Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Особенности докоммуникативного периода

Читайте также:
  1. I ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И АНАЛИЗА ПОСТАНОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА В КОЛЛЕКТИВЕ.
  2. II ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ВЫГОРОДКАХ.
  3. III ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА СЦЕНЕ.
  4. III. Особенности гериатрического пациента.
  5. V. Особенности охраны груза, перевозимого воздушным транспортом
  6. V. Особенности риторики в России Нового времени
  7. V6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  8. VI. Особенности смены сезонов в экваториальной зоне и за полярными кругами
  9. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  10. Аллергические реакции. Особенности инфекционной аллергии

 

1.Юристу по роду своей деятельности часто приходится высту­пать с речью.

Как наиболее эффективно упорядочить мысли? Что нужно сделать до того, как ты выйдешь на люди? Эта проблема всегда бывает новой; это вечный вопрос, который должен задавать себе каждый оратор и на который снова и снова нужно давать ответ.

У хорошего оратора подготовка речи проходит три этапа:

1. Речь в себе. На этой стадии оратор накапливает в своем сознании необходимый для произнесения речи материал, осмысливает его и запоминает, пропуская его через призму своего сознания.

Затем этот материал оформляется в виде текста, конспекта, тези­сов или развернутого плана.

2. Речь для себя, т.е. произнесение речи либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог).

3.Речь для слушателей. Готовая речь, важно представить себе, как воспримут ее слушатели, что им будет непонятно, какие могут быть вопросы, возражения. Лично применить метод самодебатов, предусмот­реть возражения, ответить на них, вступить в спор с самим собой. Произнести речь другим лицам, услышать их замечания и советы.

Следовательно, в процессе подготовки важно не только самостоя­тельно разобраться в изучаемом материале, не только запомнить его, но и убедиться в собственной правоте, подготовиться к ее отстаива­нию.

При подготовке выступления (как и при выполнении любой другой важной задачи), необходимо постоянно задавать себе и отвечать на три самых важных вопроса (их называют «три основных вопроса рефлексии») :

1. Что я делаю?

2. Зачем я делаю?

3. Как я делаю?

Первый этап подготовки речи - это выбор и уточнение темывыступления. Казалось бы, более очевидного этапа и придумать нельзя. Но дело не только в том, что на этом этапе нужно четко и ясно сформулировать, о каком предмете пойдет речь. Очень важно отдать себе отчет, какова субъективная цель вашего выступления. Ведь выступление можно готовить с совершенно разными целями. Можно - для того, чтобы получить пятерку на экзамене, можно - для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно - чтобы выиграть спор, например, в суде. Можно вообще делать это выступление для себя, а вовсе не для аудитории, например, чтобы избавиться от неприятного осадка, который оставило предыдущее выступление, закончившееся, скажем, провалом. Важно ясно понять, какова ваша цель, и признаться себе в этом честно, не пытаясь ничего приукрашивать.

Следующий очень важный этап - определение целевого направленияречи. Возможных направлений достаточно много - например, речи воспитательные, речи развлекательные. Хочется выделить два направления, которые, по мнению автора, являются самыми главными - информационная речь и агитационная речь. У информационной речи главная задача - поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься над ним, больше ничего. А агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию. Начинающие ораторы часто делают ошибку, смешивая агитационную речь с информационной, и не достигают в результате необходимой для их целей силы воздействия речи .

Особенно важно представить себе то, что режиссер Станиславский называл «сверхзадачей выступления». То есть представить себе идеальный исход: чего автор речи хотел бы в идеале? Если при подготовке речи иметь в виду сверхзадачу, то задачу уж точно будет выполнена. Например, при подготовке курсовой работы задача можно сформулировать так: «Защитить курсовую работу». А какой может быть сверхзадача? Написать работу, которая может стать основой диплома, написать работу, которая убедит преподавателя пригласить вас писать дипломную работу у него, написать курсовую работу, которая покажет, что автор достоин обучения в аспирантуре.

Дальше можно переходить к третьему этапу, а именно - к составлению предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Путать эти два плана - грубейшая ошибка. Рабочий план подчинен логике, он прямолинеен, в нем нет интриги, завязки, интересных деталей. А если в окончательном варианте речи нет ни интриги, ни завязки, ни деталей, то это, конечно же, слабое выступление, даже если информация для него подобрана замечательно.

Рассмотрим основные правила составления рабочего плана. Первое: рабочий план не должен ни в коем случае воспроизводить структуру какой-либо одной книги. Маловероятно, что цели, которые преследовал автор при написании книги, совпадают полностью с целями готовящего выступления. Почти невероятно к тому же, что совпадет и целевая аудитория. Задача автора речи - использовать мысли автора книги, а не подчиниться его логике. Рабочий план должен содержать не более четырех вопросов, которые бы отсылали автора речи к различным типам источников.

Следующий, четвертый, этап работы над речью - сбор материала.Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.

Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала - это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому его нельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня. Если выступление предстоит через месяц, то при хорошей работоспособности и владении техниками быстрого чтения за несколько дней можно прочесть огромное количество материала. Но за этот срок невозможно выносить мысль, даже приложив колоссальные усилия.

На этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме везде, а не только садясь за стол: в транспорте, на прогулке - где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли обязательно записывать. «Мысль изреченная» - явление совершенно особое. Не случайно величайшие умы человечества столько размышляли над фундаментальным различием между мыслью, еще находящейся в голове, и мыслью, оформленной в слова, легшей на бумагу. Запись мысли - это всегда качественное преобразование ее содержания. Поэтому, когда на этапе подготовке речи будущий автор берет в руки карандаш и письменно фиксирует пришедшую в голову идею, он сразу же убивает множество зайцев. Во-первых, чтобы ее записать пришедшую в голову мысль, нужно ее четко сформулировать, что для действительно новых, оригинальных, еще только созревающих мыслей весьма немало. Во-вторых, пока мысль не выплеснута на бумагу, невозможно по-настоящему освободиться от нее, перейти к обдумыванию следующих пунктов выступления или вообще каких-то новых проблем. Наконец, в-третьих, записанная мысль может теперь стать достоянием другого человека.

Где именно записывать, каждый выбирает по вкусу, и во многом это зависит от организованности самого человека. Идеальный вариант - всегда при себе иметь набор заранее подписанных и рассортированных карточек, куда можно легко и быстро записать пришедшие вам в голову мысли по тем или иным темам. Можно использовать любой подручный материал, например, обложки тетрадей. Главное, чтобы это не были отдельные листочки, которые быстро и легко могут затеряться. Ну а самый удобный вариант - конечно, компьютер. Удобно, например, завести отдельный файл, называется, например, «Заметки по поводу» и всякий раз, когда в голову приходит перспективная мысль, заносить ее в этот файл. Помимо этого нужно для себя определить как часто (раз в пять дней, в неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобный способ работы. Потом, когда начинается уже к этап компоновки материала, о котором мы дальше поговорим, выясняется, что уже процентов на восемьдесят речь готова: что-то написано уже и по этому поводу что-то написали, и по этому, и по тому... К иным выступлениям следует начинать подготовку не за месяц, а за год, а то и больше.

Следующее правило: на этапе сбора материала необходимо стараться обсуждать тему своего выступления со всеми, с кем только возможно. Пользу таких обсуждений невозможно переоценить. Во-первых, обсуждать то, что вам совершенно не интересно, в неформальной обстановке почти. С ситуациями, когда на трибуну выходит оратор и на протяжении десятка минут произносит скучную, ему самому безразличную речь, мы, к сожалению, сталкиваемся нередко. Но с друзьями и за чаем говорить о том, что абсолютно вас не трогает, невозможно. И если при подготовке речи автор почувствует, что не может ни с кем тему своего выступления обсуждать, - значит, он еще плохо с ней знаком, ничего своего, интересного для самого себя в ней не нашел. Во-вторых, если человек, с которым вы беседует автор, не является компетентным в обсуждаемой области, это не неудача, а просто находка. Ведь такой собеседник будет задавать вопросы о вещах, которые автору речи кажутся очевидными и необходимость пояснения которых вполне могла бы составить немалые трудности для автора речи.

Ну а если уж попадется человек осведомленный - конечно, это будет тем более кстати. Невозможно переоценить пользу, получаемую от обсуждения специфических тонкостей темы с профессионалом.

 

Для того, чтобы успешно выступить в суде, юристу необходима хорошая подготовка к процессу. Она складывается из ряда этапов:

1. изучение материала дела;

2. определение процессуальной позиции по делу;

3. разработка композиции и плана речи, ее литературное оформле­ние, т.е. работа над языком.

Методы подготовки оратора во многом зависят от его психики, от особенностей его умственной деятельности, привычек, характера вы­ступления, от его темы. Однако имеются некоторые общие, обязатель­ные для каждого выступающего принципы полготовки:

1. разработка плана;

2. оперативная шлифовка материала;

3. психическая настроенность перед выступлением.

 

Разработка новой темы выступления начинается с определения главной идеи, центральной мысли, основной целевой установки.

Дальше следует составить предварительный рабочий план будущей речи. Он нужен только в процессе поиска материала. Это компас, ко­торый поможет разобраться в материале и систематизировать его.

Собирательный или заготовительный период:

· обращение к книгам,

· журналам,

· личному опыту,

· воспоминание прослушанных речей.

Найденная и незаписанная мысль - это найденная и утерянная дра­гоценность. Никогда нельзя полагаться на одну память, только то, что записано, становится твоим.

Выписки лучше делать своими словами.

При выписках полезно соблюдать некоторые правила:

· делать записи на отдельных листках;

· запись - с одной стороны;

· записывать следующие данные: автор, название книги, год и место издания, страница, а в уголке шифр - указатель темы, вопроса.

Выписки - это архив оратора, помогающий ему готовиться к высту­плению, это его творческая биография, молчаливый свидетель его тру­да и любви к делу.

Полезно собирать вопросы, которые задают в период выступления, их можно включать в речь.

Хорошо записывать пословицы, поговорки, афоризмы, короткие шут­ливые рассказы, эпизоды из жизни. Это всегда пригодиться, если на­до будет «освежить» утомленные головы слу.шателей.

При подготовке выступления оратору необходимо оценить материал как с собственных позиций, так и с позиций воображаемых слушателей: вызовет ли это у них интерес? Важно уметь «перевоплощаться».

2.При подготовке к выступлению приходится работать над различ­ными источниками:

1. законы;

2. материалы дела;

3. личные знания и опыт;

4. лич­ные контакты;

5. продукция средств массовой информации и пропаганды (печать, радио, телевидение, кино).

Очень важно уметь углубленно читать материалы:

1. уяснить себе и усвоить прочитанный материал;

2. продумать прочитанное;

3. сделать необходимые выписки;

4. дать себе отчет, что новое вы подчеркнули из источника.

Умелый отбор информации - одна из первостепенных проблем совре­менного ораторского искусства.

К информации должен быть деловой и строго научный подход. Ора­тору нужно знавь откуда, какую информацию надо выбрать для своей темы. Информация, призванная стать «строительным материалом» публич­ной речи должна отвечать следующим требованиям:

1. быть достаточно добротной и показательной (характерной, ти­пологической) ;

2. быть упорядоченной, систематизированной;

3. быть предметной и работающей именно на данную тему, стать основой и своеобразной фабулой убеждающего ораторского выступле­ния.

Отметим еще четыре важнейших принципа обращения с информацией:

1. выборочность и строгая классификация;

2. верность ее освещения и выделение в ней того, что является главным в группе фактов;

3. правильность их оценки и толкования;

4. адресность информации.

Когда собрано большое количество материала, наступает пери­од отбора и оформления аудиторных материалов. Он начинается с клас­сификации выписок, контрольного просмотра накопленного, отбора све­дений для речи. Это трудный период, когда материал еще владеет ора­тором, а задача заключается в том, чтобы овладеть материалом и вы­брать для выступления самое главное.

 

Составление аудиторного материала.

Аудиторный материал - это тот, с которым оратор выходит на трибуну. Может быть нескольких видов.

1. Полный текст речи.

  ДОСТОИНСТВА     НЕДОСТАТКИ
· отработаны лексика, фразеология, фразы; · приведены цитаты; · отобраны примеры; · цифры; · четкая последовательность материала.   · некоторый налет формализма; · появляется искушение читать.

 

Есть целесообразность составлять конспект выступления, его «об­зор». Он дает значительно больше свободы, но требует умения созда­вать речь на основе кратких заметок.

В конспекте есть:

· план, т.е. то, о чем надо говорить,

· тезисы, т.е. то, что надо говорить,

· вспомогательный материал (факты, цифры, цитаты, примеры, ил­люстрации).

 

Форма конспекта

Лист делится на три части

 

Левая – содержит план Тезисы Фактический материал

 

Это удобно, сразу видно, что где находится.

Форма может быть и другая. Пишут пункт плана - вопрос и тут же под ним ответ - содержание вопроса.

Конспект может быть распространенным. Однако при любом объеме он должен быть зрительно выразительным и структурно четким.

Конспект пишется крупно. Используется цвет, различные другие сигналы: скобки. Сокращение слов.

Однако самое главное - это не текст, не конспект, не план. Главное - создать свою лабораторию по теме, разработать ее «объем­но»: вширь, вглубь, многопланово.

Иногда вместо конспекта составляют тезисы выступления - это краткое изложение существа вопроса без фактического материала.

3.В процессе подготовки оратору важно понять прочитанное, усво­ить понятое и затем использовать усвоенное.

Понимание: (из чего складывается?)

· понимание слов, фраз, абзацев (работа со словарем);

· усвоение идеи раздела или статьи, книги в целом.

Уместно применить метод беглого чтения (отличать от скорочте­ния).

Усвоение материала

Критерии усвоения:

· способность передать мысли автора своими словами, т.е. переска­зать текст и составить конспект;

· подтвердить мысли автора своими примерами, фактами, аргументами;

· способность связать новые знания со старыми.

 

Что необходимо для того, чтобы успешно использовать усвоение? - конспект должен закрепиться в памяти.

Для достижения этого служит «метод репетицио» по выражению римских педагогов ораторского искусства.

 

Как проводится репетиция ?

Первый прием:

· перечитать текст и продумать опорные пункты;

· перечитывание, продумывание, уточнение.

 

Второй прием: «Контрольный прием»

· повторять конспект, не глядя в текст;

· потом записывать и сравнивать тексты;

· плохо запомнившиеся куски целесообразно выписать, перечитать, повторить.

 

Третий прием: Произнесение речи. Это имитация выступления в аудитории (целесооб­разно использовать зеркало).

В результате правильной подготовки создаются все условия для удачного выступления. Теоретическая подготовка подкрепляется психо­логической. Перед выступлением полезно пробежать глазами по тексту или конспекту. Успех обеспечен.

Если выступление предстоит важное, его желательно прорепетировать. Лучше всего, если есть живой слушатель, в крайнем случае стоит использовать диктофон. Готовя выступление, нелишне подумать и о жестикуляции. Конечно, сегодня уже канули в лету времена, когда публичное выступление с необходимостью предполагало владение целой системой жестикулирования, обучение которой играло немалую роль в подготовке высококлассных ораторов.

Здесь теоретики ораторского искусства единодушны: для современного слушателя важнее всего естественность оратора, и если его жесты выглядят вычурно и театрально, ничего, кроме негативного впечатления, он о себе не оставит. Однако при таком подходе появляется противоположная опасность - полная скованность выступающего, неизбежно передающаяся слушателям напряженность каждого мускула, неестественная зажатость жестов и т.д. Именно поэтому начинающим ораторам, по крайней мере, полезно задуматься над жестикуляцией в наиболее важных пунктах выступления: в какой момент поднять палец вверх, в какой момент сделать широкий жест и т.д. И здесь необходимо помнить несложное правило: на любую аудиторию благоприятное впечатление производят широкие жесты, подчеркивающие вашу уверенность в себе и доброжелательность.

Итак, несколько замечаний по поводу репетиции.

Древнее изречение гласит: "В нужный момент все получится". Съевшие в своем деле собаку знают, что это так, поскольку долгая практика отшлифовала их мастерство.

Практика - и только практика - даст вам в руки главное оружие оратора: говорить о незнакомом предмете так вдохновенно, как если бы вы изучали его всю жизнь (особенно если вы совершенно в нем не разбираетесь). Это придаст вам уверенности в своих силах. На публику производят впечатление только уверенные в себе ораторы.

Вот несколько правил, позволяющих настроиться на успешное выступление.

Потренируйтесь перед зеркалом.

Вовсе не так глупо, как может показаться на первый взгляд. Огромное число знаменитостей тренировались так годами.

Воспользуйтесь диктофоном.

Как ни странно, выступать с речью перед пластмассовой коробкой не так-то просто. Не расстраивайтесь. По крайней мере, она вам не ответит. И если вам покажется трудным делом развлекать диктофон, подождите, пока вам не представится возможность делать то же самое с аудиторией.

Снимите свое выступление на видеопленку.

Если вас позабавила запись собственного голоса на диктофоне, не откажите себе в удовольствии, снимитесь на видео. Ведь тогда вы сможете не только услышать, но и увидеть себя со стороны. Попытайтесь быть самокритичным и честно ответить на два-три вопроса:

"Есть ли у меня неприятные привычки, о которых я не знал?"

Если вы заметите за собой вещи, которых предпочли бы не видеть, то, вполне вероятно, их не захочет видеть и аудитория.

"Как я выгляжу?"

Говорят, что камера не лжет, но это может оказаться как раз тем случаем, когда вам захочется, чтобы она изменила этому правилу. Есть люди, которые немедленно садятся на диету или год не вылезают из гимнастического зала после того, как увидели себя в видеозаписи.

"Как это звучит?"

После того как вы переживете потрясение от того, что ваш голос звучит совсем не так приятно, как вы думали, постарайтесь внести в него нечто особенное. Меняйте тональность, тембр, голосовые модуляции. Попробуйте петь в ванной. Все с этого начинали. Вступите в местное общество любителей оперного пения. Короче, работайте над собой.

Обкатайте речь на родных и друзьях.

Конечно, все зависит от того, насколько вы полагаетесь на прочность родственных и дружеских уз. Может быть, и не стоит подвергать их столь серьезному испытанию. Но человек, преданный своему делу, не позволит этим соображениям быть тормозом на его пути к признанию.

Практика показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20-25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно. Как утверждают опытные ораторы, невидимый ни для кого труд - основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному груду.

Усвоение речи на память – в большей степени процесс внутреннего обучения, чем поверхностного заучивания наизусть.

Хорошо зарекомендовала себя также следующая техника:

1. Мы запоминаем основные мысли (и целые высказывания).

2. Мы усваиваем план речи (ее структуру).

3. Мы запоминаем часть за частью. Многократно читаем. Упражняемся в словесном формулировании.

4. Пробное произнесение речи.

Речь не должна застыть в окончательном отлитом виде. Она должна быть в подвижном состоянии.

Мы представляем мысленно своих слушателей и место выступления.

5. Мысленно прокручиваем речь в обратном направлении. При этом рассматриваем зависимость следствий от предпосылок.

Существует три способа произнесения речи:

- Чтение текста;

- Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);

Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.

Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы- восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.

Иногда приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на больших знаний, владения риторическими навыками.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.

При произнесении речи необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты.

Необходимо добиваться соответствия внешнего вида оратора характеру аудитории и тематике речи. Нелепо выглядит докладчик на научной конференции и джинсах и ковбойке. Но выступающий на форму, например, дизайнеров, одетый в строгий деловой костюм, тоже будет испытывать трудности с налаживанием контакта с аудиторией. Помимо очевидных требований к опрятности и аккуратности внешнего вида оратора, необходимо заботиться об органичности связки имидж выступающего - тема речи - характер аудитории.

Очень сложно добиться внимания аудитории на протяжении всего выступления, не обладая при этом достаточно четкой дикцией. Конечно, вопросы коррекции дефектов речи не всегда решаются оперативно, требуют помощи специалистов - логопедов. Тем не менее, человек, род деятельности которого предполагает публичные выступления, должен обратить внимание на чистоту своей дикции, при необходимости пройти курс специальных занятий.

Помимо дикции оратору необходимо обратить внимание на постановку голося, и это он может сделать самостоятельно.

Первое правило постановки голоса - Вас должны слышать. Простая и самая большая проблема с голосом - стремление говорить монотонно. И действительно, пересказывая и тем более читая заранее подготовленный конспект, трудно не говорить монотонным голосом. Изменения громкости, тона голоса, темпа речи требуют сознательного усилия. Работать в направлении подготовки речи необходимо на последних этапах подготовки речи. Во время выступления необходимо контролировать тон своей речи. Ошибкой является мнение, что единственное, что следует делать - это говорить громким голосом. Но час громкой монотонности быстро становится часом громкого шума. В своей речи нужно быть естественным.

Приведем лишь несколько приемов работы с тоном речи. Каждый из них мы используем в бытовых разговорах сотни раз в течение дня, даже не задумываясь об этом. Использование же этих приемов при произнесении публичной речи требует некоторых сознательных усилий.

- акцентирование главных слов предложения;

- изменение тона голоса;

- изменение темпа речи;

- использование пауз.

Не следует думать, что нужно заставить себя выполнять рекомендации - и все получится. Если будете пытаться именно заставить себя, то выступление потеряет главное - естественность, голос станет как бы механическим. Стоит подойти к решению с другой стороны - прислушаться к себе. В разговоре с любым собеседником любой из нас совершенно естественно для себя постоянно использует эти приемы.

В каждом слове есть ударение. ТранЗИстор, идеоЛОгия, аранжиРОвка. Выделив ударением один из слогов слова, остальные слоги произносятся быстро, не привлекая к ним внимания. Такой же подход стоит использовать к фразам. В каждой из них есть одно или несколько ключевых слов, несущих смысловую нагрузку. На них следует делаете смысловое ударение. Однако, способов выделить слово во фразе больше, чем отдельный слог в слове. Наряду с изменением громкости нужно пользовать изменением тона - это инструмент с колоссальными возможностями.

Уместным кажется здесь известное высказывание Дениэла Вебстера. Его можно произнести вслух, выделяя отдельные элементы фразы, например, таким образом:

"Если бы ВСЕ мои таланты были ОТНЯТЫ у меня неумолимым провидением, (пауза) а мне был бы оставлен шанс сохранить лишь ОДИН (пауза), я, не колеблясь, попросил бы разрешить оставить мне (пауза) ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ, (пауза) так как, используя его, я БЫСТРО восстановил бы ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ."

Ключевые слова фразы "искусство говорить" выделены не только тоном, но и паузами. Пауза до произнесенных слов привлекает внимание слушателя к словам, которые будут произнесены. Пауза после них дает время на осмысление сказанного.

Обращаясь к аудитории, необходимо прислушиваться к себе. Если выступающий заметил, что стал говорить монотонно, нужно остановиться и одернуть себя мысленным приказом: "БЕСЕДУЙ со слушателями. Говори естественно, по-человечески." Поможет и собственно самовнушение, и пауза, сопровождающая этот внутренний монолог, которая дополнительно привлечет внимание аудитории.

Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности - как не бывало.

Нужно добиваться автоматического, бессознательного использования приемов привлечения внимания голосом. Именно таким образом мы применяем их в обычной бытовой речи. Естественность приходит в процессе тренировок и практики.

Повседневная манера общения практически каждого человека нуждается в совершенствовании - в избавлении от грамматических ошибок, слов-паразитов, корректировке жестикуляции. Совершенствование естественную манеру разговора ведет к усовершенствованию уровня публичных выступлений. Совершенствование манеры разговора требует обучения. Бесплатный урок использования голоса можно получить всего лишь послушав выступление диктора телевидения в вечернем выпуске новостей. Великолепным учителем может стать артист разговорного жанра. Они используют свой голос виртуозно.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

Как подготовиться к устному выступлению?

 

Каков алгоритм подготовки устного выступления?

 

Как определить стратегию выступления?

 

Каковы особенности подготовки к выступлению в суде?

 

Какие технологии репетиции можно использовать?

 

Литература

1. Молдован В.В.Судова риторика.К.:ЮрІнком,2004,267с.

 

 

2. Рождественский Ю.В. Риторика публичной речи.- М.: Знание, 2009 г.

3. Сопер П. Основы искусства речи /пер. англ.- 2-е изд. - М.: Про­гресс, 2006.572с.

4. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Прогресс, 1989 г.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Виды публичной речи | ТЕМА : КОМПОЗИЦИОННО-ЛОГИЧЕСК0Е ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ

Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 452; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.015 сек.