Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Проблемы человеческого существования

Читайте также:
  1. IV.l. Теоретические аспекты проблемы
  2. V.1 Теоретические аспекты проблемы.
  3. V.2. Дискуссионные проблемы формирования всероссийского рынка.
  4. Актуальность проблемы безопасности и охраны труда медицинских
  5. Алгоритм решения проблемы психологическими способами.
  6. Аспекты проблемы анализа и их реализация в программных продуктах
  7. Бинарные проблемы (содержат 2 противоположные альтернативы).
  8. Биосфера - область существования и функционирования организмов
  9. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
  10. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Тема человека имеет множество аспектов. Но она невозможна без рассмотрения самых глубоких, касающихся сокровенных сторон человеческой жизни проблем - смысла жизни, смерти, одиночества, страха, счастья и пр. В ХХ в. в таких философских направлениях как экзистенциализм, утверждалось, что только они заслуживают внимания.

Смысл человеческого существования . - глубинно философская проблема."Для чего жить?" - в этом кроется вечная тайна бытия человека. Наука, отвечая на вопросы "что?" и "как?", может исследовать границу между жизнью и смертью, работать над задачей продления жизни, но смысл жизни остается для нее закрытым. Она не только не в силах разрешить подобной проблемы, но не может считать корректной даже ее постановку, поскольку вопрос этот касается ценностей, а найти их в эмпирическом мире невозможно.

Русский писатель Ф.М.Достоевский писал, что человек скорее истребит себя, чем примирится с бессмысленностью существования, "хоть бы даже кругом все были хлебы", т.е. он был бы сыт и обеспечен материально. Философ С.Франк подчеркивает, что в неудовлетворенности человека бессмысленностью эмпирически данной жизни, в его неспособности примириться с этим, заключено указание на принадлежность к более глубокому, полному и разумному бытию.

Очевидно, что жизнь отдельного человека как представителя рода тесно связана с жизнью всего человечества. Если у человечества как такового нет _цели ., которая является безусловной, и может выступать абсолютным благом, то ее нет и у индивида. Все частные цели и стремления личности - к богатству, власти или самосовершенствованию - обессмысливаются конечностью человеческой жизни. Как говорит толстовский Ерошка:"Все равно умрем и трава вырастет", так что толку в наших делах?

Известны различные философские теории, пытавшиеся обосновать целесообразность существования человечества. Французский философ-просветитель Кондорсэ видел этот смысл в совершенствовании человеческого разума, ради того, чтобы ум человека стал богоподобным. И.Кант считал, что человечество идет к созданию идеальной социальной организации (общества). По сути такова же была и теория К.Маркса о построении коммунистического общества, в котором "свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех" и "общественные богатства польются полным потоком", а люди будут бескорыстно творчески трудиться для всеобщего блага.

Но - какой смысл для людей, лишенных счастья сегодня, в таком справедливом, идеальном обществе, зачем трудиться ради будущего блага неизвестных поколений? Такая цель, хотя бы и высокая сама по себе, не способна стать живой и близкой, личной целью современного человека. Ведь ему по сути уготована роль питательной среды (навоза), на котором взрастет грядущее блаженство. Как отмечает Н.А.Бердяев, подобное видение исторического процесса отрицает саму справедливость, оно далеко от нравственного.

Кроме того, в достижении человечеством более сытой, или благополучной, или справедливой жизни и нет какой-то высокой цели - ведь это все то же обеспечение себя, существование человечества ради себя самого. Стоит ли сие жертв и может ли быть признано высшим благом, абсолютной ценностью?

Понимание каждым смертности всего живого придает особую остроту проблеме смысла жизни . Вопрос о смысле жизни предполагает вопрос о смысле смерти. . Что это - бессмысленный конец или переход в иное состояние, в иные миры, начало новой жизни (реинкарнация в восточных учениях)?

Проблема смысла жизни и смерти предполагает и размышления о сути бессмертия. Оно может пониматься как бессмертие в памяти поколений, в результатах творческого труда (посадил дерево, вырастил сына, построил дом). Но такое понимание бессмертия уже не означает продолжения своей жизни во всем богатстве и разнообразии индивидуального восприятия мира и связей с ним. Бессмертие можно понимать и как жизнь души после смерти, и как реальное воскресение всех и каждого в индивидуальном теле (Федоров). На Востоке эта проблема отчасти решается через идею последующих перерождений, хотя конечной благой целью их все-таки является уход в ничто, слияние с Абсолютом - духовным первоначалом. В любом случае ясно, что о смысле жизни можно говорить лишь в том случае, если жизнь является вечной, если благо, которому она посвящена, является общечеловеческим, в равной степени значимым для каждого индивида, способным согревать и наполнять светом его собственную жизнь. Религиозная концепция смысла жизни отвечает подобного рода требованиям. Религия говорит нам о вечной жизни души, предполагает существование Высшего Разума - Бога, определяющего своим бытием безусловный смысл человеческой жизни - и родовой, и индивидуальной. Однако этот смысл сокрыт от людей, неведомы пути Провидения. Человеку остается только верить и надеяться, любить Бога, но и это - не мало.

Конечно, философская (в том числе религиозно-философская) мысль никогда не остановится на утверждении, что смысл жизни нам недоступен. Признавая существование Бога как источника блага, вечной жизни, носителя любви, религиозный философ С.Франк писал, что любовь к Богу как смысл жизни воплощается в любви к ближнему (ведь Бог есть любовь), в духовном делании, способном стать целью для человечества и озарить своим светом жизнь каждого человека.

Вариантов понимания смысла жизни много. Каждый делает свой выбор самостоятельно. В заключении приведем три совершенно различных определения, способных так или иначе натолкнуть на размышления.

Э.Фромм: "Смысл жизни в том, чтобы вновь переживать рождение, а не умирать, не начав жить".

Н.Бердяев: "Смысл жизни состоит в самом поиске смысла жиз- ни".

Буддизм: "Смысл жизни в угасании в качестве субъекта желаний".

 

 

8. Философская антропология как современная философия

Философская антропология определяется как "философское учение о человеческом существовании во всей его полноте, об отношении человека к окружающему миру", как раздел философии.

В ХХ веке философская антропология превращается в самостоятельную философскую дисциплину, которая рассматривает весь мир не в его объективированных формах, а сквозь призму человеческого существования, особенностей восприятия, ценностного подхода.

Философская антропология формулирует свой метод познания, исходящий не из общезначимых механизмов познания (методов восхождения от чувственного к рациональному, от абстрактного к конкретному и т.п.), а из мистической духовной традиции, опираясь на интуицию, расширение сознания путем медитативной практики и т.п.

Началом познания становится человек - "Я" в ситуации познания, страсти, смерти. Человек, в соответствии с древними мистическими учениями, является ключом к тайнам универсума, он совмещает в себе всю структуру мира.

Антропоцентризм (признание человека главной проблемой философского познания) всегда был свойствен русской религиозно-философской мысли. Так, Н.А.Бердяев разрабатывал идею о человеке как микро- и макрокосме, как точке пересечения 2-х миров - земного, природного, социального и духовного - запредельного.

В русском космизме вырабатывалась идея о логическом смысле эволюции, о том, что эволюция не являлась слепой, а была одушевлена неким божественным Духовным порывом. С появлением человека эволюция стала целенаправленной, Она ведет к созданию сверх-жизни, ноосферы (сферы разума) вокруг Земли.

Философская антропология стремится к получению цельного знания в отличие от науки, которая познает, расчленяя объект исследования (эмпирически или теоретически), а потому получает знание фрагментарное. Опираясь на способность человека к озарению, интуитивному "схватыванию" целого, антропология надеется избежать этого недостатка.

Постарайтесь найти ответы на приведенные вопросы:

 

1. Что такое философская антропология?

2. В чем специфика античного понимания человека?

3. Что такое космоцентризм?

4. Что такое антропоцентризм?

5. В чем суть трудовой теории происхождения человека?

6. Почему А.Шопенгауэр определяет человека как "больное животное"?

7. Какие основания считать эволюцию направленной, одухотворенной?

8. В чем загадка происхождения человека?

9. Что понимается под социальным и биологическим в человеке?

10. Что такое духовность?

11. Что такое экзистенциальные проблемы?

12, В какой мере деятельность человека свободна?

13. В чем особенность религиозного понимания смысла жизни?

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Личность и свобода | Контрольные работы по философии

Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 990; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.