Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ

Читайте также:
  1. POS-материалы
  2. Аттестационно - педагогические материалы
  3. Волокнистые материалы. Натуральные волокна. Лен.
  4. Все органические полимерные материалы являются горючими веществами и термопластичеными - способность размягчаться под действием тепла после формования изделия.
  5. ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ И КРОВЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
  6. Гипсоволокнистые материалы. Применение. Искусственный мрамор.
  7. Глава 2 . Аморфные оптические материалы .
  8. Глава 4 . Оптические материалы со специальными свойствами.
  9. Гнутая и плетеная мебель, ее конструкции, особенности и материалы.
  10. Горючие вещества и материалы

Тема 1. .СУЩНОСТЬ ПОНИМАНИЯ СПЕЦИФИКИ ИСКУССТВА

Понимание специфики искусства, как развивающей системы, связано, прежде всего, с пониманием сущности художественного образа. Теоретический анализ философской и эстетической литературы позволяет рассматривать его как специфический, присущий только искусству, способ отражения действительности в конкретно-чувственной форме.

В эстетике художественный образ – это «специальная для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника». [81, 179]. Он представляет собой « творческий синтез общезначимых, характерных свойств жизни, духовного «я» человека, обобщение его представлений о сущностном и важном в мире, воплощение совершенного, идеала, красоты» [80, 79]. Содержание художественного образа включает в себя не только отражение действительности, но и отношение к ней художника. Это отношение выражают категории чувственного и абстрактного, эмоционального и рационального, субъективного и объективного.

В программах обучения для начальных школ художественный образ рассматривается в сочетании глубокой мысли с яркостью изображения и отношением художника к изображаемому.

В.Г. Горецкий, Л.В. Занков, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Н.А. Терентьева определяют его как «специфический сплав конкретно – чувственного и абстрактного, общего и особенного» [73, 5]. Такое органическое слияние образного, индивидуально неповторимого и абстрактного, общего, достигается путем сложной аналитико-синтетической и ассоциативной переработки различных наблюдений, материалов, фактов всего жизненного опыта, размышлений. В этой связи художественный образ обладает универсальными возможностями в передаче разнообразной информации в слове, звуке, цвете, движении. Чувства человека создают множество эстетических характеристик объектов, их эмоциональный смысл. Яркие образные примеры расширяют сенсорное и эмоционально-смысловое поле личности. Рациональный компонент позволяет выявить общее, существенное, т.е. мыслить, по мнению В.С. Библера, «не значениями, но смыслами» [11,308]. Интуитивный компонент нередко открывает свойства объектов, связанные с опережающим отражением, предвидением. Этот процесс происходит благодаря обобщению чувственного опыта ребенка, творческого переосмысления действительности, ассоциативности. Ассоциации возникают тогда, когда учитель предлагает детям выбрать литературно-художественные примеры, иллюстрирующие определенные состояния человека и природы. Они являются существенным компонентом творческого мышления человека, создающего уникальность и неповторимость художественного образа. «Одна и та же тема может быть воплощена многими художниками, но в каждом отдельном случае результат творчества будет непохож на все остальные по форме и содержанию, по воплощенному в нем индивидуализированному художественному образу». [18, 3].

Художественный образ не просто отражает, но обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем, случайном –– существенное, вечное. При всей своей уникальности и неповторимости художественный образ, тем не менее, представляет собой устойчивое построение. В художественном образе различают, несколько сторон. «Первая – это внешняя материальная форма: человеческая речь, звуки, цвета, пластические массы и т. д. Затем внутренняя, воображаемая, конкретно–чувственная форма – это вся система предметно–изобразительных деталей, ритм, интонация. И, наконец, композиция, т. е. взаиморасположение деталей художественной формы художественного образа – внутренней и внешней» [6, 10].

Таким образом, художественный образ представляет образ действительности, преломленный через специфику конкретного вида искусства. Поэтому понимание младшими школьниками смысла и значения художественного образа выступает в качестве основного и главного компонента учебно-воспитательного процесса.

Специфика художественного образа определяется его двоякой природой. С одной стороны, он является результатом деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с неограниченными духовными запросами, его целенаправленной активностью. С другой стороны, в художественном образе достигается творческое преображение реального мира: мира, красок, звуков, слов. Отражение в нем действительности не следует сводить ни к односторонности процесса познания субъектом объекта, ни к абсолютизации субъекта как творческой личности. Обе крайности приводят, как правило, к вульгаризации процесса понимания художественного образа. Только их взаимодействие является необходимым принципом отражения искусством действительности. Все богатство форм художественного мышления определяется богатством форм творческой деятельности и практики. Следовательно, в процессе обучения младших школьников следует делать акцент не только на специфику художественно-познавательной деятельности, но и на опыт практической, эмоциональной и творческой деятельности младшего школьника.

Исходя из основных видов деятельности, мы выделяем четыре основные функции понимания младшими школьниками художественного образа:

1) познавательная;

2) воспитательная;

3) гедонистическая;

4) коммуникативная.

Создание художественного образа невозможно без познания действительности, следовательно, одной из важнейших его функций является познавательная.

Познание младшим школьником искусства представляет особую форму отражения действительности. Его результатом является знание, преломленное через отношение и переживание художником действительности, с одной стороны, и отношение воспринимающего, с другой стороны. Педагогическое значение познавательной функции искусства и понимания художественного образа заключается в том, что познание является определенной ступенью эстетического освоения действительности. Оно приобщает детей к основам художественно-эстетических знаний, расширяет кругозор и, благодаря эмоциональной насыщенности, раскрывает важнейшие процессы духовного мира младших школьников в процессе знакомства с искусством.

Восприятие созданных ранее художественных образов расширяет знания ребенка о человеческой жизни. В произведениях искусства младший школьник встречается с оценочным познанием. Оно связано с получением определенного знания, благодаря которому факты и процессы действительности приобретают эмоциональную окраску и осознаются с позиций категорий прекрасного, безобразного, комического, трагического и выразительного. Художник не просто копирует факты, не только обобщает определенный образ, но и выносит художественный приговор. Его оценка переосмысливается через призму классовых, социальных, эстетических идеалов, индивидуально-психологических особенностей личности. Школьник, воспринимающий искусство, познает художественный образ в зависимости от авторского осмысления и личностного опыта.

Другой основной функцией искусства является воспитательная, назначение которой состоит в формировании ценностных ориентаций личности. Воспитательное воздействие художественного образа на ребенка осуществляется не силой логического убеждения, не наглядными примерами, а целенаправленным расширением реального жизненного опыта школьника, возможностью испытать и пережить то, что не произошло в реальной жизни. Неоднократное воздействие художественных произведений на личность младшего школьника является необходимым условием формирования моральной рефлексии и позволяет ребенку приобщиться к нравственным моделям человеческого поведения.

Понимание высокой социальной значимости гедонистической функции художественного образа опирается на такие современные психологические теории личности, как самоактуализации и самовыражения личности (А. Маслоу, К. Рождерс, Э. Фромм). Стремление к эстетическому наслаждению всегда осмысливается в соответствии с общественной жизнью и накоплением эстетических представлений о природе, что определяет отношение младшего школьника к действительности. По данным К.Э. Изарда, радостные переживания способствуют эмпатии и альтруизму, повышают продуктивность когнитивных процессов, способствуют креативному подходу к решению различного рода проблем [27, 177].

Последняя функция художественного образа - коммуникативная. Являясь носителем не только духовного содержания, но и целой системы художественных символов, искусство служит средством общения. Для отдельно взятой личности важно осмыслить то, что дал человечеству гений А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, И.И. Левитана и др., стать с их помощью умнее, духовно богаче. Роль художественного образа как средства общения заключается в том, что:

- язык искусства доступен пониманию всего человечества;

- эмоциональная насыщенность художественного образа позволяет глубже проникнуть в души людей;

образ в искусстве способен объединять людей на таком духовном уровне, который не подвластен языковой и другой кодовой коммуникации [18, 22].

В ходе реализации данной функции происходит установка на альтернативное видение мира. Различные точки зрения расширяют смысловую сферу личности, позволяют сделать выбор, приводящий к внутреннему удовлетворению, передать другим личностный смысл произведения.

Таким образом, реализация познавательной, воспитательной, гедонистической и коммуникативной функций в искусстве позволяет формировать обобщенные представления о той действительности, которая отражена в художественном образе и наполнена определенным смыслом.

Художественный образ представляет собой пересечение предметного и смыслового рядов. Цель художественного образа – достичь наивысшего смыслового напряжения между двумя полюсами. Такими полюсами являются «репрезентативный отбор» и «принцип ассоциативного сопряжения». К первому тяготеет художественный образ в изобразительных искусствах (реконструкция предмета с упором на одни его признаки за исключением других), а ко второму – художественный образ в выразительных искусствах (иносказание в поэзии, контрапункт в музыке). Открыть законы художественной формы возможно через постижение средств художественной выразительности младшему школьнику помогает знакомство с произведениями различных жанров. В ходе работы над художественным образом он делает открытие, что каждый уровень «служит формой для более высоких и содержанием для нижестоящих уровней, и в произведениях различных жанров может выступать, то, как главный, то, как второстепенный уровень» [47, 26].

Смысл трактуется как отыскание «природного» в человеке и самой природе. Он относится и к сфере сознательного, субъективного, и к сфере бытия. Смысл у Э. Гуссерля выступает в качестве полноты значений предмета и определяется через описание его актов. Г. Шпет характеризует его как определение квалификации предмета, относящееся к содержанию. Его существенными характеристиками являются предметная и жизненная соотнесенность (смысл чего-то по отношению к чему-то). В нашем исследовании смысловая емкость образа проявляется в духовно-ценностном, социальном, культурно-гуманистическом и эмоциональном опыте ученика. Он связан с двумя блоками информации. Первый блок позволяет проследить все линейные связи в воспринимаемом образе. Второй – включает информацию, используемую младшими школьниками для осознания своего индивидуально-личностного опыта. Информация выступает здесь как элемент, материал и объект. Примером служит знакомство детей с отечественной и зарубежной поэзией. Благодаря слову происходит глубокое проникновение в действительность, осуществляются связи с духовными и социальными проблемами времени, обновляются эмоциональные и интеллектуальные переживания юных читателей. Талант художника помогает ему найти из тысяч хранимых его памятью слов одно, единственно верное и нужное для воплощения творческого замысла, искусно вплести в словесную ткань [22].

Значениев эстетике определяется как обобщающая форма отражения субъективного опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения. Оно существует в виде понятий, определенных в схемах, языке, символических образах, и состоит из компонентов, включающих определенные семантические признаки. Выраженное в слове значение содержит образ мира. По мнению А.Н. Леонтьева, оно в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания. В функциональном смысле значение выступает как единство познавательной и коммуникативной функций в искусстве. Таким образом, значение является сложным иерархически организованным образованием. В нем кристаллизуется опыт деятельности, общения и мировосприятия. Различают операционные, предметные и вербальные значения. Операционные значения связаны с биодинамической тканью, предметные – с чувственной сферой, вербальные – преимущественно со смыслом. Смысл и значение образа требуют понимания его идейно-ценностного содержания. М.М. Бахтин рассматривает смысловое значение как свойство представлять, фиксировать определенные стороны, черты, характеристики обозначаемого объекта, определяющие область приложения знака… то, что понимает человек, воспроизводящий данный знак [7].

Исходя из особенностей художественного образа, понимание его смысла и значения занимает ведущее место в познании.

В философской и психолого-педагогической литературе понятие «понимание» рассматривается по-разному: как понимание процессов, явлений объективного мира и человеческих отношений и как понимание содержания знания о процессах и явлениях объективного мира и человеческих отношениях. Нас интересует один из аспектов второго вида понимания: содержание знаний, зафиксированных в художественных образах произведений искусства, изучаемых в начальных классах.

Современные исследователи рассматривают понимание художественного образа: а) как раскрытие сущности изучаемого (Н.А. Менчинская, А.А. Смирнов, И.Ф. Харламов), б) установление и осознание связей и отношений (Я.А. Микк) Определенный интерес для изучаемой проблемы представляют взгляды С.С. Гусева и Г.Л. Тульчинского, которые связывают понимание с осмыслением, В.А. Онищук вычленяет три уровня понимания, названные им уровнями осознания, осмысления и озарения. На уровне осознания происходит раскрытие содержания отдельных терминов. Это самое общее представление о фактах. Понять смысл и значение образа на этом уровне значит привести его в соответствие с личным, чувственным опытом, сопоставить видимое, слышимое с тем, что уже известно об изучаемом явлении, предмете. Для В.А. Онищука осознание, в основном, сводится к узнаванию, а также к пониманию частей целого и элементов знаковой системы. На уровне осмысливания образа, составляющим «теоретическую фазу понимания», происходит раскрытие внутренней сущности объектов и различных связей между ними (причинно-следственных, временных, функциональных). Для третьего уровня понимания характерен миг озарения или «инсайд». Но такая трактовка затрудняет коррекцию процесса понимания художественного образа младшими школьниками.

Понимание образов С.П.Баранов рассматривает как «понимание моделей». В сознании школьников во время понимания идет перестройка, перегруппировка, преобразование моделей. Тем самым проявляется деятельностная природа понимания [6]. Понимая образ произведения, ученик получает знания в результате изменения не самих объектов, а изменения их моделирования субъектом, т.е. модель преобразуется в сознании.

Понимание смысла и значения художественного образа произведения младшими школьниками имеет свои особенности. Оно связано с формой передачи и воплощения мысли автора, его духовной культуры, эстетическим отношением к языковым возможностям искусства. В учебном процессе важным становится рациональное использование ресурсов предметов эстетического цикла, уточнение сложившихся методических понятий и подходов к пониманию художественного образа Теоретическими основаниями понимания смысла и значения образа произведения являются:

1. Концепция языковой личности (Ю.А. Караулов). Понимание смысла и значения образа он связывает с содержанием и выражением при восприятии текста, с выбором и оценкой языковых средств выразительности [31].

2. Рассмотрение текста произведения как сложной многоуровневой структуры, состоящей из разнообразных эстетически значимых элементов, основными среди которых являются содержание и форма (В.С. Библер, В.В. Виноградов, Д.Б. Кабалевский, Г.Н. Кудина, Б.М. Неменский З.Н. Новлянская.)

В искусстве понимание смысла и значения образа раскрывается и как результат, и как процесс, в котором важное значение имеет работа с текстом. Понимание художественного текста требует от младшего школьника умения размышлять, анализировать. Оно предполагает определенный уровень эстетической культуры. Реципиент не только воспринимает произведение искусства, но и творит его в своем воображении. Поэтому восприятие школьника должно быть адекватным авторскому замыслу. Сложность понимания авторского текста связана с тем, что младший школьник не обладает жизненным опытом и знанием. Он переносит свои житейские впечатления на художественный образ, что затрудняет понимание идейно-художественного содержания произведения. В тексте фиксируются и описываются не только события, но и реакции на них, переживания и отношения. Составители педагогической энциклопедии выделяют следующие уровни понимания учащимися повествовательного текста: первый уровень, характеризуется тем, что многие моменты текста не отражаются в сознании учащихся, изложение фактов подменяется выражением эмоционального отношения к ним; второй уровень – определяется тем, что элементы текста располагаются в один ряд, главное не отделяется от второстепенного; третий уровень связан с полнотой охвата содержания текста, выделением взаимосвязи и последовательности его частей, основного, иногда скрытого, смысла нового содержания [52,454]. Для полноценного понимания образа произведения необходимо учитывать специфику предмета, средств художественной выразительности и их роли в обогащении опыта детей.

В зависимости от специфики понимания искусства важное смысловое значение приобретает егоязык, рассматриваемый как «совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания художественного образа, т.е. избирательно-выразительных средств» [72,43]. Элементы языка искусства обладают не конкретно-понятийным значением, а лишь возможностями, предпосылками образного значения. Представляя собой «сырьевой материал», изначально содержащий мировидение, он порождает определенное содержание.

Семантическая сущность образов-символов раскрывается в соответствии системы знаков, отражающей определенные смыслы. При изучении младшими школьниками произведений русских писателей семиотический анализ проводится в трех плоскостях:

1) семиотической (реальность выражается в определенной системе знаков-символов); 2) синтетической (характеризующейся цветовой гаммой, слуховыми ассоциациями, используемыми для передачи содержания) 3) коммуникативной (предполагающей воздействие знаков на восприятие образа).

Передача смысла и значения произведения искусства происходит в зависимости от выразительности, пластичности, смысловой емкости и иносказательности художественного языка. Понимание идеи произведения связано с образным мышлением и предусматривает выбор определенных средств выразительности.

Выразительность и пластичность языка позволяют одними и теми же средствами выразить различные смысловые значения образа. Они связаны с такими чертами реальных предметов и явлений, которые непосредственно воспринимаются нашими органами чувств как эмоционально окрашенное выражение сущности этих предметов и явлений.

Передавая натуру во всех деталях на уроках изобразительного искусства, младший школьник делает акценты на красоте линий при передаче формы и на особенностях цвета. Пластичность языка у него связана с тем, что он не всегда видит то, что отразил автор. Один и тот же объект, раскрываемый в разные времена года, имеет разные смысловые значения, одно и то же произведение в разные эпохи также по-разному осмысляется, т.к. люди ищут в художественных образах смысл, обращенный к своему времени.

Результатом такой работы является выделение младшими школьниками структурных компонентов художественного языка и отношений, существующих между ними.

Язык искусства глубже постигается благодаряречи,в которой сливаются абстрактное значение слов и личностный смысл. Речь и язык искусства принимают форму высказывания, которое в дальнейшем становится эстетическим суждением. Оно характеризуется тремя основными качествами: предметно-смысловой исчерпанностью, речевым замыслом и типично композиционными жанровыми формами. Благодаря этому, по мнению М.М. Бахтина «мыслительная интенция оформляется в законченную мысль» [7] и обеспечивает понимание. Формы высказываний гибче, пластичнее и свободнее форм языка.

Речь, язык и сознание взаимосвязаны между собой. Именно благодаря речевому высказыванию сознание становится действенным. Во внутренней речи оно предстает как внутренний монолог или диалог с воображаемым собеседником. Затем оно включается в процесс интеграции «той превращенной формы, которая стоит за текстом (Там же).

Язык искусства реализуется в процессе восприятия искусства и творчества. Творческая активность характеризуется не только включением сознания, но также подсознания.

Эстетическая ценность является определяющим признаком художественного текста, а речевая деятельность по его восприятию и созданию - деятельностью эстетической. Автор раскрывает смысл и значение образа с помощью языковых и композиционных средств. Читатель, слушатель, зритель актуализирует формальные и содержательные элементы текста, отбирая для себя наиболее значимые. Л.С. Выготский рассматривает любое произведение искусства как систему раздражителей, специально организованных таким образом, чтобы вызвать эстетическую реакцию [19, 32]. Эта реакция возникает благодаря взаимодействию автора и реципиента. Она представляет взаимосвязь объективного и субъективного, художника и читателя, зрителя и слушателя. Понимание смысла и значения художественного образа младшими школьниками предполагает три стадииразвития. Первая стадия - взаимосвязь восприятия с областью значений. Чтобы воспринять зрительные образы, их нужно истолковать. При этом эмоционально-личностный смысл образа предшествует его чувственному переживанию. Таким образом, в восприятии происходит поиск стимулов для деятельности мозга. Эмоционально-деятельностная сфера пропускает лишь определенные стимулы. С одной стороны, в образе сливаются смысл и переживание, с другой - происходит порождение и изменение смысла в самих понятиях. Вторая стадия – понимание образа произведения как логической целостности эмоций и смыслов и оперирование ими. В процессе такой работы образ начинает выполнять семантическую функцию. Это достигается через воплощение отношений и связей в пространственно-временной структуре, трансформациях и динамике художественного образа. Образное мышление младшего школьника включает и промежуточное звено- интеграцию всего прошлого опыта. Происходит сознательное оперирование данными элементами образа, которое предполагает интуитивные процессы, воображение, анализ и синтез. Третья стадия – понимание смысла и значения основной идеи произведения в процессе обобщения художественного образа и наполнения его личностным смыслом. Этот процесс предусматривает определение: а) предметного знания, которое связано с изложением событий, изменением внешних сторон и связей объектов и явлений; б) отношение автора к изображаемому, мысли и чувства, которые он хотел передать; в) своего понимания и точки зрения на воспринятое. Поэтому важно выделить различные компоненты знаний, связанных с художественным образом (предметные, идейно-смысловые, пространственно-временные).

Предметное знаниехарактеризуется тремя основными чертами:во-первых, оно связано с реальностью, оригиналом, которые легли в основу художественного отражения; во-вторых, содержит информацию о художнике как субъекте; в-третьих, соответствует социокультурной среде, в которой художник формировался как личность. Если преобладает первая черта, то произведение относится к художественной документалистике (фильм, повесть, портретная живопись). Когда большаячасть посвящена автору, то это автобиографическое произведение. При доминировании социальных черт его причисляют к социальному жанру (философский, бытовой, исторический). Эти три компонента дают возможность представить целостную модель предметного знания.

Идейно-смысловое знание представляет собой совокупность взглядов, которые создают идейную целостность произведения. Так, идея Всеединства раскрывается у М.М. Пришвина через идею космического ощущения целостности мира и активной роли творящего сознания. В центре его – человек, «та точка, от которой проводится множество лучей во все стороны». Без любви к природе, родному краю человек утрачивает человечность, гармонию. Именно любовь является той силой, которая соединяет мир в единое целое. Красота и любовь являются центральными в творчестве писателя.

Пространственно-временное знание связано с динамикой образов, действий героев в определенных временных и пространственных обстоятельствах.

Всю информацию о понимании смысла и значения образа мы условно разделили на фигуративную, символическую и поведенческую.

К фигуративному содержанию информации относят наглядно-образную, когда субъект оперирует образами восприятия и памяти, выделяет цвет, форму, движение, звуки. Его ощущения связаны с оригиналом.

Символическая информация имеет дело с заменителями предметов – знаками, буквами, нотами, т.е. способствует познанию модели.

Семантическое содержание охватывает вербальные идеи и понятия. В фокусе внимания находится смысл, передаваемый с помощью слов или изображений.

Поведенческое содержание связано с условными объединениями чувств, настроений, желаний, мыслей и их взаимоотношений.

Таким образом, понимание смысла и значения художественного образа произведения возможно с помощью целостного анализа. Этот процесс включает в себя умения: а) воспринимать средства художественной выразительности языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; б) отбирать и использовать аналогичные изобразительно-выразительные средства в творческой деятельности; в) определять авторское отношение к объекту; г) иметь понятие о многозначности средств выразительности; передавать свое отношение к объектам; видеть логику развития произведения, его композицию и идею.

Ценностный смысл отражения действительности с позиций эстетического идеала является высшим регулятивным и оценочным принципом. Он формируется в конкретно-чувственном образе под влиянием созерцания объектов и связан с оценкой, осуществляемой с помощью определенных критериев на основе духовно-эстетических категорий. Уже на сенсорном уровне мышления происходит фиксация определенных свойств объекта, которые в то же время и оцениваются. Эти оценки проявляются в восприятии, представлениях, ассоциациях ребенка. Благодаря им происходит обогащение эстетического, духовного, интеллектуального опыта и сознательное использование его. Большое влияние на них оказывает установка на приятное, гармоничное, выразительное, вызывающее удовольствие, благодаря которой происходит настройка неконтролируемых сознанием процессов на поиск определенного объекта.

Установка на “выразительное” предполагает более сильное воздействие, чем “приятное”. Она требует подчеркнутой контрастности объекта, его динамичности, напряженности, интенсивности. Все это создает психофизиологическую основу понимания смысла и значения художественного образа произведения.

Существенным моментом ценностно-смыслового контекста в искусстве является “вживание в предмет художественного видения, видение изнутри его собственного существа” (М.М. Бахтин). Затем следует момент объективизации, то есть новое понимание предмета художественного видения и возвращение на свое место. Если бы возврата не происходило, ребенок переживал бы чужое горе, как свое собственное. Оба эти процесса взаимно проникают друг в друга. В результате реальный план становится художественной ценностью, выражением авторского замысла. Художественное видение произведения искусства выполняет две функции: направляет вживание и дает ему завершение. Оценка в данном случае базируется на отражении и в то же время является его формой. Следует учитывать, что младший школьник еще не противопоставляет себе весь окружающий мир как некое « не я», поэтому ему легче перейти невидимую черту, отделяющую его от мира. Для детской логики характерны: а) синкретизм – тенденция связывать «все во всем»; б) анимализм (всеобщее одушевление) – наделение предметов и объектов реального мира характером, душой; в) артификализм – понимание природных явлений по аналогии с деятельностью, суждение о внутреннем мире другого по аналогии с собой. Все это делает их открытыми для сопереживания и рождает потребность выразить сокровенные чувства в слове. По мнению А.А. Мелик-Пашаева, именно «этот опыт расширенного самосознания и самоощущения порождает глубинную личностную потребность в возобновлении, обогащении, осмысливании подобных переживаний» [47, 17]. При работе над образом необходимо показать младшим школьникам, что важно стремиться не к оригинальным высказываниям, а к умению точно выразить свои мысли, впечатления и эстетические переживания.

Понимание младшими школьниками смысла и значения художественного образа носит диалогическийхарактер. Диалог раскрывает объект природы «как выразительное и говорящее бытие» (М.М. Бахтин), существующее как бы во втором лице, как «некоторое ты, когда ребенок узнает нечто не про него, а от него». Вчера эта река при открытом небе перекликалась со звездами, со всем миром. Сегодня закрылось небо, и река лежала под тучами, как под одеялом, и больше с миром не перекликалась – нет! И вот тут я узнал в реке мысль о себе, что не виноват я тоже…»[7, 28]. В этом специфическом диалоге учащимся открываются различные состояния природы, отражающиеся в душе самого героя. С другой стороны, в этом отрывке проявляется потребность человека сделать доступным для других свои мысли и переживания. Происходит духовное постижение мира. Этот процесс требует соотнесение понятий: «Я», «Другой».Диалогичность в понимании и постижении младшим школьником художественной картины природы выступает как форма общения, в которой голос каждого выражает свои представления о мире и является важным для всех. Такой подход требует самостоятельности и мыслительной активности, индивидуальности и творческого подхода к выполнению заданий от каждого ребенка. В диалоге важно уяснить, в каком отношении находятся герой и природа: «Я-Ты», «Я-Он», «Я-Мы». «Я» - включает все духовно-нравственные переживания героя. «Ты»- духовно близкий друг. «Он»- враг. «Мы»- единомышленники. Основой этих отношений является добро, зло, вера, любовь, счастье, горе.

Таким образом, выделенные особенности понимания смысла и значения художественного образа обуславливают особую значимость сопереживания и самовыражения учащихся в формировании индивидуального видения мира.

Из вышеизложенного следует:

1. Важность выделения основных компонентов в понимании смысла и значения художественного образа, позволяющих понять одну из существенных сторон специфики художественного произведения;

2. Актуальность использования различных способов воздействия чувственного образа и понятия на понимание смысла и значения произведения искусства;

3. Функционирование элементов речи и языка, обеспечивающее изучение особенностей протекания процессов понимания смысла и значения образа как интегрированного качества личности.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ИЗОБАРНОЙ ТЕПЛОЕМКОСТИ ВОЗДУХА | Тема 2. ЗНАК В ПОНИМАНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ИСКУССТВА

Дата добавления: 2014-11-14; просмотров: 342; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.