Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ТЕМА : КОМПОЗИЦИОННО-ЛОГИЧЕСК0Е ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ

Читайте также:
  1. Microsoft Excel. Работа с пакетом анализа. Построение простой регрессии
  2. Богатство речи.
  3. Виды публичной речи.
  4. Восстановление устной импрессивной речи.
  5. Выбор радиуса ролика и построение конструктивного профиля кулачка
  6. Задержка психического развития при общем недоразвитии речи.
  7. Изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи.
  8. Исследование функции и построение ее графика.
  9. ІІ. Построение спортивной тренировки
  10. Критерии оценки систем закрытия речи.

 

ПЛАН

1. Особенности структурного построения устного выступления.

2.Понятие универсальной композиции.

3. Закон «Края» в риторике.

4. Инструментарий реализации композиции.

 

 

1.Как известно, любая речь нуждается в своем оформлении, т.е. в организации. Поэтому мы обратимся к разделу классической риторики, который называется диспозицией. Диспозиция (в переводе на русский – развертывание) классически определяется как искусство организации сообщения, т.е. говоря современным языком, искусство композиции.

Этот раздел риторики фактически представлял собой своего рода «науку развития мысли», давал возможность ощутить сообщение как процесс.

    Композиция речи Начало речи: этикетные формулы, «зацепляющий крючок».   Вступление.   Главная часть: основная мысль, последовательность ее раскрытия. 1) … ; 2) … . Заключение.
  Логические формы изложения Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение.
  Законы логики Тождества. Непротиворечия. Исключенного третьего. Достаточного основания.
  Способы изложения Дедукция. Индукция. Аналогия.
    Виды аргументов     К существу дела. К человеку. К авторитету. К публике. К личности. К тщеславию. К жалости.

 

Несомненно, что содержание любого публичного устного выступле­ния определяется его темой, конкретным материалом, видовыми осо­бенностями, а также непосредственной целью.

Видовые особенности и характер красноречия, в свою очередь обусловливают его структуру. Наиболее распространенной структурой, особенно развернутого устного выступления, можно считать структуру из трех частей, лежащую в основе формы публичного искусства слова. Она сложилась еще в античной риторике в виде неравнозначных элемен­тов или звеньев: вступления, срединной или главной части и заклю­чения.

Это триединство - классическое, так как верно отражает накоп­ленный опыт красноречия (риторики) и фактически имеет силу закона. Благодаря такому триединству публичная речь становилась стройной и максимально доступной.

Триединство организовало красноречие, определяло его логичес­кую направленность и последовательность, главную и второстепенные части. Оно же облегчало восприятие публичного выступления.

По принципу такого триединства построены и произнесены чуть ли не все речи Демосфена и Цицерона.

Каждая композиционная часть речи обладает вполне определенны­ми, только ей присущими функциями, которые могут варьироваться в зависимости от вида речи.

Вступление в любой речи является «зачином»; введением слуша­теля в тему сообщения.

Под вступлением понимается та часть речи, которая предшеству­ет раскрытию основного содержания.

Роль вступления в ораторской речи значительно повышается, не­сет психологическую нагрузку.

Во вступлении оратор стремится достичь следующих целей:

· вызвать интерес аудитории и овладеть ее вниманием;

· установить контакт с аудиторией и завоевать ее доверие;

· подготовить благоприятную психологическую почву для восприятия речи (сообщить план, если это лекция). Чаще всего начинается с этикетных формул: с обращения «Уважаемые коллеги...», приветствия, представления, изъявления радости; «Дамы и господа», «Товарищи», «Па­нове», «Соотечественники», «Сограждане», «Коллеги», «Друзья!», «Здравствуйте», «Разрешите представиться». Должен сработать «Эффект первых фраз».

Древние ораторы обращали особое внимание на вступление, реко­мендуя заучивать его.

Приемы достижение новизны и необычности высказывания.

1. Прием сопереживания заключается в привлечении необычного, ярко­го эпизода, факта, приковывающего внимание слушателей и застав­ляющее их переживать случившееся вместе с оратором.

2. Прием парадоксальной ситуации (... может быть покажется кому - обидным...).

3. Аппеляция к интересам аудитории.

4. Прием соучастия.

5. Аппеляция к событиям.

6. Аппеляция к географическим и погодным условиям.

7. Аппеляция к речи предыдущего оратора.

8. Аппеляция к авторитетам или известным источникам информации.

9. Аппеляция к личности оратора.

10. Юмористическое замечание.

11. Вопросы к аудитории.

Требование: должно быть максимально лаконичное вступление.

Главная часть: всесторонне раскрывается тема, решаются как об­щая так и конкретная задачи выступления; сообщить аудитории опреде­ленные сведения, убедить ее в чем-либо или побудить к каким-либо действиям.

В построении этой части речи можно использовать целый ряд ме­тодов.

Индуктивный - способ предполагает изложение материала от част­ной постановки проблемы, вопроса к общей.

Дедуктивный - способ изложения материала от общего к частному. К дедуктивному умозаключению мы прибегаем всякий раз, когда рассмо­треть какое-то явление на основании уже известного нам положения или закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления.

Сочетание индукции и дедукции в современном ораторском искус­стве применяется особенно часть при изложении сложных теоретических проблем.

Метод аналогии. Аналогия - сходство, параллель, подобие. Сюда примыкает принцип контраста в композиции.

Концентрический - способ изложения предполагает периодическое возвращение к начальному тезису, последовательное нанизывание, рас­ширение, уточнение понятий, раскрывающих содержание.

Исторический (хронологический) - способ изложения материала в соответствии с последовательностью тех или иных исторических эта­пов, явлений, научных открытий, экономических процессов. Хронология может излагаться как по восходящей, так и по нисходящей линии, т.е. от прошлого к настоящему или обратно.

Пространственный - помогает передать факты и события наиболее наглядно, зримо, в их динамике и взаимодействии.

Любой процесс передачи информации преследующий задачу донести до слушателей истину и убедить их в правильности тех или иных по­ложений, складывается из трех элементов:

Первый элемент - тезис доказательства, т.е. положение, истин­ность которого пытаются обосновать в выступлении.

Второй элемент - аргументы (доводы, основания) доказательства. Это исходные фактические или теоретические положения, с помощью которых ведется обоснование.

Третий элемент - демонстрация, т.е. логическая связь, показы­вающая зависимость между аргументами и тезисами.

Тезис доказательства является центральным пунктом рассужде­ния, раскрытию которого подчинено содержание публичной речи (доклада, беседы, лекций).

Логика требует соблюдения двух правил по отношению к тезису доказательства:

1. Логическая определенность тезиса.

2. Запрещение изменять тезис в процессе доказатель­ства.

Практика подсказывает, что наиболее целесообразным способом построения выступления является четкое и краткое изложение основ­ного тезиса в начале речи, дальнейшее же изложение служит раскры­тием, обоснованием этой исходной идеи.

Логика предъявляет ряд требований по отношению к аргументам доказательства, в качестве которых могут выступать фактические данные, аксиоматически очевидные утверждения и научно установленные положения.

Требования:

· в качестве аргументов могут выступать лишь истинные положения;

· аргументы должны быть обоснованы автономно или независимот от тезиса;

· аргументы не должны противоречить друг другу;

· аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

Истинность аргументов определяется тем, что они выполняют роль фундамента, на котором строится все здание доказательства (должны быть проверенные факты).

Правило достаточности аргументов связано с логической мерой вещей - в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал тезис.

Способ рассуждения должен в ясной и отчетливой форме показать, продемонстрировать слушателям, что основной тезис выступления опи­рается на прочный фундамент. В логике этот элемент доказательного рассуждения называют демонстрацией.

Продемонстрировать - значит показать, что тезис логически необ­ходимо следует или вытекает из принятых аргументов согласно прави­лам соответствующих форм умозаключения.

Заключение

Цели, которые преследует оратор в заключительной части речи: (зависят от вида речи):

1. суммировать сказанное (в лекции);

2. закрепить и усилить впечатление, произведенное речью;

3. поставить перед аудиторией задачи и обеспечить готовность к какой-либо деятельности;

4. призвать аудиторию к каким-либо действиям (митинговая речь).

Заключение может быть простым (все, о чем я говорил ...) или сложным:

 

· постановка задач и перспективы;

· краткое повторение основных положений;

· оценка событий, факторов, составивших суть выступления;

· альтернатива;

· упрек;

· предостережение, назидание;

· обращение к началу;

· обращение с отрицанием;

· вопрос к аудитории;

· образное выражение, афоризм, пословицы, поговорки;

· лозунг.

2.Есть и другие рекомендации по реализации частей композиции.

I. Вступление Задачи:

1. Вызвать интерес к теме разговора, показав её полезность для
собеседников - слушателей.

2. Установить психологический контакт со слушателями, создав эффект единомыслия.

3. Мотивировать их активное восприятия речи риторическими и наводящими вопросами.

III. Основная часть

Задачи:

1. Раскрыть суть проблемы (идеи, подхода, решения, предложений, инициативы).

2. Аргументировать свое видение проблемы.

3. Побудить собеседников к обсуждению проблемы (если в этом есть необходимость и имеется достаточно времени).

4. Поддерживать интерес и внимание у собеседников.

5. Управлять аудиторией, не давая ей отвлечься от содержания речи.

6. Вызвать удовлетворение у слушателей содержанием и стилем
речи, манерой поведения.

III. Заключение

Задачи:

1. Подвести итог сказанному («Что важно в этой проблеме?»).

2. Сформировать свои предложения (решение).

3. Призвать к обсуждению предложения или к непосредственным конкретным действиям, если решение принято.

4. Ответить на вопросы из аудитории.

 

 

И, наконец, последний этап - непосредственное изложение текста.Надо или не надо писать текст выступления целиком? Как быть с его заучиванием - не учить вообще, при выступлении рассчитывая на собственную живую речь, выучить лишь отдельные фрагменты или же, дабы обезопасить себя от связанных с волнением казусов, выучить текст наизусть? Самые разные специалисты по теории ораторского искусства сходятся в одном: чего не надо делать точно, так это целиком учить выступление наизусть. Конечно, в случае выученного текста может получиться очень хорошее и даже замечательное выступление. Но, во-первых, это требует немалых усилий при подготовке, во-вторых - неимоверного психологического напряжения при самом выступлении. А самое главное, заученное выступление будет успешным только в стерильной обстановке, малейшая неожиданность - кто-то из слушателей задает вопрос, начинает спорить - и вы сбились, не можете добавить от себя ни одной фразы, начинаете мучительно искать выскочившую из головы формулировку. Кроме того, когда вы выучили заранее выступление, его очень трудно сделать ярким, для этого надо быть актером высокого уровня. Вероятно, всем приходилось наблюдать такие выступления: выходит дрожащий, побелевший докладчик на трибуну и, упершись взглядом в пол, начинает говорить фразами типа: «В последнее время значительно вырастает роль... Вместе с тем необходимо отметить...» - и т.д. Фразы искусственные, длинные, речь монотонная - жалкое зрелище, и слушать невозможно.

Но если выступление целиком учить наизусть не следует, то отдельные его фрагменты не просто можно, а даже нужно заучить.

 

Вот таким может быть схематическое решение композиции публичного выступления:

 

 

Прежде всего, необходимо помнить наизусть начало и конец, причем желательно иметь в запасе несколько вариантов, и не столько сами разделы речи, сколько переходы между ними. Ведь если автор речи готов к выступлению, то сами мысли изложить он сможет, а вот импровизация плавного перехода от одного его пункта к другому может оказаться проблемой.

 

3.Человеческое мышление логично от природы, и в рассуждени­ях мы, как правило, стихийно следуем этим законам.

Учение о законах связи мыслей в рассуждениях - формальная ло­гика - основывается на четырех принципах. Судебный оратор должен знать и применять следующие законы логики:

· закон тождества;

· закон противоречия;

· закон исключительного третьего;

· закон достаточного основания.

Закон тождества: каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она не повторялась. Иными словами, закон тождества требует определен­ности и точности мысли, как важнейшего условия правильного рассуж­дения. Он направлен против гуманности, расплывчивости в мыслях или высказываниях.

Закон противоречия: две противоположные мысли об одном и том же отношении, не могут быть в одно и то же время истинными. Одна из них будет ложной. Этот закон учит последовательности в мышлении и речи. Речь оратора должна быть свободной от противоречий, он дол­жен последовательно отстаивать высказанную точку зрения.

Закон исключенного третьего. Близок к закону противоречия. Это такие суждения, которые отрицают друг друга и между которыми нет среднего, третьего. Рассуждение ведется по формуле: «или-или». Платон проиллюстрировал этот закон так: «Человек не может быть од­новременно как здоровым, так и больным».

Соблюдение требований этого закона обеспечивает последователь­ность и принципиальность мышления.

Закон достаточного основания гласит: всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказа­на практикой человека. Этот закон требует обоснованности, доказа­тельности, т.е. связи любого положения с действительными фактами, примерами из реальной жизни.

 

Искусству говорить надо учиться. Не все могут подняться до высот Демосфена или Цицерона, Плевако или Кони, но многие юристы могут овладеть в определенной мере риторикой. Для этого, кроме искреннего желания добиться этого и серьезной работы над собой, следует особое внимание уделять познанию технологической оснастки построения коммуникационного общения. Под ней имеется в виду набор условий и инструментов, необходимых для построения коммуникационных технологий.

4.Вот психолого-дидактические принципы речевого воздействия, соблюдение которых является важным условием технологичности его построения.

Доступность.

Взвешенность содержания речи, его подчиненность раскрытию ее замысла. Учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и профессионального опыта. Никогда нельзя забывать, что многие люди слышат то, что хотят услышать. Отсюда - принятие во внимание социально-психологического расслоения каждой аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Помнить совет М.М. Сперанского: заставить многого от себя ожидать есть верный способ упасть. Весьма эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность, теоретическая и фактологическая подтвержденность.

Ассоциативность.

Вызов сопереживаний и соразмышлений. Подобного можно достичь, апеллируя к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Первый вид памяти - блок ранее испытанных впечатлений, не ушедших из психики человека. Например, впечатления детства, эстетические чувства. Второй вид памяти - различные знания и сведения. Например, исторические даты и факты, математические формулы, законы физики. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением музыки, живописи, видеоклипов.

Сенсорность. • Чаще обращаться к формуле Я. Каменского: «Наглядность -золотое правило дидактики». Все, что можно, нужно продемонстрировать. Шире использовать цвет, свет, звук, рисунок, модель в коммуникационном общении. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и активнее идет в ней процесс ее чувственного и рационального освоения. В итоге динамизируется их обыденное и теоретическое сознание.

Экспрессивность.

Это эмоциональная выразительность звучания речи, ее эмоциональный подтекст, эмоциональная выразительность мимики, жестов, позы коммуникатора. Можно еще так ее определить: это внутренняя развернутость выступающего, свидетельство его полной самоотдачи. Страстность, неподдельная радость или грусть, тактичное сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность.

Она характеризует темпподачи информации, степень подвижности коммуникатора во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темпераменты людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, их личную заинтересованность в информации. В этой связи важна ориентация коммуникатора в настроении аудитории, ее способности работать в определенном информационном клише, а также умение искусно предлагать ей скоростной режим усвоения информации.

Принципы - это правила, подлежащие неукоснительному выполнению. Выше представлены словоносительные правилакоммуникационного общения, которые обретают наибольшую выразительность при умелом использовании соответствующего «риторического инструментария». Практическое назначение данного инструментария - придать коммуникационному общению душепроникающее воздействие и мыслеобразовательное влияние. . Представим их:

«Эффект имиджа».В восьми из десяти случаев восприятие человека человеком первоначально осуществляется на основе впечатления о внешнем виде. Он имеет существенное значение для принятия аудиторией оратора. Первое впечатление, которое складывается у людей от внешнего вида выступающего, имеет непосредственное отношение к формированию их общей социальной установки, вызову симпатии или антипатии, самоорганизации к слушанию или выражению скепсиса к тому, что еще не сказал коммуникатор. Элегантная манера общения, доброжелательный взгляд, эстетика одежды - все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего и способствует поддержанию внимания к себе на всем протяжении ее исполнения.

