Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Этапы развития и становления педагогики как науки

Читайте также:
  1. I триместр беременности (нарушение развития у плода пальцев рук).
  2. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ КАК НАУКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ.
  3. III. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  4. IV. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  5. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  6. Аксиологический статус науки
  7. Анализ путей развития и стратегий технологии машиностроения
  8. Анализ стратегий станкостроения в соответствии с законами строения и развития техники.
  9. Английская революция 17 в. (предпосылки, основные этапы и начало)
  10. Базовая политика развития предприятия

I этап – практика воспитания – накопление опыта воспитания младшего поколения (первобытное общество). Сущность первобытного воспитания – репродукция, новое поколение природным образом воспроизводит поколение предыдущее. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности. Он не столько готовился к жизни в обществе (как стало позже), а прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к труду и быту. Тезис – «делай как я» – суть репродуктивного воспитания.

II этап – педагогическая мысль (Античность, Средневековье) – философско-теоретическое осмысление опыта воспитания человека. Определение сущности воспитания: античность– калокагатия – гармония духа и тела – гармоничное развитие человека; средневековье – воспитание истинного христианина и добродетельного человека; эпоха Возрождения – всестороннее и гармоничное развитие человека.

III этап – педагогическая наука (новое и новейшее время) – с XVII века (роль Я. А. Коменского) отделение педагогики от философии, становление ее как самостоятельной науки, изучающей закономерности воспитания, обучения и образования подрастающего поколения, определение педагогических принципов, содержания образования, методов и форм организации педагогического процесса.

 

 

Лекция 2.Модели воспитания и образования человека

План

1. Сущность теоцентрической модели воспитания

2. Сущность социоцентрической модели воспитания

3. Сущность натуроцентрической модели воспитания

4. Сущность антропоцентрической модели воспитания

В истории педагогической мысли и педагогической деятельности можно выделить 4 модели воспитания и образования человека. Первая и вторая модели определяются как объективно-всеобщий тип, третья и четвертая модели – как субъективно-индивидуальный тип.

1. Сущность теоцентрической модели воспитания

Человек понимается как продукт божественного творения. Цель воспитания – подготовка к вечной, загробной жизни и служение Богу, или цель образования – воспитание истинного христианина и добродетельного человека.Отсюда – формирование богоугодных качеств личности: покорность, смирение, добродетельность, милосердие, сострадание. В данной модели выделяются две крайности:

а) ветхозаветное воспитание (педагогика),

б) новозаветное – христианское воспитание (педагогика).

Ветхозаветная педагогика – это патриархальное воспитание, образец авторитарной педагогики. Младшие беспрекословно подчиняются старшим (отцу, матери). Самостоятельность детей не приветствуется, дети должны «жить не по своей воле, а по воли родительской». Воспитывать так, « чтобы перед Богом трепетали и родителей боялись» (И. Т. Посошков). Личность ребенка уничижается перед авторитетом старших. Обязательно физическое наказание – как метод воспитания детей.

Христианская педагогика ориентирована на гуманистическое воспитание, т. к. человек (ребенок) рассматривается как образ и подобие Бога. Следовательно, в ребенке заложено творческое начало, способность к духовному совершенствованию. Если человек будет следовать заповедям Христовым, будет нравственным, то он приблизится к Богу. Утверждается вера в человека как божественное создание. Вера в человека отражена в Нагорной проповеди Христа, призывающего людей: «… будьте совершенны как Отец ваш Небесный…».

Идеи ветхозаветной педагогики отражены в «Домострое» (XVI век),в педагогических трудах Ивана Тихоновича Посошкова (XVIII век).В Средние века в Западной Европе иезуитское воспитание построено на ветхозаветной системе ценностей. Идеи христианской педагогики прослеживаются у Я. А. Коменского, Л. Н. Толстого и других.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Объект, предмет и задачи курса | Сущность антропоцентрической модели

Дата добавления: 2014-05-05; просмотров: 675; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.