Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Понятия старшинства. «Слепое подчинение родителям и глубокое уважение к старшим по возрасту соблюдается у этих народов самым скрупулезным образом

Читайте также:
  1. I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  2. Базовые понятия и определения, их формирование в процессе развития складского и тарного хозяйства
  3. Базы данных. Общие сведения. Основные понятия баз данных
  4. ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В СТРАХОВАНИИ
  5. Введение в дисциплину. Основные понятия безопасности жизнедеятельности
  6. Введение в маркетинг, основные понятия в маркетинге
  7. Введение в медицинскую генетику. Основные положения и понятия.
  8. Введения. Понятия про здания и сооружения.
  9. Виды понятий. Логическая характеристика понятия
  10. Возникновения понятия экологии и его определение

«Слепое подчинение родителям и глубокое уважение к старшим по возрасту соблюдается у этих народов самым скрупулезным образом. Сын не имеет права сесть в присутствии своего отца, то же самое не может себе позволить младший брат в присутствии старшего; они не могут разговаривать со старшими в присутствии постороннего. Сесть можно лишь тогда, когда лицо, ради которого все встали, даст на то разрешение словом "тизе", т. е. "садись". Здесь никогда не пренебрегают этим правилом и даже в семье остаются ревностными хранителями этого неудобного обычая.» [13]

Специфика почитания старших в адыгском обществе в том, что за неуважительное поведение со старшим человек вызывал не только неудовольствие окружающих, но и провоцировал суд, где мог быть подвергнут штрафу и позору.

Под старшинством в адыгском обществе не только биологическое понятие, можно выделить несколько видов старшинства –

1. Естественное старшинство, то есть старшинство по возрасту, которое почиталось независимо от положения человека в обществе. С таким противоречием между классовым и естественным старшинством в начале своего путешевствия по Черкессии столкнулся Белл :

«Ахамиш Хаджи Али, утонченной внешности старик, только что прибыл, чтобы выразить мне свое уважение. Слуги, как обычно, подбежали к нему, чтобы освободить его от оружия. Когда он вошел, я встал, и мы пожали друг другу руки; и затем знаком я пригласил его сесть на диван, напротив очага, и показал ему пример, садясь первым. …Как бы то ни было, но я в данном случае нарушил правила приличия, или поведения, — хотя я и являюсь более важным посторонним человеком, чем старик, все же этого недостаточно было с моей стороны, чтобы указать ему место приглашая его сесть, и самому сесть первому, но я обязан был стоять, пока он займет это место — дань уважения, которую оказывают здесь всем старым людям, каково бы ни было их общественное положение….. Младший сын нашего хозяина обслуживает в доме для гостей всех, кто занят едой — как вождей, так и подчиненных….. Сын моего хозяина — прекрасный, тихий мальчик двенадцати лет. Этот молодой дворянин и я стали большими друзьями, но все же мне не удалось убедить его сесть на диван рядом со мной, даже когда мы были с ним наедине, — настолько привито здесь уважение к старшим и чужестранцам»[14]

2. Классовое старшинство подобно гендерному старшинству, и ритуалы, исполняемые по отношению сверстнику, который выше по социальной лестнице, подобны тем, что исполняются по отношению к старшим. [15]

 

3. Авторитетное старшинство - например, среди чабанов, собирающихся вместе на пастбища, старшим признавался наиболее опытный в деле, не зависимо от его возраста.

3. Гендерное старшинство - сложное явление, переходящее в разных ситуациях от мужчины к женщине. К примеру, если мужчина входил в дом, то сначала он здоровался с мужчинами, а затем женщинами, а вне дома порядок меняется.[16]

4. Ритуальное старшинство – старшинство тамады и старшего гостя за столом, понятие «у гостя нет возраста». Муллы считались старше любого, не зависмо от возраста, однако соблюдаемые по отношению к ним ритуалы во многом зависело от уважения к мулле.

 

Джеймс Белл приводит важный пример гендерного старшинства мужчины, которое проявляется в адата: «Штраф, налагаемый за убийство женщины, который ввиду ее беззащитности должен был бы, несомненно, превосходить штраф за убийство мужчины, назначен вдвое меньшего размера [17]»

Естественное старшинство чаще всего сочеталось в авторитетным существом. У свободных крестьян старший мужчина рода или общины пользовался непререкаемым авторитетом. Без его участия и совета не решался практически ни один важный вопрос: свадьба, похороны, поминки, уборка урожая, отправление в поход.

На собраниях он сидел на почетном месте – рядом с очагом, с правой стороны. для него выделялись особые, «почётные» куски мяса.

Джеймс Белл описывает, как

Я хочу рассказать об одном очень характерном инциденте, который произошел за обедом: мне поднесли кубок вина и, когда я отклонил этот кубок, его передали старику-рабу в самых изодранных лохмотьях, стоявшему там и двое из сидевших за столом протянули ему в то же время часть той пищи, которую они ели; после этого ему подали второй кубок вина. [18]

При входе старшего в комнату (это касалось всех видов старшинства) младший обязан встать. В пути он уступает старшему правую сторону и следует за ним, пока тот не отпустит.

К пожилым мужчинам и женщинам обращаются часто как к отцам и матерям (наш отец; наша мать).

При столкновении биологического и классового старшинства, возникали интересные этические решения.

Например, при встрече в пути старшим признавался тот, чьё социальное положение выше. Данное правило включалось в адат.[19]

Крестьяне обязаны были оказывать пши и узденям такие же почести и знаки внимания, которых по традиции удостаивались только старшие по возрасту. Эти этические нормы были так же юридическими, о них мы узнаём из адатов адыгских племён.

Однако сидящий князь вставал, если мимо проходил пожилой человек любого общественного класса. Молодой князь вставал перед старшими так же, как и любой человек его возраста, чему неоднократно удивлялся путешественник Дж. Белл. Пожилого слугу освобождали от прислуживания за столом, сажали вместе с собой.

В адыгской иерархии классовое и авторитетное старшинство принадлежало династии Гирей, так называемым хануко, потомкам крымских ханов. По наблюдению Джона Белла, во время собрания все князья, не зависимо от возраста, садились после хануко, Таким образов, хотя правовые ставил хануко ниже князей, а хабзэ – выше.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Обычай избегания | Адыгская трапеза. Отражение восприятия благонравия и безнравственности в тостах

Дата добавления: 2014-07-10; просмотров: 352; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.