«Эффект первых фраз».Он призван закрепить или скорректировать первоначальные впечатления у людей от стоящего перед ними коммуникатора. С чего он начнет? Например, канадский социолог М Маклюэн глубоко убежден, что настоящая новость - это всегда плохая новость. В наше время немало выступающих по телевидению и радио, безбожно эксплуатирующих этот коммуникационный прием. Однако главным критерием «эффекта первых фраз» является заключенная в них интересная информация. Таковой она может быть не только потому, что она абсолютно новая или эпатажная. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению подвергнуть аудиторию социально-психологической стратификации, т.е. выделить в ней основные социально-психологические слои, для которых характерны определенные настроения, ожидания, особенности эмоционального и мыслительного склада. Поэтому надо иметь словесные заготовки - набор первоначальных фраз, ориентированных на социально-психологические слои, которые преобладают в аудитории. Важно, чтобы с первых фраз установился контакт коммуникатора с аудиторией. Можно обозначить следующую классификацию подобного контакта: эмоциональный (симпатия или антипатия), познавательный (интересный факт или оригинальная мысль), • эстетический (приятный голос или элегантная манера), эпатажный (скандальные сведения).

«Эффект аргументации».Это прежде всего логика выступления, которая сама по себе придает ему обоснованность и убедительность. Ее магическое воздействие на людей объясняется тем, что она представляет собой формализованные законы работы нашего интеллекта. Логичное изложение информации - создание комфортных физиологических условий для деятельности интеллекта. В итоге идет активный процесс соразмышления и осмысления информации.

Логика - это внутриструктурная организация речи, а материалом ее выстраивания является теоретическая и эмпирическая аргументация.К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, гипотетические суждения. К эмпирической причисляют конкретный факт, цифровые показатели, статистические данные. Часто встречаемой ошибкой является увлечение выступающего или теоретической, или эмпирической аргументацией. Исходя из знания аудитории, надо определить объем и характер использования и той, и другой аргументации. Важно, чтобы они присутствовали в каждом выступлении. Дело в том, что эмпирическая информация рассчитана на обыденное, а теоретическая - на теоретическое сознание. Когда искусно используются оба вида информации, то синхронно включается в «работу» и обыденное, и теоретическое сознание, что способствует деятельному овладению личностью информацией.

«Эффект квантового выброса информации».По утверждению А.Ф. Кони, чтобы лекция имела успех, надо, во-первых, завоевать внимание слушателей, во-вторых, удержать их внимание до конца.

Итак, проблема внимания - проблема номер один в коммуникационном общении. Это и понятно. К.Д. Ушинский образно сравнивал внимание с дверью, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.

Эффективным риторическим приемом поддержания внимания аудитории (личности) является «квантовый выброс» информации. Он выступает в виде:

- продуманного распределения по всему пространству речи привлекательных мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного, авторских обобщений по итогам какого-то фрагмента речи.

— психологически грамотного выброса через определенные временные интервалы слушателям кванта «свежей» информации.

В итоге выступающий как бы держит на привязи внимание слушателей.

Данный прием имеет и другое риторическое значение. С его помощью можно обеспечить актуализацию замысла речи, последовательное подведение слушателей к ее конечной цели.

«Эффект интонации и паузы».Это весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что умелое интонирование и своевременные паузы способствуют 10-15%-му приращению информации. Обусловлено это тем, что придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации - воспоминания. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. При этом оно может быть со знаком «+» или «—», в зависимости от того, какие эмоции и ассоциации вызывает озвучиваемая информация.

Деликатным риторическим инструментом является «пауза».

Обращение к ней эффективно тогда, когда есть уверенность у оратора,что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза (временная приостановка подачи информации) как рабочий момент в технологии умственной деятельности, способствующий воспроизводству личностью своих знаний (мыслей).

«Эффект словесной изящности».Он связан с умением «переправлять» мысли в соответствующие слова, грамотным построением предложений, соблюдением правил словоударений. «Прекрасная мысль, - утверждал Вольтер, - теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку».

Предмет и логикаречи подсказывают, какие фразы достойны занять место в речи. Не любая фраза может быть вставлена в каркас выступления. Это могут быть лишь фразы, которые не нарушают смысл изложения, обеспечивают

его языковое воплощение, доступное для осмысления.

Изящность речи - это умение эстетично использовать литературное богатство языка. Существует прямая связь между словарным запасом выступающего и художественной выразительностью речи.

Одним из показателей богатства речи считается разнообразие синонимов, т.е. близких по значению слов, отличающихся смысловыми и лингвистическими оттенками. Чтобы придать речи художественную образность, использовать в ней разнообразие риторических приемов (метафор, гипербол и т.д.), полезно знать классическую и современную художественную литературу, национальный колорит народных пословиц и поговорок. Например, в русском языке около 5000-6000 слов передают те или иные оттенки различных переживаний.

Несоблюдение языковых норм и литературной чистоты языка - нередко встречаемое явление даже в публичных выступлениях и в работе профессиональных дикторов радио и телевидения. Это проявляется в виде неправильного произношения, искажения смысла понятий или многословия, тавтологии. Многие нарушают требования нормативного ударения и произношения. В этой связи рекомендуется пользоваться специальными справочниками, в которых закреплены литературные нормы в области произношения.

«Эффект релаксации».Чем напряженнее протекает коммуникационное общение, тем больше приходится его участникам прилагать усилий по самоорганизации внимания. Об этом должен знать оратор и помогать слушателям в столь нелегкой работе над самими собой. В этих целях используется «эффект релаксации» - эмоциональное расслабление и умственное переключение.

Классическим риторическим приемом достижения этого является остроумие и юмор. Гете говорил, что юмор - мудрость души.

Он во многом помогает восприятию информации, ее осмыслению. Известно высказывание А. Герцена: смех Вольтера разрушил больше, чем плач Руссо. Юмор создает естественную паузу для отдыха интеллекта людей, помогает «перезарядить» его новой эмоциональной энергией, что положительно сказывается на его работоспособности. Обращаясь к остроумию и шутке, не следует забывать того, что было в свое время сказано Д.И. Писаревым: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство».

«Эффект дисперсии».Нередко оратор глубоко уверен, что высказанная им информация, по причине профессиональной доступности и актуальности, активно воспринята подчиненными. Через некоторое время он узнает, что немало слушателей изложенную им информацию восприняли не совсем четко, даже противоречиво, а некоторые остались при своем мнении. Подобные факты в юридической практике не единичны.

Приведем такие небезынтересные данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то

90% информации замысла обрело словесное обозначение;

80% словесно обозначенной информации были озвучены;

70% озвученной информации было услышано аудиторией;

60% услышанной информации было понято;

40% информации было принято к размышлению слушателями;

25% информации через некоторое время осталось v них в памяти.

Итак, в уме оратора сложился замысел выступления, в последующем он придал ему словесную публичную форму, которую потом -озвучил. Затем пошел процесс восприятия его информации слушателями. Как при умственном воспроизводстве замысла, его словесном оформлении и озвучивании, так и при принятии «информационного продукта», слушателями неизбежны потери и искажения информации.

 

 

Вопросы для сомоконтроля.

 

1. Как соотносятся понятия «диспозиция» и «композиция»?

2. Что такое диспозиция в классической риторике?

3. Что подразумевают под универсальной и частной композициями?

4. Как реализуется при написании выступления «Закон Края»?

5. Какие Вы знаете выразительные средства по реализации композиции?

 

 

Литература

1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Прогресс, 1989 г.

2. Сопер. П. Основы искусства речи. - М.: Прессакадемия, 2011 г.

3. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: Уч.пос. – М.: Омега-Л, 2009.-488с.

4. Ребрик С. Презентация: 10 уроков.-М.: Изд-во Эксмо. 2004.-200с.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Особенности докоммуникативного периода | ТЕМА: ОРАТОР И АУДИТОРИЯ

Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 984; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.01 сек.