Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Специфика работы журналиста

Читайте также:
  1. I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  2. II ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ВЫГОРОДКАХ.
  3. II. РЕКОМАНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  4. III ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА СЦЕНЕ.
  5. III. Корпоративные постулаты и принципы работы сотрудников
  6. Автоматизация работы с помощью макросов
  7. Алгоритм работы.
  8. Анализ ритмичности работы предприятия.
  9. Аналитические выражения для работы и теплоты в процессе Теплоемкость
  10. Антикризисные инновации в организации работы с заказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками)

 

Профессиональная деятельность журналиста в медийной редакции (в газете или журнале, на радио- или телеканале) подчиняется специфическим производственным условиям. Согласно Е.П. Прохорову, в журналистике существуют три вида творческой деятельности: редакторская, организаторская, авторская. В реальной практике они, конечно, переплетаются, в работе конкретных журналистов оказываются неотделимыми друг от друга. Впрочем, каждый вид имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило относится к одному из них.

1. Редакторская деятельность (лат. redactus – «приведение в порядок») предполагает широкий диапазон действий и подразделяется на несколько подвидов. Во-первых, журналист сталкивается с литературным редактированиемразличными видами правки текста (сокращения, уточнения, реструктурирование, стилистические коррективы и проч.), работой над формой произведения. Во-вторых, вместе с автором специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства (редактор, отдела, ответственный секретарь) осуществляют содержательную сторону работы над произведением – замыслом, темой, проблематикой, концепцией, фактологической базой. В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование (с согласия и желательно при участии автора) может носить различный характер – от работы по полному согласованию с позицией редакции до рекомендаций и советов (редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией данного СМК). В-третьих, есть редакторская деятельность высшего уровняопределение информационной политики медийного органа, формирование его облика, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство, компоновка номеров и выпусков. Ее осуществляет руководящий штаб каждого СМК – главный редактор (или генеральный директор) и его помощники, составляющие редакционную коллегию.

2. Организаторская деятельность руководящей группы какого-либо СМК (редколлегии, секретариата, редактора, специально уполномоченных сотрудников) позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено идейно-политическое направление, определен внешний облик) вести повседневную работу по внесению необходимых уточнений и изменений в программных задачах и способах их реализации – ввиду трансформаций социальной действительности. Специальные задачи организаторской деятельности:

· поддержание деловых связей с учредителем и издателем;

· налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информационной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики и СМИ;

· решение кадровых вопросов;

· управление деятельностью редакции;

· организация работы корреспондентского корпуса;

· формирование массовых связей;

· отслеживание поведения аудитории и снабжение сведениями о ее интересах и реакции на медийные выступления, о запросах работников редакционных подразделений;

· поддержание взаимосвязей с рекламодателями, спонсорами, и проч.

Под руководством штаба редакции организаторскую работу осуществляют многие подразделения (отделы писем, массовой работы, социологических исследований, корреспондентской сети, рекламы, службы распространения и проч.).

3. Авторская деятельность (лат. auctor – «создатель»; греч. autos – «сам») – самая значимая часть работы большинства журналистов. Сюда включены: подготовка собственных произведений, режиссура, компоновка медиатекстов в номер или программу, литературная запись и иные формы работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной долей универсализма (т.е. уметь в некоторой мере всё), но при этом непременно специализироваться в какой-либо области (тематической, проблемной, жанровой, стилевой и проч.).

 

Л.Г. Свитич указывает, что журналисты, говоря о трудностях своего дела, обычно называют ненормированность рабочего времени, большой объем работы, высокий темп и ритм труда, постоянную спешку, высокую степень социальной ответственности, большие морально-психологические перегрузки, нервное напряжение. Теперь к данным исключительно профессиональным трудностям добавляются опасности, связанные с преследованиями, запугиваниями, угрозами жизни и здоровью, судебными процессами.

Среди артикулируемых Л.Г. Свитич трудностей журналистской деятельности можно выделить ключевые:

· огромная социальная и моральная ответственность перед обществом и историей (С одной стороны, работа в СМК может порождать беспринципность – в том числе в подготовке выступлений: нарушение этики взаимодействия с источником информации и аудиторией, игнорирование фактов, использование «языка вражды»; может обернуться сервильностью по отношению к государственным институтам, коммерческой зависимостью. С другой стороны, государственные органы, бизнес-структуры, криминальные группы могут журналиста шантажировать, или подвергать постоянным судебным преследованиям, или покалечить и даже убить);

· большие нервные и физические затраты (журналист – человек общественный, он работает интенсивно, почти без отдыха, что может приводить к негативным для здоровья последствиям);

· испытание честолюбием (работа в СМК, особенно влиятельном, может привести к переоценке собственной личности, к переносу авторитетности издания, канала, программы на собственную персону).

 

Помимо вышеуказанных трудностей журналисты сталкиваются с внутренними противоречиями своего дела. И парадоксы журналистской деятельности сообщают ей статус одной из самых драматичных. Согласно Л.Г. Свитич, в журналистике существуют следующие парадоксы:

1. между стремлением запечатлеть сущностное, вечное – и предъявлением реальной сиюминутности информации;

2. между феноменом «всё» – и феноменом «ничего» (выполнять любые роли и ни в одной из них не реализовать себя целиком; удовлетворять потребности общества, институтов, личности, имеющиеся у них на данный момент, – и стремиться при этом реализовать просветительскую миссию журналистского дела);

3. между универсальностью предметного выбора, «всеядностью» – и специализацией на какой-либо сфере жизни или теме;

4. между стремлением к независимости, свободе слова, желанием быть «четвертой властью» – и реальной зависимостью от учредителя и издателя, властей, рекламодателя и спонсора, аудитории и общественного мнения;

5. между индивидуальностью творчества – и коллективностью обработки, компоновки и распространения результатов творчества в СМК и через СМК;

6. между оперативностью в обнародовании фактов – и стремлением дольше и полнее изучить социальное явление, требующее освещения;

7. между однонаправленностью, субъективностью – и необходимостью отображать различные позиции и мнения, составлять многообразную, объективную картину социальной действительности;

8. между интровертностью (закрытостью, индивидуальностью, углубленностью) личности – и экстравертностью, открытостью, публичностью самой деятельности;

9. между потребностью в отдыхе после трудной работы – и непрерывностью, внеурочностью самой деятельности;

10. между творческими видами работы – и черновыми; между литературными – и организаторскими; между редакторскими – и даже коммерческими.

 

Редакционная деятельность журналиста обусловлена теми функциональными и профессиональными требованиями, которые ему предъявляются во время работы.

С функциональной точки зрения журналист может выполнять различные роли (корреспондент, репортер, обозреватель и проч.). При этом нормы редакционной деятельности вырабатываются и поддерживаются функциональной группой – самой редакцией (на уровне отделов, секретариата, редактората). Функциональная группа выделяет те или иные элементы редакционной работы, устанавливает субординационные (должностные) связи между ними и в итоге создает целостную систему операций по производству журналистской информации. Действия журналиста носят взаимозависимый характер и направлены на реализацию функций данного СМК (в нашем случае – периодического издания).

С профессиональной точки зрения у журналиста есть совокупность определенных прав и обязанностей. Они регламентируются нормами деятельности, принятыми в редакции.

В функциональной группе действуют следующие нормы:

· правовые (регулируют правоотношения между участниками совместной деятельности – закреплены на законодательном уровне!);

· профессиональные (регламентируют творческую деятельность журналиста по различным показателям);

· этические (направлены на нравственную регуляцию поступков журналиста во взаимоотношениях с коллегами).

 

Профессиональные нормы журналистской деятельности вырабатываются и закрепляются в виде должностных инструкций и правил, утвержденных главным редактором. Должностными инструкциями и определяются профессиональные обязанности сотрудников редакции. Они охватывают широкий спектр вопросов, касающихся творческой (авторской) деятельности редакционных сотрудников.

Выполнять поручения редакции (1) необходимо в соответствии с требованиями, предъявляемыми к объему и качеству материалов. Причем журналист имеет право при подготовке текста исходить из своих политических и гражданских убеждений; более того – вправе отказаться от поручения (особенно если оно связано с нарушением закона).

В свою очередь у редакции тоже есть определенные обязательства перед сотрудниками (2). Она обязана предоставлять своим сотрудникам необходимые средства, имеющиеся в ее распоряжении, для выполнения поручений. Она не вправе заставлять корреспондента ставить свою подпись под материалом, который противоречит его, корреспондента, убеждениям или содержание которого было искажено в процессе редакционной подготовки. Она обязана сохранять тайну авторства, защищать права и интересы журналистов. Однако редакция вправе отказаться от публикации предоставленных произведений в случае их несвоевременного предоставления, несоответствия цели печатного издания, требованиям к качеству и объему.

Сотрудники редакций отвечают (3) за обеспечение сохранности всех видов информации, доверенной им в служебном порядке и касающейся интересов коллектива, учредителя, юридических и физических лиц, с которыми редакция имеет общие интересы. Корреспонденты не имеют права без согласия редакции передавать результаты работ, составляющих ее собственность, сторонним организациям и лицам вне зависимости от их деятельности, места расположения, статуса. Сотрудники имеют право выступать от лица редакции исключительно в пределах компетенции и полномочий, установленных главным редактором или редколлегией.

В настоящее время профессионально-творческие взаимоотношения между редакцией и сотрудниками строятся на жесткой контрактной основе (4). При этом они определяются особым регламентом средства массовой коммуникации – редакционным уставом, который определен общим собранием творческих работников и утвержден главным редактором или редколлегией.

 

Основное содержание этических принципов и норм включает ряд дополнительных требований, направленных на нравственную регуляцию поступков журналиста в отношениях с коллегами. Д.С. Авраамов указывает, что в профессиональной среде поведение журналиста регулируется нормами служебной этики. А она регламентирует не только личные служебные связи, но и отношение к чужой интеллектуальной собственности, к продукту труда коллег.

В журналистских коллективах наиболее сложной сферой нравственной регуляции являются взаимоотношения «автор – редактор». В таких ролях оказываются не только сотрудники редакции и ее руководители, но и другие журналисты, один из которых является автором материала, а другой – правщиком. Взаимоотношения «автор – редактор» могут оказаться напряженными, если журналист, используя свое служебное положение в редакции, искажает смысл материала или же навязывает коллегам свои субъективные пристрастия. Кроме того, в редакционной практике можно столкнуться с ситуацией, когда наиболее опытный журналист, не оценив возможности начинающего автора, полностью переписывает его материал, а самого автора об этом не ставит в известность. Таким образом, наиболее приемлемыми этическими нормами во взаимоотношениях «автор – редактор» являются ознакомление автора с редакторской правкой плюс совместное обсуждение всех спорных вопросов.

Вообще, сфера действия норм служебной этики особенно зримо проявляется в отношениях журналиста не только с коллегами, но и с аудиторией, героями материалов, источниками информации. При этом усвоение журналистом нравственных принципов и норм представляет собой сложный социально-психологический процесс. Он связан не только с приобретением личностью комплекса знаний, но еще и осознанием персональной ответственности за строгое соблюдение данных принципов и норм. Тем более что сила воздействия этических норм опирается на нормы закона.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЙНОЙ РЕДАКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ) | Введение. Значение центральной нервной системы. Структура и функции нейронов. Классификация нейронов. Синапсы в центральной нервной системе

Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 719; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.