Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






НАДКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИНКРЕТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Читайте также:
  1. II. Философия И. Канта
  2. II. Философия Чаадаева.
  3. VI. Философия общественной жизни
  4. VI. Философия русского космизма.
  5. VII. Натурфилософия.
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  10. Б.Спиноза философиясы

В состав надконфессиональной синкретической религиозной

философии входит широкий спектр мистических, оккультных,

спиритуалистических и других концепций, которые развиваются вне

основного русла традиционных религиозных направлений. Они осуще-

ствляют синтез элементов различных религий, а также научного и вне-

научного знания. Многие формы надконфессиональной синкретической

религиозной философии формировались и развивались вокруг фило-

софского комплекса оккультизма.

Оккультизм (лат. occultus - тайный) есть мистико-философское

учение о существовании скрытой за материальными процессами и

явлениями высшей реальности. Он ставит задачу проникновения в тай-

ны мироздания и выявления дремлющих в человеке высших сил и

способностей, а также разрабатывает методы влияния на "скрытое",

"тайное". Термин "оккультный" получил распространение после вы-

хода в свет трактата "Оккультная философия", написанного Агриппой

Неттесгеймским (1486 - 1535). Оккультизм пронизывает комплекс

так называемых герметических наук (по имени легендарного основа-

теля Гермеса Трисмегиста), в состав которых входят магия, каб-

балистика, астрология, алхимия, френология и различные виды

мантики.

Сами теоретики и историки оккультизма возводят происхождение

эзотерического знания (греч. esoterikos - внутренний) к древнейшим

эпохам человеческой истории. Они полагают, что.ядро оккультной

философии было создано еще жрецами Атлантиды и после ее гибели

унаследовано жрецами Египта, Тибета и других, более поздних

цивилизаций. Элементы философии оккультизма находят в египет-

ской, индийской и китайской предфилософии, зороастризме,

философии орфиков и пифагорейцев, в философии Платона и в Каб-

бале. Указанные концепции стали основой формирования комплекса

философских идей оккультизма в более поздние эпохи. Дальнейшее

его развитие связано с именами Агриппы Неттесгеймского, Р. Фладта

(1574 - 1657), Парацельса (1493 - 1541), Я. Бёме (1575 - 1624), Л.

К. Сен-Мартена (1743-1803), Э. Сведенборга (1688 - 1772), а так-

же многих алхимиков, астрологов, каббалисгов эпохи средневековья,

Возрождений и нового времени. Однако наиболее развитые и влиятель-

ные течения оккультной философии были созданы в XIX - XX вв.

Это прежде всего теософия и антропософия.

 

 

§ 1. Теософия

Термин "теософия" (греч. theos - бог и sophia - мудрость) бук-

вально означает "божественная мудрость". Происхождение этого

термина, по утверждению основателей теософии, восходит к школам

неоплатоников1, однако самые ранние элементы теософии сложились

в Древней Индии, а термин "теософия" имеет свой аналог на санскрите

- "брахмавидья" (божественная мудрость)2. Теософия рассматрива-

лась ее основоположниками как основа всех религий, как новый, со-

ответствующий данному историческому времени способ изложения

религии, как учение, которое на протяжении всей истории челове-

чества лишь меняло свои формы, но суть которого оставалась неизмен-

ной3. Возникновение теософии как особой философской системы

связано с деятельностью Е. П. Блаватской (1831 - 1891) и созданного



ею Теософского общества. Систематизацией ее идей занялись позднее

А. Безант (1847 - 1933), Р. Штайнер (1861 - 1925) и др.

Учение Е. П. Блаватской с самого начала формировалось как

синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох

и народов с современными ей научными идеями. Фактически теософия

была одной из первых попыток создания новой парадигмы мышления

путем синтеза научного и вненаучного знания. Главный теософский

труд Е. П. Блаватской - "Тайная Доктрина".

Не отрицая позитивной роли науки, теоретики теософии под-

черкивают ее ограниченность. Главная разница между теософической

наукой и обычной современной наукой видится в том, что последняя

имеет дело лишь с обрывками целого - с физическими явлениями это-

го и других миров, с тем, что может быть проведено через физический

мозг человека и его чувства.

В отличие от обычной науки теософическая наука рассматривает

весь мир как проявление мысли во всех разрядах материи. Оккультная

наука знает о существовании еще более высоких родов разреженной

материи. Человек никоим образом не ограничен одним только

физическим миром. Необходимо развивать "новые чувства", для того

чтобы наблюдать явления более тонкой материи. Формирование науки

более высокого уровня должно идти путем синтеза методов обычной

науки и методов теософии.

Космология Картина мироздания, которую рисует

теософия, дана, по мнению А. Безант, духов-

ными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е.

П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия определяет

космос как систему, "которая, исходя от единого Логоса и поддержива-

емая Его Жизнью, является... вполне законченной в себе самой"4. В

большинстве теософских трудов человеческий космос ограничивается

Солнечной системой, в которой физическое Солнце - это низшее про-

 

 

 

явление Логоса. Логос понимается как "зеркало, отображающее Бо-

жественный Разум, Вселенная же является зеркалом Логоса, хотя пос-

ледний есть сущность... этой Вселенной... каждая Вселенная (Мир или

Планета) имеет своего Логоса..."5. Материя Солнечной системы есть

результат первого творческого действия божественного Логоса, которое

подготовляет поле эволюции. Она везде пронизана более тонкой ма-

терией, другими мирами и переплетается с ними. Первоматерией кос-

моса является эфир, изменение плотности которого порождает

различные материальные формы; мысль рассматривается как особо

тонкий вид эфира.

Эволюция космоса - результат действия трех творческих волн

Божественного Логоса (или трех логосов). Первая жизненная волна,

излитая в океан межзвездной материи, исходит из самого Логоса.

Она образует атомы и строит их многочисленные сочетания. Вторая

великая волна в своем нисходящем движении наделяег материю

различными чертами или свойствами, а в восходящем движении

строит формы из материи, уже обладающей свойствами. В этом

процессе Логос раскрывается как творец, как "Великий Геометр

Вселенной". Третья великая волна связана с истечением "семян

божественности" - человеческих душ, которые Божественный Логос

посылает в материю для того, чтобы одушевить и использовать тела,

подготовлявшиеся для них в течение долгой эволюции, медленного

восхождения от минерала к растению, от растения к животному, от

животного к животному-человеку. Теософия рисует пантеистическую

картину мира, в котором каждая частица материи духовно-материаль-

на. Дух и материя составляют неразрывную пару, и одна сторона

не может существовать без другой.

Солнце как проявление Логоса в человеческом космосе имеет

могущественных сотрудников - разумных духов, которые становятся

действующими силами в создаваемой им Вселенной. Это семь

священных сущностей - планетарных логосов (логосов второго поряд-

ка), саморожденных от присущей им силы в лоне Материи-Суб-

станции. Высшие духи были космократорами, формовщиками нашей

Солнечной системы. Каждый из них - предводитель целой иерархии

духов, управляющих его царством, и специализирует материю своего

царства.

Седьмеричная система, изначально задаваемая семью логосами

второго порядка, пронизывает весь человеческий космос от атомов,

которые тоже имеют семь субпланов, - до планетарных царств и

человека. На четырех нижних планах каждый планетарный логос

образует семь шарообразных миров, которые, в свою очередь,

образуют планетарную цепь. Перевоплощения планетарной цепи, или

ее манвантары, также делятся на семь ступеней.

Антропогенез Земной мир является одной из ступеней пла-

нетарной эволюции, имеющей также седь-

меричную цикличность. Земной манвантаре предшествовала лунная,

которая произвела семь классов существ, от которых произошли су-

 

 

щества земной манвантары. Человеческая эволюция представляет со-

бой процесс развития сменяющих друг друга семи рас.

Первая коренная раса Земли состояла из студенистых аморфных

существ и "получила свое дыхание жизни от солнца". Вторая обладала

"более определенным составом тела", третья, лемурийская, состояла

из обезьяноподобных существ гигантских размеров. В эпоху, когда

третья коренная раса Земли завершала свой цикл, на Земле появля-

ются представители высокоразвитого человечества с планетарной цепи

Венеры, "Сыны Огня" - светлые существа, принадлежащие к одному

из высших разрядов среди Сынов Разума. Они поселяются на Земле

как божественные учителя юного человечества и вносят в животно-

го-человека искру, из которой образуется человеческая душа. Затем

в результате земного воплощения высокоразвитых космических су-

ществ "Солнечных Питрисов" появляется четвертая, атлантическая,

раса.

Пятая, или арийская, раса развивалась под непосредственным на-

блюдением высшего существа, "технически" называемого Ману. Че-

ловечеству предстоит завершить цикл пятой расы и пройти процесс

эволюции внутри шестой и седьмой рас. В конце седьмой расы, по

окончании земной манвантары, наша земная цепь передаст последу-

ющей плоды своих достижений. Это будут божественно совершенные

люди, подобные Будде и Ману, которые примут руководство новой

эволюцией по указанию планетного Логоса.

Учение о человеке Одним из основных компонентов теософии

является учение о перевоплощении -

процессе, охватывающем как эволюцию Вселенной в целом, так и эво-

люцию человека. Жизнь есть способ самореализации Логоса, процесс

эволюции частиц его жизни - монад. Человек представляет собой

разумную, самосознающую сущность, облеченную в тела, принадле-

жащие ментальной, астральной и физической сферам. Божественный

дух внутри человека - это луч, исходящий из Логоса, искра,

спустившаяся из пламени посредством тончайшей нити, заключенная

в оболочку, состоящую из тончайшей ментальной материи. Он обла-

дает троичной природой самого Логоса. Эволюция человека представ-

ляет собой проявление всех его трех божественных аспектов - бытия,

блаженства и разума, развития их из скрытого состояния в активное.

Человек - высшее из всех существ, живущих в физической среде,

и является в известной степени "наместником Логоса", отвечая за

порядок, мир и благоденствие на Земле. Тело человека, по учению

теософии, состоит из 1) физического тела, назначение которого-

входить в соприкосновение с физическим миром, получать от него

информацию и передавать ее душе, и 2) эфирного двойника, назна-

чение которого - служить проводником жизненных токов, исходящих

от солнца, и распределять их по различным частям физического тела.

 

 

 

Во время земной жизни физическое и эфирное тела функционируют

вместе. Кроме того, человек обладает астральным телом, состоящим

из особой, астральной материи, прозрачной и тонкой, способной ме-

нять свою форму под влиянием мысли, в нем имеются чакры - центры

биопсихического поля.

Еще один слой многомерного человеческого организма составляет

ментальное тело, или тело мысли. Оно состоит из особой "материи

мысли", неизмеримо более тонкой, энергетичной и светящейся, чем

астральная материя. Материя мысли есть подлинная родина человека.

В ментальном теле находится духовный центр - Эго, или Мыслитель.

Он имеет овальную форму "аурического яйца". Эта материя обво-

лакивает луч Божественного Я, живой луч Единого Света и Единой

Жизни Вселенной, отделяет этот луч от его источников, заключает

его внутри тончайшей оболочки из своей субстанции и таким образом

делает его индивидуальностью. Этот центр подобен зерну, опущенному

в почву человеческой жизни, чтобы напитаться ее соками и вырасти

в мощное дерево - "образ и подобие зачавшего его Господа". Человек

может освободиться от колеса рождений и смертей, чтобы перейти к

сверхчеловеческой эволюции, где его раскрывшееся теперь сознание

поднимается на недостижимые высоты до тех пор, пока он не достигнет

единения с Самим Божеством.

Учение о высших мирах Структура человеческого мира состоит из

мира физического, астрального, ментального,

"Сферы Буддхи", нирваны и еще более высоких миров, включая

"жизнь высочайшего Бога"6. Структура человеческого организма и

структура человеческого мира суть аналоги. Физическое и эфирное

тела столь тесно взаимосвязаны, что эфирные двойники не образуют

особого мира, а как бы примыкают к физическим телам.

Астральные тела образуют астральную сферу, где обитают астраль-

ные существа с весьма пластичными формами, прозрачными и высо-

коэнергетичными. Эти формы рождаются мыслью, и

продолжительность их жизни зависит от силы, длительности и

отчетливости мысли, которая их создает. Мыслеформы, или "искус-

ственные элементали", имеют огромное влияние на земную жизнь лю-

дей, выполняя те или иные функции в зависимости от желаний и

направленности создавшей их мысли. Астральный мир населен "есте-

ственными элементалями" пяти отделов - эфира, огня, воздуха, воды

и земли. Кроме них временными обитателями астрального мира явля-

ются астральные тела животных. Его могут временно посещать также

люди и существа более высокого порядка, выполняющие особые за-

дачи, связанные с работой в астральном мире. Один из важнейших

структурных компонентов астральной сферы носит в теософии на-

звание "Камалока" (буквально "жилище желаний") и представляет со-

бой чистилище, куда приходят умершие после утраты физических тел

 

 

для того, чтобы пройти процессы очищения и подготовиться к

подлинной жизни души. Камалока представляет собой семислойную

структуру, подобную кругам Дантова ада.

Ментальная сфера - это сфера сознания, разума, не стесненного

физической материей, это истинная родина человека. Она состоит из

"материи мысли", а вибрации мысли создают из ментальной материи

мыслеформы, необычайно яркие и прекрасные, вечно меняющиеся, ко-

торые невозможно описать на человеческом языке. Ментальная сфера,

подобно астральной, населена элементалями и множеством разумных

существ, состоящих из светящейся материи и "элементальной эс-

сенции" ментальной сферы. Это светозарные существа с обширными

знаниями, великими силами и прекрасной внешней формой, вопло-

щения "спокойной энергии" и неотразимой силы. Высокоразвитый че-

ловек может во время сна, медитации или транса покинуть свое тело

и действовать в высших мирах. Здесь нет пространственных и вре-

менных преград. Общение между человеческими и нечеловеческими

существами происходит совершенно свободно. В высших слоях мен-

тальной сферы пребывают Эго (бессмертные "Я") учителей, посвящен-

ных и их учеников.

Структурным компонентом ментальной сферы является Девакан -

теософское название неба (буквально "страна богов", или "светящаяся

страна"). Сюда приходят человеческие существа, сбросившие свои

физические и астральные тела и прошедшие очищение в Камалоке.

Здесь душа собирает жатву добра, посеянного на Земле. В Девакане

-мире небесного блаженства и радости - все ценное, что было

пережито в земной жизни, перерабатывается в умственные и нрав-

ственные качества и силы, которые человек понесет с собой в сле-

дующее воплощение.

§ 2. Антропософия

Антропософия (от греч. anthropos - человек и sophia - мудрость)

- оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых

высших сил и способностей, направленное на развитие органов свер-

хчувственного восприятия, а также мышления, чувства и воли с целью

познания потусторонних миров и преобразования духовной и физиче-

ской природы человека.

Основатель антропософии Р. Штайнер (1861 - 1925) первоначаль-

но выступал как теоретик и популяризатор теософии, подчеркивая

вместе с тем, что излагаемые им концепции есть результат его соб-

ственных исследований. Однако уже в ранних работах он делает ак-

цент на исследовании человеческого духа, стремится превратить

теософию в экспериментальную науку, разрабатывает вопросы

медитативной техники, педагогики, искусства и медицины. После

 

 

 

конфликта с Теософским обществом Р. Штайнер основывает в 1913

г. "Всеобщее антропософское общество" с центром в швейцарском го-

роде Дорнахе. Антропософское учение получило распространение в

раде стран Европы и США и оказало влияние на круги творческой

интеллигенции. Основные труды Р. Штайнера: "Теософия", "Как

достигнуть познания высших миров?", "Очерк Тайноведения", "Путь

к самопознанию человека".

Учение о человеке Во главу угла антропософской доктрины

Р. Штайнер ставит учение о человеке, которого рассматривает как гражданина трех миров - физического, душевного

и духовного. Человек - существо семичленное и имеет следующие

части: 1) физическое тело; 2) эфирное тело или жизненное тело; 3)

ощущающее душевное тело; 4) душа рассудочная; 5) исполненная ду-

хом душа сознательная; 6) жизнедух; 7) духочеловек7. В зависимости

от точки отсчета эти части могут иметь другое название.

Тело подчиняется законам наследственности, душа - судьбе, соз-

данной ею самой, - карме, а дух - закону перевоплощения, "закону

повторяющихся земных жизней". Соотношение между духом, душой

и телом таково: дух непреходящ; смерть и рождение, согласно законам

физического мира, господствуют над телесностью; душевная жизнь,

подчиненная судьбе, является посредником между ними в течение зем-

ной жизни.

"Эфирный двойник" является "дубликатом" физического тела, в

нем находятся психические центры, имеющие форму лотоса, его

функция заключается в том, чтобы впитывать из космоса психическую

энергию и передавать ее через вращающиеся чакры железам физиче-

ского тела. По мере развития человечества у людей, кроме семи основ-

ных чакр, начнут развиваться еще пять.

Астральное тело есть "организм души", в середине которого на-

ходится физическое тело человека, в этом теле видны все его стрем-

ления, желания, страсти и представления. Характер представлений

тесно связан с развитием органов биопсихическою поля - чакр.

Душевное существо человека отличается от его телесности, оно

представляет собой самостоятельный внутренний мир, противопостав-

ляет себя внешнему миру. Душа проявляет себя в ощущениях, чув-

ствах и воле. В душевном мире выделяются следующие области: 1)

пламени вожделений; 2) текучей возбудимости; 3) желаний; 4) радости

и печали; 5) душевного света; 6) деятельной душевной силы; 7) ду-

шевной жизни 8. В мире души господствуют совсем иные законы, чем

в мире физическом. Например, если в телесном пространстве для

зрения существует закон перспективы, то в душевном пространстве

все, близкое и дальнее, представляется видящему в тех расстояниях,

которые соответствуют их внутренней природе. Основные силы, дей-

ствующие в душевном мире, - симпатия и антипатия. Душа является

 

 

 

связующим членом между телом человека и его духом. Она принимает

активное участие в жизни как физического тела, так и духа. В душе

надо различать три члена: душу ощущающую, душу рассудочную и

душу сознательную. Эти образования, "среди которых человеческое

тело является как бы в облаке", называются человеческой аурой.

Еще более тонким и сложным образованием является дух человека.

Душевное есть основа для духовного так же, как телесное - основа

для душевного. Духовная оболочка есть особое структурное образо-

вание, особая часть человеческого существа, она отделяет Духочело-

века от единого духовного мира, делает его самостоятельным духовным

существом. Внутри этой духооболочки живет Духочеловек. Духовное

существо человека проявляет себя в мышлении.

Учение о сверхфизических Антропософия считает, что макро- и микро-

мирах космос, мир и человек - аналоги. Структура

мира идентична структуре человеческого тела

и представляет собой совокупность взаимопроникающих миров: "стра-

на пламени вожделений", области "текучей возбудимости", "пламени

желаний", "радости и печали", "душевного света", "деятельной душев-

ной силы" и "душевной жизни".

"Мир духа", или "страна духов", еще более, чем "мир душ",

отличен от физического. Он состоит из того вещества, из которого

состоит человеческая мысль. Этот мир является местом обитания

"живых мыслей или духо-существ". В этом мире находятся духовные

прообразы всех вещей и существ, находящихся в физическом мире

и в душевном мире.

Духовный мир также имеет семь областей, взаимопроникающих

и пронизывающих друг друга. В них существуют различные роды про-

образов, начиная от "прообразов физического мира" и кончая "заро-

дышевыми зернами", готовыми принять разнообразнейшие формы

мысле-существ. Когда эти зародышевые зерна вводятся в нижние

области, они начинают проявляться в самых различных обликах. Идеи,

с помощью которых человеческий дух выступает в физическом мире,

суть лишь отражения, тени этих зародыше-мысле-существ духовного

мира.

Цели и задачи земных воплощений вырабытываются не на Земле,

а в стране духов, подобно тому как план дома создается не на

строительной площадке, а в кабинете архитектора. Задача "жизнен-

ного паломничества" человека заключается в том, чтобы, быть

вестником духовного мира, воплотить дух в телесном мире.

Теория познания Р. Штайнер считал, что современная ему на-

ука с -помощью методов, разработанных для

познания физического мира, не может перейти к познанию невидимых

сверхфизических миров. Антропософия ставит задачу развития нового

 

 

 

способа познания, она начинает процесс познания там, где кончает

его наука.

Человек, стремящийся к антропософскому познанию, должен

развить силы, дающие возможность проникновения в сверхфизические

области. Эти силы находятся в каждом из людей и лишь нуждаются

в пробуждении и развитии. Путь к познанию высших миров лежит

через получение посвящения. Одним из его условий является чувство

благоговения, которое человек способен испытывать по отношению к

высшим истинам или людям, обладающим этими истинами. Приобре-

тенное человеком чувство благоговения вызывает существенные пере-

мены в его ауре. Вместе с этими изменениями раскрываются

способности познания сверхфизического. Другим условием получения

посвящения является ориентация человека на внутреннюю духовную

жизнь. Внешний мир во всех своих явлениях исполнен божественной

славы, но божественное надо сперва пережить в своей душе, чтобы

затем найти его в окружающем.

Если получение посвящения является первым этапом на пути поз-

нания сверхфизических миров, то вторым его этапом является "обла-

дание пустым бодрствующим сознанием". Только "пустое" сознание

открывает духовный мир, "который существует не на Земле, не в

космическом пространстве, а вне времени и пространства и который

при этом образует самую глубокую сущность нашего человеческого

бытия"9.

Р. Штайнер полагает, что кроме высших форм познания человеку

следует развивать общечеловеческие способности - мышление, чувст-

ва и волю. И высшие, и обычные формы познания можно развить

с помощью метода медитации - наиболее совершенного инструмента

познания, с помощью которого человек может познать высшие

сверхфизические миры, их существа и силы.

§ 3. Агни Йога

Синкретические религиозно-философские воззрения развиты в

Агни Йоге. Агни Йога, или Живая Этика, - это философско-этическое

учение, направленное на раскрытие высших психических способностей

человека с целью его внутреннего преображения и овладения космиче-

ской энергией - Агни, стимулирования эволюции человека и челове-

чества ко все более высоким формам космического бытия. Агни Йогой,

или Йогой Космического Огня, учение называется потому, что ставит

во главу угла овладение космической энергией, Живой Этикой - пото-

му, что дает особые правила жизни и деятельности, цель которых -

раскрытие внутренних способностей и сил организма.

Создательницей серии книг Живой Этики является Е. И. Рерих

(Шапошникова) (1879 - 1955) -- жена и соратница знаменитого рус-

 

 

ского художника Н. К. Рериха (1874 - 1947). Живая Этика продол-

жает традицию синтеза философии, науки, религии, культур Востока

и Запада, начатого теософией. Синтез понимался Е. И. Рерих как один

из основных принципов учения: "Один принцип несомненен при опре-

делении Агни Йоги - это принцип синтеза. Зажечь огни без "синтеза

чаши" невозможно"10.

Тексты Агни Йоги, по утверждению их создателей, были даны

тибетскими Махатмами, а авторы текстов явились лишь посредниками

в передаче учений. Эти тексты, как повествует предание, были записа-

ны методом "автоматического письма" в особом измененном состоянии

сознания и, таким образом, имеют трансцендентальное, сверхчелове-

ческое происхождение.

Структура и функции Язык текстов Живой Этики специфичен,

текстов отражает афористичность и образность, ха-

рактерную для философской и культурной

традиции Востока, да и само их содержание многослойно. Последо-

ватели Агни йоги считают, что тексты Живой Этики расширяют соз-

нание, очищают биопсихическое поле человека, и эта их функция

неотделима от специфики языка, которым они написаны. В текстах

Агни Йоги одинаково важны как вибрационный, ритмический ком-

понент, так и смысловой, вербальный. Первый способствует

формированию особых измененных состояний сознания, подобных

тем, которые возникают при чтении мантр или дзэн-буддийских ко-

анов, и ведет к особой интерпретации смыслового содержания. Акт

чтения Живой Этики выступает актом "сопричастности Шамбале". Са-

мо "слово" в учении Живой Этики рассматривается как важнейшее

средство "одуховления" и просветления человеческой жизни11.

Текст Живой Этики подобен мозаике, каждый отдельный фрагмент

которой является частью целого, проявляющегося только после того,

как все или многие фрагменты попали в поле зрения. Эффект

расширения сознания связан с панорамным видением целого, которое

наступает в определенный момент чтения. Качественный скачок,

происходящий после накопления определенного количества инфор-

мации, воспринимается читателем как озарение. В этом одна из задач

и специфическая сверхпрограмма текста.

Утверждают, что в силу сложности и большого объема текста пол-

ный охват его может быть произведен только структурами засознания

- многомерной внутренней психики, так как целое ускользает от

обычного вербально-логического мышления. Поэтому чтение текста

выступает так же, как способ активизации высших структур бессоз-

нательной психики.

В текстах Живой Этики нет систематического, последовательного

изложения теории. Читателю постоянно приходится проделывать внут-

 

 

 

реннюю работу достраивания текста по различным линиям - онто-

логической, гносеологической, психологической, этической.

Учение о высших мирах В фундаменте учения Агни Йоги о мире

лежит учение о духовном огне. "Тонкое изу-

чение материи и атома приведет к заключению, что жизненная

энергия есть не электричество, но Огонь... Материя утверждается как

огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу

высшую, которая есть Огонь..."12 Огонь рассматривается как источник

всех материальных и духовных форм и явлений во Вселенной. Тран-

сформация огненной субстанции рождает совокупность миров.

Учение Агни Йоги в структуре мира выделяет: 1) Человеческий

земной мир; 2) Тонкий Мир; 3) Огненный Мир; 4) Высшие сферы.

В обычной земной жизни человек не воспринимает высших миров.

Только огненное сознание, общее всем Мирам, может свидетельство-

вать о дальних жизнях. Более того, Иерархия высших существ обе-

регает человечество от распространения сведений о Тонком Мире "по

неполезному кругу"13.

Тонкий Мир населен разнообразными существами. Их общим

свойством является отсутствие плотных физических тел. Среди них

есть существа как низкого, так и высокого уровня развития.

Материальный, земной мир рассматривается Агни Йогой как

вторичный по отношению к Тонкому, духовному миру. "Каждый

камень на планете создан мыслью" , - утверждает книга "Аум".

Еще более высоким и совершенным является Огненный Мир. Это

мир, состоящий из "субстанции огня", высшей психической энергии:

"Мир Огненный так же наполнен, как и другие сферы. Так же

существа разных эволюции, но огненных степеней, стекаются для

сотрудничества. Если плотное состояние под влиянием хаоса почти

не принимает сотрудничества, если Тонкий Мир принимает сот-

рудничество групповое, то Огненный Мир отличается сотрудничест-

вом полным". Огненный Мир - первичный источник процессов и

явлений как Тонкого, так и плотного земного мира. Все строится в

Огненном Мире, затем опускается в тело тонкое; созданное на Земле

лишь тень Огненною Мира.

Земной мир и высшие миры взаимопроникают друг в друга. Не

только высшие миры питают Землю энергией; в свою очередь,

человечество насыщает пространство своими эманациями и под-

держивает их своей психической энергией. Состояние коллективной

и индивидуальной психики человека оказывает влияние на всю

совокупность миров, в том числе и физический. Каждое человеческое

несовершенство духа отравляет также и физический мир, может

вызвать землетрясения, бури и другие стихийные бедствия.

Учение об иерархии Одним из краеугольных камней учения Агни

Йоги является учение о космической

иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира, она пред-

ставляет собой иерархию разумов на различных ступенях эво-

 

 

 

люционной лестницы. Иерархи, стоящие на высших ее ступенях, не

сверхъестественны, они прошли длинный путь эволюционного

развития, реализовали свою богочеловеческую сущность и теперь

помогают выполнить эту задачу другим.

В критические периоды развития Земли, когда чистота истины ут-

рачивается и многие следуют ложными путями, великие иерархи воп-

лощаются на Земле и в новые исторические эпохи, на новых языках

приносят людям утраченную истину. К числу таких воплощенных

иерархов Живая Этика относит основателей религий, философских

учений, общественных реформаторов.

Однако это не единственная форма работы космической иерархии.

Процессы и явления плотного мира, как физического, так и социаль-

ного, зарождаются первоначально в Тонком Мире, а уже затем

реализуются в плотной материи.

Местом обитания представителей иерархии - учителей человече-

ства является легендарная Шамбала - твердыня света, географическое

местонахождение которой в книгах Агни Йоги не указано.

Космической Иерархии Света противостоят силы хаоса и Иерархия

Тьмы, цель которой - замедлить космическую эволюцию человече-

ства, внести в нее дезинтеграцию. С ними Иерархия Света ведет упор-

ную и самоотверженную борьбу. В проявленном мире развитие

движется в противоположностях, Иерархия Света с необходимостью

предполагает Иерархию Тьмы.

В Иерархии Тьмы есть силы, воплощенные на Земле: "черные

ложи" Темной Иерархии раскинуты по всей планете и обычно раз-

мещаются в крупных городах. Назначение их - всячески вредить де-

лам Иерархии Света и разлагать планету. Но еще более опасны темные

существа, обитающие в низших слоях Тонкого Мира. Находясь в

тонких телах, они "могут направить мысль на земных воплощенных",

побудить их совершить преступления и грехи. Они могут вселиться

в тела живущих на Земле. Тексты Агни Йоги говорят о близящейся

окончательной битве сил Света и Тьмы.

Учение о человеке Агни Йога считает человека продуктом

длительного эволюционного развития, воб-

равшим в себя опыт человеческих воплощений на протяжении

миллионов лет. Человек концентрирует в себе мощные энергии;

энергия, которой обладает человечество, способна повлиять на про-

цессы планетарного и космического масштаба: "Нужно не забыть, что

энергия, получаемая человечеством, нужна для правильного движения

планеты. Когда же эта энергия становится отравленной, она ослабляет

оградительную сеть и тем нарушает равновесие многих светил"15.

Одним из главных законов человеческого существования является

закон кармы. Агни Йога рассматривает карму как многомерный

процесс, совокупность пересекающихся кармических линий. Карма

 

 

 

рас, племен и личности, карма давняя и настоящая - все они обра-

зуют сложные клубки. Подчеркивая трудность изменения кармы, Агни

Йога считает, что до известной степени ее можно регулировать. Че-

ловек, прошедший множество воплощений, содержит в глубинах своего

духа огромную информацию, не осознавая этого. Наслоения наблю-

дений за многие жизни, сложенные в глубинах духа, образуют "спя-

щую мудрость".

Дальнейшую эволюцию Земли Агни Йога рисует как двусторонний

процесс взаимодействия Тонкого и плотного миров. Если люди минуют

катастрофу, наступит время сближения двух Миров. Построение моста

между Тонким и плотным мирами - первая задача человечества. Вто-

рая задача, которая встанет после выполнения первой,- общение с

дальними Мирами.

Этика Агни Йога не случайно носит также название

Живой Этики. Она уделяет большое внимание

внутренней работе человека над собой, подробно рассматривает

процесс самосовершенствования и восхождения ко все более высоким

формам бытия и сознания. Самосовершенствование должно начинаться

с отрешения от малых вредоносных привычек. Живая Этика указы-

вает, от каких негативных качеств должен избавиться человек, чтобы

достичь высших миров. Злоба, сомнение, недоверие, нетерпение, лень

и прочие вдохновения Тьмы отделяют мир от Высших Сфер. Необ-

ходимо также изгнать из человеческого обихода хулу на ближнего и

кощунство на высшее, ибо они порождают "черное пламя" и пожирают

"светлую ауру". Еще одно препятствие на пути к высшим мирам -

чувство собственности, а потому "опытом жизни и почитанием

Иерархии" необходимо освободиться от этого чувства.

Важным аспектом этической теории Агни Йоги является утверж-

дение в земной жизни общечеловеческих ценностей: существует мно-

гообразие в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное

действие будет общим для всего человечества, а такое обобщение Мира

есть первая ступень к преображению всей жизни. Выполнение

этических принципов Агни Йоги рассматривается как магистральный

путь духовной и физической эволюции человека и человечества, вос-

хождения человека по ступеням космической иерархии.

 

 

Раздел четвертый

СВОБОДОМЫСЛИЕ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава XVIII


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ | СВОБОДОМЫСЛИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Дата добавления: 2014-09-08; просмотров: 302; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.033 сек.