Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В католической философии можно выделить две тенденции: ка- толический спиритуализм, персонализм, экзистенциализм своими кор- нями восходят к иррационализму и мистике древнегреческого философа-идеалиста Платона и христианского теолога Аврелия Августина, а неотомизм, тейярдизм и суарезианизм - к рационалистической традиции Аристотеля (384 - 322 до н. э.) и сред- невекового схоласта Фомы Аквинского (1226 - 1274). § 1. Неотомизм Неотомизм (лат. nео - новый и thomismus - учение Фомы Аквинского) - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII - XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы мо- дернизированный томизм возродился в силу ряда субъективных причин в конце XIX в. Он не отрицал значения частных наук, признавал в определенных границах роль эмпирического знания, использовал не- которые постулаты рационализма, ставя их на службу теологии. Энцикликой Льва XIII (1810 - 1903) "Aeterni patris" ("Отцу вечному", 1879) философия Фомы Аквинского (1225 или 1226 - 1274) была про- возглашена вечной и единственно истинной. Вскоре после обнародования энциклики Ватиканом была создана сеть институтов, школ и специальных католических центров, задачей которых и ныне является изучение, развитие и популяризация учения Фомы Аквинского. Этим занимаются старейший папский Григорианский университет, основанный в 1552 г. создателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой (1491 - 1556), Институт святого Фомы в Лувене (Бельгия), католические институты в Париже, Лионе, Лилле, Турине, Академия Альберта Великого в Кельне и др. Только в Риме и его окрестностях действует около 50 католических вузов и иссле- довательских центров, в том числе 14 вузов, имеющих статус "папских университетов". Католические вузы и научные центры ежегодно изда- ют сотни монографий и наименований журналов, истолковывающих
различные аспекты современной цивилизации в духе неотомизма, ищущих в учении Фомы ключ к решению многих проблем конца XX в. Видные представители неотомизма - Ж. Маритен (1882 - 1973), Э. Жильсон (1884 - 1978), Г. Веттер (род. 1911), И. Бохенский (род. 1902), Г.Манзер (1866-1949), И. де Фриз (1874 - 1959) и др. Принцип гармонии веры и разума Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. В свое вре- мя Фома Аквинский, оценивая предшеству- ющие попытки решения указанной дилеммы [иррационализм христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 - после 220), рационализм французского философа П.Абеляра (1079- 1142)], пришел к выводу об их неприемлемости и необходимости выработки новой концепции. Тертуллиан утверждал, что разум не в состоянии постичь истины, открывающейся в акте веры, и тем самым признавал неустранимостъ противоречия между разумом и верой, а значит, и не- возможность рационального доказательства бытия Бога. Для воззрений А. Абеляра, напротив, характерен рационализм - предварительным условием веры у него выступает разум ("понимаю, чтобы верить"). П. Абеляр подчеркивал преимущества разума перед слепой верой, под- вергал сомнению истинность догматов и тем самым проводил идею ав- тономии науки по отношению к теологии. Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естест- венным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и свер- хъестественным образом - через Откровение, божественное слово. Согласно неотомизму, существуют три формы постижения истины: на- ука, философия и теология. Низшая из них наука; она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идет. Философия - более высокая ступень рационального знания. Глав- ной ее задачей должно быть познание Бога как первопричины и ко- нечной цели всех вещей. Неотомисты, устанавливая функции философии, особо выделяют следующие два положения: философия, будучи наукой о высших причинах, вместе с тем является учением о первой высшей причине и в этом плане смыкается с теологией; философия посредством своей аргументации и понятийного аппарата должна выполнять служебную роль по отношению к теологии. Рациональное знание ценно, согласно утверждению теологов, пото- му что оно позволяет более полно понять истины Откровения. Пос- редством "света разума" неотомизм пытается обосновать такие догматы, как существование Бош, бессмертие человеческой души. Но есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограничен-
ность философии и тем более науки. Таковыми являются догматы бо- говошющения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тож- дественным вере. Понимание неотомистами взаимоотношения науки и философии, с одной стороны, и теологии, с другой, тесно связано с их пониманием взаимоотношения веры и знания. Принцип гармонии веры и знания сводится к следующему: истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог является творцом и Откровения, и разума. Противо- речить же себе Бог не может. Ныне католическая философско-теологическая мысль обновляет традиционную схему соотношения веры и знания за счет избиратель- ного использования теоретических достижений наук о природе и иде- алистической философии. Основными элементами этого обновления являются обоснование положения о "новом" лице естествознания, признавшего в настоящее время ограниченность своих методов поз- нания природы, и наличие "пограничных вопросов" между теологией, философией и естествознанием. Усилия направлены на обоснование возможности интеграции теоретических достижений науки в целостное религиозное мировоззрение. Учение о бытии Основным разделом философии неотомизма является онтология (учение о бытии). Ее предмет и основная категория - бытие - понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестественного и ма- териального (вторичного по отношению к первому) миров. Дать опре- деление бытия, согласно неотомизму, невозможно. Бытие для теологов - это "абсолютно первое понятие", о котором лишь можно сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие в нео- томистской интерпретации предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой - как Бог. По- этому онтология неотомизма выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога. Идеалистически понятое бытие состоит из потенции (она же воз- можность, или "чистое бытие") и акта (действительности). Потенция означает возможность изменения, становления чем-то определенным, в то время как акт - реализация потенции. Акт бытия в мире опре- деляется божественной первопричиной посредством иерархии причин: материальной, формальной, действующей и целевой. Первые две причины находятся в самих вещах, последние - вне их. Материальная причина, как и вся материя, лишена качественной и количественной определенности; формальная выступает как принцип обретения ма- терией конкретной определенности; действующая означает определен-
ную субстанцию в виде материи и формы, вызывающую какое-либо движение, а затем и возникновение чего-то нового; целевая определяет способ реализации действующей причины, она свидетельствует о на- правленности Божьего плана. Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о ко- торых можно судить по их сущности и существованию. Все, кроме Бош, состоит из сущности, т. е. из того, чем данное бытие является, и из существования, т. е. из того, что определяет существование этого бытия. Многообразие окружающего мира неотомисты объясняют с помощью идеи гилеморфизма (греч. "гале" - материя и "морфе" - форма) или спецификой соотношения материи и формы. Первая для них - метафизически понятая возможность, вторая - действитель- ность. Материя - это неопределенная, бесформенная и пассивная, не- способная к самодвижению и самосуществованию потенция. Чтобы стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в действительность и вообще существовать, материи требуется причина, находящаяся вне ее. В результате действия указанных выше четырех причин форма конституирует содержание - субстанцию. В гилеморфическом истолковании все сотворенное Богом образует так называемую иерархию бытия. Первые объекты, характеризу- ющиеся материей и формой,- минералы. Над неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, че- ловек и девять хоров "чистых духов" - ангелов. Человек, как и всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая бессмертная душа - это форма, определяющая бытие, человека. Она более благородный элемент, нежели телесная организация, поскольку принадлежит Богу. Но как соотносится бытие Бога с сотворенным им бытием? Этот вопрос неотомисты решают посредством признания аналогии Бога и мира. Они исходят из того, что Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналоги. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определенное пред- ставление о свойствах Бога. Несмотря на то, что раскрытие любой категории онтологии имеет целью обоснование бытия Бога, неотомисты, не останавливаясь на этом, считают важной частью своего учения специальные доказатель- ства его существования. Они повторяют аргументы, выдвинутые еще Фомой Аквинским: от наличия движения в мире к существованию не- подвижного перводвигателя; от причинной обусловленности всякой вещи к наличию первопричины; от случайности вещей к признанию абсолютно необходимого существа; от градации степеней совершенства вещей к наличию абсолютного совершенства; от целесообразности в природе к существованию сверхприродного разумного существа - источника этой целесообразности.
Теория познания Последователи Фомы Аквинского утвержда- ют, что именно их теория познания позволяет именовать философию неотомизма реализмом. Основанием для этого является признание ими существования независимой от человека реальности и возможности ее познания, а также критика субъективно- идеалистического понимания процесса познания. Признание объективной реальности действительно является исход- ной посылкой теории познания неотомизма, он признает значение опыта в процессе познания, поскольку считается, что только опытным путем у человека вырабатываются элементарные понятия. Но опыт не дает знания нематериальной сущности вещей. Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом - сущность вещи: форма, идея. Таким образом, человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них иде- альные сущности. Материя выпадает из неотомистской гносеологии. Более того, поскольку инертная и лишенная формы, а стало быть, способности к саморазвитию материя не есть объект исследования, то непременным условием процесса познания является освобождение от материи (дематериализация формы). Процесс познания выглядит сле- дующим образом. В результате воздействия "внешних бытии" на орга- ны чувств человека у него возникают чувственные подобия вещей, являющиеся посредниками между человеком и вещами. Эти позна- вательные формы не тождественны самим вещам, ибо, по термино- логии Фомы Аквинского, "они не то, что мы видим", а то, "посредством чего мы видим". На основе данных форм у человека возникают образы вещей, понятия, слова, являющиеся конечным результатом познания. Указанный посредник особождает форму от материи, и сущность вещи в неотомистском понимании становится доступной человеческому разуму, разум может воспринимать нематериальную форму вещи. Рациональное неотомистское познание - своего рода приобщение к "разуму Бога". Вплоть до II Ватиканского собора (1962 - 1965) неотомизм вы- ступал как единственная философская основа не только теории бытия и теории познания, но и социального учения официального ка- толицизма. Однако уже на первых сессиях собора многие теологи отме- чали, что неотомизм стал тормозом на пути католицизма к обновлению. Церковь, доказывали они, поддерживая только нео- томизм, отрезает себе пути к использованию других, более дееспо- собных и современных философских систем. Внутрицерковная критика неотомизма, как правило, ведется с целью очищения его от всего анахроничного и обогащения элементами других философских систем. В результате тот неотомизм, который су- ществует ныне и признается официальной церковью, есть только
"ассимилирующий неотомизм", т. е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи экзистенциализма, феноменологии, позитивизма и даже отдельные элементы марксизма. Отдельные элементы указанных философских направлений можно обнаружить, в частности, в последних энцикликах папы Иоанна Павла П. § 2. Неоавгустинизм Видное место в католической философии наряду с неотомизмом занимает неоавгустинизм. Многочисленные неоавгустинистские школы ["философия духа" Р. Ле Сенна; "философия действия" М. Блонделя (1861 - 1949); католический экзистенциализм Г. Марселя (1889 - 1973), персонализм Ж. Лакруа (1900-1986) и др.] объединяет приверженность к следующим принципам: признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; учение о непосредственном отношении между Богом и человеком; выдвижение на первый план эмоционально-интуитивных средств поз- нания действительности; сосредоточение внимания на проблемах отдельной личности. Теория познания В то время как неотомизм допускает рациональные доказательства догматов христианства, неоавгустинизм исходит из того, что рациональные ар- хументы не достигают своей цели. Главный недостаток неотомистской апологетики, по мнению неоавгустинистов, заключается в том, что она представляет религию в виде отвлеченных истин, к которым приходят в процессе познания. Но вера, согласно их концепции, не познание, а личностный, неповторимый опыт приобщения к религии и встречи с Богом. Ориентация на интуитивно-эмоциональные пути познания Бога приводит к иррационалистическому учению о предмете и возможно- стях науки и философии. Неоавгустинисты признают способность разу- ма познавать действительность, создавать научную картину мира, однако устанавливают жесткие границы применения разума и науки. Наука объявляется низшей ступенью познания, ее предмет - мир на- блюдаемых явлений, она не возвышается до постановки вопросов о сущности бытия. Эмпирическое наблюдение, абстрагирование и обоб- щение приносят положительные результаты только в исследовании объективного мира, но непригодны для познания внутреннего мира личности. Неоавгустинисты выступают за расширение рамок познания и признание в качестве адекватного способа постижения личности так называемого экзистенциального (лат. existentia - существование)
опыта. Специфика познания в экзистенциальном опыте раскрывается через понятия "таинство", "вовлечение", "вера". Говоря о познании мира, неоавгустинисты фактически имеют в виду интерпретацию в моральном плане личностного существования. Таким подходом располагает только философия, она представляет со- бой продукт индивидуального творчества мыслителя, посредством ко- торого он выражает прежде всего свою личность, а не некое объективное содержание, оцениваемое с помощью логических критериев. Каждая личность создает свою философию. Сколько лично- стей, столько может быть и философских истин. Центральной проблемой философии неоавгустинисты считают отношения Бога и человека. Они утверждают, что погружение в недра собственного "я" создает пропасть между личностью и миром, кон- кретным существованием человека и бытием в целом. Чтобы избежать этого дуализма, необходимо, по их мнению, объединяющее начало, которым может быть только Бог. Учение о бытии Благодаря интуиции человек осознает себя связанным с чем-то общеобязательным, пре- восходящим его, и обнаруживает присутствие бытия. Это бытие на- деляется всеми свойствами христианского Бога: вездесущностью, неизменностью, бестелесностью, индивидуальностью и т. д. Если неотомисты в учении о бытии исходят из аналогии Бога и мира, то неоавгусгинисты полагают, что более правильным будет обоз- начить отношения Бога и мира термином однородности, тождествен- ности, единосущности. Вводя понятие однородности бытия, неоавгустинисты снимают границу между Богом и человеком и тем самым пытаются доказать возможность их непосредственного общения. Важную роль в обосновании неоавгустинистского миропонимания играет идея креационизма - сотворения живой и неживой природы в едином творческом акте. Эту идею призван обосновать тезис о "бытии- акте" - некоем мистическом действии, направленном как на самого себя, так и на все остальное. Главной в трактовке акта является идея непрерывного, бесконечного творения. Бесконечный творческий акт реализуется в двух формах: творении реальности и существовании. Ре- альность наделена всеми характеристиками метафизического понимания материи. Она пассивна и выступает как нечто данное. Выдвигая тезис о производности реальности от "бытия-акта", неоав- густинисты пытаются по-новому обосновать библейскую версию о сот- ворении мира Богом. Главное внимание неоавгустинисты уделяют человеку, его "суще- ствованию". Здесь они проводят общую для большинства религиозно- философских учений концепцию о двойственной природе человека. В соответствии с этой концепцией существование понимается как двой- ственное состояние, находящееся в зависимости от бытия и реальности.
Бытие служит источником и целью существования. Но реальность ме- шает существованию с ним слиться. В то же время реальность ока- зывается необходимым компонентом в становлении существования. Учение о существовании служит переходным мостом от теории бытия к теории человека - антропологии. Главным в антропологии является понятие участия, сопричастности, партиципации. Партиципация рассматривается как внутреннее объединение, взаимоп- роникновение человека и Бога на мистической основе. Это понятие наиболее точно передает отношения человека и Бога. Партиципация имеет в своем основании творческий акт Бога, но действует Бог посредством человека. Успех познания зависит от того, какие отношения установит человек с Богом. Если человек противо- поставляет себя Богу и ищет в индивидуальности основание своих действий, то он обречен на поражение. Только в гармонии с Богом человек избавится от своих недостатков, которые присущи ему как ограниченному существу. "Философия действия" Отличительной особенностью школы "философии действия" М. Блонделя и его пос- ледователей является использование представлений французского философа А. Бергсона о непосредственном опыте, с помощью которого постигается абсолютное, положений прагматизма о действии человека как основной форме его жизнедеятельности, отказ от рассмотрения внешней (объективной) реальности и перенос внимания на чисто внут- ренние, психологические процессы, со знания на веру. Блонделисты предприняли попытку создания стройной системы оправдания и защиты религиозной веры. Возможность использования философии в апологетических целях заложена, по их мнению, в том, что имеется ряд пограничных проблем, которые одновременно входят в сферу интересов философии и религии. Такими проблемами явля- ются проблемы человека, которые философия своими средствами решить не может и поэтому вынуждена вступать в диалог с религией. Для решения пограничных вопросов блонделисты предлагают создать особую науку - "философскую апологетику", которая призвана раз- рабатывать два пути приобщения к вере: внутренний - философский и внешний - теологический. Философский метод должен предраспо- ложить человека к восприятию религиозных догм, теологический - разъяснить основные положения религии, сделать их внутренними убеждениями человека. Блонделъ стремится представить христианство как динамичное учение, способствующее включению человека в активное освоение и преобразование мира. "Быть - значит действовать", - утверждает он. Через действие человек вступает в контакт с внешним миром, прео- бразует его, создавая материальную и духовную культуру. Главное в действии - духовная деятельность, акт выбора, принятие решения
без достаточного логического осмысления. Величие и красота действия заключаются в том, что оно есть порыв, посредством которого человек пытается превзойти собственное несовершенство. Рассматривая различные формы деятельности, Блондель пытается доказать, что каж- дая из них определяется трансцендентной силой. "Философия действия" подготавливает человека к усвоению истин Откровения. В тот момент, когда человек поймет, что весь его духовный мир, его взаимоотношения с другими людьми находятся в зависимости от его отношения к Богу, он осознает необходимость полного усвоения истин веры. Христианский Основатель католического экзистенциализма (католический) Г. Марсель. Он считает, что приобщение к экзистенциализм Богу возможно но только индивидуально, через личностный неповторимый опыт. Такая уста- новка приводит его к необходимости противопоставления всем внешним социальным сторонам существования человека в качестве подлинного мира субъективных чувств и переживании. Противопостав- ление двух миров нашло отражение в гносеологии Г. Марселя в виде антитезы "проблемы" и "таинства". К "проблеме" относится мир на- уки, все то, что лишено субъективности. "Таинство" определяется Г. Марселем как сфера, в которой стирается грань между субъектом и объектом и происходит непосредственное проникновение в действительность. Тождество осуществляется в богопознании, а бого- познание совершается в процессе непосредственного общения Бога и человека. Такое общение возможно только для человека, достигшего состояния внутренней сосредоточенности, уравновешенности. Высшая форма общения человека и Бога у Г. Марселя - это любовь. Он пред- ставляет ее как "прорыв свободы", носящей божественный характер. Чувство любви открывает людям непосредственное присутствие абсо- лютного, создает единение Бога и человека. Как убежденный католик, Г. Марсель признает важным догмат о спасающей роли церкви. Церковь, по его представлению, должна вы- ступать как организующее начало, которое создает необходимые пред- посылки для принятия людьми религиозных убеждений. Г. Марсель ратует за тотальную евангелизацию всей общественной жизни, отводит церкви роль не только воспитателя в религиозном духе, но и регу- лятора всех общественных отношений. § 3. Тейярдизм С совершенно иных позиций, чем неотомизм и неоавгустинизм, решает религиозно-философские проблемы П. Тейяр де Шарден (1881 -1955), верный член ордена иезуитов и видный ученый - палеон- толог, археолог, биолог. Учение П. Тейяра противостоит ортодоксаль
ным томистским представлениям о мире и человеке. За религиозное инакомыслие П. Тейяр при жизни был лишен церковными властями права преподавания и публикации философско-теологических сочинений. Однако начиная с 60-х годов его взгляды широко исполь- зуются в модернистских концепциях самой различной ориентации. Философско-теодогическая П. Тейяр де Шарден считал необходимым ко- интерпретация природы ренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. Центральным методологическим принципом сов- ременного мышления он провозгласил эволюционизм. Принцип эво- люции, по его словам, коренится в самой действительности и присущ всем явлениям природы. Мир, согласно концепции П. Тейяра де Шардена, постоянно на- ходится в процессе изменения, развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Он отмечает также взаимосвязь количественных и качественных изменений и считает, что появление нового качества нельзя объяснить, если не ввести в естественную историю понятие скачка как критической точки изменения состояний, через который последующий этап эволюции отрицает предшествующий. Эволюция начинается в определенной точке, "точке Альфа". Основными критическими точками процесса развития мира - космогенеза - вы- ступают у Тейяра следующие этапы: неорганическая природа ("преджизнь"), органическая материя ("жизнь"), духовный мир ("мысль", "ноосфера") и Бог ("точка Омега"). Большое значение Тейяр придает третьему этапу эволюции, связанному со становлением и развитием человечества. Человек есть звено в биологической эво- люции" связанное с предшествующими этапами. Однако он занимает совершенно исключительное место в мироздании, потому что на этом уровне возникает высшая форма в развитии мира - мысль, сознание, духовность. По Тейяру, до появления человека с его уникальной способностью к мышлению все в мире было разобщено, и это разобщение постоянно усиливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуще- ствляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу - сферу духа. Именно эту сферу Тейяр по аналогии со стадиями ге- охимического развития Земли - барисферой, литосферой, биосферой - называет ноосферой - мыслящим пластом Земли. В целях обоснования концепции о превосходстве идеального начала над материальным, о духовно-личностной основе мироздания Тейяр выделяет положение о всеобщей одушевленности материи. Для объяс- нения возможности происхождения всего сущего из единой субстанции необходимо допустить, что атомы, электроны, элементарные частицы должны иметь некие "зачатки духа". Духовный слой бытия Тейяр рас- сматривает как особую энергию, он называет ее "радиальной" в
отличие от механической "тангенциальной" энергии. Именно радиаль- ная энергия обусловливает развитие материи и влечет каждый ма- териальный объект в направлении все более сложного, внутренне сосредоточенного состояния. Концепция Тейяра имеет финалистский характер. Развитие в мире имеет строгую направленность, за ма- териальными причинами следует обнаруживать глубинное, целевое на- чало. В той сфере, где твердо установлен принцип детерминизма, Тейяр безоговорочно признает действие этого принципа: на уровне неживой материи целевое начало активно не проявляет себя. В явной и активной форме цель выступает лишь на уровне человека. Человек - это сознательное существо, бытие, устремленное к Богу. Бог вы- ступает в качестве конечной цели мирового развития: "радиальная энергия", психизм, а с появлением человека сознание - ведут эво- люцию к определенной трансцендентной цели. Социальный идеал Идеи П. Тейяра де Шардена оказывают значительное влияние на современное социально-этическое учение католицизма, особенно на построение мо- дели будущего человеческого общества. Согласно концепции Тейяра, социальный и нравственный прогресс в мире выражается в интеграции всех "элементов мира" в едином целом. Применительно к человече- скому обществу это должно означать всеобщую тотализацию и социализацию. Будущее должно выражаться в образовании древа духа, которое вырастает из соединения разнообразных и пока еще взаимоисключающих течений: христианства, буржуазной демократии, восточной мистики, коммунизма и фашизма. (Кстати, симпатии Тей- яра к фашизму объяснялись тем, что в нем он усматривал средство ликвидации безработицы, организации сильной власти, но прежде все- го "тотализации".) Эволюционизм Тейяра, предполагающий конвергенцию и социаль- ную унификацию, означает снятие всех интеллектуальных, политических, национальных и языковых барьеров. Вначале возникнут единые общечеловеческая культура, техника, наука, религия и мораль. В конечном итоге история человечества перерастает у Тейяра в эс- хатологию- учение о конечных судьбах мира и человека, а сама жизнь общества - в проект эволюции от низших социальных форм к высшим форма психизма, где человеческое сознание, духовная куль- тура отделятся от своих материальных носителей и будут существовать самостоятельно, как особая сфера реальности. Двигателем эволюции общества, ее "кровью" выступает любовь. Человечество не найдет себя и не сформируется, пишет он, если акт соединения не будет однов- ременно и актом взаимной любви людей. "Аморизация" общества, т. е. проникновение любви в социальный организм, по Тейяру, состоит из нескольких фаз. Он выделяет любовь избирательную (интимные отношения), общественную (к ближнему)
и любовь как принцип отношения человека к Богу. В конечной фазе любовь, по его мнению, всегда стремится к некоему идеальному изме- рению, к точке Омега - Христу, являющемуся средоточием всякой любви. Благодаря любви точка Омега становится синтезом личности и всеобщности. Следовательно, любовь - это фактор, позволяющий соединяться человеку с человеком, а через ноосферу новое челове- ческое сообщество соединяется с точкой Омега без утраты собственной индивидуальности. Глава XV
Дата добавления: 2014-09-08; просмотров: 722; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |