Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Особую группу этнопедагогических наук представляет общая этнопедагогика. Она изучает общие закономерности, педагогические идеи, содержание воспитания человека, характерные всем народам. С их использованием разрабатывает основы обучения и воспитания для современных образовательных учреждений различных типов Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами народной жизни, она носит синтетический характер. Известный советский этнопедагог Г.Н. Волков высказал интересную мысль: «Попробуйте мысленно лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха первобытного варварства. Ничего подобного. Человечество претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь, на несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации, построит по последнему слову науки»[16]. Данное высказывание Г.Н. Волкова подтверждается самой жизнью, поэтому связь общей этнопедагогики со многими науками является лишь внешним ее выражением. Общая этнопедагогика связана со многими науками: с историей этнопедагогики, с аналитической этнопедагогикой, этносоциальной педагогикой, сравнительной этнопедагогикой, этнофилософией, этнопсихологией, этнологией, этнографией. Каждая из этих наук способствует более полному пониманию предмета общей этнопедагогики. В нашем исследовании мы группируем науки, взаимосвязанные с общей этнопедагогикой по таким признакам, как составляющие её методологическую базу (этнофилософия, этнопсихология); изучающие человека как индивида (биология, антропология, народная медицина); развивающая личность человека (этнопедагогика, этнодидактика); объясняющая (этнография, этнология).
§ 1.Этнофилосоия. Этнопсихология. Этносоциология. Этнофилософия и этнопсихологию мы отнесли к первой группе. Этнофилософия. Связь общей этнопедагогики с этнофилософией является наиболее длительной, так как мировоззренческие идеи народов способствовали созданию педагогических идей, концепций, нравственного идеала. Этнофилософия определяет направления воспитания детей и формирования человеческой личности и служит методологическим основанием для этнопедагогических исследований. От системы народного мировоззрения зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, содержательных и технологических характеристик народного воспитания на современном этапе развития нашего общества. Этнофилософия ─ междисциплинарная отрасль знания, изучающая философию этноса, этничность, философские представления как системную составляющую духовной культуры этноса, особенности национальных философских традиций, этнометодологию, аспекты этнических и эстетических представлений, основания этноориентированных идеологий. Философия этноса является областью философских исследований: познавательный статус, основные подходы, исследовательские центры. Этнопсихология. Связь общей этнопедагогики с этнопсихологией является неразрывной. Требованием общей этнопедагогики является знание особенностей психологии ребенка, принадлежащему тому или иному народу. Строить образование с учетом этих особенностей, свойств способствует эффективному развитию воспитанников. Этнопсихология (от греч.ethnos ─ племя, народ), междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. Этническая психология – дисциплина, изучающая особенности психического склада определенной этнической общности. Основные объекты этнопсихологии – племена, народности, нации в этническом отношении группы населения. Содействие этнопсихологических исследований – установление взаимосвязи между типом хозяйствования в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиции, верования с одной стороны; и особенностями психики членов исследуемых общностей – с другой). Эти исследования носят эмпирический характер. Возникновение этнопсихологии первоначально было связано с развитием этнографии и антропологии (отчеты миссионеров и путешественников). Первую попытку собственно психологического материала предпринял В. Вунд в работах по психологии народов. Создание «психологии народов» было провозглашено в 1860 г. М.Лацарусом и Х. Штейнталем, которые трактовали «народный дух» как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание. Содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, идеологии, морали и культуры. Современная этнопсихология не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений: 1. Сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т.д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии. 2. Культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры; неразрывно связанные с соответствующим разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и др. 3. Исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающий социальные установки, межгрупповые отношения и т.д. 4. Исследование этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы, которые ближе всего к социологии и детской психологии. Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этноса (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этноса всегда существуют определенные расхождения. В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах. При воздействии на ребенка имеет важное значение знание о национальном характере. Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого. Характер этноса представлен типическими чертами, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. Общая Этнопедагогика тесно взаимодействует с этносоциологией. Она наряду с этнопсихологией изучает проблемы этнического самосознания и национального характера. Этносоциология выявляет социокультурные потребности, социальные установки, внутригрупповые, межгрупповые, межличностные отношения, поведенческие модели (стереотипы), ценностные ориентации народов. Этнопедагогика тесно связана со специфической наукой ‒ этносоциологией, которая исследует национальные аспекты деятельности людей отдельной этнической группы в условиях определенного социального окружения. В частности проявления моральных факторов, особенности обычаев, ценностные ориентации общества, специфику этнокультуры народа, технологию социализации личности, особенности проявления менталитета и др.
§ 2. Этнопедагогические науки Ко второй группе наук, связанной с общей этнопедагогикой относятся этнопедагогика, историческая этнопедагогика, этнодидактика, сравнительная Этнопедагогика и др. Одни из них выявляют, описывают, объясняют, сравнивают основные педагогические идеи народного воспитания, другие на современном этапе составляют содержание обучения и воспитания ребенка. Этнопедагогика. Этнопедагогика (Anthropology of education) ‒ междисциплинарная отрасль знаний по социологии и педагогики, занимающаяся сравнительным изучением традиционного народного воспитания детей и самого мира детства, включая детские игры, фольклор и т.д. Этнопедагогика тесно связана с изучением других аспектов традицционно-бытовой культуры, семейные отношения, половозрастное разделение труда, половозрастной символизм, воспитание. Этнопедагогика представляется как история и теория народного воспитания (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного). Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Этнопедагогика ‒ наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика ‒ наука о воспитании, обучении и развитии личности человека, основанная на традиционной педагогической культуре народов с учетом ее специфики [16, с.10]. Ф.Г. Ялалов ‒ исследователь этнодидактики отмечает, что основатель этнопедагогики Г.Н. Волков сущность этнопедагогики раскрывает в трех качествах: во ‒ первых, она рассматривается как педагогика выживания этноса; во ‒ вторых, как всеобщая мудрость воспитания; в ‒ третьих, как педагогика всеобщей любви. Содержание этнопедагогики определяется системой этнопедагогических знаний в различных ее направлениях и проявлениях, таких как историческая этнопедагогика (Т.Н. Петрова), региональная этнопедагогика (Ш.М.‒Х. Арсалиев, А.Л. Бугаева), аналитическая этнопедагогика (Г.Н. Волков), дошкольная этнопедагогика (Н.С. Александрова), этнопедагогика игры (В.М. Григорьев), афористичческая этнопедагогика (З.Б. Цаллагова), этнопедагогика семьи (Э.И. Сокольникова), этнопедагогическая антропология (Л.К. Рахлевская), этнопедагогическое образование (М.Г. Харитонов), этносоциальная педагогика (А.А. Григорьева ‒ Шадрина, Д.Е. Иванов), сравнительная этнопедагогика (В.А. Иванов, Л.И. Федорова), субэтническая педагогика (А.М. Леонов) [44, с.29]. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно ‒ народного воздействия, в ходе которого воспитывается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также в философско ‒ этичесие, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко ‒ культурного формирования личности [44, с.30]. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанной на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметом этнопедагогики является народная педагогика. Народная педагогика – совокупность эмпирических знаний, система семейного воспитания, социального и исторического опыта, присущие каждому народу в каждый конкретный исторический этап его прогресса [16, с.10]. Специальному и непосредственному изучению народно-педагогической культуры одним из первых в СССР посвятил свой труд этнограф Г.С. Виноградов: в 1926 году в Иркутске вышла его книга «Народная педагогика». Ученый определил выведенное в заглавие явление как совокупность и взаимодействие народных представлений, взглядов на жизнь, на воспитание и обучение новых поколений, на цели и задачи воспитания и обучения, средства и пути воздействия на подрастающее поколение [15, с.7]. В 30-40 – е гг. из-за изменения политической ситуации в стране практически останавливаются исследования этнопедагогического направления. В 50-60 гг. возобновляются работы по изучению народно-педагогической культуры этнических общностей России, Среднеазиатских республик, Казахстана, Украины и других регионов СССР. В этот период, как справедливо отмечает Е.Л. Христова, народная педагогика рассматривается в социологическом аспекте [39]. Классовый подход поглощает ее этническую специфику. К середине 60-х гг. ученые под народной педагогикой понимали в основном народно-педагогическую мысль, идею. А.Ш. Гашимов определил это понятие как «народную мудрость о воспитании» [18, с.8]. Ю.П. Намитоков – как «высказывания народа о воспитании» [25, с.52]. Подобных подходов придерживались М.М. Ширбаев, В.Ф. Афанасьев, В.Х. Арутюнян, М.Б. Гуртуева и др. Постепенно в научной среде все более расширялось понимание народной педагогики как совокупности педагогических идей и воспитательной практики. Так, Я.И. Ханбиков предложил рассматривать народную педагогику в качестве «сферы эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс» [37, с.12]. В 70-е гг. начался качественно новый этап исследования народно-педагогического творчества. Усилилось влияние этнографии на изучение народной педагогики. История этнопедагогики исследует возникновение и развитие традиционной педагогической культуры народов, которая включает в себя педагогические идеи, концепции в различные исторические периоды становления и развития народов. Знание истории этнопедагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые проблемы в настоящее время. Сравнительная этнопедагогика занимается анализом, сравнением воспитательной системы разных народов. Она выявляет общее и особенное в народных воспитательных традициях. Этнодидактика. Этнодидактика представляет собой новую научную дисциплину, новое направление в педагогике. Этнодидактика отвечает на вопросы «чему учить?» «как учить?» представителя данного этноса или этнических групп. К предметной области этнодидактики относится разработка содержания, этнокультурного и национально-регионального и федерального компонентов образования. Необходимость разработки этнически сообразного обучения была осознана еще М.В. Ломоносовым, который осуждал слепое преклонение перед западноевропейской культурой. В проекте «Регламента московских гимназий» Ломоносов рекомендовал обучать детей народным русским способом: обучать грамоте старинным порядком, т.е. азбуку, часослов и псалтырь, читать печать гражданскую. Он считал, что для глубокого образования каждому учащемуся следует овладеть русским языком: «Ежели принятый школьник еще российской грамоты не знает, должен только в российском первом классе потом обучаться, пока читать и писать искусен будет» [44, с.46]. В 30-е гг. Х1Х века С.Н.Стебницкий и его учениками было организовано природосообразное обучение детей Севера. В современных методологических исследованиях (В.М. Беркутов, В. Вунд, Г.Н. Волков, Р.В. Габдреев, Э.В. Нерадовская и др.) все активнее поднимается вопрос об этнической сообразности содержания образования, способов и приемов форм и методов обучения . В этнодидактике выделяют следующие принципы обучения: принцип соответствия содержания образования и способов обучения этнопедагогическим традициям; принцип природосообразности требует соответствия образовательной технологии биологической и социальной природе ребенка и означает необходимость обращения к этническим культурообразующим истокам; принцип многоуровневости. Он реализуется в структуре национальных учебных заведений, в организационных формах и способах обучения; принцип соответствия содержания образования и способов обучения этнопсихологическим особенностям. Отражение в содержании образования этнопсихологических особенностей народа представляет собой непростую задачу, поскольку свойства национальной культуры как целого и свойства составляющих этнос индивидов не тождественны. Ядром этнопсихологии выступает национальное самосознание и национальный характер, формирование которых подчиняется определенным закономерностям. Процесс формирования нормативного этноса, национального самосознания легче всего проходит в наиболее однородной по своим социальным и культурным характеристикам макросреды. С другой стороны, реальный мир многонационален и предполагает диалог этносов, готовность представителей разных национальностей к благожелательному контакту. Отсутствие у представителей того или иного этноса поливариативности образования накладывает ограничение на развитие, как мышления, так и национального самосознания. Поэтому содержание национального образования должно обеспечить достаточно полное представление о других этносах, их культуре.
§ 3. Описательные науки Третью группу составляют науки, описывающие те или иные процессы внутри определенного этноса. Они носят информативный характер. От них общая этнопедагогика получает сведения и природно-климатических, бытовых условиях конкретного народа, о традициях, обычаях, обрядах. Информацию представляют этнография, этнология, фольклористика и др. Этнография. Основными науками, непосредственно объектом изучения которых являются этнология и этнография. Четких определений данных наук нет. Каждый понимает предметы данных наук по-разному, в разных странах эти термины употребляются в разных значениях. В основном принято следующее разделение: термин «этнография» используется для обозначения описательного уровня исследований, а «этнология» рассматривается как теоретическая, обобщающая наука об этносах. «Этнография» (от греч. ─ εθνοζ «этнос» (народ) и «γραφα» (пишу) ─ область науки, изучающая народы [8]. Этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру, особенности психологии и поведения. Пользуется описательным методом исследования. Этнология. В переводе от греческого на русский язык «этнос» означает«народ» и «логос» ─ «слово». Включает в себя теоретический уровень исследования тех же областей, что и в этнографии. Довольно часто одну из этих дисциплин включают в состав другой, так, например, этнографию (описательный уровень исследования) рассматривают как часть этнологии (теоретический уровень исследования).Важным в воспитании личности является обучение этницизму. Этницизм ‒ это проявление лояльности к своей этнической общности, осознанное стремление людей к этнической самоидентификации, декларирование принадлежности к своему этносу, включенность в его жизнь, заинтересованность в сохранении этнических ценностей, целостности и воспроизводстве этноса. Особое место в системе связей общей этнопедагогики с другими науками занимает фольклористика. Как богатейшее наследие народной культуры, фольклор является источником мудрости для многих поколений и своеобразным связующим звеном ними. Произведения устного народного творчества, начиная с пословиц и кончая героическим эпосом, создают огромный этнокультурный потенциал, содействующий духовному обогащению личности и развитию национального самосознания. Описание народных традиций, обрядов, обычаев, игр, произведений устного народного творчества, народных праздников помогает выявлению педагогических идей, методов, форм и средств, содержания воспитания детей. Проблема соотношения биологического (наследственного) и социального (приобретаемого) факторов в развитии человека является центральной проблемой общей этнопедагогики. Она же является ведущей проблемой для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. Общая этнопедагогика рассматривает человека не только как биологического вида, но социального существа. Поэтому является закономерным ею использование накопленного в антропологии возможностей, которая интегрирует знания о феномене человека. Знание народной медицины и использование народного опыта врачевания приводит к сохранению и развитию здоровья ребенка. В общей этнопедагогике во взаимосвязи с народной медициной разрабатывается щадящий психологию и организм механизм поддержки здоровья ребенка. Воспитатель, знающий народную медицину может предотвратить тяжелые последствия сотрясение мозга, опущение живота, в случаях отсутствия лекарств из трав сделать настои и т.д. Анализ рассмотренных связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие их формы: – использование общей этнопедагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов и результатов исследования других наук; – применение в общей этнопедагогике методов, приемов исследования этнофилософии, этнопсихологии, этнологии и т.д.; – анализ, интерпретация результатов исследования других наук с позиции общей этнопедагогики; – участие общей этнопедагогики в комплексных исследованиях и др. Общая этнопедагогика использует данные и материалы смежных наук на основе анализа и их отбора, после педагогической переработки, определяя условия и границы их применения. Таким образом, общая этнопедагогика является частью этнопедагогической науки. Разрабатываемые ею концепции образования имеют научную, общекультурную ценность.
ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Акбашев, Т.Ф. Отдельные аспекты перестройки учебной деятельности в педвузе. [Текст] // Проблемы оптимизации учебного взаимодействия в педагогическом вузе и школе / Т.Ф. Акбашев. – Стерлитамак: СГПИ, 1990. – 417 с. 2. Акбашев, Т.Ф. Игра как развивающаяся кооперация / Проблема оптимизации учебного взаимодействия в педагогическом вузе и школе: Сб. научно-метод.трудов [Текст] // Т.Ф. Акбашев. ‒ Стерлитамак, 1990. ‒ 16 с. 3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] // Г.М. Адреев. – М., 1994. 4. Арутюнян, В.Ю. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социол. Исслед. 1990. №7. 5. Арутюнов, А.С., Чебоксаров, Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы: Ежегодник. Вып. 2. ‒ М.: Наука, 1972. 6. Баймурзина, В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность: монография[Текст] / / В.И. Баймурзина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Стерлитамак: Стерлитамак.гос.пед.акад им.Зайнаб Биишевой, 2008. – С.10. 7. Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики. …Дисс. Докт.пед.наук. ‒ Казань, 1998. ‒ 346с. 8. Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. – М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф: ООО «Полюс», 2002. – С. 226. 9. Большой словарь иностранных слов. А-Я / Сост. А.Ю. Москвин. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 816 с. 10. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. [Текст] / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – М.: «ЭКСМО», 2003. – 672 с. 11. Бромлей, Ю.В. Очерки по теории этноса [Текст] // Ю.В. Бромлей. – М., 1983. 12. Бромлей, Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность [Текст] // Ю.В. Бромлей. ‒ М., 1987. ‒ С. 11. 13. Винер, Б.Е. К построению качественной идентичности// Социология и социальная антропология. 1989, т.1. №3. Этничность в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. – 1998. №4. 14. Винер, Б.Е. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. №2. 15. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст] // Г.С. Виноградов. – Иркутск, 1926. 16. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] // Г.Н. Волков. ‒ Чебоксары, 1972. 17. Гаджиев, А.Х. Проблемы марксистской этнопсихологии. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 1982. 18. Гашимов, А.Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания в азербайджанских сказках и пословицах [Текст] // А.Ш. Гашимов. – Баку, 1957. – С.8. 19. Горский, А.А., Пушкарев, Л.Н. Предисловие. В сб.: Мировосприятие и самосознание русского общества (ХI – ХХ вв.) [Текст] // А.А. Горский, Л.Н. Пушкарев. ‒ М.: Институт Российской истории РАН, 1994. ‒ С.3. 20. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // Этнографическое обозрение. ‒ М., 1992. 21. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] // А.А. Деркач. М.; Воронеж, 2004. 22. Костюк, Г.С. О роли наследства, среды и воспитания в психическом развитии ребенка // Советская педагогика. 1940. № 6. ‒ С. 15-39. 23. Краткий этнологический словарь. ‒ М.: фонд «Социальный мониторинг», 1994. 24. Макаренко, А. С.Пед. соч.: В 8 т. Т. 5 [Текст] // А.С. Макаренко. ‒ С. 14. 25. Намитоков, Ю.П. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей // Сборник статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского педагогического института [Текст] // Ю.П. Намитоков. ‒ Майкоп, 1957. ‒ С. 52. 26. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.: «Мысль», 2001. – С. 38. 27. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 1999. 28. Педагогика: Учебник. [Текст] // Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф- Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. ‒ М.: ТК Велби. Изд ‒ во Проспект, 2004. ‒ 432 с. 29. Психологический справочник Майк Кордуэлл пер с англ. К.С. Ткаченко.‒ М.: ФАИР – ПРЕСС, 2002. 30. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л.: Наука, 1979. 31. Сикевич, В.В. Национальное самосознание русских [Текс] // В.В. Сикевич . – М., 1996. - 369 с. 32. Соболева, С.В., Ганжур, О.В. Этническое самосознание как важнейший компонент формирования нации: социологический подход // Этносоциальные процессы Сибири: темат. сб. ‒ Новосибирск: Ин-т философии и права СО РАН, 1998. 33. Старовойтова, Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей: По материалам трех городов Татарской АССР // Советская этнография. 1976. №3. 34. Усенко, О.Г. К определению понятия «менталитет». В сб. тезисов: Русская история: проблемы менталитета. М.: издание Института Российской истории РАН, 1994. ‒ С. 4. 35. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С.414. 37. Философская энциклопедия. В 4-х т. Власов В.Б. Историческая закономерность. ‒ М.: «Мысль», 2001. ‒ С. 39. 38. Ханбиков, Я.И. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики //Педагогическая энциклопедия [Текст] // Я.И. Ханбиков. – М., 1966. – Т.3. 39. Хотинец, Ю.В. О содержании и соотношении понятий Этническая самоидентификация и этническое самосознание// Социол. Исслед. 1999. №9. 39. Христова, Е.Л. Народная педагогика: Историографические и теоретико-методологические проблемы // Автореф.дисс…канд.пед.наук, 1988. 40. Чешко, С.В. Человек и этничность // Этнографичческое обозрение, 1994. № 6. ‒ С.40. 41. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] // В.Д. Шадриков. – М., 1982. 42. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] //И.В. Шаповаленко. ‒ Гардарики, 2007 г. 43. Широкогоров, С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений [Текст] // С.М. Широкогоров. ‒ Шанхай, 1923. ‒ С. 13. 44. Ялалов, Ф.Г. Этнодидактика. Монография [Текст] // Ф.Г. Ялалов. ‒ М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. ‒ 151 с. 45. http: //www vestnic.grom.ru). 46. http://e-educ.ru/tsisa16.html
Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 1562; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |