Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Тема: Календарно-обрядовая поэзия
Обрядовая поэзия — это произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов — установленных традицией действий, имеющих для исполнителей магическое, юридическо-бытовое и ритуально-игровое значение. Магические обрядовые действия отражали языческие, суеверные представления о природе и обществе. Люди, ошибаясь, думали, что с помощью магических обрядов они могут обезопасить себя от враждебно настроенных по отношению к ним сверхъестественных сил или добиться благополучия. Юридическ б ы т о в ы е обряды фиксировали заключение между отдельными людьми, семьями, селениями имущественных, денежных и других соглашений. Значение ритуально-и г р о в ы х обрядов заключалось в том, чтобы развлечь человека, удовлетворить его эстетические потребности. Магические, юридическо-бытовые и ритуально-игровые обряды образовывали сложные комплексы (свадьба, похороны и др.), передавали из поколения в поколение опыт духовной и трудовой жизни людей, способствовали оформлению коллективных, общественных отношений/Обряды регламентировали жизнь человека, придавали ей национальную специфику, предоставляли возможность участвовать в создании и исполнении произведений фольклора. Вместе с тем в старинных обрядах отразились и предрассудки, поскольку практический опыт, труд, наблюдения людей над природой еще не основывались на научных знаниях. Крестьяне, например, наблюдая каждую весну прилет птиц, считали, что именно птицы приносят ее на своих крыльях^/ Поэтому, чтобы ускорить приход долгожданной весны, они обращались к птицам с заклинанием прилететь скорее, и такое заклинание составляло содержание особых песен. Еще в XIX в. в обрядовой жизни русского народа можно было наблюдать остатки древнего поклонения земле, солнцу, воде, некоторым диким и домашним животным, и цель совершения обрядовых действий была вполне земная, реальная — помочь человеку в его борьбе с природой за существование, облегчить тяжелый физический труд, способствовать богатому урожаю и приплоду скота, сформировать общественные и личные отношения и т. д. Народные обряды далеки от религии, в частности от христианства, для которого свойственны мистицизм и субъективизм. Характеризуя русский народ в своем знаменитом «Письме к Гоголю», В. Г. Белинский писал: «Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но религиозность часто уживается и с ними. (...) Русский народ не таков: мистическая экзальтация не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем». Конечно христианство, активно насаждавшееся в течение многих столетий господствующими классами, не могло не отразиться в обрядах (так называемое двоеверие, при котором человек совершал и христианские обряды), но воздействие это было незначительным, внешним, часто противоположным тому, чего хотели церковники. Многие дни в народном календаре назывались по имени святых, но крестьяне, внеся их в свои «святцы» 2, окрестили святых по-своему, сняв с них ореол святости, потусторонности. В быту святых называли Никитой Репорезом, Марьей Пустые Щи, Авдотьей Подмочи Порог, Параскевой Грязнихой и пр., отмечая в прозвищах характерные приметы погоды, сезонного труда, быта (резка репы, конец зимних запасов пищи, таяние снегов, грязь из-за осенних дождей и т. д.). Нередко рядом с народными церковь активно справляла свои обряды. Существовало, например, церковное венчание, насаждались крестильные обряды/и т. д. Однако к народным эти обряды имеют чисто внешнее отношение. Календарные обряды Народные обряды делятся на два цикла: на календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянства (с земледелием, животноводством, рыбной ловлей, охотой и т. д.), и на семейно-бытовые, обусловленные рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию и смертью. Календарные обряды приурочены к временам астрономического года — зиме, весне, лету, осени, а также к зимнему и летнему солнцевороту1. Природные условия, несомненно, повлияли на сущность календарных обрядов. Одни ученые (И. Сахаров, Е. Аничков) подразделяли обряды на четыре цикла (весенние, летние, осенние, зимние) в зависимости от времен года. Другие (Ф. Буслаев, А. Афанасьев) в основу классификации положили миф о смерти и воскрешении солнца (зимой оно умирает, летом воскресает) и в связи с этим подразделили обряды на зимние и летние. Обе классификации подвергнуты критике в современной науке, и прежде всего за то, что сосредоточили внимание не на жизненно важном в обрядах, а на внешних признаках их существования. В. И. Чичеров впервые обосновал обусловленность календарных обрядов трудовой деятельностью крестьян в конкретных исторических и природных условиях 2. В зависимости от этого он разделил календарные обряды на обряды, способствовавшие подготовке и увеличению урожая, и на обряды, благоприятствовавшие уборке урожая. Классификацию В. И. Чичерова поддержали В. Я. Пропп, В. К. Соколова и др. Обряды, которые способствовали подготовке и увеличению урожая, совершались в России зимой, весной и летом. Исследователи делят их на зимние (новогодние и масленичные) и весенне-летние (встреча весны, троицко-семицкие, купальские) обряды. Обряды, благоприятствовавшие уборке урожая, справлялись осенью, почему и получили, кроме названия жатвенных, еще и название осенних. Новогодние обряды Крестьянин-земледелец, чья жизнь зависела от природы, еще в древние времена заметил, что смена времен года обусловлена состоянием солнца. Поэтому началом нового года он считал время зимнего солнцеворота, когда солнце как бы просыпалось от зимней спячки, дни становились длиннее — все это обещало реальный приход весны, а затем и лета. Период встречи нового года у русского крестьянина получил название святок, что объясняется влиянием христианства на народные обряды. Святки длились две недели — с 25 декабря по 6 января (с так называемого рождества Иисуса Христа до его крещения). Встреча нового года — сложный аграрно-бытовой и ритуально-игровой комплекс обрядов и обычаев. Прежде всего, встречая новый год, крестьяне примечали состояние погоды, чтобы предсказать погоду на будущее, а значит, и урожай. Существовало огромное количество примет, отразивших как верные, так и ложные представления о причинно-следственных взаимосвязях а стояния природы и ее влияния на урожай. Например крестьяне правильно видели взаимосвязь между снежно зимой и богатым урожаем, бесснежной зимой и неурожае;* В то же время во многих местностях ошибочно считали, чт ясное, звездное небо в ночь с 31 декабря на 1 января предвещало богатый урожай, в других местностях об этом ж свидетельствовал выпавший в эту ночь снег или иней. В святки люди стремились предсказать будущее, в свя зи с чем большое место в новогодней обрядности занимали гадания. Молодежь, как правило, хотела узнать о женитьбе-замужестве, люди постарше — о том, каков будет урожай. Широко были распространены гадания, во время которых исполнялись подблюдные песни, получившие свое название от способа гадания. В блюдо (чашу) наливалась вода, в нее опускались украшения (кольца, серьги), блюдо накрывалось платком. Исполнявшиеся затем песни сулили участникам гадания, чьи украшения вынимались из-под платка в конце пения каждой из них, богатство или бедность, замужество или девичество, разлуку, смерть и т. д. Например: Сидела я у окошечка, Ждала к себе милого, Не могла дождатися — Спать ложилася, Утром встала — Спохватилася: Гляжу на себя – вдова! Кому мы поем — Тому добро будет, Тому сбудется И не минуется
Эта подблюдная песня предсказывала вдовство. Если приметы отражали верные и ложные представления человека о природе, то гадания были свидетельством его суеверия. В начале нового года крестьянин хотел заручиться поддержкой умерших предков (культ п р е д к о в) в будущих сельскохозяйственных трудах. Следы культа предков видны в обрядовой новогодней еде, в частности в кутье и блинах. Кутья обычно варилась из зерен пшеницы и была непременной принадлежностью похоронных и поминальных обрядов. Такое же обрядовое значение имели блины. Вообще, обрядовая еда как на святки, так и в другие народные праздники играла большую роль. Согласно поверью о том, что если в первый день нового года будешь \сыт, то и в течение всего года не будет голода, именно на Новый год старались наесться досыта. Этим объясняется обилие и разнообразие новогодней ритуальной пищи. В то —-же время обрядовая пища имела магическое .значение. Так, на Новый год пекли обрядовое печенье, имевшее характерное название — «коровки», «козульки» и т. д. Печеньем одаривали приходивших к дому или в дом под, рождество или на Новый год колядовщиков, исполнявших особые песни — колядки (овсени, таусени, виноградья). Например, пели: Пришла коляда Ему рожь густа, Накануне рождества! Рожь ужиниста! — Дайте коровку — Ему с колосу осьмина, (125 л) Масляну головку! Из зерна ему коврига, А дай бог тому, Из полузерна — пирог!.. Кто в этом дому: Считалось, что, если хозяева поскупятся, не дадут колядовщикам «коровок», домашний скот будет болеть, может погибнуть. Во время новогодних праздников устраивались игрища — собрания молодежи, на которых разыгрывались сценки, исполнялись хороводные, плясовые и другие песни. Характерной приметой новогодней обрядности (в частности, игрищ) было ряженье: молодые одевались стариками, женщины изображали мужчин, мужчины — женщин, рядились в животных, птиц и т. д. Игрища, таким образом, являлись своеобразной формой развлечения деревенской молодежи. Итак, новогодняя обрядность, отражая черты древнего мировоззрения крестьянина, способствовала, по его мнению, хозяйственному и семейному благополучию, одновременно служа ему и средством развлечения. Масленичные обряды Состав масленичных обрядов во многом сходен с новогодними. Как и на Новый год, во время масленицы примечали погоду и гадали. В субботу перед масленицей совершалось поминовение усопших (так называемая родительская суббота). Большое значение и в этот праздник имела обрядовая еда. На масленицу устраивались игрища, существовал обычай рядиться. Вместе с тем масленичная обрядность обладает рядом специфических черт. Масленица — подвижный праздник, отмечавшийся на восьмой неделе до пасхи — не ранее 25 января и не позднее 28 февраля. Его центральными обрядовыми действиями являлись встреча и проводы масленицы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы, начало весны. Масленицу чаще всего представляло наряженное чучело. В начале масленичной недели часть жителей деревни выезжала встречать ее за околицу2. Поставив чучело в сани, они торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели Масленицу вывозили из деревни, и также с песнями. Однако в них ее ругали за то, что она «дала редьки хвост на великий пост», называли ее «полизухой», «широкорожей», «мокрохвосткой», просили остаться и т. д. Масленицу или сжигали, или разрывали на части; золу, части чучела в некоторых местностях развеивали, разбрасывали по полю, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю. Традиционными развлечениями на масленицу были катание с гор, катание на лошадях, кулачные бои. Существовал обычай величать особыми, в ь ю н и ш н ы-м и3 песнями молодые брачные пары, ездить молодым к «теще на блины» (т. е. в гости к родителям жены) и др. Последний день масленицы назывался «прощёным»: в этот день родственники, соседи, односельчане ходили друг к другу в гости и просили прощения за содеянное друг другу зло. 1 Время празднования масленицы (как и троицы) колебалось в зависимости от того, что пасха (христианский подвижный праздник) справлялась не в одно и то желремя — в период с 22 марта по 25 апреля. Перед пасхой шел семинедельный (так называемый великий) пост, во время которого церковь строжайше запрещала все развлечения. За пределы деревни. Встреча весны Хозяйственная необходимость диктовала земледельцу внимательнее присматриваться к изменениям в погоде, вовремя готовиться к будущему севу и выгону скота на пастбище. Но весна могла быть как ранней, так и поздней. Поздняя весна приносила голод. Все это объясняет широко бытовавший в России обряд встречи весны. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц — жаворонков, а дети, молодежь несли их в поле или забирались на высокие места (холмы) подбрасывали вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную, голодную зиму. В песнях просили здоровья: «первое — коровье, второе — овечье, треть — человечье». Знаменательно, что крестьянин на первое место ставил не свое здоровье, а здоровье домашнего скота, от которого зависело благополучие семьи. Определенные обряды и обычаи сопровождали начало сева. Первую борозду и начало сева необходимо было начинать в счастливый день (несчастным днем считался, например, понедельник). Перед севом за ритуальной едой на стол обязательно ставили хлеб и соль,. В семена, для того чтобы был богатый урожай, клали вареные яйца, зерна, намолоченные осенью с первого или последнего снопа и т. д. С собой в поле крестьянин брал хлеб, который после сева съедал сам, или скармливал лошади, или оставлял в поле. Обрядовые действия с хлебом должны были возродить плодородие земли, способствовать быстрому созреванию злаков. Нередко при вспашке первой борозды или при севе произносились заговоры, в которых крестьянин заклинал такой урожай, которого хватило бы «на всех птиц небесных, на всю нищую братию и на всех православных людей». Первый выгон скота на пастбище в большинстве мест России совершался в так называемый Егорьев (Юрьев) день — 23 апреля. Чтобы скот был здоровым, его в этот день хлестали веткой вербы, гладили яйцом, скармливали ему хлеб, посыпанный солью, и т. д. Чтобы во время пастьбы скот не разбредался, не терялся в полях и в лесу, не подвергался нападению диких зверей, совершались особые пастушеские обряды, произносились заклинания («Храбрый ты наш Егорий, упаси ты нашу скотину...»). После Егорьева дня весна быстро входила в свои права. В лесных чащах и оврагах таял последний снег, реки освобождались ото льда, появлялась на лугах трава, в полях всходы, деревья покрывались листвой. Становилось все теплее, весна переходила в жаркое лето. Именно на рубеже поздней весны — начала лета и справлялся троицкосе-мицкий цикл обрядов. Троицко-семицкие обряды Праздник троицы — 50-й день после пасхи — приходился на последний день (воскресенье) семицкой (т. е. седьмой гюсле пасхи) недели. Семиком назывался четверг этой недели. Отсюда и название обрядов. В центре троицко-семицких обрядов — обряды с березкой. Обычно в четверг девушки, взяв с собой яичницу уходили в лес, примечали березку и «завивали ее» — дела ли из ветвей, не отламывая их, венки. Березку украшала лентами, лоскутками разноцветной материи. Завив и украсив березку, девушки совершали обряд кумления: разбившись на пары, и под пение песни «Покумимся, кума, покумимся...» целовались через венок. До следующего празднования троицы, а иногда и на всю жизнь девушки считалиа кумами, т. е. связанными особыми узами родства и дружбь подругами. Покумившись, девушки съедали ритуальнук еду (яичницу), символизировавшую жизнь, водили вокруг березки хороводы. В воскресенье они возвращались к березке, развивали ее и снимали украшения. В некоторых деревнях березку затем срубали, несли к реке и бросал в воду. В других — несли в поле и бросали в рожь, пшеницу и т. д. Смысл этих ритуальных действий — вызывание дождя в жаркую пору перед наступлением засушливого лета и придание начинавшим зацветать злакам плодоносящей силы. Обряды с березкой типологически напоминают обряды совершавшиеся с чучелом Масленицы. Очевидно, дерево олицетворяло определенное время года — весну, а сами обряды знаменовали уход весны и приход лета. В троицко-семицкую неделю, как и в другие народные праздники, люди гадали о своей судьбе. В частности, девушки, завившие венки на березе, придя к ней спустя несколько дней, смотрели, не завял ли чей венок. Увядший венок сулил незамужество, бедность, смерть. Молодежь плела венки также из цветов и, стремясь разгадать будущее, бросала их в воду. Утонувший венок предсказывал несчастье, плывший — замужество, богатство. О троицких гаданиях рассказывают песни. Широко известна, например, песня «Пойду на Дунай на реку», в которой девушка поет о том, как она вместе с подругами свила венок и бросила его в реку, однако венки подруг поплыли «поверх воды», а ее утонул, милые подруг вернулись из города домой, ее же любимый не приехал. В субботу на семицкой неделе (под троицу) поминали умерших — шли на кладбище, убирали могилы, причитали, вспоминая предков, ели ритуальную еду (блины, кутью, крашеные яйца) и, уходя, оставляли часть еды на могилах. Купальские обряды Следующим крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Его важность обусловлена временем проведения — 24 июня. Купальские обряды совершались в дни летнего солнцеворота; это была «макушка» лета, время наивысшего расцвета природы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора — пора сенокоса и жатвы. На Ивана Купалу, как и зимой на святки, ночью жгли костры. Этот обряд исконно был связан с культом солнца. Существовал обычай прыгать через костер: считалось, что огонь обладает очищающей силой — прыгавший через костер будет здоровым, крепким. Важное место среди купальской обрядности занимали обряды с водой. Чтобы быть здоровыми, красивыми, обливались водой, купались. В большинстве мест России именно со дня Ивана Купалы начинали купаться. С Иваном Купалой связаны многие поверья о растительном мире. Так, верили, что в ночь на Ивана Купалу деревья разговаривают между собой, многие травы приобретают целебные свойства и с их помощью можно совершать сверхъестественные действия. Широко бытовала легенда о папоротнике, расцветавшем в ночь на Ивана Купалу: тот, кто сумел сорвать цветок папоротника, мог отыскивать клады, понимать язык животных и т. д. Из цветов, собранных в день Ивана Купалы, плели венки, гадали по ним и пр. Такие венки могли сберечь «от злого глаза», имели магическое значение. Устраивалась и девичья обрядовая трапеза. Девушки готовили кашу, обходили с ней вокруг поля и съедали ее. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядренистое». Таким образом, в разгар лета перед самой ответственной порой — сенокосом и жатвой — крестьянин, с одной стороны, стремился стать здоровым и сильным, с другой — делал все, чтобы будущий урожай был богатым. Похороны Костромы Как праздновали крестьяне прощание с зимой в образе .Масленицы, с весной в образе березки, так совершалось и обрядовое прощание с летом. После дня Ивана чаще всего перед Петровым днем, который отмечался 29 июня, совершались ритуальные похороны Костромы. Кострома, как и Масленица,— антропоморфный образ. Костромой наряжали девушку, женщину, нередко — девочку или делали чучело Костромы. Затем устраивали ее похороны с пением и плясками. Смысл обряда проясняется в его финале: ряженную Костромой участницу обряда купали в реке, а если Кострома была чучелом, бросали в реку или погребали в поле. Здесь просматривается аналогия с обрядами, связанными с Масленицей и березкой. Само название — Кострома — происходит от слов «костра», «кострика», что означает мохнатую верхушку трав и колосьев, т. е. созревающие семена, символизирующие жизнь. Древнее значение обряда и заключалось в том, чтобы помочь созреванию урожая. Обряд похорон Костромы свидетельствует также о том, что, когда забывалось магическое значение ритуала, он превращался в игру, забаву, развлечение. В Брянской области фольклористом Л. Кулаковским записано целое драматическое действие о внезапно заболевшей и умирающей Костроме. В пародийном плане Кострому причащали, соборовали и отпевали, высмеивали за «развеселость и гульливость». Осенние (жатвенные) обряды Наступал июль, а вместе с ним — уборочные работы. И прежде всего — сенокос. «Плясала бы баба, да макушка лета настала»,— отмечала пословица. Сразу же после сенокоса начиналась жатва. Уборку хлеба, несмотря на нехватку времени и тяжелый труд, крестьянин сопровождал целым рядом обрядовых действий. Основной их смысл — обеспечить средствами собранного урожая будущий урожай, сытную и здоровую жизнь. В начале жатвы («зажинки») обязательно совершались обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно, с него начинали молотьбу, а зерна сохраняли до нового посева. Особые почести воздавали и последнему снопу («снопу-деду», «снопу-бабе»). Ему приписывали целебные свойства, например скармливали, чтобы не болела, скотине. Широко был распространен обряд завивания бороды. Смысл этого обряда, очевидно, в том, чтобы сохранить плодородную силу поля, воплощавшуюся в козле или козлообразном существе, скрывающемся от жнецов в последних несжатых колосьях или в снопе. У козла есть борода — отсюда и название обрядового действия. Колосья несжатых злаков или связывали в пук, или заламывали, т. е. «завивали бороду». Жнецы, чтобы быть здоровыми, после жатвы катались по полю, приговаривая: Яровая жнивушка, Отдай мою силушку На долгую зимушку! Рядом с приговорами во время жатвы исполнялись и жнивные песни. В них запечатлены картины уборки урожая.
проблематика работы кружка (ставятся после названия)
Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 878; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |