Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯВсе многочисленные социологические и социально - философские теории социального развития можно условно разделить на две большие группы по критерию признания или не признания соц. революции в качестве естественной фазы в развитие общества. Первая группа теорий отрицает эту естественность. Сторонники этих теорий явно или не явно понимают общество в качестве сложной социальной сверхсистемы. Для таких сверхсложных соц. сверхсистем был предложен термин для их обозначения - социетальная система. В соответствие с этим, социум, будучи системным объектом, обладает всеми основными системными свойствами, обнаруживая их в ходе своего существования. К числу атрибутивных системных свойств относится свойство сохранения системы сбалансированного равновесного состояния, в котором она стремится пребывать, т.к. это обеспечивает системе реализацию другого атрибут. св-ва - св-ва положительного синергизма. Поэтому любое нарушение системного равновесия приводит к тому, что в системе инициируются процессы, направленные на возвращение системы в исходное состояние, но если это не возможно, то начинается поиск нового равновесного состояния, но уже с измененными характеристиками системы. Поскольку общество как суперсистема состоит из очень сложных саморазвивающихся подсистем, то в целом обществе постоянно происходят процессы изменений, нарушающих общее равновесие всей системы. С другой стороны, общество всегда окружено другими социумами, с которыми оно так же пытается поддерживать равновесный характер взаимодействия. Но, если это не возможно, т.к внешние социумы также постоянно меняются, то в ответ на эти "внешние вызовы", общество приспосабливается, в том числе меняясь в ответ. И при этом опять ищет новое равновесие. Таким образом, в истории любого социума можно видеть последовательно сменяющие друг друга изменения, как нарушения равновесия, и нахождение новых равновесных состояний. Однако в соответствие с теорией систем, чем сложнее система, тем она менее надежна. Надежность системы определяется временем бесперебойного нормального функционирования до первого отказа. Отказ системы, по сути, является для нее кризисом и дисфункцией, если речь идет о соц. системе. Соц. системы относятся к категории саморазвивающихся и саморегулирующих, но сверхсложные соц. системы могут входить в кризисное состояние, остановить развитие которого они самостоятельно не могут, т.е. развивается "кризисный антирезонанс", поэтому сложные соц. системы на определенном этапе своего развития формируют либо системы управления, либо системы регуляции. Для общества, как социетальной системы, таким регулятором в ходе развития становится государство. И высокостатусные правящие группы, определяющие характер государства, и выполняют эту функцию регуляции. Если же по причине низкой квалификации или вследствие узкогрупповых эгоистических интересов правящие группы не справляются с регуляцией, то система, пытаясь найти новое равновесие в условиях развивающегося дисбаланса, начинает быстро, масштабно и радикально самоупрощаться, чтобы в существенно более простом состоянии найти новое равновесие. Другими словами, сначала как сложившийся дисбаланс в обществе складывается предреволюционная ситуация, как бифуркация системы. Развитие революции это и есть схлопывание (коллапс) системы, когда рушатся все основные системы всех основных соц. институтов. Прежде всего, государства и экономики. Таким образом, развитие революции с точки зрения данного подхода есть не что иное, как аномальное состояние системы, которое в принципе не должно быть допущено соц. регулятором. Сторонники второй группы теорий полагают, что революция, наоборот, - нормальная естественная фаза соц. развития. Сторонники данного подхода основываются в своем понимание общественного развития на принятие законов диалектики - философской теории существования и развития мира в целом и всех его частей. Согласно данной теории, все, что существует в мире, содержит в себе и представляет собой неразрывные единство и борьбу противоположностей. Типичным примером этого они любят приводит магнит. В таком ракурсе они представляют себе существование всего. Результатом внутренней борьбы противоположностей они объявляют те изменения, которые происходят в объекте. Таким образом, поскольку борьба противоположностей непрерывна и постоянна, то и процесс изменения в объекте никогда не прерывается и это есть его развитие. В данном случае на эволюционной фазе. На этой фазе объект постоянно накапливает в количественном отношение, те или иные изменения, но при этом, по своей сути, он остается все тем же объектом. Например, ранний капитализм и современный капитализм существенно отличаются, но по сути являются капитализмом. Однако такое накопление не является бесконечным. Накопив некоторую " критическую массу" изменений объект, в данном случае общество, скачкообразно переходит в новое состояние (для общества более высокого уровня развития), по сути, превратившись по - своему содержанию в новый объект. С их точки зрения, революция- качественный скачок общества, т.е совершенно необходимая и неотъемлемая фаза развития социума. Подобного рода скачок определяется как диалектический закон перехода количества накопленных изменений в новое качественное состояние. К наиболее типичным эволюционным теориям можно отнести: цивилизационную теорию, теорию волн пассионарности Гумилева. К типичным революционным теориям можно отнести теорию Маркса. Следует отметить, что существуют попытки создать некий синтез этих двух групп, что по своей сути невозможно.
Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 323; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |