Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Определение рекламыВ 1569 г. в результате подписания Люблинской унии была создана Речь Посполитая — государство, включавшее в себя Польшу и Литву. Формально Речь Посполитую возглавлял король. Однако его власть была ограничепа высшим органом государства — сеймом, состоявшим из крупнейших феодалов и выборных представителей от шляхты. Уния не способствовала экономическому развитию Белоруссии, как и других земель Литовского княжества: в новом государстве они играли подчиненную и зависимую роль. Феодальная анархия усиливала эксплуатацию и бесправие па-родных масс. Возрос религиозный гнет, вызванный насильственным введением католицизма, с помощью которого польская шляхта рассчитывала ополячить белорусов, уничтожить их язык, культуру, разорвать их братские связи с русским народом. В Белоруссии появлялись различные католические ордены, которые основывали многочисленные монастыри и костелы. Оеобепно воинствующим был иезуитский орден, с помощью которого в Речи По-сполитой было покончено с реформацией. Католическая агрессия была узаконена в 1569 г. Брестским съездом (Собором), который под давлением магнатов, католической церкви и королевской власти принял решение превратить православную церковь в униатскую. Униатов и католиков поддерживали магнаты Радзивиллы, Сапоги, Огинь-ские, Тышкевичи и др. При их покровительстве и материальной помощи католическая и униатская церкви начали проникать в города и села Белоруссии. Католическая церковь силой утверждалась па белорусской земле. Однако белорусский парод не отказался от православия. Несмотря на жестокие репрессии, православная церковь в Белорусии продолжала существовать и вести борьбу с католической. Но католическая церковь в этот период располагала огромными средствами, православная же, будучи в оппозиции, не имела поддержки правящей верхушки. Вот почему монументалькое культовое зодчество XVII— XVIII вв. в Белоруссии в основном представлено католическими храмами и монастырями. Своим богатством и великолепием они должны были пропагандировать силу и величие католической церкви. С XVI в. в ходе борьбы против католической агрессии и унии в городах возникают религиозпые объединения — братства. Они содержали школы, типографии, больницы, занимались строительством' и благоустройством церквей, были центрами сопротивления ополячиванию и окатоличиванию белорусского народа и тем самым способствовали борьбе за сохранение национальной культуры. Среди многих достижений белорусского искусства этого периода выделяются резьба по дереву, производство керамики и художественных изразцов. Не случайно в Москву и другие русские города приглашались белорусские мастера для выполнения больших государственных и частных заказов. Особенно много белорусов переселилось в Россию во второй половине XVII в. в связи с жестокостью феодалъ-пого и национального гнета в Белоруссии. В Москве в 1672 г. была даже создана особая Мещанская Слобода, в которой проживали ремесленники, торговцы и другой люд, приезжавший из Белоруссии. Многие белорусские мастера работали над изготовлением различных высокохудожественных изделий для Золотой, Серебряной и Оружейной палат царского дворца. Белорусские мастера принесли в Россию технику изготовления рельефпых многоцветных изразцов. Такими изразцами были отделаны собор Ново-Иерусалимского монастыря в Истре (1656—1685), теремок Крутицкого подворья в Москве (1694), покои Кремлевского теремного дворца (конец XVII в.), Покровский собор (1674) в Измайлове и др. Скульптурная деревяпная резьба иконостаса Смоленского собора в Поводевичьем монастыре (1685) и убранство фасадов и интерьеров царского дворца в Коломенском (1667—1681) под Москвой также были выполнены белорусскими мастерами-резчиками в творческом содружестве с русскими художниками. На протяжении XVII и XVIII вв. в Белоруссии параллельно развивалось православпое и католическое зодчество. В результате их взаимовлияния появлялись оригинальные решения мпогих памятников, отличавшихся от образцов русской и западноевропейской архитектуры. Основным художественным направлением в архитектуре XVII и первых трех четвертей XVIII в. явилось барокко. Его первые шаги были связаны с разгромом реформации и отпосятся к концу XVI в. Характерные черты барокко, в том числе его нарядность и пышность, первоначально проявились в костельном строительстве. Архитектура ранних костелов была тесно связана с влиянием итальянской художественной школы, но со второй половины XVII в. появляются памятники с местпыми чертами. Хотя в Белоруссии барокко получило значительное распространение, оно не дало ни одпого примера, в котором во всей полноте раскрылись бы черты, свойственные западноевропейскому характеру этого стиля. Переплетаясь с местными архитектурными традициями предшествующих периодов, белорусское барокко получило во всех видах строительства особую интерпретацию. Для него характерны простота объемов п формы здания, сочетание живописного силуэта со строгими формами крепостной архитектуры, совмещение обычной барочной декорации с местными сюжетами, связь с народным зодчеством. Архитекторы-иностранцы, главным образом из Италии, которые приглашались в XVII—XVIII вв. машатами и католической цер-р;овыо для возведспия больших построек, вносили новшества в архитектуру Белоруссии, хотя и вынуждены были считаться с приемами и традициями местных мастеров. Последние же не чуждались прогрессивных достижений западноевропейской архитектуры, они осваивали их, отбирали все то, что соответствовало их художественным устремлениям. Одновременно большое зпачепие в развитии архитектуры Белоруссии имели разнообразные широкие связи с русским и украинским народами. В таком сложном переплетении влияний и национальных традиций формировалось белорусское барокко. Сходство между купольной базиликой католического храма и православными крестовокупольпыми церквами с двумя башнями свидетельствует о том, что при всей исторической петерпимости религий друг к другу сопутствующая им архитектурно-художественная культура в какой-то мере была общей. Культовое деревянное строительство в Белоруссии, на Украине и в России, имея общие родовые черты, развивается параллельно. Но памятники на этих землях приобрели и отличительные качества, определившиеся местными условиями. Разнообразие белорусских деревянных церквей сводится к трем основным типам:" храмы односрубные (церковь Георгиевская в Жировичах), трехсрубные с глубинно-пространственной композицией (церковь Михайловская в Слуцке) и пятиерубные с пирамидально-центрической композицией (церковь Николаевская в Кажан-Город-ке). Компактным геометрическим объемам срубов, обшитых досками, соответствовали большие плоскости стен и прямые линии профилей. Нарядность церквей достигалась за счет выразительного силуэта венчающей части, тогда как обработка фасадов была весьма сдержанной. В верхних частях храмов XVIII в. отчетливо просматриваются формы барокко. Это явлепие паблюдается и в деревянных костелах и синагогах. В последних постройках, возводившихся местными мастерами, влияние барокко особенно проявилось в арочпых галереях, сложных профилировках, в увлечении декоративными мотивами, основанными па высокой плотничной техпике (Волна, Наровля). Упадок торговли и ремесленпого производства привел к сокращению большинства городов. Попытки польского короля Станислава Августа и отдельных магнатов вывести страну из кризиса путем некоторых реформ, без изменения существующего общественного устройства, оказались несостоятельными. Искусственное развитие промышленности на основе крепостнических отношений также не дало положительных результатов. Созданные, например, магнатом А. Ти-зенгаузом мануфактуры в Гродно не оправдали себя и распались. Однако строительная деятельность в Гродно на «городнице», в Поставах и некоторых других местах представляет определенный интерес в смысле больших начинаний, массового возведения экономичных жилых домов и общественных зданий. То же самое относится к планировке и застройке центра Ворняп во второй половине XVIII в., характеризующейся своей регулярностью и законченностью ансамбля. Все это были частные явления в градостроительной жизни страны, не подкрепленные экономически и социально-политически. Каменное жилое строительство было редкостью в белорусских породах, которые в своей массе оставались деревянными. Однако во второй половине XVIII в. появляется городское жилье более капитального типа из камня или из сочетания камня с деревом. Такие постройки известны в Поставах, Гродно, Ворняпах, Несвижо, Могилеве и других городах. Появление таких домов, иногда с общей планировкой и конструкциями и схожими фасадами, можно расценивать как новый этап развития жилой архитектуры, связанный с известной типизацией застройки. Среди других типов городского жилья выделялись дома с арочной или столбовой галереей по фасаду. Они принадлежали торгово-ремесленпой части населения и были близки по структуре к некоторым жилым домам в польских городах. Хотя этот тип жилья с общим экономическим упадком городов и сокращением торговли в XVIII в-. почти исчез, в местечках он продолжал развиваться в виде деревянных домов с павесом у торцового фасада (Ивье, Трабы). Своеобразная композиция фасадов подобных домов играла заметпую роль в .архитектурно-художественном облике населенных мест. Галереи разнообразных типов сохранились и в хозяйственных постройках, видоизмененные в соответствии с их утилитарным назначением. По рисункам Витебска, Дубровно, Могилева и других белорусских городов конца XVIII — начала XIX в. (М. Иванов, И. Пешка) легко заметить в застройке присутствие построек с ярусными галереями. Живучесть старых архитектурных традиций наблюдается веками как в монументальном, так и в дерсвянпом строительстве. Традиционный в XVI — начале XVII в. прием построения зданий с башнями по углам нашел свое отражение в более поздние времена в архитектуре Белоруссии, Литвы ж Польши. Например, в XVIII в. многие каменные городские и монастырские ворота—брамы в целом барочного характера закапчивались по углам башнями по примеру укрепленных замков. Усадебные деревянные дома с ко"морами-«алькежами» или молитвенные дома, фланкированные прямоугольными выступами, также свидетельствуют об удивительной долговечности башенных композиций, в своей основе еще средневековых. В XVII—XVIII вв. в корне меняется характер дворцово-замкового строительства. На смену отмирающим изолированным комплексам с системой укреплений приходят дворцовые постройки с открытой композицией. Некоторые из них создавались на базе старых замков и расширялись за счет былых валов, рвов и других укреплений. Магнаты, нажившие несметные богатства на жесточайшей эксплуатации народа, создавали величественные дворцы с роскошным убранством внутри. Богатство и политическая сила позволяли им содержать пс только сотни служивых людей, но и вооруженную армию до 6—7 тысяч человек. Многие города были собственностью магнатов. Ни одна страна Европы не знала таких резких контрастов, как Белоруссия в XVIII в., входившая в состав Речи Посполитой. В монументальной архитектуре Белоруссии и в первую очередь в дворцовом строительстве со второй половины XVIII в. наблюдается новое направление, определившее пересмотр прежних художественных принципов. Па смену барокко приходит классицизм, который окончательно утвердился в конце столетия. В постройках отмечается упрощенность линий, объемов, деталей, появляются простые и спокойные формы, не лишенные изысканности, свойственной архитектуре предшествующего периода. В отдельных сооружениях еще наблюдаются следы барокко, однако архитектура в целом уже проникается новыми художественными идеями. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО Города и местечки Белоруссии во второй половине XVII и первой половине XVIII в. переживали период упадка, вызванного затяжными войнами и разрухой. Было опустошено множество свободных и частновладельческих городов. Среди них Витебск, Брест, Пинск, Бобруйск, Несвиж, Клецк, Ружаны, Ляховичи и др. В результате русско-польской и польско-шведской войн, эпидемий, массовых переселений жителей за пределы Белоруссии число горожан в середине XVII в. сократилось почти вдвое. В городах сворачивалось ремесленное производство, уменьшилась торговля, заметпо возросло зпачение сельскохозяйственных работ. Политический строй Речи Посполитой, произвол феодалов, реакционная экспансия католической церкви не способствовали восстановлению разрушенных городов. Королевская власть в городах ограничивается. Отдельные местечки переходят во власть магнатов (Гераноны, Волпа). В больших свободных городах происходит перераспределение земель: католическая церковь, а также феодалы увеличивают свои владения, занимая лучшие территории; основная масса горожан смещается в периферийные, малоудобпые для жилья районы. Во второй половине XVIII в. отмечается некоторое возрождение и постепенный рост большинства белорусских городов. Однако процесс градостроительных преобразований протекает чрезвычайно медленно. Планировка свободных городов продолжает развиваться по традиционной схеме, где определяющим являлись торговые пути; сеть старых улиц и площадей стабилизировалась. Реконструктивные мероприятия были явлением редким и касались локального района или узла плана, без учета интересов всего города. В течение XVII—XVIII вв. территория Минска разрослась в южном, восточном и западном направлениях от древнего замчища. Только болотистые земли с севера оставались свободными от застройки. Замчище потеряло свое градостроительное значение, превратившись в небольшой жилой район на окраине города. Однако система обвалования сохранилась и, очевидно, использовалась при необходимости обороны. Южные и юго-западные границы города получили полукольцо новых укреплений в виде земляных валов с равелинами. Учитывая паличие реки и соседствующих малопроходимых болотистых участков как дополнительных рубежей, можно предположить, что оборонительные линии Минска того времени были еще достаточно сильными. Территория города разделена рекой Свислочью на две части: основную, включившую в себя замчище, Нижнюю и Верхнюю торговые площади, и заречную, или Троицкую,— новое жилое образование в излучине реки. План Минска получил форму мятого овала, в котором середину занял развитый комплекс Верхней площади с концентрированной застройкой монументальными зданиями. Местоположение на высоком холме, большие размеры, крупный объемно-планировочный масштаб площади превратили ее в абсолютную доминанту городского ансамбля. Развитая сеть улиц основной части города брала свое начало от Верхней площади, обеспечивая удобную связь со всеми районами. Однако значение главной улицы сохранилось за Немигой, исторически сложившимся направлением у подножия замчища, переходящим в дороги на Москву, Варшаву и Вильно. В планировке Минска прослеживаются черты, свойственные большинству свободных городов Белоруссии XVII—XVIII вв. Это архитектурно-планировочная система радиальных улиц, стягивающихся к ансамблю, центра. Полуколъцевые направления улиц в плане Минска лишь намечаются по Контуру земляных оборонительных укреплении и на окраинах города. В Линске, расположенном по одну сторону реки Пины, на ровной местности, развитие сети радиальных и полукольцевых улиц особенно показательно в своей законченности. Первоосновой Пинска, как и многих других старых белорусских городов, было укрепленное замчище, у подножия которого разместилась торговая площадь, окруженная жилыми кварталами. Полукольцевые земляные укрепления, опирающиеся на водный рубеж реки, были наиболее целесообразны для обороны города. Исторически сложившиеся две полукольцевые улицы повторяют абрис былых городских укреплений. Их пересекает веер-радиальных уличных направлений, начинающийся от торговой площади. Сформировался классический пример плана с полукольцевой и радиальной системой улиц, закрепленной в наиболее ответственных узлах городского плана монументальной застройкой. В ряде городов и местечек, принадлежавших феодалам, во второй половине XVIII в. открываются промышленные предприятия мануфактурного типа с использованием труда крепостных и участием иностранных мастеров. Известны предприятия по производству фарфора в Свержене, стекла и стеклянных изделий в Уречье, «перситских» поясов в Слуцке, гобеленов, ковров, декоративных тканей в Кореличах, Мире, Альбе и др. В Слуцке в рамках укрепленного еще в первой половине XVII в* города проводится реконструкция кварталов на левом берегу реки Случи: близ цитадели, между старым дворцом Радзивилла и садом, создается регулярная площадь (около 1,6 га) с деревянными корпусами мануфактур. Новая резиденция владельца города переносится на противоположный берег, на обводненную каналами территорию бывшего Нижнего замка. Здесь строится дворец, крытый манеж, службы, разбивается небольшой парк, окруженной рвом с водой. В Слониме гетман М. Огиньский реконструирует городской центр» На месте старого замка, разрушенного за время войн, строится обширный дворцовый комплекс (1768) с театром (1780), типографией (1777), парком, разбитым на спрямленном рукаве реки Щары. Вблизи создается мануфактурное предприятие с небольшим рабочим поселком. В Ворнянах (Гроднепская область) во второй половине XVIII в. создается обширный ансамбль главной площади на основе идей регулярности. Площадь в виде растянутого прямоугольника с торцов замыкалась двумя монументальными зданиями: костелом (1767—-1769) с одной стороны и двухэтажным дворцом с другой. Дворец с симметрично поставленными флигелями, расположенный в парке у пруда, получил важное художественное зпачение в ансамбле. Отчетливо вырисовывалась продольная главная ось всей композиции площади — от храма к дворцу, подчеркнутая вблизи последнего аллеей тополей. Протяженные стороны площади получили однохаракторную застройку жилыми домами. Планировка и застройка нового центра поселения характеризуется ансамблевым началом, размахом градостроительного замысла. Большие масштабы градостроительных мероприятий отмечают ^деятельность министра финансов, гроднепского старосты А. Тизеп-гауза. Во второй половине XVIII в. им проводится коренное переустройство родового имения Поставы, создаются в короткий срок королевские мануфактуры с обширной застройкой на «городнице» в Гродно и пригороде Лососне. В Поставах в 60—70-е годы па месте старого центра поселения разбивается обширная, близкая к прямоугольнику, площадь (около 1,7 га). На ней сходятся четыре основные улицы, в том числе переходящие в дороги на Друю и Мядель. Вблизи площади у озера с плотиной рее положились мельница, бумажный завод и другие производственные службы мануфактуры. Застройка площади по своему характеру многообразна: по ее сторонам поставлены жилые дома ремесленников, гостиницы, аустерии, школа, аптека, храмы и др. Торговые ряды с замкнутым внутренним двориком заняли на площади островное положение и были смещены к югу, оставляя значительное место для проведения ярмарок. Все элементы архитектурного комплекса центра Постав объединены одной композиционной идеей, получили родственное построение, основанное на принципах типового •строительства с использованием художественных форм барокко. Сохранившиеся планы города Гродно XVIII в. (1706, 1758, 1780, 1795 и др.) свидетельствуют о стабильности планировки уличной сети, развившейся еще в XVI в. Территориальный рост города незначителен, в направлении вверх по течению Немана и Городничапки. В городе продолжается разрастапие феодальных резиденций, увеличение угодий многочисленных монастырей. Самым крупным градостроительным мероприятием явилось создание в 65—80-х годах по инициативе А. Тизснгауза на северной окраине города, на месте деревня Городницы промышлеппо-культурного центра, не знающего равных в других белорусских городах. В нем имелись суконная, шелковая, платяная, ружейная, каретная, красочная и другие мануфактуры, на которых было занято около 1500 человек. Руководили производством квалифицированные мастера, приехавшие из России, Франции, Бельгии и других стран. Архитектурный комплекс «городницы» представлял собой значительный район города со своими площадями, улицами, переулками. В застройку вошло 85 зданий различного назначения: дворец Тизен-гауза, дворец администратора, флигель вице-администратора, театр, музыкальный флигель, гостиницы, манеж с конюшнями, корчма и аустерия, различные школы, жилые дома и другие многочисленные постройки. Культовые здания на территории «городницы» не предусматривались. Плапировка района складывается из отдельных регулярно спланированных групп застройки, связанных друг с другом композиционным замыслом. Таких групп насчитывается три. Первая, головная группа — административно-хозяйственная, примыкающая к площади перед дворцом Тизепгауза; вторая — учебпо-паучная с обширной площадью у академии и ботанического сада; третья — маяуфактурно-производственная в виде компактпого образования вокруг квадратпой замкнутой площади. Все три группы застройки «городницы» расположились вдоль широкой улицы Роскошь (теперь ул. Ожешко), которая являлась южной границей комплекса и ее главной магистралью, связанной с загородными дорогами. ГОРОДСКОЕ ЖИЛЬЕ Материалы по строительству жилья в белорусских городах крайне ограниченны. Поэтому любые графические документы и косвенные источники приобретают важное значение. Некоторые данные по жилищному строительству в Белоруссии можно почерпнуть из описаний, оставленных путешественниками XVII — начала XIX в. Большую живописность и своебразие белорусской архитектуры отметил чех Берпард Таппер в 1678 г»: «Он (Могилев) состоит из домов, украшенных чем-то вроде картин, удивительных и изящных». Очевидно, речь идет об украшепии фасадов лепкой, а возможно, и живописью. Такой прием сейчас можно обнаружить в могилевской1 Никольской церкви XVII в. с ее выразительным рельефом декорации фасада, корпи которой восходят к деревяпному зодчеству. Петр Толстой, посетивший город в 1697 г., писал, что Могилев больше Смоленска, хорошо укреплен, имеет много богатых каменных мещанских домов. Один из таких домов сохранился до нашего времени в Задубровенской части города; его фасад украшен изящной орнаментальной декорацией. Посетивший в 1802 г. Белоруссию академик В. Севергип характеризовал застройку городов как деревянную. Он отмечал, что в Могилеве «для строения деревяпного дома все можно купить па рынке в несколько торгов». Покупатель выбирал зарапее заготовленный дом, разбирал и перевозил его на свой участок, где дом вновь собирали и отделывали уя«е по указанию владельца. В таких случаях была неизбежна повторность и определенная однотипность рядового деревянного жилья. Значительную часть жилья в белорусских городах составляли дома ремесленников и торговцев. В большинстве случаев они строились из дерева и весьма редко, преимущественно со второй половины XVIII в., из камня. Встречается сочетание дерева и камня в одном доме, но деревянные элементы преобладают. Эти дома обычно группировались на рынках, площадях и прилегающих к ним улицах. В средневековой тесноте центров городов участки владельцев были узкими. Такое явление особенно наблюдалось в городах, очерченных системой укреплений. Иногда власти запрещали строительство домов в районе центра шире чем па три окна. Поэтому дома ставились торцом к улице и занимали минимальный фронт ее. Введение местными властями некоторых ограничений и правил при строительстве в центре обеспечило определенный порядок в его планировке и застройке, чего нельзя сказать о периферийных районах города, носивших полусельский характер. Большая плотность в застройке центра города довольно рано побудила застройщиков увеличить этажность зданий. Часто встречались каменные дома, где пространство под высокой крышей использовалось как жилое помещение. Палисадники перед торцовыми фасадами обычно были присущи, жилью сельского типа. В городе их место иногда занимали выступающие павесы на столбах («подчени»), которые являлись своеобразными открытыми галереями. Эти навесы часто служили для выставки товаров и защиты от дождя. Их устройство, кроме утилитарного преимущества для этого типа домов, пространственно обогащало композицию постройки и усиливало художественную выразительность главного фасада. Истоки этой конструкции следует искать в народном зодчестве. Многие сельские дома и хозяйственные постройки сохранили подобные навесы — галереи — вплоть до конца XIX в. Кроме Белоруссии, подобные навесы имели распространение в Восточной Литве и Польше, где нашли собственное конструктивное и художественное решение. Ширина навесов соответствовала торцовому фасаду дома, выпос вперед колебался от 1,5 до 2,0 м в зависимости от ширины улицы и размера постройки. На узких улицах выступ был небольшим и носил декоративный характер, символизируя постройку купца или мастерскую ремесленника. Деревянные столбы навесов (их было обычно 2— 4) имели круглое или квадратное сечение, если к ним крепились укосины. Эти укосины соединялись с горизонтальной балкой и придавали всей конструкции жесткость. Крепились укосины, как правило, внакладку в виде «ласточкиного хвоста». Их форма была обычно прямая или с небольшим вырезом снаружи. Только в период расцвета барокко укосины усложнились, получили криволинейные очертания, создавая вместе со столбами иллюзию арочной галереи. Примеры подобных укосин обнаруживаются сейчас только в хозяйственных постройках и небольших культовых зданиях. Тогда же дверные косяки некоторых домов или въездные ворота в усадьбу охватывались сверху дугой в подражание арочным перемычкам в проемах каменных зданий. Деревянные городские дома, имея известпое сходство с сельским жильем, получили и свои отличия, вытекающие из социальных особенностей жизни владельца. При сохранении формы компактного прямоугольника план такого дома имеет членение на две выраженные части — служебную и жилую. Первая ориентировалась на улицу, а вторая располагалась за ней. Главный вход в такой дом находился под павесом. Во многих городах и местечках такие дома создали сплошной фронт застройки улицы или рынка (Ивье, Каменец, Деречин, Трабы и др.). Дальнейшего развития в белорусских городах навесы не получили. Со второй половины XVIII в. дома ремесленников и купцов строятся без них. Одну из причин этого явления можно найти в упадке торговли в городах: стало излишним устраивать большую выставку товаров, рассчитанную на многих покупателей. Примеры нового вида каменных жилых домов ремесленников и купцов можно найти в застройке Несвижа, Гродно, Слонима, Новогрудка и др. Фасады этих домов придавали в XVIII—XIX вв. белорусским городам характерный облик. В Гродно известен небольшой каменный дом, который можно датировать началом XVIII в. Его владелец, по-видимому, относился к рыбацкому цеху: на пилястре фасада сохранилось рельефное изображение рыбы. Постройка напоминает обычный деревянный дом, только, кроме жилья, в нем разместилась производственная половипа — мастерская или лавка. В соответствии с этим и составлен план дома; капитальная стена разделяет его на две самостоятельные части. На улицу ориентированы как жилая, так и производственная части дома, однако в первую вход был со двора, а во вторую — с улицы. Изнутри же все помещения дома были связаны друг с другом. Жилых компат было четыре: две в первом этаже и две в мансарде. Главный фасад дома отличается лаконизмом. Более пластично решен фронтон: здесь имеются ниша и продухи различного очертания. В жилых домах подобного типа архитектурно-художественная/ декорация всегда сосредоточивается на фронтоне в виде разнообразных по форме, глубине и сочетанию ниш, карнизов, скульптурных "( рельефов. Эти элементы совместно с проемами, иногда и с балконом/' создают симметричную композицию фасада. Вполне возможно, что К прием обработки высокой фроптонной стены развился под определен--? ным влиянием культового и замкового зодчества XVI—XVII вв., где?\\ все внимание было сосредоточено па оформлении верхних частей по- у строек. Жилой дом ремесленника или купца в Ыесвиже («дом на рынке»), построенный в 1721 г., представляет собой более развитый вариант такого же типа городского жилья. План дома трудно рассмотреть из-за коренных перестроек. Можно лишь предположить, что он был разделен на жилую и производственную части. Наибольший интерес представляет главная фасадная стена барочного характера. Бе высокий фигурный контур скрывает двускатную крышу. Стена с тремя ярусами проемов, количество и размеры которых уменьшаются снизу вверх, характеризуется плоскостным решением. Некоторая асимметрия в разбивке оконных и дверпых проемов сглаживается симметричной конфигурацией фасадной стены и одинаковым расположением продухов в углах щипца. «Дом на рынке» в Несвиже — единственный из сохранившихся!'! примеров городского жилья со своеобразным фасадом, который были свойствен домам такого типа в первой половине XVIII в. Массовая застройка центра Постав и района «городницы» в Гродно в 60—80-е годы XVIII в. характеризуется домами такого же типа. Дома предназначались для рабочих и мастеров, приглашенных работать на фабриках и обучать местных крепостных различным ремеслам. Сюда съехались квалифицированные специалисты из многих европейских стран — Германии, Франции, Голландии, Швейцарии и др. Первоначально таких домов было в Поставах 9, а в Гродно 20. В Поставах эти дома поставлены на площади в ряду других зданий; в Гродно они расположены по обеим сторонам улицы и выделены в самостоятельную группу. В домах осуществлено совмещение элементов каменной и деревянной архитектуры. В целом их можно рассматривать как деревянные с мансардой. Боковые и задняя стены выполнены из брусьев толщиной до 25 см, забранных в деревянные стойки. Торцовый фасад, выходящий на улицу, выложеп из кирпича и оштукатурен. Такое решение было продиктовано стремлением создать впечатление каменной застройки улицы, и кирпичные фасады явились своеобразной ширмой, скрывающей в сущности деревянные дома. Представляет интерес конструкция щипца стены дворового фасада одного из домов в Поставах. Она состоит из фахверка с кирпичным заполнением и балки перекрытия. Использование фахверка не было явлением новым в белорусском строительстве. Такую же конструкцию можно обнаружить в домах на гравюре города Гродно XVI в., в усадьбах и хозяйственных постройках XVII—XVIII вв. Дома этого типа отличались компактностью: планы их приближаются к квадрату (например, в гродненских домах около 8X9 м). Кубатура используется максимально, включая мансарду, которая тянулась вдоль всего здания и вмещала квартиру с самостоятельным входом. Первый этаж состоял из производственной (впереди) и жилой (в глубине) частей. Такая планировочная организация дома была заимствована из рспространенных в белорусских городах домов ремесленников и купцов. Отличие от последних сводилось к большей регулярности в разбивке помещений и введению типоразмеров. Композиция фасадов очень проста: это прямоугольник первого этажа и фроптон. Как в поставских, так и в гродненских жилых домах фасады имеют плоскостной характер. Они оформлялись невысоким рельефом лопаток, живописной лентой черепицы по карнизу, простейшим обрамлением оконных и дверных проемов. В некоторых домах стены имели филенчатое членение. Такие дома выгодно отличались пластикой и регулярностью членения фасадов (Поставы). Фронтоны домов неодинаковы: в одних случаях они примерно равны по высоте основному этажу, в других — выше его. В постав-ских домах фронтоны занимают доминирующее положение и имеют сложное построение, иногда с волютами. Криволинейные очертания щипцов свойственны барокко, однако вычурность и излишества, характерные для этого стиля, здесь отсутствуют. В гродненских домах фронтон значительно ниже, а его конфигурация упрощена. Дома с барочным завершением встречались здесь наряду с классически оформленными. Такое смешение стилей объясняется строительством домов во время, переходное от барокко к классицизму. Следует отметить, что дома двух художественных типов хорошо сочетаются друг с другом в ансамбле. Это объясняется пе только близостью их пропорций и объемов, но и тем, что барочные и классические формы взяты с максимальным упрощением й лишь в общих чертах. Во второй половипе XVIII в. па Гродненщипе работало мпого архитекторов и художников иностранцев, приглашенных А. Тизснгау-зом. (Типовые жилые дома на «городнице» в Гродно спроектированы Ю. Мезером; в реконструкции Постав принимал участие Д. Сакко.) Их деятельность, несомненно, наложила отпечаток на архитектуру построек, но решающую роль сыграли традиции местного жилого строительства. В поставских и гродненских домах впервые комплексно осуществлена идея типового малометражного жилья с новыми конструкциями и экономичным сочетанием различных строительных материалов. Заслуживает внимания практика строительства в Вориянах (Гро-дпонская область) во второй половине XVIII в., где идее регулярности подчинено архитектурно-планировочное решение главной площади поселения. Жилые дома на протяженных сторонах площади, однотипные по своей архитектуре, объединенные арками, создавали целостность фронта застройки. Каменная стена главпого фасада, срубная конструкция роднят их с серией домов в Гродно и Поставах. Одпако принцип расстановки ворнянских домов па площади иной: они расположены фронтально. В этой связи отмечается изменение характера их внутренней планировки, где средняя часть с входом отведена под сени и кухню, а жилые комнаты сгруппированы по сторонам. Планировка и застройка центра Ворнян отличается размахом градостроительного замысла, более широкого и представительного, чем в Гродно и Поставах второй половины XVIII в. К этому времени также относятся первые образцы типовых двух-и трехэтажных жилых домов. Такие дома строились преимуществен-по для различных служебных лиц и администрации (Гродно, Поставы, Могилев). Сохранившиеся в чертежах и частично в натуре дома подобного типа возводились, как правило, из кирпича и отличались значительными размерами и строгостью фасадов. Черты, свойственные архитектуре барокко, в этих домах отсутствуют или ощутимы лишь в некоторых деталях. Два казенных дома в Поставах имели различное назначение: один из них предназначался «для доктора», второй — «для заезда». Несмотря на это, они были единообразными в своей архитектуре, имели схожие планы и близкие габариты( приблизительно 11X15 м). Можно сказать, что в этих домах был осуществлен принцип типизации. Двухэтажный дом «для доктора», где в первом этаже размести лась аптека, а во втором — жилье, имеет четкое членение на три части, среднюю из которых занимает передняя с лестницей. Пролеты комнат одинаковые. Принцип симметрии соблюден в композиции фасада с регулярной разбивкой проемов. Стена расчленяется на большие, но неглубокие ниши, в которых расположены оконные и дверные проемы. Такой прием архитектурной декорации перекликается с народной традицией украшения окоп жилища наличниками и ставнями. Дом Шимона в Могилеве имел те же характерные черты, что и ноставское здание. Его план (14X17 м) разделен узкими сенями — передней •— на две половины. В передней также расположена одпо-маршевая деревянная лестница, ведущая па второй этаж и в подвал дома. Композиционное решение главного фасада характеризуется симметрией, а декорация его — поэтажным членением стен на неглубокие пиши. Центр постройки выделен более широкими нишами. Бал-коп с шатровым навесом смягчает строгость архитектуры дома, подчеркивает его жилой характер. Центральная часть здания выделена в доме купца Гаусмана в Гродно. Этот дом обращает на себя внимание как пример строительства в общем ряду застройки улицы с учетом примыкающих зданий. Местоположение дома отразилось на общей конфигурации его плана и внутренней плапировке, в которой наблюдается отход от традиционной симметрии. Однако в построении фасада это не чувствуется. Все три яруса дома (два этажа и мансарда) трактованы с соблюдением строгой симметрии и четким выделением главной композиционной оси. С большим художественным тактом решен фасад дома, где мансарда посредством пилястр хорошо увязана с основным объемом здания. В цельности и законченности этих строений можно отметить сходство с другим жилым домом в Могилеве (ныне ул. Ленина, 39), а также зданиями «под квартиры» у Нового замка и на «городнице» в Гродно. Могилевский двухэтажный дом имеет предельно собранный план. Середину его занимает лестница, к которой поэтажно примыкают четыре угловые комнаты. Главный фасад дома расчленен снизу доверху широкими ступенчатыми лопатками, а его средняя часть выделена плоскостью стены с порталом входа. Дом построен в конце XVII в. под известным влиянием классицизма, хотя в нем заметны и декоративные приемы барокко. В Могилеве сохранилась еще одна постройка (середине XVIII в.), некогда относившаяся к комплексу архиерейского дома (пыпс ул. Ленина, 11). Архитектура этих зданий отличается известным единством в построении плана и особенно в решении фасадов. Здесь также наблюдается расчленение поверхности стен лопатками, а вернее пилястрами с упрощенными капителями с волютами. Барочные формы хорошо заметны в рельефной верхней части степы и обрамлении окон. Можно предположить, что жилой дом по ул. Ленина, 39 строился под значительным влиянием этого здания. Сохранив ту же композицию объема, те же членения, он получил несколько иное художественное решение, связанное со станов-, лением классицизма в архитектуре. Мотив членения лопатками поверхности фасадной стены встречается и в двухэтажном «казенном» жилом доме при Новом замке в Гродно. Типические элементы в архитектуре наблюдаются в гродненском доме садовника и «шляхтарне» (оба на «городнице»), трехэтажных домах, фланкирующих королевские конюшни. Во всех случаях планы характеризуются простотой, минимальным количеством разных по величине пролетов, определенной стандартизацией внутренних помещений. Фасады лаконичны и, как правило, имеют симметричное построение. Декоративное оформление сведено к лопаткам по углам (дом садовника), плоским наличникам («шляхтарня»), нишам типа филенок (трехэтажные дома) и простейшим карнизам. Впечатление монументальности этих домов усиливается благодаря их цельным объемам с высокими четырехскатными крышами. Такие крыши в домах городских ремесленников и мелких купцов не наблюдаются. Зато в имениях они встречаются чаще. Высокие крыши с фигурными слуховыми окнами, а иногда с фронтончиками, темно-красная голландская черепица в сочетапии с белой оштукатуренной поверхностью стен придавали домам живописность, подчеркивали теплоту и интимность, свойственные жилому строительству. Сравнивая могилевские, гродненские, поставские и другие дома подоб|[ого типа, можно говорить об определенном единстве традиций архитектуры городского жилья в различных районах Белоруссии. В то же время очевидна общность типовых и рядовых городских домов. Это свидетельствует о влиянии последпих па формирование и развитие типовых или повторных образцов. АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ Типы общественных зданий в городах и селах Белоруссии в XVII—XVIII вв. были весьма разнообразны. К ним относились ратуши, торговые ряды, корчмы, цеховые дома, госпитали, театры при дворцах магнатов, цейхгаузы, общественные бани, парикмахерские и пр. Однако общественные постройки до нашего времени сохранились в очень малом количестве. Поэтому представление о них во многих случаях складывается на осповании материалов исследователей XIX в. и архивных документов. Многие белорусские города в течение столетий имели магдебург-ское право, т. е. право на самоуправление. В связи с этим в городах, кроме королевской, была магистратская администрация. Аналогичная картина наблюдалась и в частновладельческих городах (Несвиж, Слуцк). Магистраты обладали достаточной властью и значительными средствами. Поэтому ратуши были монументальными, часто каменными зданиями. В плане города ратуша занимала центральное место и обычно располагалась па площади, от которой брали начало основные улицы, переходящие в загородные дороги. Часто ратуши блокировались с торговыми рядами (Несвиж, Гродпо, Шклов) или находились поблизости от них (Минск, Пинск, Полоцк, Чаусы). Более типичны для ратуши здания с башней, на которой помещались часы, колокол и наблюдательная площадка. В могилевской ратуше многоярусная башня с наружной лестницей выступала вперед от самого здания и лишь одной стороной примыкала к нему; в шклов-ской она перемещена в центр здания и поднимается над самой крышей; в чечерской заканчивает центрический объем здания; в шере-шевской башня, напоминающая купол, носит чисто декоративный характер: она способствует выделению ратуши из жилой застройки. Убранство башен выгодно отличалось от скромных зданий самих ратуш богатой пластикой декорации. Собственно здания ратуши были разнообразны по планировке и архитектуре: здесь встречаются и массивные объемные образования (Несвиж), и протяженные, замкнутые с торговыми рядами композиции (Шклов), и скромные по размерам здания, близкие к городскому жилому дому (Слопим). Одной из древнейших является ратуша в Несвиже. Она была построена в конце XVI в., когда город по «привилею» Стефана Батория в 1586 г. получил самоуправление и стал до известной степени самостоятельным в финансовом отношении. Тогда же при ратуше были построены торговые ряды. С XVII в. несвижская ратуша перестраивалась и к XIX в. значительно изменила свой облик, особенно башенную часть. Последняя раньше была выше, имела хорошо развитую декорацию фасадов и живописный силуэт. Значительные абсолютные размеры и большие плоскости стен придают ратуше монументальный вид, близкий крепостному зодчеству XVI—XVII вв. Ратушу с трех сторон окружают торговые ряды, образуя единую архитектурную композицию. Такое решение комплекса логично при островном расположении его па городской площади. В простых и монументалъпых формах выполнены и торговые ряды. Их фасадпые стены по всему периметру обработаны арками, лопатками, а в аттиковой части — нишами. Аттик закрывает односкатную крышу, благодаря чему стены торговых рядов со стороны площади кажутся более внушительными. Ратуша в Могилеве была заложена в 1679 г. и строилась народными мастерами Игнатом и Феськой. Ее расположение на главной площади («на валу»), по соседству с торговыми рядами, было обычным для градостроительства того времени. Поставленная на высокой правобережной части Могилева ратуша хорошо просматривалась с реки и подходов к городу, возглавляла архитектурный ансамбль и силуэт застройки площади. Здание ратуши состояло из основного корпуса и башни. Восьмигранная многоярусная башня, расположенная впереди приземистого двухэтажного корпуса, примыкала к нему лишь одной сторопой. Такой прием усиливал пластическую выразительность сооружения и выделял ратушу в застройке площади. В могилевской ратуше, как и в песвижской, первый этаж отводился под вспомогательные службы, а основные помещения располагались на втором этаже. Парадная наружная лестница создавала хороший композиционный переход от башни к основному корпусу. Связь этих двух различных по своему характеру объемов усиливалась введением развитых горизонтальных членений по фасадам башни. Наиболее интересной в декоративном отношении представляется башня. В ней чередуются низкие и высокие ярусы, выполненные в различной манере: покрытые рустом, снабженные окнами различного очертапия, украшенные нишами и гирляндами. Завершалась башпя граненым куполом со шпилем, что еще больше подчеркивало высотный характер ее композиции. В целом в архитектуре ратуши преломлен богатый строительный опыт белорусского народа. В ней отразилось стремление к простым и четким формам, столь типичное для лучших памятников зодчества Белоруссии.Ратуша в Чаусах (Могилевская область) имеет план, родственный некоторым усадебным домам XVII—XVIII вв. Ее угловые части, выступающие за пределы основных стен, напоминают «алькежи». Внутренняя планировка здания очень четкая; центральное место отведено лестнице и залу, а боковые комнаты вместили служебные помещения. Средняя часть двухэтажной ратуши приподнята в виде башни с куполом и шпилем. Небольшие по своим размерам ратуши, относящиеся к XVIII в., известны в Слониме и Шерешеве. Обе они имеют безбашенную композицию, чем отличаются от ратуши в Могилеве и других городах, но также совмещепы с торговыми помещениями. Например, в Шерешеве (Брестская область) ратуша была включена в объем торговых рядов и занимала среди них центральное место. Ее присутствие здесь отмечалось только декоративной башенкой-куполком па коньке здания. По своему характеру шерешевская ратуша близка к деревянным памятникам архитектуры этого вида. Каменная ратуша в Витебске, заменившая свой деревянный прототип, имеет долгую историю строительства. Последнее возобновление ее относится к 1775 г. До надстройки третьего этажа в начале XX в. ратуша состояла из двухэтажного корпуса, над средней частью которого возвышалась многоярусная башня. Корпус ратуши представлялся своеобразным пьедесталом башни, а собственно башня, как и в могилевской постройке, являла собой сочетание нескольких различных но высоте и декорации ярусов, в которых преобладали типичные для барокко вогнутые поверхности степ, слоистые пилястры, крепо-ванные карнизы и сложные профили. Особенно вычурна была форма верхнего яруса, который трактовался как оформление городских часов и колокола — символа самостоятельности города. Интересный архитектурный ансамбль ратуши и торговых рядов, созданный во второй половине XVIII в., сохранился в Шклове (Мо-гилевская область). К двухэтажной ратуше с башней примыкают одноэтажные торговые ряды, которые образуют обширный прямоугольный двор. Торговые помещения ориентированы на улицу и в сторону внутреннего двора, что позволило сосредоточить много лавок на относительно небольшом участке. Главный элемент ратуши — восьмигранная башня, расположенная на высоком основании над крышей. Она имеет один ярус, расчлененный снаружи широкими пилястрами. Внутренняя планировка ратуши очень проста. Помещения группируются по обеим сторонам короткого коридора, идущего над проездом первого этажа. В левом внутреннем углу помещена компактная лестница. Шкловская ратуша по своему построению похожа на рассмотренные ранее, и только ее декорация имеет характер, свойственный архитектуре классицизма. Оригинальна по архитектуре ратуша в Чечерске (Гомельская область) , заложепная в конце XVIII в. Расположение в середине площади определило ее строгую симметрию. Компактный объем с приподнятой центральной частью и квадратным планом завершается пятью башнями. Большая башня поставлена над серединой здания, четыре малые — по углам. Деревянные башенные завершения по своей декорации одиохарактерны с каменной, основной частью ратуши. Поэтому можно предположить одновременность их строительства, хотя подобное сочетание дерева и камня в крупных общественных зданиях тогр времени не наблюдается. Архитектура ратуши несколько необычна и отличается от распространенных художественных норм эпохи. Рядом с классическими деталями здесь уживаются стрельчатые арки и нишп, взятые из арсенала готического зодчества. Такое явление не было характерным для белорусской архитектуры и представлено единичными примерами. Ратуша в Минске относится к концу XVIII в. Она была сооружена минским губернским архитектором Ф. Крамером на месте старого здания магистрата на Верхней площади города. Ратуша представляет собой прямоугольное в плапе здание, средняя часть которого, украшенная башней и шпилем, сильно выдается вперед. Выступающая часть, как и торцы здания, заканчивается портиками ионического ордера. Остальные фасадные стены имеют плоскостное и очень скромное решение, оттеняющее пластику четырехколонных портиков. Кроме комнат для магистрата и зала собраний, в ратуше были помещения для городничего, суда, гауптвахты и городского архива. Высотная композиция (символичная для резиденции городской администрации) была стабильной, хотя и не единственной в архитектуре ратуши. На протяжении столетий, вплоть до конца XVIII в., традиции ратушпого строительства лишь незначительно трансформируются. Основные изменения отмечаются во внешней декорации, где формы барокко, свойственные XVII — середине XVIII в., вытесняются классической архитектурой. Крупный торговый город Белоруссии Гродно имел несколько сменивших друг друга ратуш. Об этом свидетельствуют сохранившиеся гравюры XVI и XVII вв. Последняя гродненская ратуша была заложена в комплексе с торговыми рядами в конце XVIII в. (закончена в 1807 г.) Ратуша ж торговые ряды занимали островное положение на площади, представляя собой сочетание приземистых корпусов. Образовался замкнутый прямоугольник зданий с небольшим внутренним двором. По периметру располагались одноэтажные лавки. Ратуша состояла из двух небольших объемов, вкомпопованпых в северный и южный корпуса рядов. Ее архитектура заметно отличалась от скромного убранства рядов. По композиции и архитектуре гродненские торговые ряды близки подобным типам сооружений русского классицизма конца XVIII и начала XIX в. Только портики ратуши отличаются своеобразным решением дорического ордера: массивные основапия под колоннами, редко расставленные каппелюры на колонпах и продолжение их на шейке капителей. Подобное отклонение от канонов классицизма и творческая переработка отдельных элементов ордера были довольно распространены в белорусском зодчестве. Торговые ряды в Пинске и Постазах — два противоположных архитектурных типа зданий. Первый, в Пинске,— в виде открытой композиции — представлял собой два одинаковых протяженных корпуса с многочисленными лавками на обе стороны; второй, в Поставах, имел замкнутую и компактную композицию с лавками на одну сторону. Торговые ряды, или каменный рынок, в Поставах, так же как в Гродно, запимали островное положение на обширной площади. Они были построены в 60-х годах XVIII в. во время реконструкции Постав, проведенной по инициативе городского старосты и подскарбия Великого княжества Литовского А. Тизенгауза. Корпуса рядов образовывали каре (29X29 м) с мощеным двором внутри. Доступ к лавкам имелся только со двора, наружные степы были глухими. Большое количество лавок (26) и их скромные размеры (9 кв. м), очевидно, определялись характером продаваемого товара или его ассортиментом. Наружные фасады рядов, подобно несвижским, членились па два яруса: верхний — в виде высокого аттика, прикрывающего односкатную крышу, и нижний — в виде глухой степы с контрфорсами, декорированной пилястрами, плоскими нишами фигурного очертания, богато профилированным и раскрепованным карпизом, скульптурными воротами с барочными фронтонами и пр. По характеру архитектуры ряды перекликаются с остальной застройкой площади, осуществленной примерно в те же годы по одной художественной схеме. Это дает основание предположить, что строительство всего поставского ансамбля велось одним зодчим. Интересными по своему характеру являлись корчмы — одпо из непременных общественных строений как в белорусской деревне, так и в городе. Наибольшее распространение получили деревянные корчмы, но известны и каменные образцы, или аустерии, как обычно их называли. Деревянные корчмы располагались в центре деревни или на въезде в нее (так называемые придорожные корчмы, служившие обычно приютом для путников). Они были подлинно общественными заведениями: в них проводились различные собрания жителей деревни, устраивались танцы, а иногда и свадьбы. Это были одноэтажные здания, крытые соломой или гонтом. В них сочетались общественные помещения и жилые комнаты, в том числе и жилье арендатора. Существенной частью каждой корчмы являлись также каретная и конюшня. Все эти разнохарактерные помещения удачно группировались в удобный для ^пользования комплекс. В отдельных случаях жилье арендатора или владельца корчмы размещалось на антресолях (д. Гпездово под Волковыском). Приемы компоповки отдельных частей корчмы весьма разнообразны, но принципы их были родственны архитектуре сельского жилого дома, который имел однотипный с корчмой состав помещений (сени, комнаты, кухня, кладовые и др.). Можно проследить два типа взаиморасположения жилой части корчмы и каретной-конюнгаи. Первый — когда они ставились друг за другом на одной оси и покрывались общей крышей. В этом случае в торце постройки имелся проезд к конюшне, а по обе стороны его группировались жилые компаты. Та кие корчмы имели значительные размеры (Ошмяиы, Чомбров, Гнез-дово). Во втором случае жилье, конюший и другие подсобные помещения располагались одно за другим, образуя фронтальную композицию. Такая организация корчмы подобна сельскому жилому дому (д. Минщизна под Сморгонью).,Если каретная и конюшни были больше жилой части, то зрительное равновесие создавалось навесом на столбах. Таким образом, компактность корчмы всегда сохранялась, а се объем также находился под одной крышей. Навесы или галереи получили широкое распространение. Они встречаются в обоих типах корчмы, выделяя главный фасад строения. Каменные корчмы отличались болпгими площадями и дифференцированным по качеству жильем. Кроме того, размеры каретных и конюшен в них были больше, что позволяло одновременно содержать много заезжих экипажей и повозок. В большинстве случаев здесь, как и в деревенских корчмах, наблюдалось объединение всех частей в один комплекс. Однако практиковалось и выделепие жилья в самостоятельное здание — гостиницу (Поставы), при этом каретная и конюшня оставались деревянными, типа сарая. В Поставах корчма была построена в 60-е годы XVIII в. Ее первый этаж отводился под зал («шинковню») и кухню, а второй — под жилые покои. Архитектура корчмы была подчинена задаче создания целостного апсамбля площади, поэтому она не претендует на оригинальность и характеризуется элементами, общими с архитектурой соседних домов. Связь с архитектурой соседних жилых здапий отмечается и в облике корчмы «Роскошь» (1765), построенной иа главной улице района «городницы» в Гродно. Сооружал ее, как и жилые дома для рабочих и мастеров, архитектор 10. Мезер. Интересна планировочная композиция корчмы с небольшим парадным двориком, раскрытым на улицу. Такой прием выделял здание из однотипных жилых домов и оправдывался в функциональном отношении. Симметричный план корчмы складывался из трех равновеликих частей: центральной, предназначенной для жилья, и двух боковых, выступающих вперед,— для конюшен. Жилая часть выделялась своей высотой (она была с мансардой) и пластичным решением фасада с живописным, криволинейно очерченным щипцом. Другая гродненская каменпая корчма «Неиза» («Нищета») представляла собой более скромное двухэтажное здание с высокой мансардной крышей (1765). С дворового фасада к ней, как и в деревенских корчмах, примыкали конюшня и каретная, по конструкции и оформлению напоминавшие обычные большие сараи. План жилой части корчмы прост, выполнен по традиционной схеме, где нижний этаж включал в себя общий зал, кухню и подсобные помещения, а верхний отводился только под комнаты. Еще более обширной была каменная корчма в занеманской части Гродно. К торцовым частям одноэтажного здания гостиницы примыкали два одинаковых корпуса для каретных и конюшен, образуя обширный внутренний двор, отгороженный от улицы оградой и пригодный для открытой стоянки подвод. Занеманская корчма имела простое декоративное убранство фасадов. Как и «Нёнза», она была построена во второй половине XVIII в. Тип общественного здания, родственного корчме, свое дальнейшее развитие получил в станционных или почтовых домах с гостиницей конца XVIII и первой половипы XIX в. Разумеется, новый тип здания выполнял самостоятельные функции, но его архитектурно-плани-' ровочное решение оставалось близким к большим корчмам. Из других общественных зданий необходимо остановиться па школах и театрах, которых, к сожалению, до наших дней сохранилось мало. Время появления первых театров установить весьма трудно, ибо первоначально многие из них включались в дворцовый комплекс, составляя с ним неразрывное целое. В самостоятельные здания театры выделяются только со второй половипы XVIII в. Появление школ нового, светского, типа относится к этому же времени и связано с про-мышленно-культурными преобразованиями. С конца XVIII в., после воссоединения Белоруссии с Россией, школьное строительство приобретает широкий размах. По инициативе А. Тизспгауза на «городнице» в Гродно в 70—80-х годах XVIII в. открываются школы ветеринаров, землемеров, строителей, счетоводов, в которых преподавание велось светскими лицами, преимущественно специалистами-иностранцами. Известна и музыкальная школа, где обучались крепостные артисты. Ветеринарная школа в дальнейшем была реорганизована в медицинский институт. В этом здании одновременно размещался небольшой кадетский корпус. Кроме того, здесь же было задумано создать научный центр с музеем и библиотекой. Поэтому получило распространение и встречается во многих источниках второе название школы — «академия». Комплекс учебного заведения располагался в ботаническом саду и был одной из лучших частей архитектурного ансамбля «городницы». Здание медицинской школы было построено в 70-х годах XVIII в. как типичное учебное заведение. По сторонам протяженного коридора располагались классы, кабинеты, комнаты преподавателей и подсобные помещения. Две большие шестиугольные аудитории выступают вперед, образуя по фасаду граненые башни. Завершение башен куполообразными крышами и перепад высот средней и боковых частей гданпя придают живописное очертание постройке. Необходимо отметить, что подобная композиция знакома по дворцовым постройкам и большим помещичьим усадьбам с башнеобразными выступами, традиции которых относятся еще к крепостным сооружениям. В архитектуре здания преобладают черты барокко, проявляющиеся в довольно сложном объемно-пространственном построении, живописном силуэте, формах и пр. Вместе с тем исполнение отдельных фрагментов очень лаконично, под стать архитектуре всех построек на «го-родпице». Здание гродненской музыкальной школы, или «музыкальпого флигеля», относящееся к 70—80-м годам XVIII в., кроме учебных целей, было предназначено для открытых концертов. В первом и втором этажах школы размещались небольшие залы и классы для занятий; общежитие для учащихся и жилье преподавателей были вынесены в мансарду. Изогнутая форма плана здания (из-за которой его часто называли «кривая офицына»), по всей вероятности, была продиктована построением архитектурного ансамбля площади на «городиице». Однако вследствие отхода от первоначального замысла ансамбль не получил законченного выражения, и «кривая офицына» не была композиционно поддержана соседними постройками. Архитектура здания
была сложной: арки, пилястры, межэтажные пояса, фигурная крыша с изломом усиливали пластическую выразительность фасада. Весь облик этого здания, начиная от абриса плана, характерен для архитектуры барокко с ее напряженными скульптурными формами. ДВОРЦОВАЯ АРХИТЕКТУРА В XVIII в. в Белоруссии формируется новый тип дворцового здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между парадным двором и большим садом-парком. Парадный двор образовывался посредством симметрично поставленных флигелей, которые вмещали в себя помещения администрации, квартиры службы, кухни, каретные и др. По оси дворца, замыкая парадный двор, ставились въездные ворота (Ружаны, Щорсы). Часто такие ворота представляли собой самостоятельное произведение, украшенное великолепным скульптурным рельефом (Ружаны). Главная ось архитектурной композиции всего дворцового комплекса получала свое продолжение в дороге, ведущей от ворот и обсаженной деревьями, а со стороны парка — в широкой аллее с далекой перспективой. В паркостроспии XVIII в. преобладали сады и парки пейзажного типа, их регулярная часть наблюдается лишь в пепосредствеппой близости от дворца. Включение водоемов в парковый ансамбль носило произвольный характер, исходящий из общего пейзажного решения парка (Святск, Щорсы, Щучин). Создавая пышные магнатские резиденции с парадными дворами
й'анфиладой залов, зодчие того времени использовали богатый арсенал художественно-композиционных средств архитектуры позднего барокко или рококо. В декорации фасадов широко распространены приемы сложной группировки колонн и пилястр, частые раскреповки и разорванные фронтоны, лепные украшения. Ордерные формы используются как средство максимального пластического обогащения фасадной плоскости стены. Утонченность рисунка, увлечение изогнутыми линиями становится характерной чертой дворцовой архитектуры середины XVIII в. Во второй половине XVIII в., в условиях кризиса феодального строя и становления новых общественных форм, в период борьбы «старого с новым», в архитектуре отмечается повое явление — развитие классицизма. Первые образцы классической архитектуры в дворцовом строительстве на белорусской земле относятся к 80-м годам, но первые шаги этого стиля можно обнаружить как в перестройках, так и в новых зданиях предыдущего десятилетия — памятпиках переходного типа от барокко к классицизму. Самым крупным из известных светских сооружений середины XVIII в. является королевский дворец в Гродно, так называемый Новый замок, построенный в 40—50-е годы. Располагаясь на высоком берегу Немана, по соседству со Старым замком, дворец получил в плане подобие буквы П, где центральное место занял основпой корпус. Образовался обширный парадный двор, столь типичный для дворцовых ансамблей XVIII в., а вся композиция получила строго симметричное и законченное решение. Дворец мало связан с городом: он скрыт за поворотом Замковой улицы и огражден .служебными постройками. Его главный вход обращен к мосту, перекинутому через овраг и ведущему в Старый замок. Оба замка, Старый и Новый, связаны в один архитектурный комплекс, господствующий в застройке правобережной части Гродно. В планировке дворца заметно стремление выделить главные залы и создать анфиладу комнат. Интерьер отличался пышностью и богатством отделки. Особенно выделялись Сенаторский и Круглый залы, обильно украшенные лепкой и резьбой с салонной красивостью и легкостью стиля рококо. Наружный облик дворца много проще. Его двухэтажные корпуса, поставленные на высокий цоколь, были перекрыты крышей с характерным изломом. Фасадные стены членились одинарными и сдвоенными лопатками, а центральная часть дворца отмечалась спаренными пилястрами и фронтоном. Между окнами первого и второго этажей, были введены скульптурные картуши. Авторами гродненского королевского дворца — Нового замка — Дворец для архиерея Конисского на территории Спасского монастыря в Могилеве был построен архитектором Яном Кристофом Гла-убицем в 1762—1763 гг. Здание было задумано как представительная резиденция, ориентированная своим главным фасадом на Днепр. Парадный дворик, обрамленный монастырскими кельями, раскрывался в сторону Ветряной улицы, трасса которой шла от главной площади к въездной браме того же названия. Ажурная ограда открывала с улицы широкий вид на дворец. В плане трехэтажный дворец представляет собой компактный прямоугольник с симметричными ризалитами в торцах. Среднюю часть заняли парадный вестибюль и трехмаршевая лестница. На пер
Дата добавления: 2014-07-30; просмотров: 568; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |