант называл основой теоретического естествознания. Кант выделял 12 основополагающих категорий, с помощью которых человек может познавать мир. На третьем этапе подключается разум, способный к умазаключениям, включая и самые высшие, которые он называл идеями – это основы метафизики (философии). Он выделял 3 группы таких идей: идеи души (совокупность психических процессов); идея мира (умение открывать законы) и идея бога как причины всех явлений, причина всех причин.В результате познания как процесса трудного и противоречивого человек наталкивается на некие препятствия, который Кант определяет как антиномии, т. е. такие тезисы, которые могут быть одинаково истинны и ложны, которые можно доказать. Антиномии канта: всё в мире состоит из простого – в мире нет ничего простого (всё сложное). В мире существует свобода – никакой свободы в мире нет; В мире есть бог как первооснова – в мире никакого бога нет. Кант раскрывает проблемы этики. Отвечая на вопрос, что человек должен делать, Кант приходит к выводу, что в отношениях между людьми следует придерживаться всеобщего нравственного закона, определяемого им как категорический императив.Данный закон, по Канту, реализуется в следующих простых правилах: 1) поступать в жизни всегда так, чтобы правила твоего личного поведения могло стать основой всеобщего законодательства. 2) поступай в жизни всегда так, чтобы человечество и в твоём лице (лице каждого конкретно взятого человека) и в лице всякого другого рассматривалось не как средство (для решения каких-то проблем), а как цель. Эти правила должны реализовываться в рамках всего человечества.

Вопрос 3 Философия Гегеля (1770-1831 гг.) Его творчество считается вершиной немецкой классической философии. Черты философии Гегеля: 1) Всеобъятность учений; 2) Гносеологический оптимизм (убеждение о том, что человек способен познать окружающий мир; 3) Панлогизм (Пан – «всё», т. е. всё мироздание подчинено законам логики, содержащейся в «абсолютной идее» - одной из центральных категорий его философии).Абсолютная идея (абсолютный дух, мировой разум) – духовное первоначало, равноценное богу. Эта абсолютная идея активна, всезнающая и всесильная. Она, якобы, содержит в себе программу (сценарий) развития всего мироздания, запускаемую абсолютной идеей, и управляет её осуществелением. Сам Гегель суть панлогизма выражал следующим тезисом: всё действительное разумно, всё разумное действительно. Весь мировой процесс, по Гегелю – процесс развития абсолютной идеи (её история). В своём развитии абсолютная идея проходит в 3 этапа: 1) логический (абсолютная идея существует сама по себе в сфере чистой логики, т. е. вне пространства и времени, когда нет ни природы, ни общества, ни человека. Из этого формируется чистые понятия; 2)Природный этап – абсолютная идея порождает природу, которая вызывает инобытие абсолютных идей или царство окаменевших понятий. 3) Духовный этап развития абсолютной идеи, когда она возвращается к своему абсолютному состоянию, но в форме общественного сознания. Главными средствами познания абсолютной идеи он считал религию, искусство и философию, а также право, мораль. Философская система Гегеля представляет собой образец объективного идеализма, страдает оптимизацией духовного факта, в этом смысле ненаучна, но на основе объективного идеализма Гегель очень детально разработал диалектику (и как теорию, и как, прежде всего, метод). В этой связи в Гегелевской философии существуют следующие противоречия: во-первых, его диалектический метод требует рассматривать весь окружающий мир в вечном движении и развитии, то его система объективного идеализма отрицает всеобщность развития. Во-вторых, гегелевская диалектика утверждает, что процесс познания бесконечен, его консервативная система объявляется законченным и абсолютным знанием.

28.09.2011 (7-8 лекции)

Вопрос 4 Людовик Фейербах (1804-1872) – завершает эта п немецкой классической философии. Основные труды: «Сущность христианства», « Лекции о христианстве».Его философия стала первым вариантом глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: а) полный разрыв с религией (атеизм); б) попытка объяснить бога и религию в целом с материалистических позиций исходя из человеческой природы; в) природа, по убеждению Фейербаха, никем не создана и подчинена естественным (объективным) законам; г) человек, по Фейербаху, существо природное, это высшая ступень в его развитии; д) Гносеологический оптимизм (можно ли познать этот мир?) Чувства человека и его способность мыслить – тоже естественные явления, поэтому сущность человека, его природу сводил к природным явлениям, игнорирующие при этом его отношения с другими людьми, т. е. человека, он трактовал абстрактно как существо внеисторическое. В этом и состоит один из главных недостатков его материализма, которые называют антропологическим материализмом. Антропологический материализм его страдал метафизичностью, т. е. недиалектическим подходом к природе и человеку. Это связано с тем, что Фейербах так и не смог преодолеть созерцательного характера материализма Нового времени и не смог также осознать роль практики в познании и преобразовании мира. В теории познания Фейербах был сенсуалистом, т. е. главную роль в познании он отводил чувствам и даже свою философию называл чувственной, решительно выступал против агностицизма. Большое место в его философии было отведено критике своего учителя. В этой связи Фейербах не признавал наличие абсолютной идеи как первопричины мира. Вместе с тем, отвергая философскую систему Гегеля, Фейербах отверг и его диалектику.

Философия Фейербаха носила ярко выраженный атеистический характер, источником религии он считал природную сущность человека. И религию, как и самого человека, он трактовал как некой внесоциальное, внеисторическое явление, раскрывал в основном её психологические корни, игнорируя социальные. В частности, он утверждал, что бог рождается исключительно в человеческих страданиях. Бог, по Фейербаху, есть то, чем человек хочет быть (идеал). В конечном счёте, критикуя религию, приходит к выводу, что без религии человек жить не может, но ему нужна новая религия – религия без бога, он считает «Религию любви», главный принцип которой – человек человеку бог.

В понимании общественной жизни Фейербах оставался идеалистом, поскольку так и не пришёл к пониманию того, что сознание людей определяется не только их положением в окружающей природе, но и, главным образом, условиями жизни, «общественным бытием». Главной и определяющей силой развития общества, неким «чудотворцем», способным создать идеальные общественные отношения, он считал любовь – в этом он проявил себя как гуманист.

Тема Философия Марксизма.

Вопрос 1 Предпосылки возникновения, основные её идеи.

Марксистская философия – составная часть системы научных и политических взглядов, разработанных К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1821-1895) в 40-50 годы XIX века.

Компоненты марксизма: философия, политическая экономия (теория) и научного социализма и коммунизма.Наибольшую популярность в общественно-политической мысли получил в XX веке.

Предпосылки возникновения марксистской теории:

1) Социально-психологические - разразившийся в Европе социально-экономический кризис;

2) Политическиевытекают из соц.-псих.: рост забастовочного движения, создание профсоюзов, политпартий.

3) Естественно-научные вытекают из развития естествознания (напр., первая научно-техническая революция; по Марксу и Энгельсу, это а) открытие закона сохранения и превращения энергии, который стал убедительным доказательством материального единства мира, ввечности и неуничтожимости материи и движения; б) разработка клеточной теории состава организмов. Это учение показало, что основой всех организмов (и простых, и сложных) является материальное начало (клетка), которая способна к изменению, развитию); в) Эволюционная теория Ч. Дарвина, согласно которой Ч. – продукт длительной эволюции.

4) Теоретические – группы учений: а) философские учения Гегеля, Фейербаха, учитывали Им. Канта: у Гегеля взяли диалектику, но опрокинули её с головы на ноги, положившей основу материальной действительности, на основе которой пришли к выводу, что все общественные уклады в истории – приходящие ступени движения человечества к более совершенному и разумному состоянию. Ввели понятие «формация», в т. ч. коммунистическую; у Фейербаха они взяли материалистические взгляды на природу и человека, его критику религии, но отбросили метафизику, созерцательность, идеалистический подход к обществу. Таким образом, используя всё ценное из философских учений Гегеля и Фейербаха, Маркс и Энгельс разработали новую разновидность материализма, и новую форму диалектики (материалистическая;б) экономические теории А. Смита и Дэвид Рикардо – взяли теорию трудовой стоимости, согласно которой это «отец богатства». Взяв за её за основу, они создали теорию прибавочной стоимости, описанной в труде «Капитал»; в) социально-политические теориифранцузскогоутопического социализма Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Они использовали их критику капитализма, идеи о классах и классовой борьбе и справедливом устройстве будущего, но отбросили их утопизм (надежду на переход к новому общественному строю без революции). Таким образом, марксизм стал закономерным этапом развития философии.


 

 

III семестр, 12.09.2011 г.

Философия, ее предмет, роль в человеческом обществе.

Вопросы:

1. Философия, ее отличия от мифологии и религии.

2. Предмет и функции философии.

3. Основной вопрос философии (ОВФ).

4. Диалектика и метафизика как противоположные методы философии.

 

Дополнительные вопросы:

1. Понятие мировоззрения, его основные формы и структура.

2. Философия и наука, их сходства и различия.

3. Философия и искусство, их сходство и различия.

4. Мыслители разных народов мира о сущности, роли и месте философии в жизни

 

 

Вопрос 1. Философия, ее отличия от мифологии и религии

Под мировоззрением принято понимать совокупность наиболее общих взглядов на окружающий мир, на место человека в этом мире, а так же основанные на этих взглядах идеалы, ценности, жизненные цели, нормы и принципы поведения. Мировоззрение формируется исторически, поскольку человек, с тех пор как он стал человеком, всегда пытался ответить на такие фундаментальные вопросы: что есть окружающий мир? как он произошел? изменяется ли он или остается неизменным? если изменяется, то каковы причины этих изменений? что есть человек? какого его место в этом мире? в чем смысл и цель его жизни?

 

Исторически первым типом мировоззрения является мифология. Мифология - собрание, комплекс различных мифов о героях, богах, в которых накапливалась и передавалась от поколения к поколению историческая память.

Особенности мифологического мировоззрения:

· мифологическое мировоззрение синкретично (нерасчленнонность, слитность различных представлений). Например, наши предки не разделяли себя с природными явлениями, и отсюда такая черта как очеловечивание природы, перенос человеческих качеств - антропоморфизм. Еще одна черта - зооморфизм - качествами, присущие животным, наделяются люди. Не отделяли реальное от сюрреального (фантастического).

· мифы по своей природе носят созерцательный характер, пытались описать, что происходит с миром

· в мифологическом мировоззрении, в силу неразвитости абстрактного мышления наших предков, не выделяются такие понятия как сущность, причинность, закономерность, но вместо абстрактных понятий в мифах присутствуют образы, символы. Поэтому мифологическое мировоззрение часто определяют как чувственно-образное, символическое мировоззрение

· мифологического мировоззрение отображает миропонимание той эпохи

· мифологического мировоззрение играло роль социального регулятора, поскольку содержащиеся в нем образы, символы ориентировали людей на определенные модели поведения.

· мифологическое мировоззрение пыталось объяснить все, там не было непознанного.

 

Исторически вторым типом мировоззрения стала религия. Это более зрелый тип мировоззрения, в которой окружающий мир постигается иными средствами, хотя религия близка к мифам, поскольку оперирует к чувствам, художественным образам, но в отличие от мифологии в религиозном мировоззрение мир раздваивается на два мира. Сверхъестественный мир первичен. Наш телесный мир – производное того мира. Сверхъестественный мир недоступен познанию с помощью органов чувств, и поэтому в его существование надо только верить. Вера – главное средство познания. В центре религиозного мировоззрения лежит поиск высших (абсолютных) ценностей. Главный абсолют – Бог.

Религиозное мировоззрение, так же как и мифологическое, имеет практическую направленность, то есть выступает в роли социального регулятора.

 

Третьим историческим типом мировоззрения стала философия. «Фило» – люблю, «софия» – мудрость (с древнегреческого). Первым этот термин употребил Пифагор. Возникла одновременно в нескольких наиболее развитых странах. Наибольший расцвет получила в древней Греции. Появление философии называют революцией в человеческих умах. Появившиеся в Древней Греции некоторые термины даже сейчас общеупотребительны.

 

Отличия философии от религии и мифологии:

· В мифах не требуется обоснования положений, а философия стремится к доказательствам, стремится теоретически обосновать выдвигаемые положения и принципы. Отсюда за 2500 лет философы разработали целую систему абстрактных понятий (философских категорий),с помощью которых она и объясняет окружающий мир. Это такие понятия, как бытие, материя, развитие, движение и т.д.

· Если религия и мифология – форма сознания массовая, то философия – элитарная форма сознания (на период создания).

· В философии в силу ее духовно-теоретического подхода к явлению окружающего мира появились понятия сущности, причинности, закономерности.

· Философия в отличие от религии и мифологии обладает такими чертами как свободомыслие и критичность (некоторые за это поплатились жизнью, первый из них – Сократ)

 

Платон: «Философы – это люди, которые открывают тайны природы, и учат жить в согласии с ними»,

 

 

Вопрос 2. Предмет философии и основные ее функции.

 

Предмет философии – та часть действительности, которую она стремиться познать, освоить, вовлечь в сферу человеческой деятельности, исходя из своей мировоззренческой сущности философия на протяжении всей своей истории стремиться духовно освоить 3 следующих предметных поля: мир вокруг нас, человек и система связей человека с окружающим миром (методологические, аксеологические, гносеологические, праксеологические).

Такое триединство была характерна для понимания предмета философии древними греками. Они изображали ее в форме яйца.

Логика (скорлупа)

Физика (белок)

Этика (желток)

 

Предмет философии – понятие историческое, то есть изменчивое, т.к. с развитием науки менялся и сам предмет.

Со временем, с развитием естественных и иных наук он приобретали самостоятельный статус и отделялись от философии. Но у философии оставался и остается свой специфический предмет. Таким предметом является «всеобщее» в многообразии явлений в обществе, природе.

· Всеобщие законы развития природы общества и мышления

· Всеобщие методы познания и преобразования мира

· Всеобщие характеристики, свойства, признаки, связи, отношения, присущие и природному и социальному миру

 

 

Отсюда и структура самой философии, и философских исследований и философских знаний:

Онтология – теория бытия (о духовном бытие, о сознании и т.д.)

Антропология – учение о человеке

Социальная философия (философия общества)

Гносеология - представления людей о формах познания

Методология – наука о методах

Аксиология – учение о ценностях (духовных)

Праксиология

История философии (в разные периоды)

Часть философских дисциплин возникли на стыке с другими науками:

Философия политики, техники и т.д.

 

Кроме того структура современной философии включает в себя такие результаты философских исследований в разных областях:

· Философские категории (наиболее общие понятия)

· Философские идеи (как формы выражения мысли философов)

· Философские принципы (как основополагающие идеи)

· Философские идеалы (идеал гуманизма, добра, красоты…)

· Философские учения, концепции, теории

· Философские методы

 

Функции философии.

Предмет философии конкретизируется в ее функциях. Функции – направления линий воздействия на людей.

Группы функций:

2. Мировоззренческие

3. Методологические

Мировоззренческие функции связаны с формированием индивидуального и коллективного мировоззрения людей.

· Гуманистическая функция, связанная с образованием и утверждением положительной цели и смысла жизни человека

· Аксеологическая функция проявляется в том, что философия осмысливает и обосновывает духовные ценности

· Гносеологическая (познавательная), заключающаяся в том что философы стремятся выявить, раскрыть и обосновать закономерности природных и социальных явлений

· Прогностическая – выявление закономерностей, философы строят прогнозы, стремятся предвосхитить будущее планеты и самого человека.

· Идеологическая функция проявляется в том, что философы принимают участие в разработке идеологий (систем взглядов социальной группы)

· Критическая функция – функция социальной критики

 

Методологические функции (связаны с разработкой методов познания мира):

· Эвристическая функция – связана с тем, что философия определяет и оценивает пути и сферы производства новых знаний.

· Логико-диалектическая функция связана с тем, что философия учит мыслить по законам диалектической логики

· Координирующая функция проявляется в том, что философия согласовывает методы научных исследований в самых разных областях

· Функция интеграции – философия выступает как интегратор (объединитель) результатов, достигнутых другими формами познания, другими наук.

 

 

Вопрос 3. Основной вопрос философии

 

Вопрос об отношении материи и сознания. Вопрос об отношении природы и духа. Об отношении мира физических явлений и психических.

 


Онтологическая сторона

Вопрос «что первично?»

4. Материализм. Первична материя и природа, мир природы существует вечно, а то что мы называем сознание, мышление – вторично. Фалес, Гераклит, Демокрит.

5. Идеализм. Первично мышление, сознание, дух, а природа и материальный мир – все вторично. Идеализм имеет два направления: объективные идеалисты считали , что первично то сознание, которое не зависит от человечества (любая религия, субъективные идеалисты считали, что первично субъекта отдельного человека. Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор.

Гносеологическая (познавательная) сторона

Вопрос «познаваем ли мир вокруг нас?»

«Мир познаваем» - так отвечает абсолютное большинство материалистов, и большинство идеалистов.


Скептицизм. Философы-скептики сомневаются в результатах познания мира.

Агностицизм – крайняя форма скептицизма, направление, представители которого считают, что мир непознаваем. К ним относятся субъективные идеалисты (Имануил Кант, Дэвид Юм)

 

 

Вопрос 4. Диалектика и метафизика как противоположные методы философии.

 

Группы методов:

4. Методы, которые используют частные науки (химия, физика…)

5. Методы общенаучные. Их используют практически все науки (анализ и синтез, метод индукции, систематизации, моделирования, идеализации…)

6. Универсальные, всеобщие, философские методы.

 

Диалектика («искусство вести спор, дискуссию» Сократ) – учение о всеобщих связях и развитии через борьбу противоположностей, а так же метод, основанный на этом учении. Согласно данному методу окружающий мир рассматривается как некое единое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимообуславливающих составных частей. Мир этот находится в постоянном изменении, причем изменятся качественно, то есть развивается. И главную причину изменения, развития диалектики видят в том, что происходит постоянная борьба противоположных сил, то есть видят во внутренних противоречиях, а не во внешних.

 

Метафизика («то, что после физики», сначала обозначал философию вообще) – этим термином стали обозначать метод, противоположный диалектике, согласно этому методу, окружающий нас мир рассматривается как совокупность малосвязанных частей, элементов, объектов, явлений, мир этот хотя и изменятся, но не развивается, то есть не изменятся качественно. Метафизики считают, что изменения в окружающем мире происходят:

· Как простое увеличение или уменьшение

· Как движение по кругу

· Как катастрофизм

Главную причину изменений метафизики видят не во внутренних противоречиях, а во внешних, в действии внешних факторов. В начале нового времени метафизика сыграла огромную позитивную роль в развитии науки.

 

 

Семинар2.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 3 Философия Нового времени | 

Дата добавления: 2014-05-03; просмотров: 947; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.012 сек.