Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ТЕМА: ОРАТОР И АУДИТОРИЯ
ПЛАН
1. Краткая психологическая характеристика аудитории. 2. Социально-психологические способы организации слушателей. 3. Психолого-педагогические приемы активизации внимания. 4. Приемы использования экспрессии.
1. Из многих слагаемых складывается мастерство ораторского выступления. Бесспорен приоритет содержательности, т.е. научно-теоретической глубины и практической направленности выступления. Вместе с тем большое значение имеет технология преподнесения материала, которая основывается на правильном выборе форм и методов выступления в соответствии с особенностями аудитории. Аудитория ораторской речи - общность людей, имеющих контакт с друг другом. Ее поведение определяется величиной (реакция больших аудиторий - намного интенсивнее). Судебная аудитория представляет собой определенное количество людей в зале судебного заседания. Судебную аудиторию следует разграничить по целевым установкам и обязанностям лиц, находящихся в зале. Судебную аудиторию могут составлять следующие группы: 1. профессиональные участники процесса (суд, прокурор, адвокат); 1. представители общественности; 2. иные участники процесса, заинтересованные в исходе дела (подсудимый, потерпевший, гражданский истец, ответчик, свидетели, эксперты); 3. слушатели (публика). Наиболее «показательными» характеристиками людей являются их психологические качества. Они зачастую лежат на поверхности и проявляются независимо от воли человека. Природа и характер проявления этих качеств весьма разнообразны. Ряд психологических качеств социального порядка. Другие обусловлены природой человека. Это позволяет оратору изучать аудиторию, помогает прогнозировать результат, возможное отношение слушателей к выступлению, какие могут возникнуть вопросы, какие формы и методы активизации внимания будут приемлемы. По каким параметрам можно составлять психологическую характеристику аудитории? 1. демографический состав слушателей (пол, возраст); 2. уровень их культурно-образовательного и профессионального развития, материального положения. Эти сведения позволяют сориентироваться в потребностях и интересах, настроениях людей. Освоение информации осуществляется посредством сложного психического механизма - восприятия. Человеческое восприятие теснейшим образом связано с активной деятельностью мозга, проникновением мышления в сущность воспринимаемого. Восприятие зависит от психической деятельности человека, от его личной характеристики. Оно зависит от прошлого опыта, его активность определяется потребностями и интересами. Желаниями и настроениями индивида. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка. Установка - это важное звено, образующееся в системе психического взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействия, начинающегося с воздействия внешнего мира на индивида как на субъект. Установка выражает внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать информацию, готовность к определенной активности, выбору варианта поведения из ряда возможных. Установки как бы выполняют функцию наведения человека на определенную информацию, повышают или ослабляют уровень эмоционально-чувственного отношения к ее содержанию и форме, оказывают воздействие на интенсивность мыслительного процесса. Это определенная форма реагирования на информацию. Оратор должен постоянно наблюдать за аудиторией, за ее реакцией на принципиальные положения своего выступления, форму его подачи, манеру своего поведения. При изучении аудитории важно выяснить такое ее социально-психологическое качество, как экспектация– «ожидание». Это субъективная настроенность на что-то или кого-то, направленная заинтересованность в чем-то. Если выступление затрагивает эту настроенность людей, они слушают внимательно, легче поддаются сопереживанию. Разнообразны ситуации, обостряющие «ожидание» слушателей (жизненный опыт, профессиональные интересы). Психологическая характеристика аудитории во многом зависит от состава ее слушателей по типам темперамента. Темперамент - природная основа проявления психических качеств человека. Знание типов темперамента и учет их - одно из условий успешной деятельности оратора. Сангвиники- жизнерадостны, любят щутку, легко переключаются, а потому ценят разнообразия материала. Флегматик - ровен в поведении, он больше предпочитает строгую форму изложения, солидность обоснований, выдвинутых положений. Халерик - страстен и энергичен, подвижен в своем внимании. Ему импонирует «темповая» подача материала и мажорный настрой выступающего. Меланхолик - застенчив, часто теряется в любой обстановке и при встречах с незнакомыми людьми, склонен к продолжительным внутренним переживаниям. В отношениях с такими случаями нужен особый такт. Итак, перед выступающим стоит сложная задача установления надежной прямой и обратной связи с аудиторией, чтобы общение с ней было общением с каждым слушателем, а контакт с каждым слушателем закреплялся управлением всей аудиторией.
2. Первая задача, которую решает оратор, есть организация аудитории, поддержание с ней устойчивого контакта. Есть мнение, что каждый слушатель, находясь в аудитории подвергается одновременно действию двух факторов: волнения, которое испытывает оратор, и всеобщего возбуждения, которым охвачены слушатели. Эффект заражения находится в прямой пропорциональной зависимости от величины аудитории и степени ее эмоционального накала. Необходимость вызвать у людей эмоционально-чувственное отношение к этим положениям в виде сопереживания, проявление высших человеческих чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических. Единство рационального и эмоционального воздействия на аудиторию наиболее надежно обеспечивает идеологические цели выступления. Однако в процессе взаимодействия возникают помехи при установлении информационного (передающего и воспринимающего) контакта между реципиентом и коммуникатором. 1. Инерция включенности (освобождение сознания от жизненных обстоятельств, проблем). 2. Высокая скорость умственной деятельности. Человек думает в четыре раза быстрее, чем излагает своим мысли и знания. Когда оратор говорит, интеллект слушателя больщую часть времени свободен и получает возможность отключаться от речи выступающего. 3. Неустойчивость внимания (отвлекают наружность оратора, его голос, манера произношения, температура помещения, его оформление. 4. Антипатия к чужим мыслям (привычка к своей точке зрения. Порождается потребность в реплике, выкрике). Широк диапазон психологических и педагогических приемов, которые помогают устранять помехи в психологической организации аудитории. Устойчивое восприятие зрительной, слуховой информации без рассеивания внимания не превышает 3 мин. Целесообразно подобрать и рассредоточить материалы по принципу «квантового» выброса (новые факты, нетрафаретные высказывания, творческая интерпретация теоретических положений по всему материалу). Важно знание здесь умелого применения оратором следующих принципов дидактики: наглядность, систематичность, последовательность, посильность. Выступление оратора призвано организовать аудиторию, настраивать ее на общую с ним волну мыслей и переживаний. Задача оратора - склонить слушателей, отключить их от всего мешающего им концентрировать свое внимание на лекции, беседе. И здесь помогают такие социально-психологические способы организации аудитории как заражение, подражание и внушение. Заражение характеризуется бессознательной, невольной подверженностью человека определенным психологическим состояниям. Оно осуществляется посредством передачи личности психического настроя другой личности, обладающей большим эмоциональным зарядом. Направленный вызов заражения обеспечивается рядом факторов. Среди них можно назвать следующие: знание и использование наиболее совпадющих интересов и настроений людей, эмоциональная яркость изложения, выразительность примеров, манеры поведения оратора. Более сложен психологический механизм - подражание, который играл большую роль в истории идей, вкусов, моды, обычаев. Подражание - это имитация человеком каких-то внешних черт и образцов поведения, манер, поступков, которые характеризуются определенной эмоциональной и рациональной направленностью. Подражание есть повторение образца или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельства воспроизведения. Таким образом, заражение и подражание обеспечивают такое состояние аудитории, когда усиливается момент единого сопереживания слушателей и оратора. Это помогает лучшему усвоению информации аудиторией, установлению надежной связи между ней и оратором. Более высокий уровень такой связи дают внушение и убеждение. Они являются известными психическими способами групповой организации аудитории, педагогическими приемами формирования сознания. Внушение основывается прежде всего на словесном воздействии личности. Этот способ рассчитан на некритичное, бездоказательное восприятие информации. Владение «эффектом внушения» предполагает знание двух основных групп условий: 1. связано с тем, кто подвергается внушению; 2. с тем, кто осуществляет внушение. Восприимчивость к внушению зависит и от индивидуальных особенностей человека, его убеждений, воли, эмоций. «Эффект внушения» во многом зависит от внутреннего состояния человека (утомление, растерянность, страх). Нужно «перекрыть» это состояние. Убеждение - логически обоснованное внедрение в сознание определенных положений. Посредством убеждения можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание, изменить образ жизни. Убеждение - ведущий метод воспитания и обучения. Существует ряд педагогических приемов убеждения. Это - показ и разъяснение последствий какого-нибудь поступка. Второй - сравнение действий того или иного индивида с поведением авторитетных людей. А также ссылка на примеры литературных героев, авторитетных людей. 3. Чтобы завоевать внимание аудитории и поддерживать его, необходимо соблюдать следующие требования к выступлению: новизна, доказательность и экспрессивность. Новизна - это определенные сведения по рассматриваемой проблеме или новые представления о ранее известных фактах, событиях, положениях. Недостаточно новизны на единицу времени вызывает импульс переключения внимания. Конкретное понятие новизны: · новые данные по рассматриваемой проблеме; · сопоставление того, что известно уже, но под новым углом зрения; · проявление собственного отношения к тому, что говорит оратор. Доказательность - это логика изложения и аргументация выдвигаемых положений, помогающие слушателям достичь понимания передаваемой информации. Обязанность оратора - показать то, что он защищает, что он отстаивает, в чем он сам глубоко убежден. Чтобы каждый слушатель активно мыслил, надо ему помочь овладеть научными понятиями, логикой суждения. Особое значение имеет для доказательности - правильное использование аргументации. Она должна быть двуединой: теоретической и практической. Особенно важно использовать фактическую аргументацию: эмпирическую, статистическую и фактологическую. Фактологическая - обобщенные или типичные цифры и факты, отражающие тенденции или закономерности какого-то явления. Экспрессивность - это визуальное и звуковое проявление отношения оратора к тому, о чем он говорит: негодование, радость, сожаление, уверенность, удивление. Цицерон утверждал, что без сердечного волнения и пыла речь оратора будет негодна. 3. Тон, тембр голоса, характер интонаций говорят об отношении оратора больше, чем другие приемы риторики. Все это имеет отношение к разделу риторики , который называется техникой речи.
Техника речи - это комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-методического строя речи, позволяющий оратору не испытывать утомления при большой нагрузке на речевой аппарат, добиваться максимального контакта с аудиторией, достигать высокого качества речи. Дыхание выполняет физиологическую функцию - обеспечивает жизнедеятельность организма. Но, одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называют фонационным (от греческого phone – звук, голос). Рассмотрим типы дыхания: 1. Верхнее дыхание совершается мышцами поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких. 2. Диафрагменное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы. 3.Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому выдох недостаточно энергичен. 4. Диафрагменно-реберное дыхание осуществляется за счет изменения В чем отличие фонационного дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и усовершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы. Среди юристов встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но эти случаи нечасты. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным. Голосовой аппарат состоит из трех отделов: генераторного, энергетического, резонаторного. Генерация звука происходит в голосовых связках, щелях и затворах в полости рта, что обеспечивает дифференцировку звуков на тональные и шумовые. Резонаторная система - глотка, носоглотка, полость рта - обеспечивает статику и динамику речи. Энергетическая система, в которую входит механизм внешнего дыхания, обеспечивает скорость потока воздуха и его количество, подаваемого к органам фонации и необходимого для возникновения звука. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук - голос. Каковы особенности голоса юриста? Сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата, Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука. Важное условие слышимости голоса - полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость. Существенное значение имает гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность голоса прежде всего касается его изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Диапазон - объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Суждение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет. Тембр - окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. Все эти свойства вырабатываются специальными управжениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны специалиста.
Свойства голоса Характеристика голоса
Темп Быстрый Средний Медленный
Сила Громкий Средний Тихий
Высота Низкий Средний Высокий
Для юриста четкость произношения - профессиональная необходимость, Дикция - это ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой артикуляции - движения органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата, и, во-вторых, упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука. Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя» (К.С.Станиславский).
Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Интонация - ритмико-методическое и логическое членение речи. Работа над обогащением интонации включает в себя умение изменять высоту тона речи, разнообразить ритмическую организацию, тембровую окраску голоса, темп речи, увеличивать или снижать силу звука, правильно делать логическое ударение во фразе и смысловых местах. Работа над интонацией включает в себя: · интонационную разметку знаков препинания; · смысловое акцентирование; · интонационную окраску голоса. 1. Интонационная разметка знаков препинания. Для обозначения речевой интонации, связанной со знаками препинания, существуют свои графические обозначения. Они могут использоваться при разметке текста перед чтением: / - короткая пауза, // - более длительная пауза, пауза точки; - ровный тон; - низходящий тон, - восходящий тон. Точка предполагает сильное понижение голоса. Запятая обладает значением уточнения, она может связывать между собой слова, мысли, перечисления. К.С.Станиславский говорил, что при запятой «звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую». Скобки. Слова в скобках обычно произносятся быстрее основного текста. Тире требует некоторого повышения голоса на предшествующем ему слове и паузе. Многоточие не меняет интонации, оставляя ее на прежней высоте, заставляя как бы «таять», по словам К.С.Станиславского «интонация многоточия должна дать ощущение недосказанности, длительности действия». Восклицательный знак предполагает сильное повышение голоса. Двоеточие предполагает соединительную, разъединяющую, уточняющую интонацию и соответственно паузу. Вопросительный знак - предполагает повышение интонации на ударном, вопросительном слове. Кавычки требуют выдерживать паузу перед словом, взятым в кавычки, смыслового акцента на этом слове. Точка с запятой предполагает обращение к соединительной интонации, которая не позволяет рвать фразу. 2. Смысловое акцентирование. При разметке текста интонационное членение должно соответствовать смыслу фразы, логическому ударению в ней. В каждой фразе есть слово иди несколько слов, которые несут на себе основную смысловую нагрузку. Если эта группа слов интонационно не выделяется, то слушатель затрудняется выделить главное. 3. Интонационная окраска голоса включает в себя работу на громкость (разные стежки громкости произнесение текста); на тембровую окраску и высоту; эмоционально-смысловые отношения. Рекомендуем работать с магнитофоном. Запись и прослушивание отрывков или целых выступлений дает возможность составить представление о своих голосовых возможностях. Умение окрашивать голос различными эмоционально-смысловыми оттенками включает в себя умение придать речи строгость, торжественность, грусть, доверительность, просьбу, разъяснение, радость, восторг, удивление, негодование, презрение, высокомерие, безразличие и т.п. Работа над обогащением интонационных возможностей голоса опирается: · на изучение современных интонаций русской речи; · на чтение художественных текстов и прослушивание грамзаписей с исполнением художественных произведений известными чтецами; · на чтение текстов с «отношением», то есть учетом вымышленных, предполагаемых обстоятельств.
Значительного эффекта достигает экспрессивность выступающего, когда она выражается при помощи жестов и мимики. Все жесты делятся на четыре группы: иллюстраторы, регуляторы, адаптаторы, аффекторы и эмблемы. «Руки - это глаза тела» (Е.Вахтангов), «Руки доказывают мысль» (К.Станиславский). Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. 1. Жесты - иллюстраторы - это жесты подкрепляющие информацию. («указующий перст») пиктографы (вот такого размера, какая конфигурация). Кинектографы - движение телом, т.е. различные отмашки (стук по столу и т.д.). Идеографы, т.е. движение руками, как бы соединяющие отдельные воображаемые предметы вместе. 2. Жесты регуляторы - это улыбка, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками. Жесты регуляторы сигнализируют об отношении говорящего к аудитории. Ладонь руки, выдвинутая вперед – «Подождите»; ладонь вниз – «Я сейчас объясню»; ладонь к верху – «Вот как надо». А также - поглаживание волос; приглаживание галстука; паузы молчания. 3. Жесты адапторы объединяют три группы специфических движений рук: · почесывание, подергивание отдельных частей тела; · касания, пошлепывание слушателей; · поглаживание, перебирание, перебрасывание каких-то предметов (карандаша, пуговиц, ключей). Эти жесты являются привычками человека, часто нежелательными (часто слушателями воспринимаются негативно). 4. Эмблемы - жесты - заменители слов или целых фраз. Сжатые руки - на уровне груди - «здравствуйте!». 5. Аффекторы выражают эмоции. Это движение различных частей тела, но прежде всего мышц лица. Это означает чтение лица человека. Искусство чтения лица известно с глубокой древности. Они зафиксированы в литературных памятниках Индии, Китая. Психологи потратили много сил и времени, чтобы найти сходства между чертами лица и характером. Уже давно экспериментально доказано, что весь спектр эмоциональных переживаний человека отражается на его лице в небольшом количестве экспрессий. Арсенал основных человеческих эмоций, которые отражаются на лице включает: удивление, страх, негодование (злость), отвращение, радость, печаль. Итак, интонация, жесты, мимика создают образное выражение отношения говорящего к материалу, с которым он обращается к слушателям. 4. Следует отметить, что основные правила риторики являются универсальными, т. е. онип. рименимы в большинстве ситуаций, при которых возникает необходимость публичного выступления. Как на этапе подготовки так и во время выступления необходимо помнить о том, чтосуществуют определенные средства, позволяющие сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной. Эти средства направлены на то, чтобы аудитория не теряла интерес к выступлению и не оставалась при этом на уровне пассивного восприятия услышанного, а почувствовала сопричастность с тем, о чем говорит выступающий. У становлению подобного контакта оратора со слушателями способствуют в первую очередь интересная тема выступления и его продуманная смысловая структуризация. Однако, даже если достаточно официальный, деловой доклад не будет подкреплен умением оратора воплотить хорошо подготовленный с точки зрения логики текст в живую, немонотонную речь, активность восприятия слушателями смысла выступления явно снизится, и его цель будет достигнута не полностью. При этом под целью выступления следует понимать не только убеждение слушателей в каких-либо высказываниях и склонение аудитории к точке зрения оратора, но и простое информирование о событиях или принятых решениях. Следует помнить, что возможности эффективного восприятия устной информации ограничены, особенно если выступление значительно по своей продолжительности. Исходя из этого, большое значение приобретают некоторые приемы повышения выразительности речи. При подготовке к тренингу всегда следует помнить о том, что общение с аудиторией — это возможность заявить о себе, обратить на себя внимание, и от того, насколько удачно это произойдет, во многом зависят ваш авторитет, ролевой статус в группе, на потоке. Поэтому публичного выступления студенту не стоит бояться (что свойственно некоторым людям), а нужно использовать его не только с пользой для окружающих, но и с выгодой для себя. Для того чтобы результаты выступления достигались более эффективно, следует помнить, что устная речь существенно отличается от письменной. Причем, как бы мы ни старались учесть это при написании текста речи, последующее механическое егозачитывание в той или иной степени высвечивает указанную особенность и, как правило, в негативном варианте. Простое озвучивание заранее написанного текста приводит к тому, что выступление воспринимается тяжеловесно, многие фразы неудобны для слухового восприятия и т. п. Устная речь должна выгодно отличаться от письменного текста. Это достигается за счет использования средств повышения выразительности выступления. О необходимости их применения следует помнить всегда, даже если у вас не было времени на подготовку к публичному высчтуплению. Тем более стоит продумывать характер их использования при наличии подготовительного периода. У хороших ораторов все удачные речевые приемы воспринимаются как экспромт, хотя в большинстве случаев они являются заранее продуманной «домашней» заготовкой. Это лишний раз доказывает, что не следует пренебрегать этапом подготовки к выступлению. Использование средств выразительности публичной речи включает в себя следующее. Варьирование тональностью выступления.Любое устное выступление даже достаточно официальное не должно быть монотонным лишенным особенностей подачи различных его структурных частей. В практике выделяют несколько разновидностей тональности выступления. Она может быть: мажорной, минорной, торжественной, упрекающей, предупреждающей, просящей, шутливой, строгой. Варьирование тональностью выступления может происходить в зависимости от общей тематики и направленности выступления, смыслового акцента, падающего на его различные структурные части. Тональность выступления может зависеть от состава аудитории (например, возрастного или должностного), от ее общего настроя на восприятие речи. Выбор той или иной тональности в процессе выступления служит более яркому раскрытию основной мысли, заложенной оратором в различные части или в выступление в целом. Выделение главных мыслей.Как правило, любое сообщение, имеет различную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу выступления. Одни части выступления можно рассматривать в качестве его основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений, деталировки. Восприятие будет более осознанным, его смысловое воздействие на слушателей станет более глубоким, если по ходу выступления оратор отделяет главные мысли от вспомогательных высказываний и разъяснений. Для этого следует использовать такие речевые элементы как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего хода выступления), изменение темпа речи, высоты голоса и т. п. Слушателями более естественно воспринимаются основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения (комментарии, разъяснения), — в несколько ускоренном. Аналогично, наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твердым голосом. К средствам выразительности речи следует отнести некоторые стилистические. Среди них можно выделить следующие. Постановка в ходе выступления риторических вопросов.Традиционно к риторическим относят вопросы, заранее предполагающие определенный ответ (как правило, да или нет). Нельзя сказать, что риторические вопросы несут глубокую смысловую нагрузку. Их использование в письменной работе за редкими исключениями вряд ли оправданно. Но по ходу устного выступления применение риторических вопросов позволяет наладить необходимый контакт с аудиторией, побуждает слушателей к более активному восприятию речи, вызывает чувство сопричастности с говорящим. Конечно, в данном случае оратору не должно изменять чувство меры, иначе речь превратится в пустопорожнее произнесение общих фраз. Использование форм диалога.Постановку риторических вопросов в определенной степени можно считать формой диалога. Другие варианты этой стилистической формы речи, как и в предыдущем случае, способствуют установлению контакта выступающего с аудиторией, заставляют слушателей (иногда даже неосознанно) включиться в мыслительный процесс, сопровождающий произносимые оратором слова. Подобный эффект достигается за счет обращений выступающего к аудитории. Эти обращения, как правило, облекаются в форму нейтральных фраз, позволяющих тем не менее повысить роль слушателей в обеспечении общей благоприятной канвы выступления, поднять их заинтересованность в его восприятии. Обращения говорящего к аудитории могут быть как общими, т. е. направленными ко всем слушателям одновременно, так и персональными, т. е. обращенными к определенной части аудитории. Использование форм диалога не должно превращать выступление в дискуссию (если такая цель не ставилась изначально). Поэтому обращения к аудитории должны предполагать лишь мыслительную или краткую словесную реакцию с ее стороны. Призыв к действиям.Сопричастности слушателей с говорящим, их заинтересованности в восприятии слов, произносимых с трибуны, в немалой степени способствует обращенный к аудитории призыв к взаимодействию и сотрудничеству по озвученным в процессе выступления проблемам. Даже если эти обращения направлены к определенной части слушателей, они вызывают общее оживленное внимание к сути высказываний и предложений. Использование примеров.Их роль как стилистической формы выразительности речи аналогична образным сравнениям и поговоркам. Примеры могут быть представлены в форме конкретных ситуаций, подтверждающих те или иные положения доклада. Примеры могут использоваться также в косвенной форме (так называемая форма косвенных примеров). Подобными косвенными примерами могут быть фрагменты литературно-художественных произведений, кинофильмов, спектаклей (желательно достаточно известных). К косвенным примерам можно отнести также анекдоты, случаи из жизни известных людей и т. п. Следует помнить, что излишнее или неумелое применение косвенных примеров (отчасти и непосредственных описаний производственных ситуаций) ведет к нарушению общей структуры выступления, уводит слушателей от четкого восприятия его стержня, может способствовать тому, что оратор просто не успеет в отведенное время раскрыть главные положения своего доклада. Применение повторов.Для акцентирования внимания слушателей на какой-либо важной мысли, конкретной информации (выраженной, например, в цифровой форме) выступающий может применить такой достаточно распространенный в риторике прием, как повторы. Как и любым другим способом повышения выразительности речи, использованием повторов не следует злоупотреблять, а количество повторов одной фразы (или иного элемента речи) не доводить до абсурда. Демонстрация заинтересованности и убежденности.Наверняка каждый из нас может подтвердить, что общее настроение выступающего, его отношение к тому, что он говорит, передается аудитории. Если докладчику или лектору неинтересен предмет разговора, это сразу же отражается на слушателях, им становится, как правило, также неинтересно. Внимание аудитории распыляется, мысль слушателя перестает следить за ходом рассуждений выступающего. Если оратор не демонстрирует своей убежденности в актуальности темы выступления, в необходимости решать названные им проблемы, которые он поднимает по ходу доклада — равнодушие выступающего начинает чувствовать аудитория и ее контакт с докладчиком нарушается, она перестает эффективно воспринимать предлагаемую ей информацию.
Судебная аудитория - определенное количество людей в зале судебного заседания, участвующих при розг ляди дела или интересуются ею. Условно ее можно разделить на четыре группы:
1) профессиональные участники процесса (судья, прокурор, адвокат, сек секретарей судебного заседания);
2) представители общественности (общественный защитник, общест Мадский обвинитель, представители общественных организаций и тру довых коллективов), которые выполняют в судебном заседании свои общест ные, моральные обязанности;
3) участники процесса, заинтересованные в исходе дела (подсудимый, потерпевший, истец, ответчик и их представители), а также появившиеся для выполнения возложенных на них законом обязанностей (свидетели, эксперты, переводчики и т.д.);
4) публика, которая пришла из разных мотивов и побуждений, но всех их объединяет интерес к процессу по данному делу.
Практика показывает, что четвертая группа редко бывает однородной по своему составу. Более-менее она является таковой только в выездных заседа даннях суда, когда слушается дело по месту работы подсудимого. Одни приходят в суд «поболиты» своих родных, близких, знакомым мых, другие - чтобы узнать что-то новенькое и «намотать на ус», третьи-узнать, как решаются дела о правонарушениях, четвертые - послушать прокурора, адвоката, судью ".
Для достижения стоящих перед судебными риторами, им необходимо воздействовать на всю судебную аудиторию. Для этого следует хорошо знать аудиторию, ее мотивы, интересы, убеждения. С одной стороны, судебным риторам легче других риторов, поскольку они ма ют время для изучения аудитории во время судебного следствия. Но с дру го, - состав слушателей весьма неоднороден и в этом заключаются труд нощи в установлении контакта с аудиторией. Следует также учитывать возраст, эмоциональное состояние, уровень внимания, готовность вступить в контакт, заинтересованность слушателей, чтобы достичь взаимопонимания с судебной аудиторией, побудить слушать себя.
Внимание аудитории можно привлечь и удержать некоторое время дея кими приемами, которые одновременно являются средствами выразительности судебной о языка, усиление его эмоционального воздействия и выразительности. Вот эти приемы.
Прямое требование внимания от слушателей
Достигается вынесением начальных фраз, например: «Вель мишановни судьи! Послушайте, пожалуйста »,« Прошу обратить на это внимание »,« Я еще раз обращаю Ваше внимание на данное обстоятельство »,« Пере хожу к анализу доказательств »и т.п.
Пауза
Если судебный ритор видит, что его не слушают или слуха ют рассеянно, он может остановиться в изложении содержания речи, привлекает внимание к выступающему. Кроме того, пауза позволяет вы делить то главное, следующего за ней.
Голосовые приемы
Чтобы активизировать внимание аудитории, ритор повышает или пони жует голос, меняет темп речи. Желая подчеркнуть значимость той или иной фразы, судебный ритор говорит ее медленно, голос но, определенно, подчеркивает интонационно отдельные слова, удлиняя даже отдельные гласные.
Обращение к слушателей с вопросом, связанным с содержанием речи
Такие вопросы обостряют и активизируют внимание аудитории.
Например: «Андреев имел полное право считать себя счастливым человеком. Спрашивают: «Как мужем? Ведь Левина почти 14 лет была у него на содержании »... Стоит отрицать? В живых из ли цемирства, люди придумали много фальшиво презрительных слов. Если мужчина обвенчался с женщиной, о ней говорят «жена, женщина». А если нет, ее называют «содержанки, наложница». Но разве законная жена не знает, что такое «ложе»? Разве человек почти всегда удерживает свою жену? "
Неожиданное прерывание мысли
С процитированной речи адвоката С Андриевского в деле Ан дреева: «Не сомневаюсь, что Сара Левина, благодаря своему легкому взгляду на мужчин и вожделеющему темперамента, отдалась своему здоровому мужчине с полнейшей для него иллюзией горячей взаимности. Чего бы еще он мог требовать? И в такой заблуждении он о жил, насколько это возможно, в течение почти семнадцати лет, и вдруг!
Но здесь мы оставляем мужа и обратимся к жене ».
Заранее сказать о том, о чем предполагается говорить позже Например: «Весьма противоречивым по делу является вопрос о доказанисть умысла моего подзащитного на осуществление убийства. Но об этом я скажу позже, а сейчас я хочу обратить Ваше внимание на ... »'.
Средства речевой выразительности (пословицы, поговорки, юмор, яркие образы) Из речи адвоката М. холевая по делу Максименко: «Господа! Один римский император, подписывая смертный приговор, воскликнул: какой я несчастный, что умею писать! Я уверен, что старшина ваш скажет другое, он скажет: какой счастливый я, что умею писать »
Из речи С Андриевского: «С весны звезда господина Лютостанский начала тускнеть и угорать». Метафоры и сравнения также при тягу внимание судебной аудитории, усиливают эмоциональное воздействие о языка.
Из речи адвоката М. Карабчевского на заседании суда дру гой инстанции «Из всех ужасов, свойственных нашему мнению и нашем воображении, самый ужас - быть заживо похороненным. Этот ужас здесь наяву. Правосудие произвело большое тризну в этом деле. Тальма похова ный, но он жив. Он стучит в крышку своего гроба, его необходимость но открыть » 2 .
Адвокат Л. Ветвинський, разоблачая заранее ложные по проповеди подсудимых, оклеветали его подзащитного, использовал при сливья, чтобы создать антитезу, развить мысль, которая отрицает зак Ладена в нее содержание: «Говорят, что у лжи короткие ноги. Я в этом не очень уверен, поэтому, в частности, что данная ложь, хотя и в несколько измененном виде, проникла все же с показаний названных мною лиц сначала к обвинительному заключению, а затем, к сожалению, к о речи прокурора. Пожалуй, с большим основанием можно сказать, что во лжи длинные уши осла, которые обязательно проявляются при сопоставления ленные с действительностью, поскольку это произошло в данном случае » 3 .
Жесты, мимика, движения
В сочетании с другими приемами они помогают сосредоточить дить внимание судебной аудитории. Не стоит стоять неподвижно, следует помо Магат себе жестами, мимикой. Застывшее или окаменевшее лицо о курорте не вызывает доверия и оставляет впечатление напряженности. Движения и жестикуляция - естественные элементы поведения ритора, дополнительное средство воздействия на участников судебного процесса, публику в зале судебно го заседания.
Движения, жесты, мимика, как ничто другое, - принадлежность индивидуального ного стиля судебного ритора. Возникают они как бы сами собой, вы ходя из содержания, эмоционального настроя речи, связанные с движением мысли и чувствами выступающего. Шаги вперед в необходимый мо мент усиливают значимость того или иного места речи, помо рые помогают сосредоточить на нем внимание аудитории. Отступая назад, ритор бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переклю чает внимание на другую часть речи.
В искусстве судебного ритора, наряду с указательными и описательными, используются жесты эмоциональные, такие как сжатый кулак, вытянутая рука, движения головой, руками. Эти жесты вызывают аналогичные прихо ные движения у слушателей, настраивают их соответствующим образом. Мимика Рита ра - отличный стимулятор эмоций аудитории. Она способна передать радость и печаль, сомнения и иронию, решимость и презрение. У хорошего ритора «лицо говорит вместе с языком» говорил Анатолий Кони.
Вопросы для самоконтроля
Какие требования предъявляются к оратору?
Что такое аудитория публичного выступления?
Что оратору необходимо знать об аудитории?
Чем отличается судебная аудитория?
Каковы способы организации аудитории?
Литература 1. Дорогова Л.Е. Основы мастерства публичных выступлений.- М.: ВПА, 2011 г. . 2. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия.- М., 2009 г.
3. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера.- М.: Финансы и статистика, 2012. - 242 с. 4. Молдован В.В. Судова риторика.-К.: ЮрІнком,-2011р.
5. Кохтев Н.Н. Риторика.- М.: Просвещение, 2004 г. 6. Рождественский Ю.В. Техника, культура, язык. - М.: Просвещение, 2012 г. 7. Сопер П. Основы искусства речи / Пер. с англ. - 2-е изд.- М.: Прогресс, 2011г..
Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 981; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |