Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Знакомство с основными понятими, терминами и законами композиции
Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается наиболее общее – отношение предметов и окружающего пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. Таким образом создается четкое представление о целом. Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия. Известный композиционный прием — членение (напр., текста), разбивка целого на ограниченное число групп, группировка элементов, — необходим, потому что подобным методом последовательного приближения осваивается целое. Этот метод обусловлен наличием физиологического порога восприятия: наш мозг одновременно может воспринять не более 5 – 7 элементов или групп одновременно. При большом количестве злементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать», чтоб опознать объект, яаляется свойством человеческой психики. Наборы из случайно разбросанных точек не выглядят как случайные. Так как глаз ищет и различает их «конфигурации» и группирует элементы (напр., группировка с слова, строки, колонки текста). Закон группировки в композиции заключается в том, что чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Есть 4 фактора, влияющих на группировку элементов в зрительном поле: близость, сходство, продолжение, замкнутость. То есть, группировка зависит от того, насколько пространственно близко расположены элементы по отношению друг к другу; насколько близки они друг другу качественно (родственность форм и пр.); от стремления к «продолжению», логически вытекающему из местоположения элемента, стремления; cледовать по знакомым контурам к целостиому образу; от стремления к замкнутым фигурам (разрозненные элементы, разорванные линии стремятся замкнуться и образовать фигуру). Гармоническое начало в композиции означает не только соблюдение количестненных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения, примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством ипрочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое. Объективные, присущие природе явления — симметрии, асимметрии, пропорциональности, контраста, ритма, динамики, статики, тождества, пропорции, модуля, масштаба, нюанса и контраста воспринимаемые человеческим сознанием, освоенные опытом и понимаемые как категории гармонии, — используются в процессе художественного творчества как средства создания художественной формы. С помощью этих средств раскрывается содержание и гармонизуется форма. В специальной литературе их обычно называют средствами гармонизации или композициониыми средствами. При непременном участии средств гармонизации реализуются в материале композиционные принципы: принцип целесообразности, принцип сложного, принцип соподчинения частей в целом, принципы единства движения, равновесия и гармонии, т. е. создается целостная художественная форма. Принцип целесообразности Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной (или художественной в сочетании с коммерческой, социальной и др.) задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму. Принцип единства сложного (целостность произведения) и соподчинения частей в целом Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принпипу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементами произведения). У Владимира Фаворского читаем: «Приведение к целостности зрительного образа будет композицией». В произведении художественном все части связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаютея между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же время целое воспринимается единовременно и цельно. Принцип доминанты (наличия главного, ведущего начала) Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты —смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагаетея в центральной зоне изобразительной плоскости. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой (напр., расположение крупного логотипа в смысловом центре композиции и повторение его на боковых гранях товарной упаковки). Принцип равновесия (уравновешенности частей целого) Уравновешенность частей — первостепенное требование композиционного построения — означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия, вне которой человек испытывает дискомфорт, неудовольствие, раздражение. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой; единство формы и содержания) Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количестненных отнощений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения, примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое. Средства художественной гармонизации — контраст, симметрия, масштаб, пропорциональность, ритм, динамика, статика, тождество, пропорция, модуль, нюанс.
тема 1.2
Дата добавления: 2014-09-02; просмотров: 443; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |