Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Марксистская материалистическая психологияМарксистская материалистическая психология разрабатывает проблему исторического развития психики на принципиально иной методологической основе. Главное направление ее исследований— это выявление тех существенных объективных связей, которые включают в себя психику человека и определяют ее. В конечном счете такую систему связей образуют конкретные общественно-экономические условия жизни. Но они детерминируют психику человека, его сознание не непосредственно, а через деятельность человека. Строение деятельности человека обусловливается конкретными общественно-историческими условиями и обусловливает, в свою очередь, 'Строение психики и сознания. Это положение имеет самое фундаментальное значение для организации совместных работ психолога и историка над проблемой исторического развития психики. Именно психолог должен дать историку систему понятий, наиболее адекватно отражающую природу психики, с тем чтобы через ее призму историк мог анализировать исторический материал. Эта система понятий создается в исследовании строения созидательной деятельности человека. Трудовая деятельность является основной и естественной формой человеческого бытия, но бытия не изолированного человека, а человека, живущего в обществе. Созидательная деятельность выступает как такой способ включения человека в общество, при котором само общество формирует индивида. В процессе созидания участвует весь человек; труд требует всех его жизненных сил, формирует всю его жизнедеятельность. Под углом зрения будущей созидательной деятельности совершается и воспитание индивида. Психика получает свое значение и функционирует внутри системы созидательной деятельности. Включенная в нее, психика составляет 'побудительную, регулирующую, контролирующую часть деятельности. Только занимая свое место в структуре деятельности, психические процессы и явления образуют взаимосвязанные ансамбли, цементируемые основным мотивом. Отсюда следует, что общество, подготавливая человека к созидательной деятельности, оказывает всестороннее влияние на него. Общественно детерминированными оказываются не только представления человека, содержание его сознания, как это предполагал Дюркгейм, но и механизмы его психической жизни и функционирование самого организма. Поскольку никакое общество не может существовать без совместной трудовой деятельности людей, предполагающей общение [75] посредством речи, эти факторы — труд и речь — обусловливают формирование некоторых устойчивых характеристик психической деятельности человека, сохраняющихся на всех этапах исторического развития. Устойчивые характеристики зависят от самого факта общественной жизни человека. Но на разных этапах развития общества различными оказываются строение деятельности человека, условия ее выполнения, характер общения людей и т. д. Все эти обстоятельства и определяют историчность психики человека, ее общественно-обусловленную изменчивость. В связи с вопросом о разной мере устойчивости и изменчивости психических явлений в ходе развития общества можно выдвинуть предположение о том, что в наибольшей степени изменяется мотивационно-волевая сфера деятельности, образующая важнейшую характеристику личности. Если исследовать строение деятельности и определяемое ею строение психики человека, живущего в современном обществе, то выявляется сложнейшая картина. Выделяется .прежде всего иерархическая структура мотивационной сферы человека, включающая в себя целые ансамбли соподчиненных мотивов. С точки зрения диахронической, различные цели, располагаясь во временной перспективе, уходят в далекое будущее. Если же рассматривать цели человека в синхроническом аспекте, то мы увидим, что важнейшее место среди них занимают те, которые он сам ставит себе. Собственные цели тоже социально обусловлены, но достигаются они иначе, чем цели, навязанные извне, когда человек действует по обязанности. Человек не просто действует— в деятельности он поднимается на высшую ступень активности личности. Он целенаправленно преобразует свою природную и социальную среду, переживает себя как неповторимую индивидуальность и, будучи субъектом, одновременно делает самого себя объектом своей созидательной деятельности, стремясь приблизиться к выбранному идеалу. Чувства и аффекты человека в значительной мере связаны с результатами его деятельности, со степенью ее успешности. Но переживание успеха зависит не только от объективной значимости результата, но и от уровня стремлений индивида, от оценки им своих возможностей, от высоты поставленных им перед собой целей. Здесь кратко охарактеризована структура деятельности современного человека и связь с нею строения психики. Сопоставление с последним строения сознания человека на низших этапах развития общества позволяет выявить историчность не просто содержания, но и строения самих механизмов осуществления психической жизни человека. Исследуя особенности строения деятельности человека на ранних этапах первобытнообщинного строя, зависящие от общественно-экономических условий той эпохи (отсутствие общественного разделения труда, отношений частной собственности и т. д.), А. Н. Леонтьев пришел к выводу, [76]что общественное по своей природе строение Деятельности еще не охватывало тогда всех ее видов[30]. Но поскольку именно общественным строением деятельности определяется процесс осознания, круг осознаваемого был еще очень узок. В результате одинакового отношения членов коллектива к условиям, средствам и результатам коллективного труда общеколлективное значение тех или иных событий, явлений, объектов совпадало с личностным смыслом их для отдельного человека. Сфера мотивации отличалась простейшим строением. Когда отдельные люди приобретают постоянные производственные функции, строение мотивов усложняется: цель их особой производственной деятельности сама становится мотивом. Понимание человеком связи цели его действий с потребностями общественного производства означает осознание им этой цели, превращается в мотив, подчиняющийся более высокому мотиву — требованию общества. Так расширяется сфера осознаваемого, которая, однако, еще очень долго не включает в себя внутренний мир человека. Как показывают исследования этнографов и социологов, человек длительное время не чувствует себя истинным субъектом своих действий. Он воспринимает себя и окружающих людей прежде всего как объект воздействия божественных сил, мифических существ и как инструмент их воли. Вследствие этого иной характер имеют такие важные звенья деятельности, как принятие решения и борьба мотивов. Самые важные решения нередко зависят от результатов гадания. Анализируя этнографический материал, Л. С. Выготский обращает особое внимание на тот факт, что у многих племен «ни одно важное решение в затруднительных случаях не принимается без бросания жребия. Брошенные и упавшие определенным образом кости являются решающим вспомогательным стимулом в борьбе мотивов» [31]. Выделение у современного человека устойчивых, хорошо осознанных, перспективных целей и мотивов его ведущей деятельности, подчиняющей другие виды деятельности, обусловливает цельность, интегрированность его личности. Как можно судить по этнографическим материалам, на низших стадиях развития общества личность человека, напротив, как бы растворяется в тех общественных группах, членом которых является человек. Его реальное единство дробится на ряд личностных образований, возникающих в моменты его включения в ту или иную группу. Об этом свидетельствует, например, существование нескольких имен для одного человека, мотивированное потребностью называть его по-разному в зависимости от ситуации. Хорошо известно, что при клановой организации общества, да и позднее, имя отождествлялось с человеком. [77] По данным Ленарда, вождь живущего в Новой Каледонии племени, выступая в функции вождя, носит одно имя. Среди соседних народов и в легендах он известен под другим именем. При общении с сестрами своего отца, с братьями и т. д. вождь выступает опять-таки под иными именами. Наконец, есть у него и священное мифическое имя, которое запрещается произносить. Эти данные могут быть истолкованы таким образом, что изменение вида деятельности, определяющее проявление разных сторон личности, переживается и истолковывается как полное изменение личности. Все эти отрывочные сопоставления призваны лишь проиллюстрировать и подтвердить необходимость исследования и анализа исторических, этнографических и других материалов с целью воссоздания характерного для данной эпохи и данных конкретно-исторических условий строения деятельности, что позволит выявить и зависящее от него строение психической жизни человека. Изменение условий общественной жизни, условий общественного производства может повлечь за собой сдвиги в психике, в сознании человека лишь путем преобразования его деятельности, каких-то звеньев в ее строении, взаимодействия человека с другими членами общества. Постепенно новый принцип организации деятельности человека становится принципом организации и функционирования его психических процессов, умственной деятельности и личностной системы. Так, размышление как особый вид психической деятельности человека, заключающийся в рассмотрении со всех сторон своего мнения в отношении собственных слабых сторон и аргументов в их защиту, могло сформироваться у человека только тогда, когда развитие общества привело к возникновению общественных обсуждений важных вопросов, когда нужно было учиться аргументировать свою позицию и т. д. В данном случае недостаточно исследовать своеобразие в определенных конкретно-исторических условиях изолированно рассматриваемых процессов восприятия, памяти или мышления человека, но необходимо выяснить, в какой структуре деятельности они функционируют и как ею определяются. Возможные и плодотворные пути исследования развития психики в процессе эволюции общества мы хотели бы продемонстрировать на примере работ некоторых представителей исторической науки во Франции, исследующих психический облик человека разных эпох. С этой точки зрения привлекает внимание обширное исследование последователя Люсьена Февра — Робера Мандру, попытавшегося воспроизвести некоторые характерные черты личности француза эпохи Возрождения[32]. Он проводит [78]анализ в социально-психологическом плане и не претендует на выявление особенностей психологических процессов в индивидуально-психологическом аспекте. Внимание Р. Мандру привлекают уже сложившиеся личностные характеристики. Он пытается наметить условия формирования и наиболее плодотворный способ изучения их. Если восстановить логику его работы, то в качестве ключа к анализу общественной психологии у Мандру выступают разные формы деятельности, характерные для основных представителей социальных групп в эпоху Возрождения, и определяемые этой деятельностью социальные отношения. Основные типы деятельности берутся Мандру еще очень глобально, и тем не менее таким путем ему удается прийти к интересным результатам. Отстаивая тезис об историчности психики человека, Мандру пишет: «В противоположность широко распространенной стараниями философов и писателей концепции о вечном человеке, постоянно тождественном себе в своих материальных и духовных потребностях, в своих страстях и равномерно распределенном здравом смысле, историк утверждает — и показывает — вариации, эволюцию людей во всех отношениях, начиная от нервной уравновешенности и кончая умственным инструментарием; каждая цивилизация или, скорее, каждый момент цивилизации выявляет, что человеческое существо изрядно отличается как от своих предшественников, так и преемников»[33]. Выступая против антиисторического подхода к психике человека, Мандру в то же время отвергает и попытки исследовать эволюцию познавательно-аффективной целостности человека как движение замкнутой системы, содержащей единственно внутри себя предпосылки и условия своего развития. Он доказывает, что эволюция психологических характеристик человека неотделима от развития всех сфер развития общества. «Попытка изолировать психологическую историю (даже под красивым названием истории идей и чувств или же социальной истории идей),— считает Мандру, — малоперспективное предприятие: история мышления (mentalites) в каждый момент является неотделимой частью целостной истории, понимаемой... как методологическое требование каждого момента исследования»[34]. Ставя своей задачей не простое описание или перечисление психологических черт француза эпохи Возрождения, но их толкование, Мандру ищет их объяснения в особенностях материальной и духовной деятельности людей, прямо зависящей в свою очередь от сдвигов в социально-экономических условиях. В соответствии с этой позицией он формулирует цель исследования — «проследить [79]людей в их занятиях и материальной цивилизации... с тем чтобы найти значимые объяснения их умственных позиций»[35]. Мандру понимает общественное бытие как совокупность основных типов деятельности людей. Отсюда вытекает его метод: стремясь изучить общественную психологию через общественное бытие, он анализирует психологию человека прежде всего в аспекте его деятельности и места, занимаемого им в системе общественных отношений. Такой подход к проблеме принципиально отличает позиции Мандру от идеалистических установок представителей школы Дюркгейма. Именно реальные занятия и дела человека, подчеркивает психолог, вбирают все существенное в человеческой жизни и накладывают глубокую печать на мозг и сердце людей[36]. По существу выделяемые Мандру разные типы деятельности выступают как характеристики различных социальных классов и групп. В качестве главной характеристики эпохи Возрождения Мандру выдвигает развитие зачатков капиталистического способа производства — расширение сферы товарного производства, торговли, банковских операций, кооперации, а позднее —мануфактуры. Через анализ новой формы деятельности выявляются психологические характеристики формирующегося нового класса—буржуазии, своеобразное общественное бытие которой вызывает и определяет дальнейшее развитие таких личностных свойств, как дух индивидуальности, предприимчивости, любознательности, инициативности. Новая деятельность требует от представителей молодого класса стремления к овладению значительными знаниями. Формирующаяся буржуазия добивается открытия колледжей в разных городах, где их дети могли бы приобретать необходимые знания для новых сфер деятельности. Стремлению к знаниям благоприятствует появление книгопечатания. Открытие в эту эпоху новых земель и выдвижение гипотез о существовании еще неизвестных, создание научных теорий, связанных с именами Коперника, Леонардо да Винчи, позднее Кеплера и Галилея, способствуют утверждению оптимистического духа — веры в человеческие силы. Вызванные к жизни Возрождением идеалы человеческого прогресса, интерес к человеческой личности нашли выражение в творчестве гуманистов, ученых, художников, развивших новый взгляд на природу и человека. Естественно, однако, что перечисленными выше видами деятельности могли заниматься лишь небольшие группы людей из привилегированных слоев общества. Иные виды деятельности типичны для широких народных масс. [80] Характер аграрного труда в сельских местностях и ремесленничества в городах определил и особенности психического облика представителей самых широких слоев населения. Тяжелую печать на мышление и интеллект труженика того времени наложило господство рутины в области ручного труда. Авторитет традиций предписывал использование неизменных способов, методов, правил, орудий производства. Консерватизм особенно сказывался в сельском хозяйстве, где, например, в течение целых двух столетий (с XVI по XVIII в.) происходило освоение вывезенных из Америки растений и овощей. Примитивные средства обработки земли не могли обеспечить высоких урожаев. Постоянный голод — характерная черта существования низших слоев населения. Давление традиций несколько ослабевает лишь у городских ремесленников, имеющих более непосредственный доступ к рынкам сбыта и испытывающих на себе некоторое их влияние. Самым же значительным проявлением ломки рутины стала организация городских мануфактур. В качестве важных факторов, формировавших психический облик труженика той эпохи, Мандру называет тяжелый и малопроизводительный труд, непрерывную борьбу с трудностями, ожесточавшую человека, постоянное недоедание, вызывавшее страх перед завтрашним днем, боязнь голода, опустошительные, наводящие ужас эпидемии чумы, тифа, «горячки», безжалостно косившие истощенных людей. Не располагая еще интеллектуальными средствами для глубокого понимания закономерностей природы и имея более чем скромные средства для ее практического преобразования, «средний» человек конца средневековья испытывал страх перед ней. Чувство беспомощности перед лицом естественного мира Мандру считает одной из характерных черт психологии человека XVI—XVII вв. Зарождавшееся же чувство больших возможностей человека оставалось пока свойственным лишь небольшой группе передовых людей своего времени. Непрерывно борясь с различными трудностями и бедами, человек живет, таким образом, в постоянном напряжении и готовности отражать грозящие ему опасности. Все перечисленные обстоятельства объясняют вторую характерную черту психической жизни людей периода Возрождения — их повышенную эмоциональность, гиперсензитивность. По мнению Мандру, аффективная и интеллектуальная сферы гораздо сильнее слиты в ту эпоху, нежели в настоящее время. Всякое восприятие аффективно окрашено. Вся жизнь человека наполнена резко контрастными чувствами, которые он отнюдь не сдерживает и не скрывает. Воспитываясь в атмосфере традиций, одобряющих насилие, допускающих свободное проявление сильных эмоций, человек начинает испытывать в них потребность. Отсюда тяга к зрелищам наказания и смертной казни, [81]вызывающим сильные переживания. Отсюда же безудержное веселье, «пароксизмы жизни», как выражается Мандру, на многочисленных праздниках. Слезливость и жестокость, мгновенно вспыхивающая ярость и панический страх, буйная радость и доводящая до смерти скорбь, печаль — таковы особенности аффективной сферы личности того времени. При этом сила чувств полностью соответствует патетике их выражения. Заломленные в скорби руки, слезы, рыдания, вопли и даже обмороки — характерные проявления эмоций как у женщин, так и у мужчин. Мандру, таким образом, на конкретном материале пытается раскрыть историчность эмоций и доказать их прямую зависимость от социально-экономических условий. Привлекаемые им для анализа факты не вызывают сомнения. Но их интерпретация как явления, наиболее типичного для эпохи Возрождения, не кажется убедительной. Несомненно, повышенная эмоциональность и удивительная несдержанность чувств действительно были тогда отличительной чертой большинства людей, принадлежащих к различным социальным группам. Но наиболее распространенные явления — не всегда самые характерные и самые важные. Выявляемые Мандру особенности аффективной сферы человека — наследие средних веков, выражение основных черт феодального общества. Совершающееся же в борьбе с феодализмом формирование капиталистических отношений предъявляет новые требования к психической деятельности человека, в том числе умение хорошо владеть своими чувствами, умение подавлять их, проявлять лишь в нужный момент. Эта сторона исторического процесса выпала из поля зрения Мандру, и следует признать, что он далеко не исчерпал все )возможности анализа психики человека через его деятельность. Включаясь в тот или иной вид деятельности, человек непременно вступает в отношения с другими членами общества, которые, принадлежа к определенным существующим конкретным социальным группам, тем самым выступают как важный фактор срциальной детерминации личности. Мандру не интересуют индивидуальные отношения человека с теми или иными членами группы. Предметом его изучения становятся группы, взятые как единицы жизни общества, их место в общественном производстве, социальные отношения внутри групп и между ними. Как неоднократно говорилось, эти отношения подчиняют человека общественной психологии, свойственной именно данной группе. В качестве основной единицы общества (группы) Мандру выделяет социальный класс. Используемый ученым метод исследования психологии общества 'посредством анализа его классовой структуры принципиально расходится с методом буржуазной исторической науки, что необходимо отметить как позитивное явление. Как отмечает сам Мандру, немарксистская наука, не осмеливаясь признаться, что ее псевдопозитивизм отражает [82]политический консерватизм, считает неправомерным применять понятие класса и классовой борьбы для характеристики общества эпохи Возрождения[37]. Анализируя классы дворян (феодалов), буржуазии, крестьян и другие социальные слои феодального общества XVI—XVII вв., Мандру констатирует установление в этот период более тесных связей в рамках каждой социальной группы. Процесс групповой консолидации сопровождается одновременным ростом антагонизма между группами. Внутренняя солидарность стимулируется агрессивностью по отношению к другим классам. Агрессивность в свою очередь перерастает в классовую борьбу[38]. Стремление к замыканию в рамках своей социальной группы обнаруживается и в более мелких группировках населения — церковных приходах и семье. Безграничная власть традиций, неписаных правил пронизывает все существо человека, входящего в определенную группу. Человек с детства впитывает мировоззрение данной группы, ее способы отношения к другим людям и к окружающей действительности. Сильнейший конформизм оказывается типичнейшей чертой поведения человека в группе. А его оборотной стороной является враждебность, агрессивность к членам иных групп. «Конформизм—социальную агрессивность» Мандру считает третьей существенной характеристикой общественной психики человека того времени. Итак, в широкой панораме французского общества в период Ренессанса выделяется зарождающийся класс буржуазии — носитель черт новой психологии — и небольшая группа гуманистов, философов, художников, выражающая языком искусства, науки и философии черты нового человека. Наряду с ними существует огромная масса крестьян и ремесленников, социальное положение которых не предоставляет им, казалось бы, никаких возможностей для усвоения новой психологии. Ведь социальные условия существования тружеников остаются в основании теми же, что и в средние века, — гнет традиций, неграмотность, тяжкий труд, голод, замыкание в своих узких географических и социальных границах. Тем не менее у широких слоев крестьянско-плебейских масс начали формироваться новые черты личности, отражающие дух эпохи. Каналом распространения и усвоения новой психологии оказались новые религиозные учения, выражающие интересы [83]молодой буржуазии и направленные Против католической церкви — оплота феодализма. Возрождая представления раннего христианства, многие представители Реформации требовали равенства в общественных отношениях. Отклик в народных массах получил и выдвинутый Кальвином принцип мирского аскетизма. Большое распространение нашли идеи Лютера. Усваиваясь широкими слоями населения, эти учения преобразовывались в народные ереси, теряли характер какого-либо определенного учения, но сохраняли свою направленность против церкви и, следовательно, против основных устоев жизни средневековья. Во многих городах Франции, по данным Мандру, разбивались статуи святых. Движение Реформации Мандру справедливо считает проявлением характерной для Возрождения индивидуалистической направленности личности, вырвавшейся из оков традиций и догм. Представляется, что данная черта личности, перечисляемая Мандру наравне со многими другими, должна бы занять центральное место в характеристике психического облика человека Возрождения. Все движение Реформации идет под знаком повышенной значимости личности. Правда, это признание личной индивидуальности носило весьма специфический характер и формулировалось в терминах признанной и господствующей церковной догматики. И потому сама личная инициатива провозглашалась выполнением абсолютно предопределенной божественной воли. Признавая индивидуальный характер основной характеристики личности — ее общения с богом, — протестантизм, как правило, отрицал в то же время, что человек способен преодолеть свою греховность, что способность творчества имманентно присуща ему самому. Однако главная направленность идей протестантизма была антиконформистской. Он посягал на основную посылку средневековой идеологии, отвергая католическую церковь и духовенство в качестве необходимых посредников между человеком и богом и утверждая возможность для каждого человека вступать в личное общение с богом. Все эти идеи в индивидуальном сознании человека преобразовывались в повышенное чувство личной ответственности, усиление самосознания, чувство освобождения от оков незыблемого образа жизни прошлых поколений. Выделяемые же Мандру эмоциональность и агрессивность были психологической почвой для формирования новых личностных черт. Пытаясь дать более детальную картину психологического облика человека эпохи Возрождения, Мандру указывает на иную, нежели у современного человека, иерархию типов восприятия, на приоритет слуха и осязания перед зрением в восприятии человека того времени[39]. [84] Мандру выявляет и ряд других особенностей психологии человека той эпохи, в частности его неумение читать «про себя», молчаливо. Любопытен анализ различных способов измерения пространства и времени в повседневной жизни, обнаруживающих еще весьма глобальные представления об этих основных формах существования материи. Заканчивая рассмотрение работы Мандру о французах периода Возрождения, отметим, что внимание ученого к всестороннему проявлению личности позволило ему воссоздать психологический облик людей той эпохи в живых и многоцветных красках. Когда исследователь пытается восстановить своеобразие психики человека давно минувших эпох, он, естественно, за немногим исключением, не имеет возможности непосредственно изучать деятельность конкретного человека и таким путем приходить к заключению о регулирующих деятельность психических процессах. Этот факт многими психологами рассматривается как доказательство некомпетентности психологии в решении проблемы исторического развитая психики, применительно к уже давно исчезнувшим представителям минувших стадий развития общества. Эта позиция была очень отчетливо сформулирована С. Л. Рубинштейном. Он подчеркивал, что любые психические свойства психология всегда изучает «на конкретном индивиде в неразрывной связи со всей рефлекторной деятельностью его мозга, с ходом его индивидуального развития»[40]. Именно на этом положении и основывался его вывод, непосредственно касающийся проблемы исторического развития психики. «Говоря об историческом развитии психики применительно к задачам психологического исследования,— писал С. Л. Рубинштейн,— нужно иметь в |Виду, что исторически изменяющиеся психические свойства людей реально формируются в процессе индивидуального онтогенетического развития и лишь в качестве таковых они могут стать предметом психологического исследования. Собственно психологическое исследование, как правило, имеет, таким образом, дело с формированием психики в одних определенных исторических условиях, которые в психологическом исследовании принимаются как данное»[41]. Дальнейшее логическое развитие данной позиции еще более ограничивает задачу психологии. Казалось бы, если психологу удастся исследовать психическую деятельность и психические свойства людей, находящихся на разных стадиях общественного развития, он должен и может выявить некоторые закономерности развития психики, обусловленные развитием общества. Однако С. Л. Рубинштейн высказывал иное мнение, и с ним трудно согласиться. «...Психология,— говорил он,— имеет дело с закономерностями [85]онтогенетического процесса развития индивидов, совершающегося в каких-либо одних общественно-исторических условиях. Сопоставление результатов этого развития в разных общественно-исторических условиях есть уже дело исторического исследования»[42]. Несомненно, перед психологом возникают большие трудности, когда он пытается решать проблему исторического развития психики, не имея перед собой представителей давно исчезнувших цивилизаций. Он может воспользоваться материалами, собранными этнографами, социологами, миссионерами. Но использовать эти материалы для выяснения своеобразия психической деятельности человека очень трудно ввиду крайней отрывочности и разнородности описываемых фактов. В большинстве же случаев психолог не располагает и такими материалами, имея перед собой лишь те макрофакты, которыми оперирует историк. Это не означает, однако, что психолог не должен искать возможности и в таких условиях продвинуться вперед в решении проблемы исторического развития психики. Общий способ подхода к этой проблеме указывается принципом связи психики и деятельности, согласно которому психика понимается как регулирующее, контролирующее, ориентирующее звено деятельности. Этот принцип включает в себя положение о том, что в самих результатах деятельности, в различных творениях человека находят выражение его психические свойства, способности, духовные силы. Отсюда — тезис о возможности воссоздания своеобразия психики человека на различных этапах развития общества по продуктам его созидательной деятельности, по всей совокупности его творений, характерных для определенной эпохи. Но для того чтобы психолог мог использовать тот исторический материал, в котором запечатлен психический облик человека минувших эпох, этот материал должен быть подвергнут микроанализу историка. Само историческое исследование должно стать гораздо более тонким, оно должно дробить исторический факт на составляющие его компоненты, оно должно выявлять этапы создания того или иного творения и его вариации в различных условиях. Деятельность как бы соединяет в ансамбли различные психические процессы и явления, регулирующие, мотивирующие, контролирующие ее протекание и, наконец, находящие свое частичное выражение в разных сторонах продуктов деятельности. Конечно, поскольку одни и те же творения в разные эпохи могут применяться по-разному и из них может извлекаться разное содержание, необходимо сначала выявить способы использования тех ,или иных творений. Но главная трудность заключается [86]не в этом. Основная проблема, встающая перед психологом, состоит в выявлении того, каким же конкретным образом связаны психические свойства и психическая деятельность человека с продуктами его созидательной деятельности. Эта проблема совсем не разрабатывается в психологии. Нет ответа на вопрос, по каким параметрам продуктов деятельности можно судить об особенностях психической деятельности. Естественно, что этот процесс требует своего разрешения в функциональном плане, применительно к современному человеку. Некоторые психологи, скептически относящиеся к возможности воссоздания психики человека по продуктам его деятельности, в качестве доказательства ссылаются на широко распространенное в психологии мнение, что один и тот же результат может быть следствием различных процессов и, следовательно, различие процессов не находит своего выражения в результатах. Но есть основание предполагать наличие более тесной связи между процессом и результатом, между деятельностью и ее продуктом. Например, при решении задачи различие мыслительных процессов несомненно проявляется в результатах решений, которые лишь с внешней стороны представляются тождественными. Так, решение задачи на отыскание суммы чисел, возрастающих в арифметической прогрессии (1+2+3+4+5+6 и т. д.), может быть выражено в формуле: Sn — (n + 1)n/2. Исследуя качественные особенности ее решения испытуемым, Вертгаймер указывает, что для человека, пришедшего к решению через проникновение в структуру задачи, значение п, стоящего в скобках, психологически отлично от значения п в дроби: первое п обозначает последнее число в ряду, а второе указывает, сколько цифр в последовательности. Для человека же, слепо использующего данную формулу, такого различия не существует. Но различие в результате проявится в широте применения формулы, в способе ее использования. Своеобразие психических процессов, регулирующих ту- или иную деятельность, непременно должно выразиться в особенностях продуктов деятельности, в соотнесении их с другими творениями, в границах применения этих продуктов, в использовании их как средств для создания новых объектов. Суть способа восстановления своеобразия психической деятельности по продуктам созидания может состоять именно в выявлении таких совокупностей творения, по особенностям компонентов которых можно воссоздать специфику определенного вида психической деятельности. На первостепенную важность проблемы соотношения психической деятельности и продуктов созидания человека указывает анализ работ представителей исторической психологии, возглавляемой во Франции Иньясом Мейерсоном и Жан-Пьером Вернаном. [87]Представители этой школы пытаются построить свою концепцию, базируясь на марксистском понимании общества и человека. В исторической психологии человек выступает как субъект созидательной, трудовой деятельности, как «деятель, исследователь, экспериментатор, творец, организатор»[43]. Труд рассматривается как способ созидания общественных ценностей, как один из важных способов отношения человека к природе и необходимый способ отношения человека к людям, к обществу. Опираясь на работы К. Маркса, ученые школы Мейерсона — Вернана доказывают кристаллизацию в творениях человека своеобразия его мышления, памяти, всей личности. «Все человеческое,— пишет Мейерсон,— объективируется и проецируется в творениях, весь физический и социальный опыт и все то, что в этом опыте и через этот опыт выступает как состояние или функция аспекта анализа реальности, аспекта мысли, желания, чувства, личности — все наиболее абстрактные идеи и наиболее интимные чувства»[44]. Психика человека, делают вывод представители исторической психологии, на определенном этапе исторического развития обусловливается освоением индивидом окружающих его общественных предметов и созданием на их основе новых. Поэтому свою задачу ученые этой школы видят в изучении изменения и развития психических функций в ходе развития общества с помощью анализа всевозможных «творений» человека — техники, науки, искусства, языка, религии, социальных институтов и т. д. «В последовательности творений,—отмечает Мейерсон,— психолог должен найти ум, который их создал, выявить его уровни, аспекты, трансформацию и, таким образом, через историю творений воссоздать историю ума, психологических функций» [45]. Анализ материалов, полученных французскими психологами, убеждает, однако, в том, что в своей основной части он касается развития различных категорий, понятий, теоретических представлений, знаний человечества об окружающем мире, о личности и деятельности, о своих психических процессах. Раскрывается определенная динамика самоосознания человека, изменение классификации различных явлений. Но о своеобразии протекания самих психических процессов и об эволюции психической деятельности говорится крайне мало. Например, исследуя трудовую деятельность, представители исторической психологии прослеживают, как возникло и обогащалось понятие труда (так, они показывают, что в Древней Греции еще не существовало термина, обозначающего производительную [88]деятельность; не только античность, но и средние века и часть нового времени не располагают словом, которое обобщало бы различные виды профессиональной деятельности и т. д.). Однако ими не исследуется своеобразие строения созидательной деятельности на разных этапах общества, особенности регулирующих ее психических процессов. Еще пример. Ими прослеживается, как 1медленно формировались в Древней Греции представления о внутренней жизни человека, о его переживаниях и чувствах, как медленно развивались жанры лирической поэзии и трагедии, в которых центральное место занимает человек с его страстями и индивидуальной ответственностью. Но при этом не исследуется историческое развитие чувств человека. Последователи Мейерсона сами предупреждают о невозможности непосредственного заключения по особенностям какого-либо одного творения человека о специфике тех или иных психических процессов. Приведем доказательство. Хорошо известно об отсутствии в древнегреческом языке наименования для фиолетового и оранжевого цветов, а желтый и зеленый цвета носили одно и то же название. Но это никоим образом не означает, подчеркивает Вернан, что человек в ту эпоху не различал все цвета спектра. Можно говорить лишь о своеобразии категоризации цветных оттенков, о все более дробной их классификации в последующем историческом развитии понятий о цвете. В работах представителей исторической психологии содержится и некоторый материал, касающийся своеобразия тех или иных видов психической деятельности. Согласно гипотезе Мейерсона, у древних греков система перцептивных действий, лежащая в основе восприятия форм, линий, перспектив, отличалась от перцептивной деятельности современного человека. При анализе приводятся некоторые данные о своеобразных упражнениях памяти у пифагорейцев и т. д. Однако решение этой собственно психологической задачи растворяется в исследованиях развития различных понятий. Несомненно, лишь психолог может глубоко исследовать в ходе развития общества формирование тех понятий и категорий,, которые относятся к психическим процессам и свойствам человека. Но, занимаясь таким исследованием, он решает задачу диалектической логики, исторической эпистемологии, но не психологии. Задача психологии — раскрыть динамику психических процессов, регулирующих созидание различных творений человека (в том числе и творений его «духа»—понятий, категорий, знаний), исходя из своеобразия строения деятельности человека на данном этапе развития общества. Четкое понимание предмета психологии и отыскание соответствующих ему методов исследования—необходимая предпосылка успешной разработки проблемы исторического развития психики. [89]
[1] Е. Durkhelm. Les formes elementaires de la vie religieuse. 4 ed. Paris, 1960, p. 635. [2] Ch. Blondel. Introduction a la psychologie collective. Paris, 1928, p. 4. [3] E. Durkheim. Op. cit., p. 496. [4] Ibid., p. 615. [5] Ibid., p. 521. [6] Ibid., р. 22. [7] Ibidem. [8] См Ch, Blondel, Les volitions.—«Traite de Psychologic». Par Q. Dumas, t. II. Paris, 1924, p. 412. [9] Ch. Blondel. Introduction a la psychologic collective, p. 205. [10] Ch. Blondel. Les volitions, p. 393. [11] Ibid., p. 341. [12] Ch. Blondel. Introduction a la psychologie collective, p. 154. [13] См. M. Halbwachs. Les cadres sociaux de la meinoire. Paris, 1952, p. 62. [14] Ch. Blondel. Introduction a la psychologie collective, p. 61. [15] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 133. [16] Ch. Blondel. Introduction a la psychologie collective, p. 116. [17] Ibidem. [18] P. Janet, Involution psychologique de la personnalite. Paris, 1929, p. 189. [19] Ibid., p, 268. [20] P. Janet. De 1'angoisse a 1'extase, t. I. Paris, 1926, p. 323, 324. [21] P. Janet, devolution psychologique de la personnalite, p. 459. [22] P. Janet, devolution de la memoire et de la notion du temps, t. II. Paris, [1928], p. 220—221, [23] P. Janet. La psychologie de la conduite.—«Encyclopedic francaise», t. VlII. La vie mentale. Paris, 1938, p. 8'08-13. [24] M. Halbwachs. Op. cit., p. 281. [25] P. Janet. L'evolution de la memoire et de la notion du temps, t. I. Paris, [1928], p. 23. [26] Ё. Durkheim. Les formes elementaires de la vie religieuse, p. 323. [27] Ibid., p. 2. [28] ibid., p. 613. [29] Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление. М., 1930, стр. 320. [30] См. А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М., 1965, стр. 294. [31] Л. С. Выготский. Развитие высших психических функций. М., 1960, стр. 96. [32] R. Mandrou. Introduction a la Frange moderne. Essai de psychologie historique. Paris, 1961. [33] Ibid., p. 13. [34] Ibid., p. 366. [35] R. Mandrou. Introduction a la France moderne, p. 10. [36] Ibid., p. 195. [37] R. Mandrou. Introduction a la France moderne, p. 138. [38] Защищая возможность и необходимость применения понятия «классовой борьбы» для характеристики столкновений основных социальных групп в эпоху Возрождения, Мандру ссылается на исследования проф. Б. Ф. Поршнева, показавшего, что уже в 1623—1648 гг. крестьянские массы обращают свой гнев против замков феодалов, хотя нередко знать использует их выступления в своих целях. См. Б. Ф. Поршнев. Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623—1648). М., 1948 (Перевод на франц. яз. в 1963г.). [39] См. об этом в статье Б. А. Ерунова «Мнение и умонастроение в историческом аспекте» в настоящем сборнике.— Ред. [40] С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. М., 1957, стр. 242. [41] Там же, стр. 241. [42] С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание, стр. 241. [43] /. Meyerson. Themes nouveaux de psychologic objective: 1'histoire, la construction, la structure.— «Journal de psychologic normale et pathologique», 1954, N 1—2, p. 11. [44] /. Meyerson. Les fonctions psychologiques et les oeuvres. Paris, 1948, p. 69. [45] /. Meyerson. Comportement, travail, experiences, oeuvre.— «L'Annee psycho!ogique», 1951, 50е Annee, p. 82.
Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 587; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |