Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Юридическая риторика эпохи эллинизма. Марк Туллий Цицерон. Квинтилиан

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. VI. Современная школьная риторика в России
  3. Античная риторика и категория истины. Риторические идеи Аристотеля.
  4. ВВЕДЕНИЕ. ПОЭТИКА И РИТОРИКА
  5. Вопрос 1. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
  6. Вопрос 3. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
  7. Вопрос 4. Философия эпохи Просвещения
  8. Глава 1.2. Современная риторика
  9. Глава 1.3. Риторика и речевое поведение человека
  10. Главные представители и идеи натурфилософии эпохи Возрождения

 

Следующий важный этап развития античной риторики – эпоха эллинизма. Слово эллинизм многозначно: им обозначается и ‘правильное употребление греческого языка’, и ‘распространение греческой культуры’, и ‘историческая эпоха с 336 по 30 гг. до н.э.’ В это время центрами культуры становятся города эллинистических государств - Македонии, Египта, Пергама. Античная Греция постепенно утрачивает свое господствующее положение, на первый план выдвигается Древний Рим, который усвоил все достижения греческой цивилизации (недаром эпоха в целом называется эллинизмом).

В первые века своего существования Рим имел демократическое устройство, был республикой, и это имеет непосредственное отношение к развитию риторики.

Родоначальником латинского красноречия считается Марк Порций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), историк, полководец и государственный деятель. К середине II в. до н.э. в Древнем Риме возрастает значение судебного красноречия, причем теория судебной речи опирается на греческое наследие. Сформировалась композиция судебной речи, состоявшей, как правило, из пяти частей: 1. вступление; 2. изложение обстоятельств дела; 3. приведение доводов в пользу своей точки зрения; 4. опровержение доводов противника; 5. заключение. Были выработаны специальные приемы, помогающие достичь убедительности; для каждой части существовали свои средства украшения речи.

Самой масштабной фигурой в римской риторике вообще и в юридической риторике в частности был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Его имя стало нарицательным обозначением талантливого оратора. Сохранилось 57 речей Цицерона – судебные, речи в Сенате, речи к народу. Свою первую речь – защитительную – Цицерон произнес, когда ему было всего 25 лет. Он сумел доказать невиновность своего подзащитного. Цицерон – пример человека, которому превосходное образование и риторическое мастерство помогли сделать блестящую карьеру. Он всегда избирался на государственные должности в возрасте, минимально разрешенном для этого: в 30 лет стал квестором (финансовый магистратор, заведовал казной, низший класс в Сенате), в 35 – курульным эдилом (помощник народного трибуна), в 40 лет – претором (должностное лицо, главной компетенцией которого было городское правосудие) и в 43 года – консулом (высшее должностное лицо в Римской республике).

Цицерон считался непревзойденным оратором своего времени. Он выработал свой ораторский стиль. Свои речи он сам перерабатывал для издания, что повышало их значимость и его славу как оратора. До нас дошли и его специальные книги по ораторскому искусству – «Об ораторе», «Брут», «Оратор».

Красноречие, по Цицерону, рождается из многих знаний и стараний. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие -результат многих знаний и умений. «В самом деле, - пишет он, - ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний - памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром».

Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего - глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня. Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств.

Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора.

Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи.

Свои требования к оратору он изложил следующим образом: «Оратор должен соединять в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика, грацию и жесты великих актеров», при этом главная задача оратора – убеждать. В трактате «Об ораторе» Цицерон писал: «Пусть зовется оратором тот, кто умеет своей речью убеждать». При этом Цицерон огромное значение придавал эмоциональным доводам:

Нет ничего важнее в речи, чем склонить слушателей на сторону оратора, и для этого слушатель должен быть так потрясен, чтобы им больше руководили сильное душевное волнение, экстаз, чем сила разумного рассуждения. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием ненависти, любви, страдания, раздражения, скорби, радости, страха, заблуждения, вообще под влиянием душевного движения, чем сообразно с истиной, с правовыми нормами.

Особенно важны эмоциональные доводы в судебных речах. В «Трактате об ораторском искусстве» Цицерон замечает, что наша речь стремится не столько вразумить, сколько взволновать судью. Логические аргументы служат для доказательства тезиса, а эмоциональные - для его психологического внедрения в сознание адресата. Сам он в своей адвокатской практике в полной мере соответствовал этим требованиям.

В Древнем Риме во времена республики судебное красноречие процветало. Существовал состязательный процесс, где стороны, обвиняемый и обвинитель, соревновались в суде на равных правах. Судебное красноречие возвышалось до могущественного фактора общественного влияния: суд и судебные речи в республиканском Риме играли ту же роль, которую сегодня в демократических государствах играют политическое красноречие и пресса. Подробное разбирательство открывалось одной из сторон. Затем происходил допрос свидетелей, после которого в кратких вопросах и ответах анализировались доводы противников с целью найти в этих аргументах противоречия или неправильности. Стороны редко доверяли отстаивать свои интересы только одному оратору: и обвинитель, и обвиняемый обычно выступали вместе с несколькими сторонниками (к концу республиканского периода было разрешено привлекать до двенадцати сторонников). Как правило, судебная речь ограничивалась двумя-тремя часами. Судебная защита считалась самым почетным, даже священным занятием. Защищать клиента целый день было делом чести и славы, а судьям вменялось в обязанность терпение по отношению к участникам судебного процесса.

Цицерон в совершенстве владел профессией судебного оратора. Как писал Квинтилиан, «небо послало на землю Цицерона, чтобы дать пример, до каких пределов может дойти могущество слова». А Катулл посвятил Цицерону такие строки:

Говорливейший меж потомков Рема,

Тех, кто есть, и кто был, и кто будет.

Именно в трудах Цицерона обоснованы пять частей классической риторики и, соответственно, пять частей подготовки речи: 1. инвенция (invention - изобретение идей); 2. расположение (divisio); 3 элокуция (elocution, украшение речи, то есть выбор наиболее оптимальных средств словесного выражения); 4. мемория (memoria, запоминание речи); 5. акция (action, произнесение речи). Все части одинаково важны. Об этом так сказано в трактате Цицерона «Об ораторе»:

Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив какждый довод; в-третьих, облечь все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью. И ни в одной из этих частей оратор не может оказаться полностью беспомощным, ибо если он явно хромал в какой-нибудь из них, он не мог бы считаться оратором.

Цицерон разработал композицию судебной речи, которая способствовала ее убедительности. Судебная речь, по Цицерону, должна состоять из шести частей: 1. вступление, которое должно вызвать симпатию к оратору, сосредоточить внимание слушателей. 2. основные положения защиты и главный тезис речи; 3. рассказ о том, как произошло преступление; 4. доказательства, которые могут быть двоякого рода: воздействующие на разум и на чувства; 5. повторение решающих доводов; 6. заключение. «С полной справедливостью современники провозгласили Цицерона царем адвокатуры», - писал Квинтилиан.

В эпоху поздней античности риторика заняла самое высокое место и в системе образования. Если в начальной школе – школе литератора – учили читать и писать, в средней школе – школе грамматики – учили понимать и ценить древних авторов, то в высшей школе – школе риторики – учили активному владению речью. Однородность риторического образования и общий круг образцовых авторов стали в известном смысле основой единства античного общества.

В эпоху Римской империи с неограниченной властью императора начинается постепенный «закат» риторики: если нет возможности публичных политических дискуссий, перестает быть востребована и риторика как учение об убеждающей речи. Развитие судебного красноречия в республиканском Риме и его закат в Риме императорском свидетельствуют о том, что подлинная риторика (как наука и искусство убеждающей речи) возможна только там, где для обсуждения выдвигаются важные для всего общества вопросы, которые увлекают оратора, вызывают у него высокие мысли, и эти мысли находят отклик у слушателей.

Утрата риторикой своей прежней роли особенно ярко проявляется на примере деятельности Квинтилиана – адвоката, учителя риторики и первого в истории человечества профессора (36-100 гг. н.э.). Именно в его период риторика превратилась из искусства убеждать в искусство хорошо говорить. Сфера деятельности оратора в это время расширяется, но утрачивается связь с убеждением.

Ключевым аспектом методологии классической риторики являлась топика – техника порождения мыслей для разрешения возникшей проблемы (о топике см. подробнее во второй главе). Эта техника предполагала поиск различных подходов к решению проблемы в пределах ораторской речи. Когда же топика практически исчезла из риторики, внимание переключилось на внешние параметры речи. Наступил разрыв риторики с правом как искусством находить справедливое в процессе судебного состязания. Юристы стали обращаться к риторике только как к дисциплине, способной обучить искусству красиво говорить, овладеть «слогом цветущим и выспренним», но не имеющей никакого отношения к поискам аргументов. Риторика уходит за пределы общественной жизни и сближается с художественной литературой.

Квинтилиан – создатель первой гсударственной школы риторики. Риторика из эффективного средства общественной борьбы превращается в школьную дисциплину, которая учит главным образом говорить красиво. Не случайно, что именно на творчество Квинтилиана приходится расцвет в изучении словесных фигур. Квинтилиан дал самую подробную классификацию фигур, в которой описано более ста их разновидностей. В его «Двенадцати книгах риторических наставлений» наибольшее внимание уделятся средствам повышения изобразительности и выразительности речи, то есть изучению тропов и фигур. Этот труд послужил основой для бесчисленного ряда книг по риторике, стилистике, создававшихся в течение многих веков. Так произошло вследствие исключительной добросовестности и умению тщательно и всесторонне освещать мельчайшие детали, а не потому, что труд Квинтилиана содержал какие-то особенно глубокие идеи, принадлежащие самому Квинтилиану.

Много внимания Квинтилиан уделяет проблемам дидактики – обучения красноречию. «Следует ли жестко придерживаться риторических правил?» - задается вопросом Квинтилиан. И отвечает, что оратор не должен почитать риторические правила за непременные законы. В правилах может многое изменяться сообразно делу, времени, случаю и обстоятельствам. Квинтилиан отходит от принятой до него в риторике жесткой регламентации построения речи. Правила являются лишь руководством к действию, но не догмой, они не должны сковывать оратора и лишать его возможности проявлять самостоятельность. Он сравнивает жесткие правила с предписанием полководцу, как расположить войско. Но ведь расположение войска зависит от обстановки. «Так и в речи надобно знать, - пишет Квинтилиан, - нужно ли или излишне вступление, и притом краткое, или пространное; обращать ли всю речь к судьям или и к другому лицу, употребив на то какую-либо фигуру; успешнее ли для защищаемого дела повествование короткое или длинное, непрерывное или разделенное на части...».

Особая – десятая - глава двенадцатой книги риторических наставлений Квинтилиана посвящена родам судебного красноречия, которые различаются между собой, как живопись и ваяние. Проанализировав речи римских судебных ораторов, Квинтилиан утверждает, что Цицерон превосходит всех. Современники Цицерона, подчеркивал Квинтилиан, не без основания говорили, что он царствует в судах, у потомков же он достиг той славы, что имя Цицерона, уже не человека, а само Красноречие обозначать стало. Итак, на него все наше внимание: его за образец себе возьмем. Кому полюбится Цицерон, тот может быть уверен, что успел уже довольно.

Свой уникальный труд Квинтилиан завершает следующими словами: Итак, да возлюби всею душою науку красноречия, сей божественный дар, ниспосланный с небес людям, без которого было бы все немо в природе.

По Квинтилиану, риторика состоит из пяти частей: изобретения, расположения, изложения, памяти, произнесения (или действия). Цели оратора - поучать, возбуждать, услаждать, хотя не всякая речь преследует все три.

Он выделяет, следуя предыдущим теоретикам, три рода речи: доказательный, рассудительный и судебный. Первый род - доказательный - касается похвалы и порицания: надгробные речи, иногда речи в суде (подсудимый имеет хвалителей), похвала (или хула) может произноситься и в других случаях. Похвала особенно требует распространения и украшения. Может быть похвала богам, людям, а также городам и прочим предметам.

Второй род речи - рассудительный (или разбирательный, советовательный) - имеет цель советовать (выступления в Сенате и народных собраниях). В этой речи большую роль играет доброе мнение об ораторе. Оратор говорит здесь о мире, войне, числе войск, пособиях, податях. Он должен знать о силе государства и о нравах граждан.

Третий род речи - судебный - имеет целью обвинение и защиту. Этот род состоит из пяти частей: вступления, повествования, доказательства, опровержения, заключения. К этим частям некоторые прибавляют еще разделение, предложение, отступление - первые две относятся к доказательствам. Квинтилиан поясняет, как пользоваться этой схемой: «Оратор не должен думать, чтобы каждую из показанных мною частей надлежало излагать в том же порядке: а прежде всего надобно ему размыслить, к какому роду относится дело, в чем оно содержится именно, что может споспешествовать ему и что повредить; потом, что утверждать и что отвергать должно; после, каким образом повествовать приличнее (ибо повествование есть приготовление к доказательствам, и не может быть полезно, ежели предварительно не узнает оратор, какие точно доводы выставить ему нужно); наконец, подумать о снискании благосклонности от судей. Ибо, не обозрев всех частей, сущность всего дела, нельзя нам знать, в какое расположение духа привести их для нашей пользы». То есть расположение частей, как видим, зависит от многих моментов и не является непреложным.

В то же время Квинтилиан предупреждает, что это расположение свободно лишь относительно. Нельзя, например, вступление помещать в конце речи. Поэтому в конце главы он настаивает на том плане, который предложил: «Итак, надобно располагать и начинать слово в предлагаемом нами порядке: надобно сочинять его в том же порядке, в каком и говорить должны».

Квинтилиан разработал систему доводов и их опровержений. Довод должен быть по большей части достоверным, а опровержение сильным. Однако автор считает, что сколько бы ни хороши были доводы, но они будут слабы, если не подкрепятся искусством оратора. Он пишет, соглашаясь с взглядами других ораторов: «Я и сам нахожу, что в них нужна ясность и определительность: и что в предметах малых слог и речения должно употреблять самые приличные и наиболее обыкновенные. Но когда говорим о предметах важных, тогда не почитаю излишним и украшение, лишь только бы не вредило оно ясности...».

В заключении, указывает Квинтилиан, обычно кратко повторяют вышесказанное или же возбуждают страсти. И далее Квинтилиан говорит о возбуждении страстей, ибо успех оратора, особенно в судебном деле, зависит не только от доказательств, но и от того, насколько он сумеет убедить слушателей (а в суде - судей), воздействуя на них эмоционально. Душевные движения, ссылаясь на древних, он делит на страсти и нравы. Нрав есть замечательное свойство душевной доброты, сопровождаемое кротостью, дружелюбием, благоприветливостью. «Речь оратора должна быть скромной, кроткой, без всякого высокомерия, пышности и даже без всякой высокопарности. Довольно и того, если будем говорить выразительно, точно, приятно, вероподобно. Для сего-то и приличен здесь наиболее слог речи средний». Страсть же – это выражение гнева, ненависти, страха, негодования, соболезнования. «Верх красноречия, сколько судить могу, состоит, относительно возбуждения страстей, в том, чтобы мы сами были ими движимы совершенно», - пишет Квинтилиан.

Как видим, психологическая сторона ораторской речи занимала в работе Квинтилиана немалое место, что, впрочем, было продолжением и развитием идей греческих и римских предшественников автора.

Квинтилиан считал, что риторика - это ‘ars bene dicendi (искусство хорошо говорить) и bene dicendi scientia (наука хорошо говорить). В соответствии с аристотелевскими традициями, он связывал риторику и с нравственными началами: «Риторика – одно из проявлений нравственной силы человека».

Изменения, которые произошли в общественном статусе риторики, особенно наглядны при сравнении Цицерона и Квинтилиана. Цицерон видел цель оратора в том, чтобы убедить слущателей, а Квинтилиан – в том, чтобы понравиться избранной публике. Чтобы быть убедительным, оратор, согласно воззрениям Цицерона, должен обладать глубокими и разносторонними знаниями, быть человеком высокой культуры; Квинтилиан же считал, что для оратора главное – быть хорошим стилистом. Для Цицерона было аксиомой, что оратор должен исчерпывающе знать предмет речи; Квинтилиан уже не предъявляет к оратору таких требований, считая более важными собственно риторические навыки. Если Цицерон утверждал, что оратор формируется на форуме, то Квинтилиан полагал, что это должно происходить в риторической школе. Если для Цицерона критерий успеха оратора – это одобрение народа, то Квинтилиан считал более важным мнение специалистов-риторов.

Два периода наибольшего расцвета античной риторики приблизительно совпадают с двумя периодами подъема рабовладельческой демократии: в Греции это V-IV вв. до н.э., в Афинах – время Перикла, в Риме это I в. до н.э., то есть время Цицерона.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Античная риторика и категория истины. Риторические идеи Аристотеля | Юридическая риторика нового времени. Риторика в России

Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 680; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.